Творчество Никиты Михалкова на примере фильма "Раба любви"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:23, реферат

Описание работы

Фильмы Никиты Михалкова хорошо узнаваемы. В каждом чувствуется рука мастера. Отличает их: юмор, свобода повествования, правильно расставленные акценты, желание заглянуть в суть человеческой натуры, игра на контрастах между словами и поступками героев, легкость. Его фильмы трогают до глубины души, благодаря своей простоте, в каждом герое можно узнать простого человека, примерить на себя его роль. Михалков раскрывает психологические проблемы людей, через острые социальные проблемы.

Содержание работы

1. Режиссерский стиль Никиты Михалкова 3
2. Фильм "Раба любви" 4
3. Человек, которому в рамках тесно 6

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по искусству и СМИ.docx

— 38.53 Кб (Скачать файл)

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

_____________________________________________________________________________

 

 

 

Творчество Никиты Михалкова 

на примере  фильма «Раба любви

 

Реферат по курсу Искусство и СМИ

 

Выполнила: студентка 4 курса

Факультета журналистики, з/о

Кондратьева Татьяна

Проверила: Мясникова

Марина Александровна

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

Оглавление

1. Режиссерский стиль Никиты Михалкова 3

2. Фильм "Раба любви" 4

3. Человек, которому в рамках тесно 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Режиссерский стиль Никиты Михалкова

Я не хочу быть понятным, я хочу быть понятым.

(Никита  Михалков)

Фильмы Никиты Михалкова  хорошо узнаваемы. В каждом чувствуется  рука мастера. Отличает их: юмор, свобода  повествования, правильно расставленные  акценты, желание заглянуть в  суть человеческой натуры, игра на контрастах между словами и поступками героев, легкость. Его фильмы трогают до глубины души, благодаря своей  простоте, в каждом герое можно  узнать простого человека, примерить  на себя его роль. Михалков раскрывает психологические проблемы людей, через острые социальные проблемы.

Особый стиль прослеживается и в первых работах Михалкова  "...А я уезжаю домой" – фильм, снятый им на третьем курсе режиссерского факультета. «Во ВГИКе картина вызвала скандальную реакцию - меня за нее чуть было не исключили из института, но, несмотря на все связанные с ней неприятности, до сих пор отношусь к этой работе с огромной любовью и порой мне думается, что это лучшая из всех картин, какие я снял...»1

Дипломный фильм "Спокойный день в конце войны" «Меня и здесь интересовали не драматургические коллизии, а человеческий характер в них проявляющийся. Вообще именно это мне кажется принципиально важным, главным в искусстве: характер взаимоотношений и взаимоотношения характеров»2. Михалков подчеркивает важность отражения авторской позиции, раскрытие неповторимости человеческих характеров.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Фильм "Раба любви"

На первый взгляд, перед нами режиссер, который все время ест, пьет и  занимается какими-то пустяковыми делами, все время, переживая о своем  весе: «Есть хочется, худеть хочется».  Взбалмошная, капризная актриса, которая не желает «работать в таких условиях». Оператор, который не снимает, прикрываясь тем, что кончилась пленка. Сюжет кажется комичным. Действие похоже на фарс, вызывающий смех у зрителя. Однако не все так просто как кажется. Эти люди, стараются удержать на плаву, утонувшую лодку их мира. Они живут, в своем мирке, не желая замечать того, что творится вокруг, продолжая (пытаясь) жить своей жизнью. А вокруг – гражданская война. Главная героиня фильма – Ольга Вознесенская – любимица зрителей, ее осыпают цветами и носят на руках. Под завесой легкомысленности, сентиментальности, скрывается сильная личность, она "прожила слишком много чужих женских жизней, чтобы её мог обмануть мужчина". Парадокс заключается в том, что она одна, являясь актрисой, не желает притворяться, заявляя: «Господа! Все, что мы делаем это ужасно, глупо» ее душа жаждет любви – светлой, чистой, искренней. И она приходит к ней в виде романа с оператором Потоцким – большевиком, тайно снимающим зверства белогвардейцев в Крыму. Она оказывается перед самым сложным выбором в своей жизни. Фильм во многом символичен: и внезапно начавшийся, бушующий ветер, в то время, когда Потоцкий объясняет Ольге: «Милая, я знаю, вы хотите жить в привычном и приятном для вас мире. Но его уже нет, он схвачен за горло, схвачен намертво!», белый шарфик, унесенный в рощу Ботанического сада, фразы, якобы, ненарочито брошенные друг другу. Конец должен был разрешиться. Разгадка ясна и очевидна. Время победит человеческую любовь. Она оказывается не к месту, не ко времени. Ольга просит подождать Потоцкого, чтобы она привыкла к этому чувству. Но жизнь не ждет, она неумолимо летит вперед, и Виктор погибает на ее глазах.

В этой  картине Михалков ставит вопрос: что есть искусство? В чем смысл творчества и долг художника? Не смотря ни на что, пусть даже под угрозой смерти, показывать правду? Или сладкую ложь, игру, фарс?

 «Господи, как же замечательно заниматься делом, за которое могли бы убить или посадить в тюрьму, как же я бы хотела сделать что-нибудь такое, за что меня бы могли посадить в тюрьму, сделать что-нибудь нужное, чтобы мир вертелся вокруг…», - говорит Ольга Вознесенская.

В конце Александр Калягин задает главный, на мой взгляд, вопрос: «Живем ли?» Изолировав себя от борьбы, эти  люди оказываются, изолированы от живой  жизни, от истории, от судьбы своей страны.

« Бессмысленно рассматривать "Рабу любви" как картину историко-революционную - в этом качестве она не выдерживает критики. Это мелодрама. В свое время название этого жанра было скомпрометировано множеством сентиментальных лент, сделанных с сугубо коммерческими целями. Но сам по себе жанр в этом неповинен, у него, как и у любого жанра, есть свои возможности и ограничения - нужно просто знать, чего от него можно требовать и чего нельзя.

По сценарию героиня погибала, взрывалась вместе с трамваем. Для  съемок этого кадра был даже уже  сделан специальный вагон, который  на глазах у зрителя должен был  разлететься на куски. Но потом мы поняли, что наша героиня не должна погибать на глазах у зрителя. Иначе  не могла бы возникнуть легенда об Ольге Вознесенской, прекрасной героине  немого экрана. Она должна была исчезнуть, как бы раствориться. Да, конечно, мы все равно подразумевали, что  она погибает. Но у зрителя должна была остаться - наивная - надежда на то, что она, вопреки всему, жива».

Фильм «Раба любви» сегодня  известен широкой публике, картина  рассказывает о жизненном пути звезды немого кинематографа, а начал снимать  фильм другой режиссер – Хамдамов.  
Картина имела иное название – «Нечаянные радости», но съемки были остановлены из-за ряда проблем, которые нередко возникают в каждой профессии. Однако фильм должен был увидеть свет, во что бы то ни стало, так как снималась она в объединении Чухрая, в «Мосфильме», деньги были вложены, и доводить начатое до финала было просто необходимо.  
После того, как картина была «передана на поруки» молодому, но перспективному Никите Михалкову, она обрела второе дыхание и новое имя. Именно Михалков подарил фильму чувство стиля, оригинальный, запоминающийся юмор, некую пикантность и остроту.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Человек, которому в рамках тесно

Имя «Никита» происходит от греческого слова "побеждать". И Михалков, вот уже 50 лет, с картины «Я шагаю по Москве» (1963), его актерской работы,  доказывает, что он победитель.  
«Сибирский цирюльник», вышедший на экраны в 1998 году, первым среди российских фильмов установил рекорд кассовых сборов, сопоставимых с голливудскими. Потом Никита Сергеевич взял паузу. Почти на десять лет. Не снимая фильмы, он продолжал заниматься своим делом. Несмотря на ропот и свист коллег, оставался у руля Союза кинематографистов. Поднял на принципиально новый уровень Московский кинофестиваль и, пользуясь международной славой, заманил на него настоящих звезд, а не вышедших в тираж былых кумиров. Осуществил несколько телевизионных проектов, среди которых особое место занимают документальные картины «Мама» и «Отец». Блистательно сыграл в «Жмурках» и «Мне не больно» Алексея Балабанова – режиссера совсем другой эстетики.

Отдельный разговор – о Фонде культуры. Михалкову, который возглавляет его уже 15 лет, приняв эстафету у академика Лихачева, принадлежит идея создания в Донском монастыре некрополя белоэмигрантов, куда перенесены из-за рубежа останки генералов Деникина и Каппеля, философа Ильина, писателя Шмелева. Наконец, он продюсировал в своей студии «ТРИТЭ» ряд лент по романам Бориса Акунина, телесериалы «Пятый угол» и «Остановка по требованию», «72 метра» и «1612» Владимира Хотиненко, «Нежный возраст» и «Анну Каренину» Сергея Соловьева. Где уж тут выкроить время на постановку собственных фильмов – тем более такого масштабного, как «Утомленные солнцем-2». Но проект запущен и стремительно движется к финалу. А в перерыве между его съемками в сжатые сроки были сняты «12». И Михалков повторил то, что однажды уже делал: «Пять вечеров», одна из тончайших по психологическому рисунку его работ, ставились параллельно с «Обломовым». И как тогда ему удалось раскрыть в Гурченко и Любшине новые актерские возможности, так сегодня Михалков показал нам невиданных Маковецкого, Петренко, Гафта. Каждый большой актер, приходя на съемочную площадку к Михалкову, вознаграждается ролью, остающейся и в зрительской, и в собственной памяти. Михаил Ульянов ставил свою работу в фильме «Без свидетелей» вровень с «Председателем». Александр Калягин, изобразивший законченного негодяя в «Своем среди чужих...», спустя несколько лет перевоплотился в пронзительного Платонова из «Механического пианино», человека с глазами раненого зверя.  
При этом «тетке Чарлея» пришлось похудеть почти на 20 килограммов. «Роль Платонова стала переломной, – говорит сегодня Калягин. – Когда я посмотрел черновой вариант фильма, не узнал сам себя. Это был такой удар, что плакать хотелось. Я так привык к своим штучкам-дрючкам, к своим штампам и вдруг смотрю – на экране другой человек.  
Это не Калягин, это не я. Я не привык к тому, что я так двигаюсь, нет моих привычных ужимочек. И ощущение ужаса провала. Меня тогда Никита выручил. Он мне тихо-тихо на ухо: «Запомни, ты сыграл свою лучшую роль!» И все дальнейшее определилось Платоновым».  
Наверное, схожие слова нашлись бы у всех актеров, заново раскрывшихся или нашедших себя на съемках у Михалкова. У Шурановой и Купченко, у Табакова и Бортника. Не говоря уж о покойном Юрии Богатыреве, которого Михалков попросту сделал кинозвездой. За это режиссеру можно простить не видимые, а порой и видимые миру слезы.  
Вспомним, как едва не ушла со съемок «Родни» Нонна Мордюкова. Мало того, что ее, одну из красавиц советского кино, заставили сделать шестимесячную завивку и «обули» зубы в металлические коронки, так Михалков, снимая эпизод пробега Мордюковой по вокзальному перрону, набил ее сумку камнями. Тут уже не диктатура – что за режиссер, если не диктатор, – а сущая тирания. Пришлось потом тирану просить прощения на коленях.  
После показа по ТВ короткометражной ленты «55», приуроченной к полуюбилею Владимира Путина, режиссера упрекнули в верноподданничестве. Не без оснований. Михалков поспешил возразить: мол, вполне нормально, когда один человек поздравляет другого с днем рождения.  
Впрочем, верноподданничество – фамильная черта Михалковых, дворян с пятисотлетними корнями. Куда отчетливее, на мой взгляд, оно проявилось в «Сибирском цирюльнике», где наш герой, облаченный в царский мундир, принимал парад не где-нибудь, а в Кремле. До него туда смог прорваться только Бондарчук.  
И здесь мы, кажется, подбираемся к разгадке того, почему именно Никите Михалкову, а не, скажем, Павлу Лунгину, снявшему хит сезона «Остров», читатели «НИ» отдали пальму первенства. Мы живем в очередную эпоху «большого стиля», и Михалков тяготеет к нему все заметнее. Как и зритель, на которого он всегда ориентировался.  
При том, что лучшие его фильмы сняты совсем в иной стилистике. Да и из актерских работ в нашей памяти остались не образы суперменов и сердцеедов, но слезы доктора в «Механическом пианино» и слезы олигарха в «Мне не больно». Так у нас больше никто не умеет плакать. Это по-русски. Это многое объясняет.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Электронные документы:

1 Липков А.И. 'Никита Михалков' [электронный ресурс]: Союз кинематографистов СССР. Бюро пропаганды советского киноискусства - М., 1981 – Режим доступа: http://istoriya-kino.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st003.shtml (дата обращения: 03.02.2013)

2 Липков А.И. 'Никита Михалков' [электронный ресурс]: Союз кинематографистов СССР. Бюро пропаганды советского киноискусства - М., 1981 – Режим доступа: http://istoriya-kino.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st003.shtml (дата обращения: 03.02.2013)

3 Липков А.И. 'Никита Михалков' [электронный ресурс]: Союз кинематографистов СССР. Бюро пропаганды советского киноискусства - М., 1981 – Режим доступа: http://istoriya-kino.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st003.shtml (дата обращения: 03.02.2013)

 

4 [электронный ресурс]: 08.12.2007 www.peoples.ru (дата обращения: 03.02.2013)

 


Информация о работе Творчество Никиты Михалкова на примере фильма "Раба любви"