Социальная проблематика в программах современного разговорного радио(на примере радиостанции «Маяк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить актуальность и востребованность программ с социальной тематикой на разговорном радио.
Задачи:
1) Изучить какие социальные проблемы существуют на сегодняшний день, и выбрать из них наиболее острые.
2)Провести опрос: Нужны ли на радио беседы о социальных проблемах.
3) Проанализировать записи эфиров программы «Профилактика» на радиостанции «Маяк» за второе полугодие 2012 года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НА РАДИО……………………………………………………………………………5
Социальная проблематика: терминологический аспект…………5
Становление и развитие социальных программ на радио………..7
Нужны ли на современном радио программы о социальных проблемах?..............................................................................................................8
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НА СОВРЕМЕННОМ РАЗГОВОРНОМ РАДИО НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА» РАДИОСТАНЦИИ «МАЯК»…………………………………………………………………………13
2.1. Тема алкоголизма в эфире программы «Профилактика»…............15
2.2. Тема миграции в эфире программы «Профилактика»……………20
2.3. Тема демографии в эфире программы «Профилактика»…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………........28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Социальная проблематика на разговорном радио1.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

 

Исходя из ответов  по первому вопросу, можно сделать  вывод, что аудитория чаще всего  слушает радиостанции развлекательного характера. Но некоторые из опрошенных мною людей не оставляют без внимания и радиостанции разговорного формата (Радио «Комсомольская правда»).

На второй вопрос «Нужно ли обсуждение социальных проблем на радио?», были получены следующие ответы:

 

Ответы

Количество  человек

Проценты

Нужно

18

45%

Ненужно

13

32,5%

Воздержались

9

22,5%


По результатам этого вопроса можно сделать вывод: 45% аудитории считают, что обсуждение социальных проблем на радиостанциях нужно. Но радиостанции разговорного формата слушают лишь 2,5%. Из этого следует, что радиостанции, которые выбрали слушатели, не производят тот продукт, который ожидает аудитория.

На третий вопрос, о каких социально важных проблемах  говорят на радио, которое Вы слушаете, были получены следующие результаты: аудиторию интересуют такие темы как ЖКХ, здоровье и спорт, проблемы молодежи, демография и хулиганство на борту самолета. Выявить количественное соотношение не получилось, так как опрашиваемую аудиторию интересует различная информация.

На четвертый  вопрос об актуальности социальных проблем, которые обсуждаются на радио, были получены следующие ответы:

 

Ответы

Количество  человек

Проценты

Актуальны

18

56,25%

Не актуальны

11

34,375%

Затруднились  ответить

3

9,375%


 

Исходя из ответов  на поставленный вопрос, можно сделать  вывод, что информация, звучащая на радио, по мнению большинства аудитории  актуальна и интересна, т.е. авторы программ хорошо ориентируются в информационной потребности своей аудитории, и тщательно подбирают информационные поводы.

На пятый  вопрос, о каких проблемах хотели бы услышать на радио, были получены следующие ответы: о социальных акциях, проблемах молодежи, проблемах трудоустройства, о нравственных проблемах, о политике, об автомобилях, и даже о метеоризме.Таким образом, аудитория не только слушает интересующую и актуальную их информацию, но и желает услышать программы на темы, которые остались за границами внимания авторов такого рода программ.

Зачастую программы  на социальную проблематику звучат в эфирах разговорных радиостанции, а как же развлекательные? Уместны ли программы на социальные темы на развлекательных радиостанциях. Далее представлено мнение специалиста - директора службы информации радиостанции «Наше радио» БорисаБарабанова:

Социально ориентированному вещанию есть место на музыкальных станциях, несмотря на то, что там отсутствуют длинные интервью, долгие - неразвлекательные - спецпрограммы, и, вообще, большинство элементов эфира длится не более 3-4 минут.

Из  всех проектов, ориентированных на общественные проблемы, на музыкальных станциях чаще всего можно встретить социальную рекламу. Однако качественныеаудиоролики, которые безболезненно вписывались бы в ткань музыкального FM-радио, в России появляются нечасто. Кроме того, если коммерческую рекламу слушатель привык воспринимать как неизбежное зло, то социальную он заведомо встречает в штыки, как лишний «загруз» в то время, когда он хочет отдыхать под любимую музыку.

Поговорим о других случаях, когда послания общественного характера попадают в эфир музыкальных FM-радиостанций.

Социальные  темы могут затрагиваться в новостях. В формате новостей могут создаваться  мини-программы, в рамках которых можно обсуждать общественно важные темы более подробно, чем в 50-секундном фрагменте. [1].

В итоге можно  сказать, что социальная тематика уместна  на современном радио, она пользуется спросом. Проблема заключается в  том, что не все радиостанции создают  программы направленные на общественно  важные вопросы, и зачастую подают их не под тем «соусом».

 

ГЛАВАII.СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НА СОВРЕМЕННОМ РАЗГОВОРНОМ РАДИО НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА» РАДИОСТАНЦИИ «МАЯК»

 

 

 

В качестве объекта  исследования социальной проблематики на современном разговорном радио  выбрана ежедневная программа «Профилактика» на радио «Маяк». Для анализа привлечено 103 эфира,вышедших с 15 августа по 31 декабря 2012 года. Из них всего 25 имеют социальную тематику.

«Профилактика» - уже хорошо известный публике  бренд. Вплоть до августа 2012 года программа  выходила на телеканале «Россия-1», а  с августа 2012 года шоу выходит  на «Маяке», с тем же составом ведущих, с теми же яркими приметами программы. Ведущие передачи: Анатолий Кузичев, Алексей Поляков и Илья Савельев.

Шоу состоит  из 3 частей:

1) Школа перекрестногоньюсмейкинга  №1. Ракурсы, трактовки, комментарии;

2) Гость в  студии;

3) Обсуждение  какой-либо проблемы.

Материалы на социальные темы обычно звучат в 1 или 3 части. Социальные проблемы обсуждается в прямом эфире, где ведущие получают от слушателей сообщения, комментирующие данную проблему. В большинстве случаев экспертами выступают люди заинтересованные в данной проблеме, или жизненный опыт, которых позволяет дать объективную оценку.

В ходе исследования были выявлены следующие темы, которые  содержали в себе социальную проблематику и прозвучали в эфире программы «Профилактика»: алкоголизм, миграция, образование, религия, курение, демография, насилие над детьми, коррупция, Интернет-зависимость.

Проведенный анализ материалов позволил выделить основные тематические направления в освещении  социальных проблем:

 

Социальная  проблема

Количество  материалов

Проценты

Алкоголизм

6

24%

Образование

3

12%

Демография 

2

8%

Миграция 

3

12%

Курение

2

8%

Религия

2

8%

Секс и насилие

2

8%

Коррупция

1

4%

Интернет зависимость

1

4%

ЖКХ

1

4%

Социальное  положение граждан

2

8%


 

Наиболее популярной (6 из 25 эфиров, что составляет 24% от общего числа анализируемого материала) в шоу «Профилактика» является тема алкоголизма. Она включает такие вопросы: запрещать или просвещать культуру употребления алкоголя, о запрете поставки крепких спиртных напитков из Чехии и Польши, о пьянстве за рулем, и возвращать ли минимально допустимый уровень содержания алкоголя в крови водителя.

Другое значимое тематическое направление в освещении  социальных проблем – миграция. Оно представлено 3 материалами (12%). Здесь поднимаются такие вопросы  как трудоустройство и конкурентоспособность мигрантов, разрешать ли им пользоваться своими водительскими удостоверениями.

Еще одна социальная тема – демография (2 из 25, что составляет 8%). Она представлена такими вопросами как повышение уровня рождаемости.

Остальные темы представлены наименее интереснее, и были подняты реже, чем вышеперечисленные. Поэтому дальнейшее исследование будет посвящено темам алкоголизма, миграции и демографии.

 

 

 

2.1. Тема  алкоголизма в эфире программы  «Профилактика»

 

 

 

«Не СПИД, не туберкулез погубят Россию,

а «пивной алкоголизм» среди юного поколения».

Главный санитарный врач РФ

Геннадий  Онищенко

Проблему алкоголизма  в России, как национальную угрозу начали рассматривать уже в 90-е  годы, когда уровень алкоголизации  нации достиг 22,7%. [5;27]

Алкоголизация населения – всеми признанная национальная проблема. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, у нас это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным – свыше 20 л. Народ вымирает в значительной мере от всеобщей алкоголизации. Свыше 80% употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в стране 3 млн зарегистрированных алкоголиков, 25–30 млн зависимых от алкоголя, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства[8].

К алкоголю активно  приобщается все больше детей  и подростков. Так, по данным социологических  исследований, за последние 30 лет пик  массового знакомства подростков с  алкоголем опустился с 16-17 лет  в еще более младшую возрастную группу: если в 90-е молодые люди начали употреблять спиртное в среднем 15 лет, то в 2001 году – уже с 11. Из-за злоупотребления алкоголем у подростков снижается общественная активность, происходит угасание трудовых навыков, а также страдают нравственные качества. Подростки начинают проявлять невнимательность, а иногда и жестокость к близким людям.

СМИ могут давать необходимые знания о вреде пива, способствовать формированию установки на здоровый образ жизни и неприятие алкоголя.

Зачастую такая  информация становится пропагандой, и наоборот приручает человека к алкоголю. Частые разговоры об алкоголизме создают, по моему мнению, рекламу спиртным напиткам. Но это не значит, что о вреде алкоголя говорить не надо. Надо, но только с привлечением специализирующихся в данной сфере людей. И пример должен быть таков, что будет вызывать страх, когда речь будет идти о спиртном. На сегодня реклама алкоголя запрещена на первой и последней страницах печатных СМИ, телевидении и радио.

Та политика, которая сегодня ведетборьбу с алкоголем, явно недостаточно эффективна. Общество неисполняет законов, касающихся употребления пива и слабоалкогольных напитков. Например, закон запрещающий пить пиво на улицах,– его все равно пьют все, включая подростков. Подросткам продолжают продавать пиво. Идет нарушение законодательства, продажа пива после 23-00.

Необходимо  рассматривать и решать проблему алкоголизма как целостную для всех и решать ее совместно – и медиками, и населением, и государственными органами. И СМИ здесь должно играть важную связующую роль между властью и народом.

Одна из самых  актуальных тем социальной проблематики – это алкоголизм. Сколько всего  связано с ним в последнее  время. Запрет продажи после 11 часов  вечера, пьянство за рулем, и повышение  цен на спиртные напитки, которые будут расти еще несколько лет – именно эти темы освещены в программе «Профилактика» на радиостанции «Маяк» за второе полугодие 2012 года.

Данную тему в шоу «Профилактика» обсуждали, как я выше уже говорил, 6 раз. И это меньше чем за полгода. Впервые разговор об этой проблеме прошел в эфире от 6 сентября 2012 года. Тема данного эфира – это употребление алкоголя. Вопрос ставиться такой: просвещать культуру употребление алкоголя или все-таки просто запретить спиртные напитки?!

Программа выстроена в жанре беседы: ведущие беседуют между собой, а также со слушателями, которые звонят в студию; включается жанр комментария.

Заинтересовались  ведущие данной темой после того, как прочитали новость о том, что в России от него умирает 500 тысяч  человек. Между ними завязалась дискуссия, разрешить которую помогли слушатели. От них мы узнаем о том, как нужно или ненужно бороться с алкоголем. Первый позвонивший, бывший сотрудник милиции, твердо стоит на позиции, что запрещать продажу алкоголя – вещь бесполезная: «…Продавать все равно будут, несмотря на все запреты. Так делают и у нас в Калининграде. Причем магазин, в котором можно купить спиртное после 23.00 находиться в одном здании с отделом полиции».

Второй слушатель, дозвонившийся в студию, занимается легальной и нелегальной продажей алкоголя. Он считает, что если резко запретить продажу спиртного в нашей стране, то будет революция: «…государство делает все постепенно, чтобы не вызвать реакцию масс. Но это создаст другую проблему – переход легальной продажи в нелегальную. А еще один из дозвонившихся говорит о том, что запрещать вообще не нужно, так как запретный плод сладок.

По комментариям слушателей можно сделать вывод, что нет никакой культуры употребления алкоголя, и что люди чаще всего  пьют не от хорошей жизни. Если государство будет запрещать употребление алкоголя, то граждане найдут другой выход.

На мой взгляд данная тема проработана не глубоко, так как мало представлено мнении аудитории, по проблеме, малое количество звонков в студию, не был привлечен  эксперт, который мог бы дать компетентный комментарии, Информационный повод – пассивный (статистика), без привлечения комментирования, не раскрыт для аудитории. К тому же ведущие программы не делают каких-либо выводов, не видят путей выхода из ситуации, да и не пытаются найти их. Опрос по данной теме на сайте программы проведен не был, что свойственно для других выпусков.

Информация о работе Социальная проблематика в программах современного разговорного радио(на примере радиостанции «Маяк»)