Создание корпоративного издания студенческой газеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования - изучить принципы создания и функционирования корпоративного издания в вузовской среде на примере студенческой газеты.
Задачи исследования сформулированы следующим образом:
1. описать историю студенческих изданий на основе анализа научной литературы;
2. выявить специфические модели студенческой прессы;
3. определить основные характеристики корпоративного издания;
4. рассмотреть принципы функционирования корпоративного издания в вузовской корпорации;
5. проанализировать структуру и жанровую специфику корпоративного издания в вузовской среде.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Исторический аспект развития корпоративной студенческой прессы. 7
1.1.Основные вехи в развитии студенческой прессы. 7
1.2. Основные типологические модели современных корпоративных студенческих изданий 15
Глава 2. Основы корпоративного вузовского издания 19
2.1. Основные принципы функционирования корпоративной студенческой газеты 19
2.2. Механизмы создания корпоративной студенческой газеты 22
Заключение 27
Библиография 29

Файлы: 1 файл

lit-ra.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, вузовские студенческие – газеты и журналы, выпускаемые студентами одного учебного заведения, факультета или даже группы. Нельзя не отметить такую особенность: в отличие от современных студенческих газет, указание на то, что орган выпускается определенным факультетом или группой, не меняло общего содержания, не делало его узко специализированным [там же]. Как показывает анализ изданий, профессиональные темы в материалах не затрагивались, основное внимание уделялось учебным вопросам и студенческим проблемам в целом. Одним из самых стабильных изданий этой типологической группы была газета студентов и слушательниц Психоневрологического института «Жизнь студентов психо-неврологов» (Санкт-Петербург, 1911-1915 гг.), выходившая два раза в неделю. Пять лет успешной работы свидетельствуют о том, что редакция выбрала правильную информационную политику. Из номера в номер печатались публицистические материалы о современном положении  студенчества – его задачах и проблемах. Были открыты такие популярные в студенческой прессе рубрики, как «Поэзия» и «Рецензии», а также рубрика «Почтовый ящик», в которой публиковались письма читателей и ответы на них. Иногда на страницах газеты возникала бурная полемика по наиболее спорным вопросам.

В-четвертых, газеты студенческих союзов и кружков взаимопомощи, куда входит и так называемая «земляческая печать». Их основной задачей являлось отражение деятельности студенческого объединения и организация его членов [Ким, 2004]. Например, сборник и одноименная газета «Студенческое слово» кружка взаимопомощи учащихся Воронежского сельскохозяйственного института (Воронеж, 1916-1917 гг.) публикует довольно много подробностей о деятельности своей издательской комиссии, библиотеки, бюро труда, кассы взаимопомощи и буфета. На страницах издания разворачивается полемика по поводу идеи самоуправления учащихся в вузе и отмены экзаменов. Большой объем занимала публицистическая часть сборника, делающая акценты на проблемах работы института и бытовых вопросах жизни студентов. Эти факты свидетельствуют о том, что редакция занималась освещением не только работы кружка взаимопомощи, но и общих вопросов студенческой жизни, что было характерно для всех изданий этой типологической группы.

В-пятых, вузовские академические журналы, состоявшие из двух отделов – научного и официального. Именно вторые разделы этих журналов, являвшиеся своеобразной визитной карточкой вуза, которые публиковали наряду с различными постановлениями и сообщения о событиях внутривузовской жизни, можно считать предшественниками «многотиражной» вузовской прессы, распространенной в советский период. К изданиям этой группы относятся «Известия Алексеевского Донского Политехнического института в Новочеркасске» (Новочеркасск, 1912-1917 гг.) и «Варшавские  университетские  известия» (Варшава,  Ростов-на-Дону 1871 - 1917 гг.) [Лапина. 2004]. Эти журналы можно считать первыми вузовскими изданиями, предшественниками собственно студенческой прессы.

В-шестых, целая группа разноплановых однодневных изданий, выпускаемых по определенному поводу и чаще всего с благотворительными целями.

В-седьмых, можно выделить литературные и юмористические студенческие сборники, большинство из которых были непериодическими. Как и у их предшественников в XIX в., главной задачей была публикация результатов творчества учащихся – стихов, прозы, сатирических материалов.

Процесс развития студенческой прессы в советское время неразрывно связан с кардинальными изменениями в самой структуре высшей школы. В первые месяцы после революции новая власть, осознавая значимость студенчества как активной части общества, попыталась создать партийный студенческий журнал [Алексеев, 1998]. Им стала «Студенческая правда», единственный номер которой в январе 1918 г. выпустила студенческая организация при Петроградском комитете РСДРП. Но происходящие в стране и структуре высшей школы изменения потребовали принципиально нового подхода к дифференциации газет и журналов для учащихся вузов. В дальнейшем появление и развитие изданий для студенческой молодежи неразрывно связано с новой советской системой образования.

Несмотря на то, что формально большинство изданий для студенческой молодежи являлись органами ВЛКСМ, студенческую прессу советского времени необходимо рассматривать, на наш взгляд, как самостоятельную. Главными типоформирующими признаками, объединяющими всю прессу для студенческой молодежи, является ее специфическая аудитория - не просто комсомольцы, а именно учащиеся высших учебных заведений, и также тематическое своеобразие, специфические цели и задачи. В советское время система прессы для студенческой молодежи была довольно стабильной. Ее структура сложилась в 1920-х гг. и без существенных изменений просуществовала - с перерывом в период Великой Отечественной войны - до распада СССР.

Наиболее стабильный тип издания в системе отечественной прессы для студенческой молодежи, переживший и комсомол, и сам Советский Союз, – вузовская многотиражная газета. Выпуск таких изданий не требовал больших средств, они были достаточно оперативны (обычно еженедельная периодичность) [Перелепюва, 2004]. Постепенно многотиражные газеты охватили все крупные вузы. 1 мая 1927 г. выходит газета «Первый Университет» (затем «Московский университет»), в Ленинграде наибольшей известностью пользовались газеты «Товарищ» (Политехнический институт) и «Ленинградский технолог» (Технологический институт). Вузовские многотиражки выходят и в провинции - «Наше знамя» (Иваново-Вознесенск), «Кузнецы грядущего» (Иркутск), «Кировец» (Омск) и т.д.

Сформировавшись в 1920-е гг., и сегодня многотиражная газета в каждом вузе рассказывает о его деятельности, о жизни студентов и профессорско-преподавательского состава. И, тем не менее, на протяжении истории менялись акценты в тематике, целях и задачах типа многотиражной газеты.

В первые несколько лет существования многотиражных газет на их страницах главное место занимали вопросы учебного процесса, самоорганизации студентов, описание жизни в общежитиях, юмористические зарисовки студенческого быта. Редколлегия оставляла в газете и сатирические, и критические материалы. В предвоенные и послевоенные годы многие вузовские многотиражки утратили присущий им ранее молодой задор и живость, стали сухими, официозными [Связи с общественностью…, 2005]. Руководство сетью многотиражек осуществлялось методами жесткого администрирования и централизации, что было характерно для всей системы СМИ этого периода.

После 1956 г. происходит количественный рост студенческих изданий: появляются новые учебные заведения, а вместе с ними многотиражные газеты, в крупных вузах создаются дополнительные издания, например, для заочного отделения. В период «оттепели» вузовская многотиражная газета немного меняется содержательно, снова обращается к важным для студентов вопросам, текущим проблемам учебного процесса, становится демократичнее. Причем этот качественный сдвиг в тематическом наполнении вузовских газет не был утрачен и в годы «застоя».

Перемены в общественно-политической ситуации середины 1980-х гг. не могли не повлиять на содержание прессы для студентов. Во время перестройки изменилась тематика многотиражных газет вузов, эти издания становятся более политизированными. И студенты, и преподаватели пишут о том, что несколько лет назад просто не могло появиться в печати. На какое-то время многотиражная вузовская газета становится полем дискуссий, на ее страницах высказываются совершенно разные точки зрения. Как и в начале XX в., в период радикальных общественно-политических изменений его последнего десятилетия важными функциями прессы для студентов были информационная и организаторская. Редакции становились своеобразными центрами, объединяющими учащихся вузов в единое сообщество. Но когда переходный этап подошел к завершению и студенты снова обратились к внутренним проблемам высшей школы, необходимость в подобных изданиях отпала [Каширская, 2002].

В связи с этим в следующей части работы обратимся к анализу наиболее частотных моделей студенческих изданий, действующих в СМИ-пространстве России.

 

 

1.2. Основные типологические модели современных корпоративных студенческих  изданий

В данной части работы мы используем понятие «типологическая модель», под которым подразумевается своеобразная схема печатного издания, учитывающая наиболее типичные характеристики и признаки. В рамках данного исследования из основных типологических моделей, в которые традиционно включаются «студенческое факультетское (вузовское) издание», «корпоративное вузовское издание»,  «городское студенческое издание» и «межрегиональное студенческое издание» [Носова, 2004].

Модель первая  - «студенческое факультетское (вузовское) издание». Она может с определенными оговорками быть классифицирована как самиздат. Например, «Бедный студент» и «Международник» (Ростовский госуниверситет), «Филin» (Омский госуниверситет, с 1999 г.).  Издателем (учредителем), как правило, является инициативная студенческая группа, не зависимая от вузовского руководства, поэтому главная проблема редакции – финансовая. Цели и задачи – объективно и непредвзято информировать студенческую аудиторию о происходящем в вузе; рассказывать о конфликтных ситуациях, публиковать анонсы предстоящих мероприятий, акций, событий; давать советы, касающиеся учебного процесса; развлекать; образовывать. В качестве авторов выступают представители студенческой группы, являющиеся одновременно издателями, а также свободные корреспонденты. Внутренняя структура, как правило, очень нестабильна. Жанры в основном информационные: новость, интервью, репортаж, хотя довольно часто можно встретить публикации, называемые в зарубежной теории журналистики «колонкой мнений». Из-за недостатка финансовых средств издания не имеют возможности разрабатывать дизайн и создавать иллюстративный ряд на высоком уровне, фотографии часто заимствуются из сети Интернет. Наиболее распространенная периодичность – раз в месяц, объем от 4 до 16 полос, тираж от 150 до 1500  экз., формат А4. Из-за финансовой нестабильности, отсутствия четкой организации редакции такая печать долго не живет. Но есть прецеденты, когда подобное успешное издание выходит на городской уровень. Студенческая вузовская газета «Студень» (Екатеринбург, с 1998 г.) является интересным примером издания, попытавшегося в 2006 г. изменить свою типологическую модель и стать студенческой городской газетой, что повлекло за собой повышение качественного уровня материалов и верстки, а также появление рекламы.

Вторая модель в системе российской прессы для студентов – «корпоративное вузовское издание». Оно находится в зависимости от руководства института или университета, но получает дополнительные преимущества – финансовую и организаторскую поддержку. Издатель (учредитель) здесь ректорат или профком. Поскольку это самый распространенный в России тип печати для студенческой молодежи, примеров можно привести множество: «Свежий взгляд» (Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого), «За кадры верфям» (Государственный Морской технический университет Санкт-Петербурга), «Самарский университет» (СамГУ), «Южный университет» (ЮФУ) и т.д. Как правило, здесь два редактора – первый из числа преподавателей, второй  - «редактор молодежной редакции». Цели и задачи те же, что и у предыдущей модели, но добавляется PR-составляющая – создание положительного имиджа вуза. Объем подобной информации нередко занимает не менее 80% площади газеты. Часть студентов перестает читать издание из-за переизбытка официоза. В этом смысле положителен опыт газеты «Южный университет», пытающейся представить студенческую информацию в приложении «Igutur». Внутренняя структура обычно четко обозначена. Чаще всего это газета, типичная периодичность которой –  раз в месяц, объем – 4-8 полос, часто формата А3, тираж – от 999 до 10 тыс. экз. (наиболее распространенный – 3 тыс. экз.).

Модель третья – «городское студенческое издание». Нужно отметить, что ее можно назвать и «межвузовским студенческим изданием». Но большинство СМИ определяют себя именно как городские, что подразумевает более широкое информационное поле. Издателем выступает редакция, издательский дом, администрация города или общественная организация. Примерами могут служить «Gaudeamus» (Санкт-Петербург), «Студенческая правда» (Москва), «New’тон» (Омск), «Молодежь Алтая» (Барнаул). Цели и задачи данной группы изданий немного шире - ориентировать студенческую молодежь в жизни города, сообщать наиболее значимые вузовские новости, стимулировать осознание наиболее важных проблем современности, рассказывать о новинках литературы, музыки. Кроме того, не менее важной целью является получение прибыли, т.к. существуют подобные издания за счет продажи рекламы. В связи с этим главным недостатком является слишком большой перевес развлекательной информации и некоторая оторванность от жизни конкретного вуза.

Для типологической модели «межрегионального (федерального) студенческого издания» характерен формат А3, еженедельная периодичность, тираж 100-150 тыс. экз., объем 16 полос, распространение в 25-30 крупных городах России. Финансирование происходит за счет различных грантов и спонсорской помощи, иногда затраты частично покрывает продажа рекламной площади. На фоне общественной критики молодежной российской прессы в целом, ее студенческая часть стремится приобрести статус качественных изданий для думающих молодых людей. Целевая читательская аудитория – студенты российских вузов, которые считают себя личностями и стремятся добиться в жизни успеха. Основные тематические блоки – вузовская жизнь, новости сферы образования, политика и экономика, работа и карьера, отношения между людьми, полезные ссылки в сети Интернет, развлечения.

Итак, если подвести черту под всем вышеизложенным, то напрашиваются следующие выводы:

В XVIII-XIX вв. российское студенчество формировалось как социально-демографическая группа, что выражалось в различных формах общественной и политической активности, в выпуске собственных непериодических рукописных и литографированных, а позже и периодических изданий. Изменение правового положения прессы в период Первой русской революции повлекло за собой бурный количественный рост числа газет и журналов для студентов, а также их дифференциацию. Самыми распространенными типологическими группами изданий были: студенческие общероссийские, студенческие провинциальные, студенческие вузовские, студенческие земляческие, вузовские академические, студенческие однодневные газеты и журналы, юмористические и литературные сборники. О прессе для студенческой молодежи в начале XX в. можно говорить как о сложившейся системе.

Информация о работе Создание корпоративного издания студенческой газеты