Социокультурные эффекты деятельности по связям с общественностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:11, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей влияния PR-коммуникации на социокультурную динамику (на основе анализа динамических изменений социальных представлений жителей г. Москвы о строительных организациях).
Исследование по выпускной квалификационной работе осуществлялось в рамках научно-практического сотрудничества с ОАО «Городсакая ДомоСтроительная компания».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и практические проблемы изучения
социокультурных эффектов PR деятельности
1.1 Социальные роли и функции ПР в современном обществе……………...9
1.2 Модели социокультурной динамики в классических социальных
науках………………………………………………………………………….16
1.3 Современный семиосоциопсихологический подход к
изучению социокультурных эффектов PR-коммуникации…………………24
Глава 2. Исследование динамики социальных установок в результате осуществления PR-кампании.
2.1 Описание аналитической базы, методов исследования…………………32
2.2 Анализ вторичной информации…………………………………………..35
2.3 Изучение структурно-содержательных особенностей социальных представлений москвичей о строительных организациях…………………….45
2.4 Сравнительный анализ……………………………………………………50
Заключение…………………………………………………………………….53
Литература……………………………………………………………………..55
Приложение. Образец психосемантического опросника………………….. 59

Файлы: 1 файл

1.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Специальность «Связи с  общественностью»

 

 

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

 

Тема: Социокультурные эффекты деятельности по связям с общественностью

 

 

 

 

Выпускник: Дмитриева Н.Н.

_________________

Руководитель работы:

_______________________

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические  и практические проблемы изучения

социокультурных эффектов PR деятельности

1.1 Социальные роли  и функции ПР в современном  обществе……………...9

1.2 Модели социокультурной  динамики в классических социальных

 науках………………………………………………………………………….16

1.3 Современный семиосоциопсихологический  подход к 

изучению социокультурных  эффектов PR-коммуникации…………………24

Глава 2. Исследование динамики социальных установок в результате осуществления PR-кампании.

2.1 Описание аналитической  базы, методов исследования…………………32

2.2 Анализ вторичной  информации…………………………………………..35

2.3 Изучение структурно-содержательных  особенностей социальных представлений москвичей о строительных организациях…………………….45

2.4 Сравнительный анализ……………………………………………………50

Заключение…………………………………………………………………….53

Литература……………………………………………………………………..55

Приложение. Образец психосемантического  опросника………………….. 59

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования

На сегодняшнем этапе  становления теории и практики связей с общественностью особо остро стоит вопрос об изучение PR как одного из значимых факторов средоформирования, который не только ориентирует поведенческие траектории людей, но и играет немаловажную роль в процессах социокультурной динамики современного общества. Создавая ценности, смыслы, определяющие жизнь и судьбы целых поколений людей, социальная PR и рекламная информация способствуют поддержанию стабильности общества, преобразованию социума в целом, задают новые ориентиры.1 Более того, как утверждает И.А. Флягина, «…никогда ранее реклама и PR не имели такого социокультурного влияния на общество, как последние несколько десятилетий».2

В научном сообществе существуют различные мнения относительно социокультурной роли PR и рекламы. Однако большинство современных исследователей сходятся в одном, что - PR-эффективность и PR-эффекты – это два нетождественных понятия.3 Если под PR-эффективностью подразумевают экономическую выгоду, то под PR-эффектом понимаются изменения социально-психологического характера. За рубежом проблема PR и рекламных эффектов вот уже на протяжении 40 лет является предметом интенсивных споров и дискуссий, в России же к этой теме стали обращаться совсем недавно.

Как правило, исследования рекламного воздействия касались форм влияния убеждающей коммуникации. Например, такие исследователи, как У. Шрамм, Дж. Лайл, Е. Паркер, изучая влияние рекламных эффектов на детское сознание, показали, что реклама содержит огромное количество знаний, необходимых детям на этапе ранней социализации.4  Так, например, выяснилось, что представления о ценностях у детей в большей степени связаны с просмотром рекламных материалов, нежели с материалами образовательного характера .5

Другой исследователь  Д. Викторофф утверждал что, система рекламной коммуникации способна нейтрализовать социальные беспокойства, воздействовать на социум, находящийся в состоянии дезинтеграции. Согласно французскому ученому, реклама заполняет ценностный вакуум достаточно сильными идеологическими установками, создавая социальный консенсус в ценностном пространстве, способствуя интеграционным процессам.

В исследованиях Евангелины Гарсия реклама интерпретируется как  «нивелир» ощущения классовой дифференциации.

Однако последние несколько  лет за рубежом наблюдается сдвиг исследовательских интересов - от изучения кратковременных эффектов к изучению более длительных и менее очевидных форм PR и рекламного воздействия. Не так давно социальные исследователи (Ч. Гикарди, 1995) начали изучать способы, которыми реклама структурирует и подкрепляет образы социального потребления и стержневых ценностей, на которые опирается.

С точки зрения А.И. Флягиной 6, роль PR и рекламы в социокультурной динамике российского общества, их значение в формировании ценностных нормативных ориентиров - это те вопросы, на которые предстоит ответить, вопросы, без решения которых невозможно развитие и становления профессионального PR–сообщества.

В свете поставленной проблемы хотелось бы привести ряд  точек зрения известных философов  и социологов. Так, доктор социологических наук, профессор МГСУ Т.И. Осадчая утверждает, что «…долгое время российскому обществу навязывались неприемлемые для него социальные проекты без учета базовых традиций и социальных последствий этих программ. … До сих пор в России не создана парадигма ее существования в новой системе глобального миропорядка, не выработана стратегия вхождения в мировую цивилизацию, не осознаны национальные цели и интересы».7

При этом, как указывает  доктор философских наук, профессор  МГСУ Н.Н. Бокарев, 8 духовное и нравственное состояние человека зависит от того, какова социокультурная среда, поэтому на сегодняшний день особую актуальность приобретает исследование реальных социокультурных процессов в современной России, поиск ведущих факторов и механизмов социокультурной динамики.

Целью данной работы является исследование особенностей влияния PR-коммуникации на социокультурную динамику (на основе анализа динамических изменений социальных представлений жителей г. Москвы о строительных организациях).

Исследование по выпускной квалификационной работе осуществлялось в рамках научно-практического сотрудничества с ОАО «Городсакая ДомоСтроительная компания».

Для достижения поставленных целей в работе предполагалось решить ряд задач:

    • Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме влияния различных форм массовой коммуникации на социокультурные изменения.
    • Описать социальные функции PR в современном обществе.
    • Рассмотреть основные модели социокультурной динамики в классических социальных науках, проанализировать семиосоциопсихологический подход к изучению социокультурных эффектов PR-коммуникации.
    • Провести анализ вторичной информации (аналитические данные 2011 года, информационные материалы PR-кампании ГДСК).
    • Провести эмпирическое исследование социальных представлений жителей г. Москвы о ведущих строительных компаниях.
    • Осуществить анализ изменений социальных стереотипов и ценностей томичей в результате реализации PR-кампании ТДСК.

Объектом исследования является социокультурная динамика общественного сознания как совокупность процессов функционирования, изменения и развития картины мира социума, составляющих ее установок, ценностей, ожиданий, коллективно разделяемых смыслов и символов, изменения ценностно-нормативной системы (П. Сорокин,9 П. Штомпка10, Б.А. Ерасов ,11 Т.М. Дридзе. 12

Предметом исследования выступают связи с общественностью как механизм социокультурной динамики.

Вышеприведенные аргументы  позволяют нам выдвинуть обобщающее предположение, согласно которому связи  с общественностью как социальный институт по социализации и ресоциализации личности (М.А. Шишкина,13 Е.И. Поверинов 14) выступают механизмом социокультурной динамики.

Теоретико-методологические основы проекта выпускной квалификационной работы: в работе предприняты попытки рассмотреть PR и его роль в построении отношений людей и социокультурной динамике в рамках семиосоциопсихологической теории коммуникации, разработанной Т.М. Дридзе ,15 также мы опирались на психосемантический деятельностный подход к изучению обыденного сознания, представленный в трудах В.Ф. Петренко 16, А.Г. Шмелева 17, С.Н. Кучеренко 18.

Для доказательства выдвинутого  предположения и достижения поставленных целей в работе были использованы следующие методы:

    • Теоретический анализ литературных источников.
    • Общелогические методы - систематизация и обобщение данных теоретических и практических исследований.
    • Психосемантические методы изучения социальных представлений - метод построения субъективных семантических пространств (В.Ф. Петренко).
    • Сравнительный анализ.

Научная новизна. В работе впервые связи с общественностью рассматриваются как механизм социокультурного развития, делается попытка эмпирически доказать это положение. Кроме того, нам удалось систематизировать и обобщить разрозненные исследовательские данные по воздействию различных форм массовой коммуникации, в том числе ПР и рекламу, на социокультурную среду.

Теоретическая и практическая значимость исследуемой проблемы состоит в том, что была осуществлена попытка изучить динамику общественного сознания в ходе ПР – компании с 2010г. по 2011г. Проведенное изучения содержания общественного сознания о строительных организациях г. Москвы на 2011г. в ходе ПР- компании в контексте определенных социокультурных изменений, способствующих формированию социокультурной динамики.

Апробация и внедрение  результатов исследования.

Материалы исследования были представлены на Всероссийской  научно-практической конференции молодых  ученых «Социальная работа, связи  с общественностью и реклама  в новом коммуникативном пространстве» (Москва 2011).

Достоверность и обоснованность результатов исследования детальным анализом имеющихся теоретических источников, использованием апробированных методов, адекватных целям, задачам исследования, использованием методов математической статистики и компьютерной обработки для интерпретации результатов.

 

 

Глава 1. Теоретические и практические проблемы изучения социокультурных эффектов PR деятельности

 

    1. Социальные роли и функции PR в современном обществе

 

На современном этапе  становления теории и практики связи с общественностью особо остро стоит вопрос об изучении особенностей влияния системы убеждающей коммуникации на процессы социального развития общества. (Т.М. Дридзе, И.А. Флягина, Е.Т. Смирнова). Согласно современным исследователям, реклама и связи с общественностью не только ориентируют поведенческие траектории людей, но и играют немаловажную роль в процессах социокультурной динамики современного общества. Проанализируем подробнее основные социальные функции связей с общественностью как вида профессиональной деятельности.

Как указывает один из признанных авторитетов, методологов  в области связей с общественностью, PR – это особая функция управления, которая способствует установлению общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач: помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него: делает особый упор на главной задаче – служить интересам общественности: помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно: выполняет роль «системы раннего оповещения» об.19

Однако следует особо  подчеркнуть, что при рассмотрении социальных функций связей с общественностью  нас в большей степени будет  интересовать определение PR как специфической формы массовой коммуникации.

В современной социальной науке массовая коммуникация (МК) не имеет однозначного определения. Остановимся  на наиболее показательных определениях, которые довольно часто встречаются  в литературе: «МК – систематическое распространение сообщений среди численно больших аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения, установки и поведение людей», «массовая коммуникация включает институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям», «Массовая коммуникация представляет собой институализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации».20

Наиболее подробно и  детально основные функции массовой коммуникации в обществе рассмотрены  в рамках структурно-функционального подхода. Применительно к теории массовой коммуникации в рамках этой традиции анализа работали такие известные специалисты, как Р. Мертон, П. Лазарсфельд, Г. Лассвелл. В рамках структурного функционализма общество рассматривается как система, состоящая из взаимозависимых частей или подсистем. Организация социальной жизни предполагает поддержание более менее адекватной картины жизни общества, социального окружения людей. Это, с точки зрения функционалистов, достигается посредством системы массовых коммуникаций, одним из составных элементов и выступают связи с общественностью. Механизмы реализации «социального сцепления людей» представляет собой взаимодействие двух основных составляющих:

Информация о работе Социокультурные эффекты деятельности по связям с общественностью