Создание корпоративного издания студенческой газеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования - изучить принципы создания и функционирования корпоративного издания в вузовской среде на примере студенческой газеты.
Задачи исследования сформулированы следующим образом:
1. описать историю студенческих изданий на основе анализа научной литературы;
2. выявить специфические модели студенческой прессы;
3. определить основные характеристики корпоративного издания;
4. рассмотреть принципы функционирования корпоративного издания в вузовской корпорации;
5. проанализировать структуру и жанровую специфику корпоративного издания в вузовской среде.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Исторический аспект развития корпоративной студенческой прессы. 7
1.1.Основные вехи в развитии студенческой прессы. 7
1.2. Основные типологические модели современных корпоративных студенческих изданий 15
Глава 2. Основы корпоративного вузовского издания 19
2.1. Основные принципы функционирования корпоративной студенческой газеты 19
2.2. Механизмы создания корпоративной студенческой газеты 22
Заключение 27
Библиография 29

Файлы: 1 файл

lit-ra.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Корпоративное издание создания студенческой газеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное общество немыслимо без интенсивных информационных обменов, когда информационные потоки становятся рычагами управления общественными процессами. В данных условиях преобразование России ставит категорический императив эволюции всех системоформирующих компонентов общества, будущее которого во многом будет зависеть от эффективной образовательной системы, и в частности, системы высшего профессионального образования.

Система образования была и остается одним из социальных институтов, поступательное развитие которого в современном российском обществе «приобретает все большее значение в связи с необходимостью осуществления активной социальной политики и эффективного социально-культурного производства» [Громова, 2002]. В марте 2002 г. на совместном заседании Совета безопасности РФ, президиума Государственного Совета РФ и Совета при президиуме РФ по науке и высоким технологиям был принят документ «Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», где, в частности, отмечается, что формирование новой экономики и обеспечение высоких темпов экономического роста требуют опережающего развития образовательной сферы, повышения качества кадров и значительного роста образовательного потенциала населения страны. Именно с образованием, по мнению экспертов-экономистов, связывается реализация факторов роста российской экономики [Образование, наука и развитие кадрового потенциала…, 2004].

Несомненно, успехи в сфере образования сегодня невозможны без планомерной и стратегической работы высшего учебного заведения по формированию своего имиджа. Как пишет автор одной из последних диссертационных работ по современной корпоративной печати Е. В. Лапина, представившая в квалификационной кандидатской работе, в частности, свой опыт по формированию коммуникационной среды крупного технического вуза, «проблема формирования гармоничных отношений актуальна для всех организаций, которым дороги положительный опыт и любовь своих работников, что обеспечивает в будущем прочное положение самой организации. В случае, когда руководство уделяет недостаточно внимания своим сотрудникам, их проблемам и пожеланиям, это приводит к безразличию сотрудников к самой фирме, и эффективность всей работы падает, как и имидж организации» [Лапина, 2004].

Сегодня, когда уже создана целая «отрасль» корпоративных изданий, в том числе и в российских высших учебных заведениях, наблюдается также и активный исследовательский интерес к данной проблематике. Высокая практическая значимость задачи создания и поддержания оптимальной коммуникационной среды вуза с помощью такого эффективного корпоративного коммуникационного инструмента, как корпоративное издание, обусловливает актуальность темы исследования.

Несмотря на наличие достаточно внушительного количества публикаций по проблемам функционирования современной системы СМИ, теории журналистики [см работы Алексеев, 1998; Березин, 2003; Грабельников, 2001; Кии, 2004; Корконосенко, 2002; Мельник, 2001 и др] принципам работы организации редакции печатного издания [см работы Гуревич., 2004; Кройчик, 2002; Мурзин, 2003; Прохоров, 1998; Самолетов, 1997; Тертычный., 2000 и др.], инструментарию паблик рилейшнз [см работы Аги, Кэмерон, Олт, Уилкокс, 2004; Алешина, 2002; Джефкинс, Ядин, 2003; Сайтел, 2002; Татаринова, 2004; Уичкокс, 2004; Чумиков, Бочаров, 2003 и др.] и собственно корпоративным изданиям (в последнем случае в виде исключительно публикаций в научных, научно-популярных, специализированных журналах) [см работы Афанасьева, 2004; Бочкин, 2003; Дегтяренко, 2002; Жаворонкова, 2003; Иванова, 2005; Каширская, 2002], в российской теории журналистики и пиарологии еще нет комплексного всестороннего исследования, посвященного проблемам создания и функционирования корпуса корпоративных изданий, выпускаемых высшим учебным заведением. Исключение составляет упоминавшееся уже диссертационное исследование Е. Лапиной, в котором, однако, корпоративное издание рассматривается как компонент системы средств массовой информации. Работа посвящена выявлению задач внутрикорпоративных изданий, их потенциала и обоснованию способов их целенаправленного и эффективного использования. Отечественные исследователи не обошли вниманием и практические аспекты использования корпоративных изданий в коммуникационных системах организации. Однако только одна статья А. Д. Кривоносова претендует на теоретическое обоснование корпоративного издания как действенного инструмента паблик рилейшнз [см Кривоносое , 2004].

Все вышесказанное определяет цель настоящего исследования - изучить принципы создания и функционирования корпоративного издания в вузовской среде на примере студенческой газеты.

Задачи исследования сформулированы следующим образом:

1. описать историю студенческих изданий на основе анализа научной литературы;

2. выявить специфические модели студенческой прессы;

3. определить основные характеристики корпоративного издания;

4. рассмотреть принципы функционирования корпоративного издания в вузовской корпорации;

5. проанализировать структуру и жанровую специфику корпоративного издания в вузовской среде.

Объектом исследования является корпоративное издание вуза.

Предметом исследования послужили системные характеристики вузовского корпоративного издания.

При написании работы были использованы методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа, эмпирического и теоретического обобщения.

Теоретическую базу настоящего исследования составили книги по теории журналистики и связям с общественностью, и в частности литература по корпоративной культуре. Кроме того, анализу были подвергнуты и точки зрения российских практиков и ученых по природе и сущности функционирования современных корпоративных изданий [Иванова. 2005; Перелепюва, 2004; Савина, 2001; Сухотерин, Юдинцев, 2004; Федотовских, 2003 др.].

В прикладном плане результаты работы могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по теории журналистики и связей с общественностью и при разработке плана создания вузовского корпоративного издания.

Исследование состоит из Введения, двух исследовательских глав, Заключения и Библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исторический аспект развития корпоративной студенческой прессы.

 

1.1.Основные вехи в развитии студенческой прессы.

 

В XVIII в. студенчество активно участвовало в выпуске первых «учено-литературных» журналов. Уже с первым изданием такого рода - «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755-1764 гг.) - сотрудничали студенты Академического университета и Кадетского корпуса. [Грабельников, 2001]. Эту традицию подхватили и другие петербургские и московские журналы.

Активное участие студентов в работе различных редакций стало одной из предпосылок создания самостоятельных студенческих изданий – литературных сборников и альманахов. В качестве примеров можно привести сборник «Распускающийся цветок, или собрание разных сочинений и переводов, изданное питомцами учрежденного при Московском университете благородного пансиона» (1787 г.), «Полезное Упражнение Юношества» (1789 г.), «Сочинения студентов и вольнослушателей Императорского Харьковского университета» (1817 г). Студенты выпускают многочисленные литературные рукописные журналы, сборники и в 1820-1850-х гг. [Гуревич. 2004]. Несмотря на непериодический характер и тираж в несколько экземпляров, эти издания представляют большой интерес, т.к. отражают процесс выделения студенчества как особой социальной группы, показывают предпосылки формирования периодических изданий для студенчества.

1857 г. можно считать отправной  точкой в истории отечественной  прессы для студенческой молодежи: Министерством народного просвещения было дано разрешение на создание легального студенческого органа. Им стал «Сборник, издаваемый студентами Императорского Петербургского университета» под редакцией Сухомлинова и двенадцати редакторов-студентов. Всего вышло три номера: в 1857, 1860 и 1866 гг. Тем не менее, признак периодичности у этого издания отсутствовал. Осенью этого же 1857 г. происходит не менее знаменательное событие – увидели свет шесть номеров «газеты внутренней жизни университета» «Студенческий мир» [Козлова, 2000]. Именно эту газету, не упоминавшуюся ранее в научной литературе, можно считать первым периодическим изданием в истории отечественной печати для студенчества.

Но на несколько десятилетий развитие периодики для учащихся вузов почти приостановилось: 1860-70 гг. протекают при запрете каких-либо студенческих объединений. В этот период студенты выпускают непериодические нелегальные литографированные и гектографированные листки и прокламации. Студенческие беспорядки и аресты учащихся 1890 г. вызвали к жизни несколько изданий, содержащих помимо хроники академической жизни воззвания и призывы к объединению. Наиболее ярко специфика типа проявляется в деятельности таких изданий, как «Студенческий вестник» (Санкт-Петербург, 1890 г.) и «Журнал московского студенчества» (Москва, 1890 г.) [Прохоров, 1998]. Революционные выступления студентов  во  второй  половине XIX в., проявление их позиции как единой социально-демографической группы, а также общественная дискуссия о роли и задачах студенчества – все это стало предпосылкой активного типологического развития прессы для студентов после опубликования Манифеста 1905 г.

Начало XX в. было ознаменовано целой серией важнейших событий в жизни страны. Студенчество как одна из самых активных групп населения не могло оставаться в стороне от общественно-политических проблем. 1900-1905 гг. – период бурного развития нелегальной студенческой прессы: различного рода листков, имевших нестабильную периодичность и недолгую жизнь. В первую очередь к их числу относятся «Злободневный листок» (Санкт-Петербург, 1901 г.), «Студенческий листок» (Санкт-Петербург, 1901 г.), «Студенческая жизнь» (Москва, 1901 г.), «Студенческое слово» (Москва, 1901 г.) [Грабельников, 1999].

После 1905 г. начинается качественно новый этап в развитии печати для студенческой молодежи. Комплексный анализ первоисточников позволил установить, что именно в этот период – между двумя революциями – происходит дифференциация изданий по различным признакам (аудитория, функция, периодичность, проблемно-тематический комплекс, издатель), что позволяет говорить об активном процессе формирования системы отечественной прессы для студенческой молодежи.

Таким образом, в дооктябрьский период отечественной журналистики можно выделить несколько достаточно однородных групп изданий для студенческой молодежи. Во-первых, общероссийские или, как они сами себя называли, «общестуденческие» газеты и журналы, которые издавались в столицах и позиционировали себя обычно как органы всех учащихся вузов России. Но как показывает исследование проблемно-тематического комплекса, в большинстве случаев программные обещания не реализовывались и не подкреплялись ни достаточным тиражом, ни широтой информационного поля. Издания существовали обычно недолго. Наглядно эта тенденция проявляется в деятельности «Студенческой газеты» (Москва, 1906 г.), «Студенческой жизни» (Петербург 1906 г.), «Студенческой мысли» (Санкт-Петербург, 1907 г.), «Вестника студенчества» (Москва, 1907 г.), «Голоса студенчества» (Москва, 1910-1911 г.), «Студенческого мира» (Москва, 1910 г.) и т.д. Двумя основными причинами недолговечности таких газет и журналов были жесткие цензурные условия и проблемы финансово-экономического характера [Гуревич, 2004]. Одно из самых успешных изданий – еженедельная газета «Студенческая жизнь» (Москва, 1910-1911 гг.), которая успешно преодолевала цензурные ограничения. Редакция попыталась создать сеть корреспондентов по стране и публиковала, в отличие от других изданий, не только столичные студенческие новости, но и информацию из регионов. Благодаря грамотно организованным подписным кампаниям, активной рекламой политике, редакция получала достаточно большие доходы, что позволило ей открыть собственную типографию.

Во-вторых, провинциальные газеты и журналы. Помимо общих вопросов о роли учащейся молодежи в обществе для них характерна четкая привязанность информации к месту издания, а также ориентация на объединение студентов данного региона. Так, саратовская «политическая, общественная, научная и литературная газета» «Студенческая жизнь» (1915 г.) много уделяла внимания новостям из городских вузов, рассказывала о талантливых студентах, планировала организовывать студенческие акции [Грабельников, 1999]. Попытка реализовать консолидирующую функцию, по нашему мнению, и послужила причиной закрытия газеты после первого номера «ввиду вредного ее направления». В поисках своей специфической модели другие провинциальные издания экспериментировали с вариантами периодичности, например, «Вестник терского студенчества» (Владикавказ, 1913-1914 г.) выходил только во время студенческих каникул – в июле и августе, подчеркивая свои информационную и консолидирующую функции именно в период некоторой разобщенности учащейся молодежи. А газета «Новгородское студенчество» (Новгород, 1911-1912 гг.) выходила всего два раза в год в начале каждого семестра.

Информация о работе Создание корпоративного издания студенческой газеты