Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - оценить влияние деятельности детей в школьной редакции на их представления о журналистике как профессиональной деятельности и усилить его посредством разработки и применения экспериментальной программы работы на примере школьной газеты «Источник» Гимназии № 18, п. Томилино, Люберецкого района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность школьной прессы, ее место в системе современных СМИ и в процессе профориентационной работы с учащимися средних образовательных учреждений.
2. Изучить технологию создания школьной газеты и методы работы школьной редакции.
3. Разработать проект программы работы школьной газеты «Источник», ориентированный на расширение представлений учащихся о профессии журналиста.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Школьная газета как самостоятельный вид печатных сми

§1.1.История возникновения и развития школьной периодики
§1.2.Методологические основы подготовки и функционирования школьной газеты………………………………………………………………….
§1.3.Цели и задачи школьной газеты на современном этапе…………
§1.4.Зарубежный опыт на примере медиаобразования во Франции ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ИСТОЧНИК» МОУ ГИМНАЗИЯ № 18, П.ТОМИЛИНО, ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА)………
§2.1. Газета «Источник» как школьное СМИ
§2.2. Углубление знаний об основах творческой деятельности журналиста как шаг в профессию
§2.2.1.Первичная оценка представления детей о профессии журналиста……..
§2.2.2.Программа курса с акцентом на компетенции, основные виды теоретической и практической подготовки школьников…………………………
2.3. Перспективы работы школьной редакции…………………………….
заключение
библиография

Файлы: 1 файл

диплом (1).docx

— 96.41 Кб (Скачать файл)

Школьная газета - современное  средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а  также средство повышения интереса к учёбе.

Задачи школьной газеты [5]:

  • освещение в газете школьной жизни;
  • содействие в воспитании информационной культуры школьников;
  • повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;
  • развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни;
  • реализация гражданско-патриотического воспитания;
  • формирование у учащихся толерантного сознания.

Методические принципы, необходимые  в работе:

  • личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
  • коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);
  • деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;
  • взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
  • поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).

Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых  информационных технологий в образовании.

Дети постепенно осваивают  программу Adobe InDesign , с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты. Успешно овладевают возможностями не только векторной графики, но и растровой – готовят изображения для публикации в газете. С этой целью проводятся консультации и уроки по векторной и растровой графике, обучение программам Adobe InDesign и AdobePhotoshop [14].

Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики, но и активно  повышают свой профессиональный уровень  в области новых информационных технологий.

Школьная газета для родителей:

  • это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни ребенка;
  • это осознание того, что твой ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.

Каждая школа представляет собой маленькое государство  со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство  по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей, и родителей.

Школьная газета действительно  играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого  мини-социума, действующей модели современного мира.

В результате работы школьного  пресс-центра каждый: и пишущий, и  читающий – чувствует собственную  значимость и причастность к решению  школьных задач.

Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде  — дело серьезное и трудное. Каждый берется за ту работу, которая ему  по плечу.

Для развития школьного издательского  дела должны быть объединены усилия администрации  школы и редакции [15].

Школьное издание - дело общее, а не частное. Если администрация  поддерживает свободу и демократию в отношениях "учитель - ученик - родитель", то газета будет существовать долго  и станет образцом свободы слова  в школе.

Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс  создания газеты доставлял им удовольствие.

По состоянию на 1 июля 2012 года в Московской области насчитывается 77 городов. Был проведен мониторинг сайтов общеобразовательных учреждений всех городов, благодаря которому можно  сделать вывод: в каждом городе Московской области в 2-3 школах издаются газеты. Например:

  • МОУ СОШ № 6 (Г.Троицк), газета «Шестое чувство»;
  • МОУ Константиновская СОШ № 3 (г.Раменское), газета «ОКО № 3»;
  • Гуманитарно-эстетическая гимназия № 11 (г.Дубна), газета «Крик»;
  • МОУ СОШ № 4 (г.Рошаль), газета «школьный вестник».

 

Из 46 общеобразовательных  учреждений Люберецкого района только в 4 есть школьные газеты (это в настоящее  время).

Где есть:

  • МОУ Гимназия № 18 (п.Томилино), газета «Источник»
  • МОУ СОШ № 45 (кадетская школа) г.Люберцы , газета «Городок 45»
  • МОУ НОШ № 50 (п.Малаховка), газета «Школьный вестник»
  • МОУ Гимназия № 46 (п.Малаховка), газета «Планета 46»

 

В г.Дзержинский 6 общеобразовательных  учреждений. В одном выпускают  школьную газету, а в другом журнал.

  • МОУ Гимназия № 5, газета «Большая перемена», выпускается как вкладыш в газету «Угрешские вести» (существует с 1992 года)
  • Лицей № 6 «Парус», журнал «Под парусом» (существует с 2007 года)

10 лет назад ни в  одном образовательном учреждении  не издавалась школьная газета.

 

1.4.Зарубежный  опыт на примере медиаобразования  во Франции

Рассмотрим, как школьная пресса развивается во Франции. Зайдя  на сайт с размещенной рекламой французской  школы, где иностранцы могут выучить  французский язык, в потоке перечисления всевозможных удобств можно прочитать  о том, что «дети принимают  участие в создании школьной газеты, ведут передачи на школьной радиостанции»  [20].

На значительное развитие школьной журналистики во Франции указывает  и то, что она очень хорошо исследована. По данным исследователя Фёдорова А., особенно активно и организованно движение юных журналистов во Франции развилось в 20-х годах XX века, учащиеся множества учебных заведений «с легкой руки знаменитого французского педагога СелестенаФрене выпускали школьные, лицейские и университетские газеты» [21]. 
В октябре 1947 года под патронажем Министерства по делам молодежи и спорта был открыт Национальный институт молодежи и массового образования, коллектив этого учреждения рассматривал школьную прессу как один из немаловажных факторов развития образования. Журналистику начинают изучать в школах. С тех пор школьное медиаобразование во Франции принимало примерно ту же форму, что и в современной российской школе: оно было в большинстве случаев факультативным. Однако с середины 60-х годов по инициативе Лионского Института языков и Лионского Католического университета программы медиаобразования внесены в учебные планы 200 начальных и более 100 средних школ Франции. С 1972 года медиаобразовательные аспекты включены в программные документы Министерства образования Франции. А в 1976 году медиаобразование впервые официально становится компонентом национального учебного плана средних учебных заведений.

Теперь медиаобразование во Франции в основном интегрировано  в обязательные школьные дисциплины, медиакультура изучается и в  качестве курса по выбору. «Отдельные предметы по киноискусству, телевидению, журналистике и медиакультуре в  целом читаются и во многочисленных специализированных лицеях и университетах. В высших учебных заведениях Парижа, Лилля, Страсбурга и других городов  читаются специальные курсы по медиа для будущих учителей» [21], разрабатываются учебные пособия по медиаобразованию.

С 1976 года во Франции проводится Неделя прессы в школе: школьники  получают шанс поработать совместно  с профессиональными журналистами, а также самостоятельно «выяснить  способы функционирования медиа, это  происходит с помощью метода «learningbydoing» (обучение через деятельность), в том числе в цикле имитационных творческих заданий. В Неделе прессы, как правило, участвуют около 7000 французских школ. Так в 1996 году Неделей прессы было охвачено четыре миллиона школьников и 250 тысяч педагогов, около 600 средств информации»[21]. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Формирование журналистских компетенций в школьном возрасте (на примере газеты "Источник" МОУ Гимназия № 18, п.Томилино, Люберецкого района)

2.1. Газета «Источник»  как  школьное СМИ

Создание школьной газеты было продиктовано временем, так как  существовала острая необходимость  возникновения органа школьной печати, который  бы рассказывал  о повседневных школьных делах, информировал бы учащихся о предстоящих планах на будущее, выносил на обсуждение злободневные проблемы учащихся и учителей, воспитывал в детях высокие нравственные качества.

Так в МОУ Гимназия № 18, п.Томилино, Люберецкого района, Московской области появилась газета "Источник". Первый номер вышел в феврале 2011 года.

Газета предназначена  для   всех учащихся школы, учителей и родителей, предусматривает возможность  учета уровня  интересов и склонностей  читательской аудитории,  их возрастные особенности,  а также требования времени.

Газета  выставлена  на обозрение в определенной системе  на стенде «Школьная газета», а также  на официальном сайте МОУ Гимназия № 18 в разделе «Газета Источник» (http://www.gimnasium18.ru/)

Учредителем газеты является МОУ Гимназия № 18, п.Томилино, а учредительным документом  газеты  -   положение о школьной газете.

Обучение корреспондентов  газеты организовано через литературно-творческое объединение дополнительного образования  «Журналист».

Деятельность школьной газеты регламентируется дополнительной  образовательной  программой  литературно-творческого  объединения «Журналист» и утверждается  директором школы.  

Главный редактор школьной газеты, назначаемый из числа педагогов  школы приказом по образовательному учреждению,  несет ответственность  за выполнение программы кружка «Журналист»,   организацию деятельности редакции, достоверность информации и своевременность  выпуска номеров, предусмотренных  планом работы газеты.

Текущую плановую работу осуществляет редакция газеты.

Совместная деятельность учащихся и педагогов в выпуске  школьной газеты является  неотъемлемым  условием  плодотворной работы.

«Вернисаж»  - рубрика  предполагает  фоторепортажи с  места событий. К школьным событиям можно отнести любые праздники  и мероприятия, проводимые в ее стенах  или за ее пределами, где принимали  участие наши ученики или учителя, а также фотографии, отражающие будни  школьной жизни. Фотографии могут сопровождаться текстовым комментарием, а могут  помещаться в газете самостоятельно.

Рубрики школьной газеты:

 «Школьные новости» - отражение новостей из жизни  школьников может  происходить  либо  кратко, сжато, либо  содержать  подробную информацию о наиболее  важных для школы мероприятиях.

 «Записки статиста»  - постоянная рубрика директора  МОУ Гимназия № 18. В газете  обозначается как «Слово директора». В ней  содержится  достоверная  подробная  информация о количестве  учащихся в школе, об  итогах  окончания каждой четверти и  года (количество отличников, успевающих  на «4» и «5», неуспевающих  учащихся). В  «Записках  даются  советы и рекомендации  учащимся.

 «История праздника» - рубрика, рассказывающая о государственных  и  православных праздниках, отмечающихся  в нашей стране, содержит информацию  о  времени появления праздника,  его истории и атрибутах, дает  советы  по организации праздника.

 «Наши исследования»  -  рубрика представляет  своеобразное  исследование какой-либо проблемы, интересной для школьников, и  предполагает анкетирование учащихся  или их опрос. На основе этих  наблюдений  создаются статьи  или блиц-опросы, в которых подводятся  итоги и делаются выводы.

 «Это интересно» - рубрика  содержит занимательные материалы,  интересные школьникам, расширяющие  их кругозор.

«Знакомый незнакомец» - рубрика, представляющая интервью или заметку  о каком-либо человеке (как правило,  преподавателе или обучающимся), призвана дать учащимся возможность  взглянуть на этого человека  несколько иначе, познакомиться  с ним поближе, открыть в нем  для себя что-то новое.

При создании газеты было разработано  положение:

Цель:Главной целью школьной газеты является, прежде всего, привлечение школьников к продуктивной деятельности, ведущей к повышению грамотности, профессиональному самоопределению, освоению компьютерных технологий и процессов коллективного взаимодействия.

Стимулирование школьников, пропаганда созидательной деятельности школьных коллективов и отдельных  активных участников процесса в конечном итоге ведёт к выбору позитивного  «жизненного сценария».

Задачи  школьной издательской деятельности:

  • выявление активных школьников, интересующихся издательской деятельностью;
  • создание условий для реализации творческого потенциала школьников;
  • пропаганда художественного школьного творчества;
  • повышение профессионального уровня школьного творческого коллектива;
  • укрепление культурных связей между творческими детскими коллективами, молодежными организациями и учебными заведениями городского поселения Томилино;
  • формирование единого информационного пространства детей и молодежи и развитие медиаобразования городского поселения Томилино;

Информация о работе Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику