Шпаргалка по социологическому анализу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по предмету - социология, журналистика.
Ответ на 24 вопроса

Файлы: 1 файл

Sotsiologia.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) и вторичная. Десоциал-ция  – отучение от старых ролей, норм, ценностей. Ресоциал-ция – обучение новым ролям, нормам взамен утерянных или недостаточно усвоенных.

Выделяют первичную  и вторичную социализацию. Первичная социал-ция направлена на  освоение межличностных ролей и отношений, вторичная  - социальных ролей и отношений. Социал-ция проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами, связанными с изменением социальных ролей и приобретением  новых статусов - детство, отрочество, юность,   зрелость и старость. 1.В младенческий период главными агентами  социализации являются родители  или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком. 2.В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка.  Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди  них играет телевидение.. 3.Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот  период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску,  независимости и самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Основные теории социализации (символический интеракционизм, теория нравственной эволюции Колберга, теория личностных кризисов Эриксона).

 

Колберг, придававший  большое значение нравственному  развитию детей.

 

Колберг выделил шесть  стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности . Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнетивных навыков и способности к сопереживанию эмпатии. В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом.

Две первые стадии относятся  к детям, которые еще не усвоили  понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что "это правильно".

 

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой-стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо".

 

На шестой стадии у  людей формируются собственное  этическое чувство, универсальные  и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они  предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку.

 

ВОСЕМЬ СТАДИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ ПО ЭРИКСОНУ

 

1. Доверие - недоверие  (грудной возраст). Если дети чувствуют  себя в достаточной безопасности  и больше не плачут, когда уходят  те, кто о них заботится, можно  считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни.

 

2. Автономия - стыд  и сомнение (1-2 года) Ребенок учится  говорить и бегать не падая.  Расширяются его знания об  окружающем мире. Именно в этот  период особенно ярко проявляются  стремление детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.

 

3. Инициатива - чувство  вины (3-5 лет). В этот период у  детей наблюдаются подвижность,  любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.

4. Трудолюбие - неполноценность  (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать, и работать сообща, в группе - участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, летчика, медицинской сестры. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.

 

5. Становление индивидуальности (идентификация) - ролевая диффузия (юность). В этот период происходят  два основных события. По своему  физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника Жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей.

 

6. Интимность - одиночество  (начало взрослого периода). На  этой стадии основное значение  приобретают ухаживание, брак и  другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.

 

7. Творческая активность - застой (средний возраст). На данном  этапе люди главным образом  осваивают определенную деятельность  и родительские функции. Он  дает ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в связи с воспитанием детей?

 

8. Умиротворение - отчаяние (старость). На этой стадии люди  подводят итоги своей жизни;  некоторые из них спокойно  встречают старость, другие испытывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Социализация  в трактовке теории символического  интеракционизма.

Символический интеракционизм сосредоточивается на анализе символич. аспектов социальных взаимодействий. Символич. интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения  социального процесса, трактуемого  как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с т.з. взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. Разл. группы вырабатывают разл. миры, к- рые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия.

Подлинный основоположник теор. концепции С.и. — Дж.Р.Мид. С позиций философии прагматизма Мид рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в к-рых действует субъект.. Стадии принятия роли другого, других, «обобщенного другого» — этапы превращения организма в рефлективное социальное Я, состоящее из двух структурных составляющих — «I» и «mе». Происхождение Я целиком социально, а гл. его характеристика — способность становиться объектом для самого себя. Структура завершенного Я отражает единство и структуру социального процесса. Становление социального индивида, по Миду, опосредствуется языком.

 

 В идеале социолог  должен включаться в социальную  ситуацию самих субъектов, наблюдать  их поведение, «понимать» интерпретации  и практики их повседневной  жизни, отражая это в своих  социол. отчетах. Эти описания  должны составлять как бы «портреты» отд. социальных «миров», такие как мир профессий, мир преступности, мир мед. деятельности и т.п. Адекватность портретов должна проверяться не путем применения к ним стандартных методов, процедур, а путем консультаций с самими заинтересованными субъектами. Сторонники С.и. полагают, что социология должна «делаться» путем исследования, а не путем сочинения теор. трактатов. интеракционисты вполне последовательно считают свою собств. дисциплину — социологию — частью об-ва, на к-рую распространяются те же принципы исследования, что и на об-во вообще.

 

10. Социальная  структура: понятие, виды, динамика.

 Современное общество основывается  на широком разделении труда  и функций людей в процессе  общественного воспроизводства.  В соответствии с этим они  различаются по месту, которое они занимают в обществе. Это различие фиксируется в понятии статус. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности. Наиболее характерный статус человека, выделяющий его от других людей  - называется главным статусом. Статус человека, в котором он рожден - называют приписываемым статусом. Биологические характеристики - отражаются в понятии прирожденный статус.

Совокупность функционально однородных статусов образуют социальную группу.

В социологии понятия «социальная  структура» и «социальная система» тесно связаны между собой . Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов , находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект . Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи . Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру . Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов.

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально- демографические группы, социально- территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Понятие социальной структуры подразумевает, что люди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом. Социальная структура иногда просто определяется как устоявшиеся социальные отношения — регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействий между членами данного социального целого. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов: базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Социальные  роли и социальные статусы.

Социальные статусы  возникают и существуют только в  рамках социальных институтов. Соц функции – это специализируемый род занятий в рамках соц институтов. Для выполнения социальных функций индивид наделяется определенными правами и выполняет определенные обязанности.

Соц статус = соц функции + права и обязанности (соц позиции). Соц статус – это фиксация соц функций и вытекающих из нее прав и обязанностей. Формально статус фиксируется в виде названий должности, профессии, рода занятий в рамках соц института. Или в виде положения индивида в группе.

 

Исторические типы статусов: - аскрептивные (предписанные, они не зависят от усилий человека, приобретаются при рождении. Доминируют в традиционном обществе) и достигаемые. Генеральные или всеобщие статусы: статус человека и статус гражданина.

Иерархия статусов Гл статус – в первую очередь определяет положение личности. Главный статус тот, который более значим для общества. Главный статус зависит от доминирующей культуры. Для обобщения статуса необходимы 4 статусных признака:

- доход, - власть, - образование, - престиж. Взаимоотношение личности и статуса показывает различную реакцию представителей разных статусов на один и тот же статусный показатель (статусная дифракция)

 

Соц роли – это ожидаемое  поведение, ассоциируемое со статусом. (Р. Линтон)

Основные характеристики соц роли.

  1. это не только ожидание, но и указание, требование.
  2. роль- это ожидание логически сопряженных действий.
  3. в соц роли взаимодействуют 2 аспекта:

а) функциональная целесообразность

Соц роль задает такой  образец поведения, который является целесообразным с точки зрения выполняемых  функций. (дисциплина в военных силах)

б) социокультурный аспект

Соц роль задает образцы  поведения, приемлемые с точки зрения культуры данного общества. В ролевых  ожиданиях могут быть различия в  зависимости от общества.

Роль — это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определенной социальной позиции.

У каждого человека широкая  сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть — долгосрочные и важные, Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.

Информация о работе Шпаргалка по социологическому анализу