Сокращение и метафора в газетных заголовках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 17:10, реферат

Описание работы

Современная газетная речь многое взяла от экспрессии разговора
и от выразительности художественной литературы. Сегодня газета находится в поиске выразительных средств, в поиске нового. Новизна привлекает внимание, вызывает интерес, создает определенное настроение. Процесс повторения (повторяющиеся темы в газете) неизбежно сопровождается и процессом обновления. Журналисты стремятся к тому, чтобы читатель всегда ощущал свежесть формы и оригинальность мысли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..….



3
Глава 1. ГАЗЕТНЫЙ ЗАГОЛОВОК: ЖУРНАЛИСТИКА, СТИЛЬ

1.1. Публицистический стиль. Основные признаки ………………..........
5
1.2. Газетный заголовок .…………………………………………………...
Вывод к главе 1 ………………………………………………………..
6
12


Глава 2. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

2.1.Понятие словообразования………………………...............................
13
2.2. Сокращение…………………………………………………………...
15
2.3. Метафора……………………………………………………………...
Вывод к главе 2………………………………………………………..
20
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....
25

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

 «Тверской государственный  университет»

Факультет иностранных языков и международной коммуникации

Кафедра немецкого языка

Специальность «Теория и методика преподавания

иностранных языков и культур»

 

 

 

 

 

 

_Сокращение и метафора в газетных заголовках_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2012

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..….

 




  3 

Глава  1.  ГАЗЕТНЫЙ ЗАГОЛОВОК: ЖУРНАЛИСТИКА, СТИЛЬ

 

1.1. Публицистический стиль. Основные признаки ………………..........

        5

1.2. Газетный заголовок .…………………………………………………...

       Вывод  к главе 1 ………………………………………………………..

        6

       12


 

Глава 2. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

2.1.Понятие словообразования………………………...............................

    13 

2.2. Сокращение…………………………………………………………...

    15

2.3. Метафора……………………………………………………………...

Вывод к главе 2………………………………………………………..                          

    20

       24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....

   25

 

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….......

 

    26

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

       Современная газетная речь многое взяла от экспрессии разговора

и от выразительности художественной литературы. Сегодня газета находится в поиске выразительных средств, в поиске нового. Новизна привлекает внимание, вызывает интерес, создает определенное настроение. Процесс повторения (повторяющиеся темы в газете) неизбежно сопровождается и процессом обновления. Журналисты стремятся к тому, чтобы читатель всегда ощущал свежесть формы и оригинальность мысли.

      Большое внимание при этом они уделяют искусству газетного заголовка как средству привлечения внимания к тексту публикации.

      Заголовок в газете, в отличие от названий радио- и телепередач, — единица коммуникативная, он кратко информирует читателя о содержании газетного материала, осведомляет о значении, характере и степени важности событий, отразившихся на страницах газеты. По заголовку статьи, репортажа, фельетона, корреспонденции часто можно судить об отношении автора к описываемым событиям, о позиции редакции.

        Интенсивное изучение текстов массовой информации ведется несколько десятилетий. Публицистика, которую называют летописью современности, во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д. Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любой номер какой-либо газеты и просмотреть ее заголовки, Вы сразу получите своеобразный конспект, моментальную фотографию содержания газеты.

Предметом моего исследования оказались такие модели словообразования как сокращение и метафора, а объектом – газетные заголовки.

      Целью работы является выявление на материале газет Великобритании пути формирования заголовков, которые образованы по таким словообразовательным моделям как сокращение и метафора, и закономерности их использования в печати.

 

Цель работы определила ее конкретные задачи:

  1. выявить роль газетного заголовка в прессе;
  2. изучить модели словообразования;
  3. выявить частоту использования сокращения и метафоры в заголовках;
  4. описать их функцию в заголовках.

В исследовании использовались труды таких известных лексикологов как

О.Д.Мешков, И.В.Арнольд, Е.Н.Бортничук, Н.М.Шанский. Газетные заголовки, представленные в работе, были опубликованы в современных британских газетах: The Times, The Sunday Times, Daily Mirror.

Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ГАЗЕТНЫЙ ЗАГОЛОВОК.

    1. Публицистический стиль. Основные признаки.

      Прежде чем говорить о собственно заголовках газетных статей, необходимо осветить особенности всего публицистического стиля в целом и газетного подстиля в частности, так как это необходимо для уяснения закономерностей и путей формирования заглавия статьи.

      Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино. В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.

      Важнейшие функции публицистического стиля – информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.

      Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили – функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Данные выражения не просто обозначают тему сообщения, но эмоционально характеризуют ситуацию, о которой рассказывает заметка.

      Газета – средство информации и средство убеждения. Она рассчитана на массовую и притом очень неоднородную аудиторию, которую она должна удержать, заставить себя читать. Газету обычно читают в условиях, когда сосредоточиться довольно трудно: в метро, в поезде, за завтраком, отдыхая после работы, в обеденный перерыв, заполняя почему-либо освободившийся короткий промежуток времени и т.п. Отсюда необходимость так организовать газетную информацию, чтобы передать ее быстро, сжато, сообщить основное, даже если заметка не будет дочитана до конца, и оказать на читателя определенное эмоциональное воздействие. Изложение не должно требовать от читателя предварительной подготовки, зависимость от контекста должна быть минимальной. Статья начинается с заголовка, поэтому данные замечания справедливы и к заглавию газетных статей.

 

    1. Газетный заголовок.

      Неотъемлемой частью газетных публикаций является заголовок. Хороший заголовок во многом повышает конкурентоспособность периодического издания. В прессе заголовок занимает самую сильную позицию. Именно на него читатель обращает внимание в первую очередь. Поэтому от характера и оформления заголовков во многом зависит имидж газеты или журнала, а также и воздействие той или иной публикации на читателя:  содержательную статью с неправильно выбранным заголовком не замечают, в то время как даже самая посредственная статья может завоевать популярность благодаря своему яркому, выразительному заголовку. Таким образом, заголовок представляет собой органичный первый элемент текстовой публикации.

      В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой заголовок определяется как название какого-либо произведения (литературного, научного, музыкального и т.п.) или отдельных его частей [Ефремова www.efremova.info]. Согласно словарю Даля, заголовок - это выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено его название. Заголовком также называют название отдела, главы книги

[Даль www.slovardalja.net].

      Оба этих определения соответствуют и газетному заголовку. Однако стоит отметить, что газетный заголовок обладает рядом особенностей, отличающих его от заголовков других стилей, что связано с его функциями.

      Существуют разнообразные виды заголовков. Но как бы ни были разнообразны модели заголовков, они все же имеют много общих черт. Ведь для успешности публикации необходимо, чтобы ее заголовок отвечал определенным требованиям.

      Газетные заголовки написаны сжатым и лаконичным языком. Но так как газеты нацелены чаще всего на широкий круг читателей, любой газетный заголовок должен легко восприниматься и читаться без затруднений. В то же время газетный заголовок должен быть достаточно выразительным, чтобы привлечь внимание читателя.

      Заголовок должен давать представление о тексте еще до ознакомления с ним. Э.А.Лазаревой отмечено несколько видов ошибочного смыслового взаимодействия в системе «заголовок - текст»: а) нечеткость связей заголовка с текстом  б) двусмысленность заголовка в) противоречие между смыслом заголовка и содержанием текста или между их оценочностью [Лазарева 2004, с.32]. 

      Профессиональное мастерство работы с заголовками включает и выбор различных их видов при размещении и оформлении текстовых и иллюстрационных материалов на полосах номера. К этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика. Каждый из них играет определенную роль в номере. Обыкновенный заголовок дает первичное представление о теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический – уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного выступления, источник получения информации

(например, от нашего собственного  корреспондента) и др. Внутренний  подзаголовок – название раздела, части крупного текста.

      Важную роль играет рубрика, которую обычно размещают над основным заголовком (тогда ее иногда называют надзаголовком) или сбоку от него. Обычно она указывает на раздел или тематический блок газеты, где помещают текст или иллюстрацию (тематическая рубрика). Но рубрику используют и для уточнения жанра публикации.

      Иногда для объединения материалов, занимающих целую полосу или большую ее часть и посвященных общей теме, используют шапку, как бы накрывающую сверху все публикации, стоящие под нею.

      Заголовки применяют отдельно или в сочетании друг с другом. Нередко они образуют заголовочный комплекс, в который входят заголовки разных типов. Главный, обыкновенный заголовок дает представление о содержании публикации. Подзаголовок конкретизирует содержание заголовка. Рубрика определяет тематическое направление или характер текста. Нередко к ним присоединяется так называемый лид – первый вводный абзац публикации, содержащий опорный факт сообщения. Такой заголовочный комплекс дает читателю достаточное представление о теме и содержании текста.

      Воздействие заголовка на читателя в немалой степени зависит и от его технического оформления – размещения на газетной полосе и постановки над текстом, сбоку от него или даже в его центре, от возможного его разделения на строки, величины и яркости заголовка – выбора гарнитуры титульного шрифта, его кегля, насыщенности и других характеристик. Переход в редакциях к компьютерному набору и верстке газет открыл возможности быстрого решения на высоком профессиональном уровне всех задач и проблем, возникающих на этом направлении подготовки газетного номера. Знания, необходимые для этого, дает специальный курс производства и оформления печатных периодических изданий.

      Заголовок – это своеобразный элемент текста, имеющий двойную природу. С одной стороны, это языковая структура, предваряющая текст, стоящая «над» ним и перед ним. Поэтому заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий определённую самостоятельность.

  С другой стороны, заголовок - полноправный компонент текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного текста (началом, серединой, концовкой), вместе с которыми он составляет архитектонику текста. Эта «двойственная природа заголовка» и определяет многие его особенности.

      В последние годы в газетной практике родилась новая форма создания заголовков – перефразирование: в строке текста, взятого для заголовка, какое-то слово изменяется, и фраза приобретает совсем иной смысл. Такое перефразирование привлекает внимание читателей своей оригинальностью. Структура привычного высказывания при этом сохраняется. Современная языковая ситуация часто требует от получателя текста способность соотнести форму и содержание, текст с другими текстами. Всё чаще и чаще в языке средств массовой информации, да и в повседневной разговорной речи встречаются языковые формы, за которыми тянется своего рода текстовый шлейф, который сопровождает любое их употребление. Для их понимания, разумеется, носителям языка необходим соответствующий культурный опыт. Без знания того, что составляет этот «шлейф», информация для адресата недоступна полностью или частично. Знания, необходимые для полноценного понимания современной устной речи и языка письменных произведений, особенно языка газет – это знания реалий, художественных фильмов, художественных произведений, текстов популярных песен, стереотипных образов, стереотипных ситуаций, то есть всего, что лежит в основе прецедентных текстов. Таким образом, понимание текстов, содержащих отсылки к прецедентным текстам, опирается на повышенную речемыслительную активность получателя информации. Выдающийся русский мыслитель современности М.М. Бахтин писал: «Я живу в мире чужих слов. И вся моя жизнь является ориентацией в этом мире, реакцией на чужие слова» [Бахтин 1979, с. 78]. Под чужими словами в данном случае понимаются крылатые фразы, афоризмы, пословицы, поговорки, цитаты и прочие изречения, которые постоянно воспроизводятся и в устной речи, и в письменных текстах.

Информация о работе Сокращение и метафора в газетных заголовках