Теория и практика журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 16:27, доклад

Описание работы

Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.

Файлы: 1 файл

TEORIYa_I_PRAKTIKA_ZhURNALISTIKI-1605.docx

— 198.98 Кб (Скачать файл)

     В  России 20-е годы ознаменованы взлетом социологических исследований и в области журналистики. В это время появлялись кафедры социологии, был учрежден социологический институт. Изучались письма читателей, состав редакций, условия труда и быта сотрудников, особое внимание уделялось рабкорам. Велось изучение читателей – уровня грамотности, владения языком, и в соответствии с этим рекомендовалось корректировать язык газеты. Но вскоре социология была признана буржуазной наукой, и исследования прекратились. Тоталитарному государству социологическое знание не было нужно.

     В начале 60-х годов наблюдается новый взлет отечественной социологии журналистики. При «Комсомольской правде» создается институт общественного мнения под руководством Бориса Грушина. Изучается общественное мнение, начинаются конкретные исследования аудитории.

     Новый всплеск  социология журналистики   получила с началом перестройки, когда она смогла выйти из-под идеологического давления. Были осуществлены такие проекты, как «Региональная пресса», изучение материалов СМИ как арены политической борьбы, ее участие в процессе демократизации общества.

     Цели  опросных методов: 1) проектирование новых СМИ или реорганизации старых, 2) выявление информационных ниш, 3) отношение людей к различным проблемам, явлениям.

     К разновидностям опроса относят:

1) опрос «face-to-face» - наиболее эффективен, может быть задано большое количество вопросов, однако это самый дорогой из методов опроса;

2) опрос по телефону значительно дешевле; ограничения: некорректно задавать более 10-15 вопросов, вопрос не может быть длинным, вариантов ответов не может быть много;

3) прессовый опрос – размещение анкеты на страницах печатных СМИ; вопросы должны быть максимально примитивными и однозначными; наиболее приемлемый метод при большой рассредоточенности аудитории, минус – низкая возвращаемость, качество исполнения оставляет желать лучшего;

4) почтовый опрос – рассылка анкет по почте; эффективность таких обращений повышается, если они дублируются телефонными звонками.

22. Использование  социологической информации в  редакционной деятельности и  в журналистском тексте.

Источники социологической информации (публикации в специальных журналах, материалы исследовательских центров). Использование результатов исследований для повышения эффективности своего издания. Способы получения собственной социологической информации: экспертный опрос, анкетирование аудитории, экспресс-опросы, рейтинги. Подготовка собственной публикации на основе социологических данных.

 

Социология журналистики. Очерки методологии и практики. – М., 1998. – С. 182–193.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб., 2004. – С. 146–151.

Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. – М, 2004.

 

     Источники социологической информации:

1. Авторы социологических  исследований сами выступают  со статьями или сообщениями  в прессе и других средствах  массовой информации.

2. Данные опросов поступают  в редакции от социологов в  виде «выжимок» или информационных  сообщений, а далее используются журналистами, которые приводят их в тексте либо в собственной интерпретации, либо почти дословно.

3. Социологи проводят пресс-конференции  — либо сами, либо вместе с  заказчиками исследования. При этом  может распространяться краткий отчет и изложение результатов анализа (пресс-релиз), а при их отсутствии — информация о социологических данных записывается журналистами со слов авторов исследования. Далее она приводится журналистами в собственном изложении.

4. Редакции получают пресс-релизы  из органов власти либо от  фирм, по чьему заказу проводились  исследования, в изложении не  самих исследователей, а сотрудников  фирмы-заказчика. Далее журналисты  приводят эти пресс-релизы дословно  со ссылкой на источник информации  либо в собственной интерпретации.

5. Представители средств  массовой информации могут и  сами заниматься поиском социологических  данных, используя для этого специальную периодическую литературу, книги, дайджесты и т. п. В данном случае критерии отбора информации и способ подачи ее лежат в основном на совести журналиста.

     Работа  журналиста с социальной информацией.

1. Наблюдение для собственных  материалов.

2. Экспресс-опросы.

3. Мониторинг, рейтинги.

4. Публикация данных социологических  исследований.

5. Проведение собственного  исследования для написания материала.

     В настоящее  время журналисты принимают активное  участие в социологическом информировании  аудитории СМИ. Они популяризируют  как свежие представления ученых  о происходящих в обществе  процессах, так и конкретные, имеющие  числовое выражение результаты  исследований, проведенных по определенной  проблематике. Подразумевается, что  при этом журналист придерживается  основных правил публикации социологической информации.

1) В публикации обязательна дата проведенного социологами исследования: читатель или телезритель должен знать, к какому месяцу и году относятся приводимые сведения

2) Указание на метод исследования социологически грамотному человеку способно пролить свет на достоверность полученных результатов. Как следствие, возникает определенная оценка публикуемых в прессе сведений.

3) Указание сведений о выборочной совокупности: чьи мнения или какая совокупность населения изучались авторами исследования – все население города, какая-то профессиональная, демографическая группа, эксперты или только авторы писем в редакцию. Итак, когда в прессе сообщаются результаты какого-либо социологического исследования, то аудиторию необходимо уведомить:

  • о возрастных границах изучаемой совокупности;
  • об области занятий людей, принадлежащих к изучаемой совокупности;
  • о пространственных границах изучаемой совокупности;
  • об объеме выборки, который показывает, на основании анализа ответов какого количества респондентов сделаны выводы. При этом социологи полагают, что минимальный объем выборки должен составлять 700–800 человек.

4) В публикациях должна присутствовать ссылка на исполнителей проекта: исследовательский центр, фирму, отдельного социолога. Требование обусловлено тем, что одним социологическим службам доверяют больше, чем другим, а некоторым вообще в доверии отказано.

     Возможные приемы изложения социологических данных в прессе:

     «В чистом виде» можно опубликовать результаты социологического исследования, если представить их в виде таблиц (диаграмм, рисунков) со следующей структурой построения: вопрос – распределение ответов – комментарий. В таблицах научный материал подается недвусмысленно и доходчиво, с доверием к читателю. За это они и ценятся в аудитории.

     Однако приходится учитывать, что сегодня рисунки и диаграммы в черно-белом исполнении в подавляющем большинстве газет выглядят блекло по сравнению со своими многоцветными аналогами в наиболее респектабельных газетах и журналах. Органичное сочетание иллюстративного материала и комментария предстает наиболее выигрышно в изданиях, использующих передовую полиграфическую технику. Поэтому в большинстве газет, а также в устном изложении на телевидении и радио применяются в основном хорошо апробированные описательные приемы распространения социологической информации.

 

23. Психология  медиавосприятия.

Процесс восприятия, кодирования, хранения и воспроизведения информации. Качества текста, необходимые для привлечения внимания. Основные аудиальные и визуальные субмодальности. Ключевые переменные СМИ, оказывающие влияние на процесс привлечения внимания. Категоризация и эвристика. Основные способы структурирования информации. Ключевые барьеры восприятия массовой информации: географический, исторический, технический, терминологический, сематический, тезаурусный, контрасуггестивный, собственно психологический, резонансный, барьер компетентности, этический, эмоциональный, барьер перегрузки (факторы перегрузки в прессе, на радио, на ТВ). Законы медиавосприятия. Уровни медиавосприятия.

 

Кузин В.Н. Психологическая культура журналиста. – СПб., 1997.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М., 2002.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. – СПб., 2006.

Рощин С.К. Психология и журналистика. – М., 1989.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. – М., 2000.

 

     Самым общим способом работы с социальной информацией является процесс категоризации — отнесение каждого нового воспринимаемого объекта к некоторому классу подобных и уже известных ранее объектов, т.е. к категории. Категоризация выступает как инструмент, посредством которого человек систематизирует свое окружение, на основании чего только и можно в этом окружении действовать.  

     Категоризация  связана с другим когнитивным процессом — эвристикой, т.е. сокращением или правилом произвола, применяемым нами для того, чтобы высказать суждение, для которого имеем недостаточную или неопределенную информацию. Эвристика является своеобразным сводом тех принципов, на основании которых возникают различные субъективные вкрапления в процесс освоения социальной информации.

     Более подробно  эти и другие трудности социальной  категоризации раскрываются при  анализе основных этапов работы с социальной информацией, к которым относятся:

1) Внимание к определенным проявлениям социального мира имеет своей функцией помочь человеку оценить его социальное окружение, отобрать некоторые значимые стимулы, поскольку все их воспринять невозможно; необходим выбор тех объектов, которые релевантны данной ситуации.

2) Кодирование есть такая работа с информацией, когда в ней распознается определенный смысл.

3) Хранение информации предполагает поиски наилучших его способов, рассчитанных на то, что в нужное время информация будет успешно воспроизведена, т.е. оценена по достоинству.

4) Воспроизведение социальной информации — это извлечение ее из системы хранения в нужное время и в нужном объеме. Все эти этапы не существуют изолированно друг от друга, они образуют систему.

     Качества текста, необходимые для привлечения внимания:

  • Приоритетность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан (например, угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т.п.)
  • Неординарность фактов (этим объясняется, в частности, склонность СМИ к информации негативного характера и сенсациям).
  • Новизна фактов (сообщения, еще не получившие широкой известности).
  • Успех (сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств).
  • Высокий общественный статус источника информации (лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях).

     Основные аудиальные и визуальные субмодальности. У человека 5 органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. В НЛП используют понятие 3-х каналов: визуальный, аудиальный и кинестический (тактильные, внутренние и мета-ощущения). Эти три канала восприятия называются модальностями. А различия в описании в пределах самих каналов – субмодальностями. То есть яркость, контрастность, дальность, цвета, местоположение, объем – это субмодальности зрительного канала. А громкость, ритмичность, высота звука – слухового канала. Субмодальности не касаются содержания, они касаются только описания. Так вот, весь субъективный опыт наш мозг кодирует при помощи субмодальностей. И менять свое отношение можно тоже при помощи субмодальных изменений.

     Основные способы структурирования информации: расположение в хронологическом порядке (исторический); составление перечня источников (цель – получить общую картину информационного поля, на котором вы работаете); анализ тенденций (структурирование информации по одному из показателей); построение диаграммы связей; описание объекта; последовательное решение более простых проблем (декомпозиция).

     Медиавосприятие - это восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекстов, выраженных в словесном, аудиовизуальном, пространственно-временном образах.

     Ключевые барьеры восприятия массовой информации: географический, исторический, технический, терминологический, сематический, тезаурусный (идет речь о вещах, для понимания которых необходим определенный запас предварительных сведений знаний, т. е. тезаурус), контрасуггестивный (человек не согласен с тем, что предлагается в информации), собственно психологический, резонансный, барьер компетентности, этический, эмоциональный, барьер перегрузки (факторы перегрузки в прессе, на радио, на ТВ).

     Уровни медиавосприятия: 1) уровень «первичной идентификации»: эмоциональная, психологическая связь с фабулой (цепью событий) медиатекста; 2) уровень «вторичной идентификации»: идентификация с персонажем медиатекста; 3) уровень «комплексной идентификации»: идентификация с автором медиатекста с сохранением «первичной» и «вторичной» идентификации.

 

24. Психология  медиавоздействия.

Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов. Основные теории медиавоздействия и их критика. Избирательность медиавоздействия. Зависимость медиавоздействия от психологической идеологии аудитории и субъективного статуса индивида. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массового информирования (поддержание базовых человеческих ценностей и иллюзий, выполнение собственно психологических функций СМИ, компенсаторное удовлетворение человеческих потребностей, информационное давление, манипуляция, внушение, мифологизация, стереотипизация, игрореализация и т.д.).

Информация о работе Теория и практика журналистики