Средства создания экспрессии в современной газетной речи (на материале газеты "Известия")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:36, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение лингвистической специфики
просторечных и разговорных слов, а также выяснение их роли в создании
экспрессивности языка публикаций газеты «Известия». |
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих за¬дач:
- изучение основных различий литературного языка и разговорной речи;
- анализ особенностей разговорных и просторечных слов и их отличий друг
от друга;
i
- выяснение механизма проникновения просторечных и разговорных слов в
литературный язык, в частности в публицистический стиль;
- рассмотрение и анализ языка и стиля публикаций в газете «Известия»;
- выявление конкретных стилистических ошибок авторов публикаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКСПРЕССИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Газетная речь в аспекте ее экспрессивности 6
1.2. Взаимодействие литературного языка и разговорной речи 14
1.3. Общая характеристика жаргона, арго и просторечия 18
ВЫВОДЫ 22
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЭКСПРЕССИИ
В ГАЗЕТЕ «ИЗВЕСТИЯ» 23
2.1. Новые тенденции в языке и стиле современной
газеты 23
2.2. Позиционирование газеты «Известия» на рынке
печатных СМИ 32
2.3. Роль иноязычных заимствований в современном языке газет 41
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
i
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52

Файлы: 1 файл

Средства создания экспресии в современной газетной речи (на материале газеты Известия).doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Общая характеристика  жаргона, арго и просторечия

i

Слово «арго» произошло от фр.'argot'- речь определенных, замкнутых групп, которая создается с целью языкового обособления. Это в основном специальная или своеобразно освоенная общеупотребительная лексика.

Жаргон - от фр.'jargon', или сленг, - речь социальной или профессио 
нальной группы, которая отличается от общеразговорного языка особым 
составом слов и выражений. Это условный язык, понятный только в опре 
деленной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выра 
жений. '

Сленг противостоит официальному, общепринятому языку и, по мнению лексикологов, до конца понятен лишь представителям узкого круга лиц, принадлежащих к той или иной социальной или профессиональной группе, которая ввела в обиход данное слово или выражение.

Пропасть  между «классической» речью и  сленгом расширяется с каждым днем в связи с не просто демократизацией, но и «вульгаризацией» общественной жизни. Значительную роль в появлении новых слов играют средства массовой информации, особенно телевидение, которое смотрят все. Жаргон теснит респектабельную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации.

С течением времени (особенно в XX-XXI веке) ускоряется темп жизни. Соответственно, растет словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Расширяется и словарь сленга. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций появились тысячи новых слов, отразивших политические и социальные перемены. Новые слова возникают и для того, чтобы освежить старые понятия. Языковые новшества отражаются в средствах массовой информации, естественно, что они находят свое отражение и в жаргоне. В нем - вызов «правильной» жизни.

18

 

Сленг быстрее  других языковых пластов отражает тенденцию «сжатости» в слове. Эта тенденция наблюдается достаточно сильно и в разговорной речи. Например, выражение «Restaurant universitaire» во Франции уже произносят как «Resto-u», слово «sympathique» произносится «sympa». Даже сами термины «арго» и «жаргон» устаревают, уступая место более краткому, односложному «slang».

Социальные  диалекты русского языка делятся  на 3 большие группы: арго, жаргоны и условно-профессиональные языки (М.А. Грачев).

Жаргоны бывают классово-прослоечные, производственные, молодежные, жаргоны группировок людей по интересам и увлечениям. К производственным жаргонам относятся «сленги» любых профессий. «Непосвященному» понять их очень трудно, например, сленг программистов и торговцев оргтехникой: мамка - материнская плата, красная сборка - оборудование, произведенное в России, пент - компьютер с процессором пентиум (кстати, здесь также присутствует тенденция к «сжатости»).

Молодежные  жаргоны делятся на производственные и бытовые. Производственная лексика учащихся тесно связана с процессом учебы, солдат -с воинской службой. Общебытовой словарь намного шире производственного, он включает в себя слова, не связанные с процессом учебы, работы или службы. Например, увлечение наркотиками ввело в язык такие слова, как машинка - шприц, колеса - таблетки (изначально - с содержанием наркотика, но сейчас этим словом можно назвать любую таблетку), ширяться -колоться и.т.п. То, что эти слова знают все, говорит о повышающейся активности наркоманов, об увеличении их числа. Жаргонизмы солдат и матросов срочной службы: литеха - лейтенант, дух - солдат который служит первые полгода; жаргонизмы школьников: училка - учительница и.т.п.; жаргонизмы студентов: война - занятия по военной подготовке; общебытовые молодежные жаргонизмы: бутылъмен - бутылка; жаргонизмы неформальных молодежных группировок: хайр - волосы (слово заимствовано из

19

 

англ. 'hair'- волосы ), с последним   жаргоном тесно переплетается сленг музыкантов, т.к. вся 'неформальная' культура построена на музыке.

Подавляющее большинство жаргонных слов музыкантов - заимствования из английского языка: дум - одно из направлений в музыке (от англ. 'doom' - судьба ), попса - популярная музыка (из англ. заимствовано только понятие: «popular music»). Жаргоны группировок людей по интересам -наиболее распространенные, у любителей домино: забить козла - поиграть в домино и.т.п.

Чаще всего  жаргонизмы используются для забавы. Их возникновение не связывается с особой необходимостью в этом, в них отсутствует секретность или условность (М.А. Грачев).

Кроме жаргонизмов, существуют арготизмы.

Арготизмы - это  слова и обороты, входящие в состав какого-либо арго (условная речь относительно замкнутой социальной группы или сообщества, нередко с элементами «тайности») (СЭС 2003: 36).

В арго, как и в литературном языке, широко распространена синонимия. Для обозначения понятия «попасться» употребляется: погореть, подзалететь. Наибольшее количество синонимов имеют слова, наиболее употребительные среди деклассированных.

Арго тесно взаимодействует с другими подсистемами русского языка: жаргонами, просторечным языком, даже литературным языком. Одни арготизмы переходят без изменения, другие частично или полностью меняют лексическое значение.

Чтобы проникнуть в литературный язык, арготизм должен часто употребляться в речи, иметь яркую эмоционально-экспрессивную окраску, давать удачную характеристику предмету или явлению и не быть грубым и вульгарным. Например, слово беспредел, первоначально обозначавшее нарушение воровских законов, сейчас выражает другое понятие и все идет к тому, что оно станет литературным.

20

 

В настоящее  время арго употребляется в прессе и даже в художественной литературе для придания речи живости, ведь даже Президент употребляет в разговоре просторечные слова, следовательно, нельзя относиться к арго как к чему-то, что загрязняет русский язык, это такая же неотъемлемая часть языка наравне с просторечием.

В арго имеются  слова, которые достаточно четко  отражают предметы и явления окружающей действительности. Именно поэтому многие арготизмы перешли в просторечие.

Просторечная  лексика - слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, не входящие в литературный язык, характеризующиеся оттенком упрощения, сниженности, грубоватости, часто используемые в литературных произведениях и разговорной речи как экспрессивные элементы (СЭС 2003: 33).

Просторечие свойственно нелитературной городской  разговорной речи, содержащей в себе немало недавних диалектных слов, слов разговорного происхождения, новообразований, возникающих для характеристики разнообразных бытовых явлений, словообразовательных вариантов нейтральной лексики. Просторечное слово используется в литературном языке как стилистическое средство для придания речи оттенка шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого и т.д. Часто эти слова являются выразительными, экспрессивными синонимами слов нейтральной лексики.

Использование просторечий характерно для определенной прослойки современного общества. Отметим, что слова, относящиеся к просторечному языку, очень часто могут носить негативную окраску. Степень негативной стилистической окраски слова может влиять на общее восприятие речи говорящего (или же написанного текста). Эта отличительная особенность просторечных слов (ярко выраженная стилистическая окраска, в большинстве случаев - негативная) часто используется авторами газетных статей как один из методов повышения экспрессивности изложения.

21

 

I выводы

Итак, функция  воздействия (экспрессивная функция), важнейшая для газетно-публицистического  стиля, вызывает острую потребность  публицистики в оценочных средствах выражения. Экспрессивная функция газеты, связанная с ее пропагандистской направленностью, обусловливает открытую оценочность речи. Оценочность выражается прежде всего в лексике: в сравнительно большой частотности качественно-оценочных по семантике прилагательных и существительных, элятивов, в характере метафоризации; в отборе фразеологии; в особенностях использования синтаксических средств.

Социально-экономические  изменения, происходящие в жизни, разви 
тие новых технологий и др. обусловливают расширение словарного запаса, 
ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно 
слово. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций появились тысячи 
новых слов, отразивших политические и социальные перемены. Языковые 
новшества в первую очередь отражаются в средствах массовой информа 
ции. '

Социальные  диалекты русского языка делятся на 3 большие группы: арго, жаргоны и условно-профессиональные языки.

Чтобы проникнуть в литературный язык, арготизм должен часто употребляться в речи, иметь яркую эмоционально-экспрессивную окраску, давать удачную характеристику предмету или явлению и не быть грубым и вульгарным. В настоящее время арготизмы употребляются в прессе и даже в художественной литературе для придания речи живости и выразительности.

Жаргоны чаще всего используются для забавы. Их возникновение не связывается с особой необходимостью в этом, в них отсутствует секретность или условность.

22

 

ГЛАВА 2. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЭКСПРЕССИИ В ГАЗЕТЕ «ИЗВЕСТИЯ»

Во второй главе мы обратим внимание на новые  тенденции в языке и стиле современной газеты, рассмотрим позиционирование газеты «Известия» на рынке печатных СМИ и попытаемся обозначить состав экспрессивных средств газеты «Известия».

i

2.1. Новые тенденции  в языке и стиле современной  газеты

При всех радикальных  изменениях, происходящих на различных  уровнях языка, законы газетной речи остаются неизменными, меняется лишь характер их действия, проявления. Поэтому представляется рациональным рассмотреть тенденции развития языка современных газет сквозь призму основных закономерностей газетной речи.

Одна из основных закономерностей газетной речи - социальная оце-ночность языковых средств (Солганик 1981). Газета не бесстрастно информирующий орган, но трибуна, формирующая общественное мнение. Отказ от обязательного принципа коммунистической партийности привел к идеологическому размежеванию, к появлению самых разнообразных газет - от коммунистических, монархических до демократических широкого спектра, занимающих пространство между идеологическими крайностями. Они и представляют главный интерес.

Смена идеологической парадигмы не отменила действия принципа социальной оценочности. Он продолжает действовать и формирует важнейший разряд лексики газеты - концептуальную лексику, своеобразные ключевые слова, общественно-политические термины газеты. Концептуальная лексика - политический словарь газеты, без которого она не может существовать. Анализ этого разряда позволяет сделать выводы об идеологической,

23

 

политической  направленности газеты, об изменениях в составе этого слоя, о направлении развития газетной лексики.

Так, для периода 1986 - 1990 гг. можно отметить такие ключевые, концептуальные слова, как перестройка, гласность, застой, прорыв.

Для периода с 1990 - 1994 в  качестве концептуальных широко используются; демократизация, демократические преобразования, реформы, реформаторы, рынок, правовое государство, гражданское общество.

Как показывает анализ этого  далеко не полного перечня концептуальных слов и выражений, разряд этот сохранился, но состав его почти полностью изменился по сравнению с тоталитарным периодом.

Термины коммунистической идеологии отсутствуют или используются в отрицательном или ироническом смысле. Фактически они превращаются в историзмы.

В целом оценочность  новой концептуальной лексики более  сдержанная, мягкая, часто еще не определившаяся, только складывающаяся.

Развитие оценочное™, многообразные виды оценки весьма актуальны для газетной лексики, но особенно для разряда концептуальных слов, так как отражают её семантическое развитие. В современном обществе идут мучительные поиски новой идеологии, поэтому процессы формирования оценочности весьма активны.

Анализ важнейшего лексического разряда газеты - концептуальных слов - свидетельствует о значительных изменениях в составе этого разряда, продолжающего развиваться. Главное из них - формирование нового политического словаря газеты, не узко партийного, но широко политического содержания, отражающего демократические устремления общества.

Изменения, происходящие в других лексических разрядах, менее  заметны. Строевая лексика, отличающаяся нейтральностью и широкой сочетаемостью, почти не меняется и, за редкими исключениями, используется современными газетами (акция, акт, команда, раунд).

24

 

Более значительны  изменения в газетной оценочной  лексике. Исчезает 
(или резко сокращается) употребление подчеркнуто оценочной (как пози 
тивной, так и негативной) лексики типа вехи, форум, братский, судьбонос 
ный. !

Сфера действия оценочности сравнительно с предшествующим периодом сужается, а степень её выраженности снижается. В условиях смены или отсутствия четких идеологических и политических ориентиров трудно давать оценку непрерывным и часто непредсказуемым изменениям общественной и политической жизни. У журналистов, да и у общества в целом, не сформировалось своего отношения, своей позиции. И тогда на помощь приходит ирония. Использование иронии очень характерно для современных газет. Вот, например, заголовок: «.Владимир Жириновский погладил по голове корову в деревне Воробьево Калужской области» («Известия», 2.07.94.)

Информация о работе Средства создания экспрессии в современной газетной речи (на материале газеты "Известия")