Система СМИ Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:03, реферат

Описание работы

Германия занимает 4-е место в мире по числу газет на тысячу жителей – после Японии, Великобритании и Швейцарии. Помимо этого, в стране, где проживает 74,6 миллионов немцев и 7,4 миллиона иностранцев, зарегистрировано 38 миллионов радиоприемников и 34 миллиона телевизоров.

Файлы: 1 файл

Газетный рынок ФРГ.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Жесткая политическая ориентация Bild отчетливо сохраняется и до сих  пор: до сих пор журналисты, приходящие на работу в концерн Axel Springer, обязаны подписать журналистскую хартию, составленную еще Акселем Шпрингером, в которой они обязуются бороться против политического экстремизма, за примирение немцев с евреями, за право на существование государства Израиль и за сохранение демократической политической системы единой ФРГ. Каждый из этих пунктов имеет для журналистов весьма большое значение. Так, отказ от поддержки экстремизма на практике оказывается запретом на освещение любой деятельности депутатов местных законодательных органов от праворадикальных партий (например, Национал-демократической партии Германии), а также фактически закрывает страницы Bild даже для депутатов бундестага от партии Новых левых. «Борьба с экстремизмом», таким образом, превращается в грубое попрание принципа взвешенности и объективности журналистики, который требует предоставлять партиям, представленным в законодательных собраниях, место на газетных полосах для высказывания мнений.

Среди современных периодических  печатных изданий ФРГ бульварная Bild является одной из самых политизированных газет. Доля материалов Bild, посвященных политическим темам, вплотную приближается к аналогичным показателям Frankfurter Allgemeine Zeitung или Sueddeutsche Zeitung (хотя эти газеты имеют гораздо больший объем, чем Bild – до сотни полос ежедневно против восьми-шестнадцати полос Bild, соотношение объема печатных площадей, посвященных политике, с общим объемом газеты в них примерно одинаково, при том, что FAZ или SZ посвящают гораздо больше площадей темам культуры, а Bild – спорту).

Диапазон политических тем, попадающих на страницы Bild, крайне широк. Редакция занимает четко выраженную позицию по таким внешнеполитическим вопросам, как расширение ЕС (газета против расширения), политическая борьба в Белоруссии (газета резко критикует Александра Лукашенко), война в Ираке (газета сдержанно поддерживает вторжение в Ирак), газовое сотрудничество Германии и России (газета сдержанно критикует президента Путина). Внешнеполитические темы имеют для Bild столь большое значение, что их заголовки регулярно попадают на первую полосу, а сами они становятся главным материалом номера. Говоря о внешнеполитических темах, освещаемых на страницах Bild, необходимо помнить, что большинство читателей этой газеты не имеют никакого представления о данных темах. Bild становится первым и, зачастую, единственным источником информации (за исключением, разумеется, телевидения) о той же Белоруссии, Болгарии или Индонезии. Большинство читателей Bild – люди с весьма посредственным образованием, часто плохо говорящие по-немецки иммигранты. В такой ситуации возможности газеты по формированию общественного мнения, по созданию взглядов читателей, по заполнению tabula rasa читательского сознания поистине безграничны.

Нарочито простой язык, дополнительное графическое выделение важных предложений  в и без того коротких заметках (текст в 30-40 строк уже считается большим, стандартный текст не превышает 20-25 строк), обилие восклицательных знаков и риторических вопросов («В чем главная проблема Болгарии? Взятки здесь – обычное дело!» «О чем себе думает сумасшедший президент Ирана? В своих выступлениях безумный мулла призывает уничтожить Израиль!») – фирменный стиль «разъясняющих» статей Bild.

Еще более резкими по форме являются статьи, посвященные проблемам внутренней политики Германии. Bild не стесняется давать политикам самого высокого ранга грубые прозвища и издеваться над ними в коллажах: так, к фотографиям занявшегося осуществлением газового проекта Герхарда Шредера на страницах Bild регулярно подрисовывалась шапка-ушанка, а после того, как канцлер Германии Ангела Меркель и вице-канцлер (от СДПГ) Франц Мюнтеферинг отказались от своих предвыборных обещаний не повышать ставку НДС, на первой полосе были помещены их портреты с подрисованными длинными носом лжеца-Пиноккио и надписью: «Предвыборные вруны»

Фактически, все статьи, посвященные проблемам внутренней политики, выдержаны в газете Bild в весьма резких тонах. «Bild – это газета рассерженного обывателя», – говорит редактор франкфуртской редакции Bild Сабина Вагнер. – «Лучше всего люди всегда воспринимают те новости, которые касаются их напрямую, когда что-то доставляет лично им неудовольствие. Повышение ставки НДС, конечно, одна из таких тем, ведь это напрямую связано с ростом цен. И, конечно, люди крайне недовольны тем, что все предвыборные обещания политиков полетели в мусорную корзину, что избирателей в очередной раз посчитали за дураков. Так что мы не изобретаем ничего нового: мы говорим людям то, что они и так каждый день думают. Единственное, что мы делаем – мы четко артикулируем мысли людей. Когда обыватель разворачивает газету и читает наши статьи, он должен воскликнуть: черт побери! Это именно то, что я думаю, только не мог сам сформулировать!»

Акцентирование внимания читателей  на эмоциональной стороне дела, на отношении читателя к событиям, на создании четких, порой радикальных мнений по каждому конкретному вопросу великолепно отражено в рекламном слогане Bild: „Bild Dir Deine Meinung!“ («Составь свое мнение!») Этим слоганом газета фактически заявляет, что своим читателям она предоставляет возможность узнать все обо всем – без напряжений получить всю необходимую информацию обо всех событиях в стране и мире. Разумеется, такое заявление весьма лукаво: журналисты Bild прекрасно понимают, что подают читателям исключительно селектированную информацию, кроме того – необычайно эмоционально окрашенную, что, впрочем, преподносится как лишь «более четкая артикуляция мнений читателей». В 2006 году крайне жесткая критика со стороны Bild внутриполитического курса, проводимого «Большой коалицией», даже привела к тому, что ведущие политики Германии, включая членов правительства, открыто пробойкотировали участие в торжествах по случаю юбилея газеты.

Одним из самых наглядных примеров формирования газетой общественного  мнения по внутриполитическим вопросам последних лет является кампания, развернутая Bild по освещению проблем интеграции турецкого меньшинства и криминогенной опасности, исходящей из турецких гетто. Если еще пару лет назад любые сообщения о криминале в среди молодежи публиковались без упоминания национальности преступников, то в последний год страницы Bild были переполнены материалами, рассказывавшими о жестоких преступлениях (изнасилованиях, убийствах, избиениях), совершенных турками в отношении немецкого населения. При огромном объеме подобных преступлений такая выборка не является искажающей действительность, однако налицо явное изменение редакционной политики: если раньше редакция искажала имена и жертвы, и преступника, не сообщая об их национальности, то сегодня, при сохранении правила искажения реальных имен, национальность всегда или почти всегда будет сообщена. Особенно часто акцент на турецком происхождении преступников делается в статьях, рассказывающих об изнасилованиях турецкими подростками представительниц местного населения, а также об автокатастрофах, вызванных наркотическим опьянением водителей-турок, и повлекших за собой смерть пешеходов. В данном случае, можно говорить о том, что редакционная политика Bild по отношению к нерешенной проблеме турецкого меньшинства поменялась за последние годы радикально, и из газеты, безоглядно отстаивающей мультикультурные ценности, Bild превратилась в издание, последовательно поддерживающее достаточно распространенные в определенных слоях немецкого общества охранительно-националистические настроения.

Точно так же весьма активную консервативно-охранительную позицию редакция Bild занимает по отношению к крайне либеральной немецкой судебной системе. Регулярно Bild публикует статьи, рассказывающие о чрезвычайно мягких вердиктах судов по социально опасным преступлениям: например, об оправданиях матерей, убивших своих малолетних детей. Во всех таких случаях Bild, отстаивая консервативно-охранительную позицию, близкую большинству читателей газеты, последовательно требует отмены излишне мягких приговоров и нового рассмотрения дел. В данном случае позиция газеты полностью совпадает с позицией большинства граждан Германии, недовольных крайне мягкими приговорами судов даже по преступлениям, связанным с убийствами и изнасилованиями.

Благодаря такой политике газеты, позиционирующей себя как единственный оплот «здравого смысла и бюргерских традиций», уровень доверия к Bild крайне высок. С другой стороны, именно Bild, как популярная газета, пользующаяся доверием обывателей и имеющая огромную аудиторию, часто становится ареной сведения счетов как между политиками, так и между работниками и работодателями. По признанию редакторов франкфуртской редакции Bild, до 80% сенсационных разоблачений в Bild – результаты подробных расследований анонимных писем и факсов, в обилии приходящих в редакцию. Так, именно благодаря анонимным письмам газета сообщила читателям о том, что один из кандидатов в депутаты местного собрания от Свободной демократической партии владеет онлайн-магазином эротической продукции, а директор франкфуртского зоопарка приказал отстреливать пролетающих над территорией парка перелетных птиц.

Особой стороной участия Bild в политическом процессе являются просветительские кампании, организованные газетой. Так, во время последних местных выборов в Гессене, проходивших в марте 2006 года, Bild добровольно взяла на себя функции разъяснения новой системы выборов, позволяющей избирателям разделять свои голоса между сотней кандидатов в депутаты местных законодательных органов власти. Такие же просветительские функции Bild взяла на себя и в связи со введением в Гессене нового теста на получение немецкого гражданства: в газете публиковались варианты тестов, а также была инициирована общественная дискуссия вокруг необходимости такого тестирования.

Таким образом, можно говорить о  целом ряде политических функций, выполняемых бульварной газетой Bild. С одной стороны, это издание служит прекрасным индикатором общественных настроений, чутко улавливающим изменения в общественно-политическом мейнстриме. С другой стороны – газета Bild сама успешно формирует популярное общественное мнение, выступая одним из мощнейших игроков на общественно-политическом ландшафте ФРГ. Такое лавирование между объектной и субъектной сторонами участия в политике, успешно продолжающееся уже более полувека, позволяет газете не терять симпатии читателей и сохранять свои заоблачные тиражи, что, в свою очередь, поддерживает на прежнем уровне ее политическое влияние.

Она является ведущей по общему разовому тиражу среди всех надрегиональных газет  3 985 503 млн. экз. По типу это бульварная газета. У нее самая низкая цена. Считается, что ее ежедневно читает или просматривает 11,5 млн. человек. Тираж восточного  издания  "Бильдцайтунгост" равняется 678 380 экз. Различаются тиражи в будние дни и в выходные. Так, субботний тираж западного издания "Бильд" составлял 3 983 004 экз.,  в то время как в будние дни  3 997 472 экз. Газета на 100 % принадлежит концерну А. Шпрингера, но в настоящее время в концерн вторгается мюнхенский телемагнат  Лео Кирх: ему принадлежит 35 % акций издательского дома Шпрингера. По заявлению Клауса Ларасса, главного редактора газеты, 5 лет назад она изменила свою концепцию: сексуально-криминально-револьверная журналистика осталась для нее в прошлом. Теперь она, во-первых,  советник для читателей, во-вторых, в отличие от телевидения, преследует цель, чтобы в голове читателя сложилось правильное мнение, и, в-третьих, не возбуждать у читателя грязных аморальных и антисоциальных эмоций. "Бильдцайтунг" является проправительственной газетой. Основные содержательные приоритеты  обсуждение внутренней политики ФРГ. Даже журналисты придерживаются мнения, что у  нее очень сильна спортивная часть. Рядовым гражданам нравится также страница „читательские письма“. Читательская аудитория ( по данным исследования 1994 г.) такова: 91%  читатели из старых земель, 47%  старше 50 лет, 52% читателей имеют расходную часть бюджета около 3 500 ДМ в месяц.

Наряду с ежедневными газетами к читателю и рекламодателям обращаются также органы печати, имеющие другие формы и содержание. Существует рынок воскресных газет, на котором на протяжении многих десятилетий доминировали „Вельт ам зоннтаг“ и „Бильд ам зоннтаг“, выходящие в издательстве "Аксель Шпрингер ферлаг", пока многие другие издательства не стали выпускать свои газеты семь раз в неделю или совместно готовить специальные воскресные номера.

Журнальная периодика Германии

Десять журналов с самыми большими тиражами

Название

Тип журнала

Продаваемый тираж в  тысячах экземпляров

(IV квартал 2001)

„ТВ Муви“

Программа телевидения

2.452

„ТВ-Шпильфильм“

Программа телевидения

2.210

Тв 14

Программа телевидения

2.141

„Хёрцу“

Программа телевидения

1.986

„Ауф айнен блик“

Программа телевидения

1.882

„Бильд дер фрау“

Журнал для женщин

1.666

„ТВ хёрен+зеен“

Программа телевидения

1.511

„Нойе пост“

Общественно-популярный журнал

1.239

„Шпигель“

Информационно-политический журнал

1.107

„Штерн“

Иллюстрированный журнал

1.086


 

Еженедельные газеты

В отличие от ежедневной прессы еженедельники  предлагают:

- меньше новостей;

- больше аналитических материалов  и комментариев, показывая тем самым актуальные события в более крупных взаимосвязях.

«Ди Цайт» – «Эпоха» (тираж 460 000 экз.) создана в феврале 1946 г. в Гамбурге по лицензии  британской зоны оккупации группой журналистов во главе с  Гердом Буцериусом, ставшим позднее ее единственным владельцем. К концу 50х годов она стала, по сути,  трибуной мнений либеральных демократов. Ее либерализм, по мнению экспертов, имел две стороны. Во-первых,  после прекращения деятельности военных британских властей она выступала, так же, как и первое правительство Федеративной Республики Германия во главе с канцлером Конрадом Аденауэром, за полный суверенитет и независимость страны. Уже тогда газета провозглашала политику разрядки и взаимопонимания со странами Восточного блока. В конце 60х годов “Цайт” в своих публикациях о социально-экономических переменах высказывалась за продолжение реформаторского курса. С приходом к власти социал-демократа Хельмута Шмидта газета отмежевалась от социально-либеральной коалиции и выражала недовольство сменой правительства. Во-вторых, либерализм “Цайт” состоял в том, что она предоставляла свои страницы представителям разных политических сил. Это давалось ей не просто. Бытовало даже мнение, что ее отдел политики стоит на позициях центра,  отдел фельетонов (культуры)  левый,  а отдел экономики  откровенно консервативный.

Информация о работе Система СМИ Германии