Сравнительный анализ реакции отечественных и зарубежных СМИ на отречение папы римского Бенедикта XVI

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление мотивов различий в трактовке отечественными и зарубежными СМИ деятельности Римско-католической церкви на примере публикаций об отречении папы римского Бенедикта XVI.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
● изучить специфические представления о деятельности католической церкви в массовом сознании;
● произвести мониторинг реакции отечественных и зарубежных СМИ на отречение папы римского Бенедикта XVI;
● проанализировать особенности подачи информации о деятельности католической церкви в СМИ;
● на основе сравнительного анализа реакции отечественных и зарубежных СМИ на отречение папы римского Бенедикта XVI выявить мотивы, формирующие западную и восточную идеологии СМИ и методы, используемые СМИ для воздействия на общественное мнение.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Исторические предпосылки, определяющие некоторые особенности подачи информации о деятельности
Римско католической церкви и папы римского в СМИ 5
Глава 2. Сравнительный анализ реакции отечественных
и зарубежных СМИ на отречение папы римского Бенедикта XVI 12
Глава 3. Мотивы, лежащие в основе западной и восточной
идеологии СМИ и методы, используемые СМИ для воздействия на общественное мнение, выявленные в ходе анализа публикаций
в прессе на тему отречения Бенедикта XVI от папского престола 20
Заключение 21
Список источников 21
Приложение 1. Обзор фотоматериалов 21
Приложение 2. Мониторинг СМИ 21

Файлы: 1 файл

pr_kursovaya_koroleva_anna_vr4_3.docx

— 301.83 Кб (Скачать файл)

Два фактора в истории  России уменьшили влияние церкви на государство: политика европеизации, проводимая Петром I и советская  политика после революции октября 1917 г. В эпоху Петра I идея третьего Рима отошла на второй план, произошло обмирщение понимания государственной власти. При Петре и его наследниках особенно активизировался процесс отхода от целостной церковности и создания нового стиля «мирской» жизни. Наличие живой и привлекательной западной «модели» позволило перенять этот стиль жизни с большой быстротой, уже через несколько десятилетий старый быт сохранился в целостности лишь в провинции, — у народа, да у старообрядцев [5, с. 84].

Похожие тенденции наблюдаются  и в современном российском обществе: после распада СССР, россиян прельстила привлекательная западная модель существования, которая, как казалось многим, устраняла необходимость самостоятельной выработки нового стиля жизни. Распространение среди молодежи привычки отмечать такие праздники, как День святого Валентина, Хэллоуин (День всех святых) и другие признаки пристрастия к западным традициям по большей части является следствием отсутствия должного внимания со стороны государства к внутренним социальным проблемам страны и её культуре. Необходимо также отметить, что внедрение новых традиций весьма выгодно тем, кто занимается торговлей: продажи всевозможных товаров зарубежного производства (а заниматься перепродажей проще и выгодней, чем производить что-либо) и, конечно, спиртных напитков увеличиваются. Однако многими людьми эти явления воспринимаются, как результат целенаправленного влияния таких западных институтов, как Римско-католическая церковь.

Таким образом, с одной  стороны в России принято несколько  преуменьшать мировое значение католической церкви, с другой стороны, веками существует традиция подозрительности к Западу, который, по мнению россиян, постоянно стремился подчинить Россию, в том числе и церковно. Обращает на себя внимание и некое пристрастие соотечественников к западной культуре: россияне, считая, что культура Запада оказывает отрицательное влияние на положение дел в России, тем не менее, не могут устоять перед многими соблазнами Запада, притягательностью западного образа жизни. Отсюда проистекает внимание и интерес со стороны отечественных СМИ к тому, что происходит на Западе, в том числе и к фигуре папы римского. Другой причиной интереса российских СМИ к папе является глобализация: Россия вовлечена в мировые процессы, и повестка дня отечественных СМИ во многом совпадает с общемировой, такие тенденции сейчас прослеживаются везде, а не только в России. На Западе в массовом сознании роль римского папы по-прежнему остается значительной и потому его деятельность широко освещается в прессе, а всё, что является объектом интереса мировых СМИ, интересует и российскую прессу.

Итак, каким бы неоднозначным  ни было отношение в России к Римско-католической церкви, неоспоримым фактом является её значимость. Папа римский — это нравственный ориентир и важная фигура для огромных масс людей. На сегодняшний день в мире более половины от общего числа христиан составляют католики (это 1,2 млрд человек, для сравнения: православие исповедуют около 300 млн человек, исповедующих протестантизм — около 720 млн). Деятельность папы интересует не только верующих, ведь он оказывает влияние и на политику, и на экономику. (В России как минимум половина граждан политикой интересуется.) Любая информация о папе интересна,  
дает почву для различных впечатлений, оценок и реакций. Личность понтифика изучается буквально под микроскопом, СМИ стараются донести до общественности любые сведения. Так, например, в опубликованных о Бенедикте XVI материалах можно встретить следующие сведения: рост Йозефа Ратцингера составляет 172 см, его размер обуви — 42, группа крови — вторая положительная, из напитков он предпочитает апельсиновый сок, любит кошек и т. п.

Оценкам подвергаются любые  действия и высказывания папы, даже кажущиеся на первый взгляд не значительными. Более того, журналисты непрерывно анализируют всю его деятельность до начала понтификата, а не только текущие события [6].

Глава 2. Сравнительный анализ реакции  отечественных и зарубежных СМИ на отречение папы римского Бенедикта XVI

Информационным поводом, анализ реакции на который составил исследовательскую часть данной работы, явилось отречение главы Римско-католической церкви Бенедикта XVI от папского престола. О своем уходе понтифик сообщил лично в ходе заседания ординарной Консистории 11 февраля 2013 года. После этого глава пресс-службы Святого престола созвал пресс-конференцию, на которой было заявлено, что решение понтифика уйти с поста обусловлено ухудшением здоровья, что решение это было самостоятельным, и что на такой шаг у папы есть право (332 статья канонического закона это подтверждает). Особо пресс-секретарь подчеркнул, что Йозеф Ратцингер ничем всерьез не болен, но сил у него становится все меньше. 

Известие об уходе  Бенедикта XVI стало неожиданным и  породило множество домыслов. Все СМИ отметили эпохальность события. «Сойдя по своей воле со Святого престола, Бенедикт XVI шагнул в историю», — написали  
журналисты. Бенедикт XVI стал первым папой за шесть веков, ушедшим  
в отставку.

Учитывая неординарность события, пресса уделила много внимания тому, что будет после отречения  с «экс-наместником Бога на Земле». От внимания журналистов не ускользнули мельчайшие детали: как Ратцингер покинет престол, где он будет жить, какие одеяния он будет носить, как его будут титуловать и т. д. Выяснилось, что Бенедикт XVI сохранит после отречения титул «Его святейшество» и станет именоваться «почетным папой», при этом он будет носить простую белую рясу. Особое внимание журналистов привлекло известие о том, что кольцо Бенедикта XV — символ папской власти — 28 февраля будет сломано, как это бывает обычно после смерти понтифика.

Практически никто из журналистов не поверил, что Бенедикт XVI ушел по тем причинам, которые он назвал. Сопоставляя с текущими событиями прошлые действия и высказывания понтифика, которым ранее не придавалось большого значения, журналисты стали пытаться вскрыть истинные причины решения папы. Обобщив все эти попытки, можно констатировать, что по мнению большинства СМИ решение было связано с тем, что 85-летний понтифик все хуже справлялся с церковной махиной, которой сейчас как никогда требуется твердая молодая рука и реформы. Об этом красноречиво свидетельствует недавняя серия скандалов (от грязных денег до педофилии), в центре которых Ватикан.

Сразу после известия об уходе папы журналисты с особой энергичность занялись «раскапыванием»  информации по этим скандалам. Наибольший резонанс наблюдался конечно же в итальянской прессе, но многие другие страны тоже оказались вовлеченными в события. Так, например, кардиналы из США, Ирландии и Великобритании попали под подозрения в сокрытии фактов педофилии. Скандалы со священниками-педофилами, по мнению многих, могли быть истинной причиной, подтолкнувшей папу уйти, а потому в этих странах пресса широко освещала все последние события в Ватикане. Во Франции активистки движения Femen приурочили очередную скандальную акцию к уходу папы, что также вызвало большой резонанс. Оживилась пресса в странах, выходцы из которых представлялись вероятными кандидатами на папский престол. В общем, в той или иной степени, происходящее в Римско-католической церкви непосредственно затронуло большинство западных стран.

Российская же пресса с энтузиазмом принялась перепечатывать все подробности скандалов в Ватикане. Любые трудности Запада, в том числе и кризис в Римско-католической церкви выгодно оттеняют те проблемы, которые существуют в нашей стране — коррупция, экономический кризис и общее падение уровня культуры, образования и нравственности (педофилия* в том числе). Поэтому некоторые российские издания даже постарались «приукрасить» ватиканские скандалы (см. «Для Бенедикта XVI выловили "плохую рыбу"» в «Независимой» газете).

В России появился ряд  статей, описывающих исторические предпосылки  нынешних событий. Читателям напомнили  о тех долгосрочных конфликтах, в которые Римско-католическая церковь вовлечена давно, и которые получили продолжение при Бенедикте XVI (конфликты с КНР, с Израилем, напряженные отношения с мусульманами и, наконец, противостояние с РПЦ (подробнее см. «Конфликты Ватикана при Бенедикте XVI» в журнале «Коммерсантъ Власть»)). СМИ также напомнили о влиянии Римско-католической церкви на политику, экономику и культуру в мире. Некоторые журналисты в соответствии с российскими традициями постарались создать устрашающий образ Римско-католической церкви, например, появились утверждения, что Римско-католическая церковь не признаёт вины за зверства, чинимые инквизицией в средние века (см. «О Риме и мире», в журнале «Коммерсантъ Власть»), хотя писать такое не корректно, ведь общеизвестным фактом является то, что Иоанн Павел II принес соответствующие извинения.

В связи с повышением интереса к личности главы Римско-католической церкви, многие издания вспомнили предыдущего понтифика Иоанна Павла II и стали сравнивать с ним Бенедикта XVI. В период понтификата Иоанна Павла II произошло усиление позиции Римско-католической церкви в мире. Будучи последовательным консерватором и традиционалистом в том, что касается внутрицерковных вопросов, Иоанн Павел II полностью революционизировал отношения Римско-католической церкви с окружающим миром. И, как справедливо отмечают многие издания, его популярность в мире была так велика, что открыто критиковать его действия не решалась даже либеральная пресса. Поэтому весь огонь критики журналисты обрушили на кардинала Йозефа Ратцингера, который при Иоанне Павле II возглавлял Конгрегацию по вопросам веры. Те скандалы, которые теперь получили своё развитие, зародились как раз в период понтификата Иоанна Павла II. Так в начале 2000-х годов католическую церковь сотрясла серия скандалов, вызванных появлением информации о случаях педофилии среди священников, однако ответа на эти события общественность потребовала от Бенедикта XVI. Другой факт: папе Иоанну Павлу II принадлежал и резкий выпад против использования презервативов в качестве профилактики СПИДа (поводом стало решение Католической церкви Испании разрешить использование презервативов в качестве профилактики СПИДа).  
Бенедикт XVI лишь продолжил отстаивать эту позицию, тем не менее, именно его портрет, а не портрет Иоанна Павла II, недавно соорудила американская художница Ники Джонсон из 17 тысяч презервативов в знак протеста против позиции Римско-католической церкви по этому вопросу (см. «Резиновый папа» в журнале Focus). И таких примеров можно привести еще много.

Вывод таков: Бенедикт XVI не обладает такой популярностью, как  предыдущий понтифик, не только из-за допущенных промахов, но и чисто на эмоциональном уровне. Просто он менее харизматичен, менее симпатичен публике, чем Иоанн Павел II. Людям не нравится внешность Ратцингера, а внешность для публичной персоны — важнейшая часть имиджа. В сети  
Интернет хранится множество неудачных снимков Ратцингера, выложенных с целью высмеять его облик. Там можно найти размещенные рядом с фотографиями Ратцингера кадры из фильма «Звездные войны», где главный отрицательный персонаж — император, адепт темной стороны силы — выглядит как близнец Ратцингера (см. приложение 1). Описывая биографию Ратцингера, СМИ вновь и вновь выхватывают из нее отдельные события: обращают внимание на то, что в 14 лет он стал членом фашистской организации «Гитлерюгенд» (при этом мало кто уточняет, что тогда вступление в эту организацию было обязательным для всех мальчиков, достигших возраста 14 лет), или на то, что он возглавлял Конгрегацию по вопросам веры, а именно она до начала XX века называлась Святой инквизицией. Но и реальные его промахи — некоторые непродуманные, бестактные высказывания по ряду чувствительных тем — не упускаются из вида журналистами и довершают общую картину. Создаётся отталкивающий образ понтифика.

Между тем, после того как вскрылись подробности интриг и махинаций в Курии, и Бенедикт XVI заявил об уходе с папского престола, многим людям образ самого папы, в сравнении с его окружением, стал казаться не таким уж отталкивающим. Зарубежные СМИ разделились в оценке ситуации: одни по-прежнему одинаково критиковали и папу и его окружение, другие демонстрировали сочувствие и понимание в отношении папы, а осуждению подвергали только кардиналов, замешанных в скандалах и ведущих игру в своих интересах. Такое разобщение среди СМИ, видимо, соответствует «распределению сил» в христианском мире. В западных странах много католиков и много протестантов — журналисты представляют взгляды последователей этих конфессий (см. «Папа Бенедикт XVI — Никсон Ватикана?» в Bloomberg). Конечно, наибольшее сочувствие к папе выразили некоторые итальянские СМИ. Папа представлялся ими, как жертва, потерпевшая поражение от закостеневшего аппарата, который невозможно реформировать (см. «Отречение Папы связано с кризисом системы, сотканной из конфликтов, интриг и измен» в газете Corriere della Sera). Отношение российских СМИ к действиям папы в этот период варьировалось от нейтрального до критического.

Реакция на прошедшие  события зависела также от тематической направленности изданий. Общественно-политические газеты и журналы как в России, так и за рубежом, заострили свое внимание на коррупции в Ватикане и конфликтах международного значения, многие из которых обострились в период понтификата Бенедикта XVI из-за его неосторожных высказываний и решений. Деловая и финансовая пресса наибольшее внимание уделила банку Ватикана, хищениям и отмыванию денег. Неспециализированные новостные издания наиболее активно отреагировали на скандал вокруг сокрытия случаев педофилии. И все без исключения «смаковали» подробности так называемого дела «Vatileaks» об утечке информации, а также строили предположения, что же содержится в секретном докладе, подготовленном тремя кардиналами в качестве отчета о результатах проверки, инициированной Бенедиктом XVI после скандала «Vatileaks».

По мере приближения  конклава, многие издания в России и за рубежом старались спрогнозировать, кто станет следующим папой. Все сходились в одном — следующий папа римский будет намного моложе своего предшественника. На кардиналов, имевших, по мнению журналистов, наибольшие шансы стать следующим понтификом, были опубликованы досье. Специфика  
оценок кардиналов-фаворитов в российской прессе выразилось в том, что отечественные СМИ уделяли особое внимание при рассмотрении кандидатов их отношению к возможности диалога между католической и православной церквями.

В связи с приближением конклава встал также вопрос о выборщиках. В списках кардиналов-выборщиков, участвующих в конклаве, числились и американский кардинал Роджер Махони, который обвиняется в сокрытии сексуального насилия, и ирландский кардинал Шон Брэйди, который также был замешан в подобном злодеянии, и многие другие кардиналы, уличенные в различных злоупотреблениях. Некоторые кардиналы вскоре заявили, что воздержится от участия в конклаве (см. «Сексуальные скандалы могут помешать принять участие в конклаве многим кардиналам» в газете La Repubblica).

Информация о работе Сравнительный анализ реакции отечественных и зарубежных СМИ на отречение папы римского Бенедикта XVI