Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - оценить влияние деятельности детей в школьной редакции на их представления о журналистике как профессиональной деятельности и усилить его посредством разработки и применения экспериментальной программы работы на примере школьной газеты «Источник» Гимназии № 18, п. Томилино, Люберецкого района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность школьной прессы, ее место в системе современных СМИ и в процессе профориентационной работы с учащимися средних образовательных учреждений.
2. Изучить технологию создания школьной газеты и методы работы школьной редакции.
3. Разработать проект программы работы школьной газеты «Источник», ориентированный на расширение представлений учащихся о профессии журналиста.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Школьная газета как самостоятельный вид печатных сми

§1.1.История возникновения и развития школьной периодики
§1.2.Методологические основы подготовки и функционирования школьной газеты………………………………………………………………….
§1.3.Цели и задачи школьной газеты на современном этапе…………
§1.4.Зарубежный опыт на примере медиаобразования во Франции ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ИСТОЧНИК» МОУ ГИМНАЗИЯ № 18, П.ТОМИЛИНО, ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА)………
§2.1. Газета «Источник» как школьное СМИ
§2.2. Углубление знаний об основах творческой деятельности журналиста как шаг в профессию
§2.2.1.Первичная оценка представления детей о профессии журналиста……..
§2.2.2.Программа курса с акцентом на компетенции, основные виды теоретической и практической подготовки школьников…………………………
2.3. Перспективы работы школьной редакции…………………………….
заключение
библиография

Файлы: 1 файл

диплом (1).docx

— 96.41 Кб (Скачать файл)

Государственноебюджетноеобразовательноеучреждение

высшегопрофессиональногообразованияМосковскойобласти

«Международныйуниверситетприроды, обществаичеловека«Дубна»

Филиал«Угреша»


 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Тема:

«Школьная газета как первый шаг  в профессиональную журналистику»

 

 

Красавина Светлана Вячеславовна

ГруппаЖ-08Специальность030601 – Журналистика

Выпускающая кафедражурналистики

 

Руководитель работы: _______________/доцент Епишкина Н.В./

 

Рецензент:                                       _______________/

 

 

Дипломнаяработа допущена к защите  «___»_________2013 г.

 

Заведующий кафедрой _________________/проф. Иванов А.Д./

 

 

 

 

г. Дзержинский – 2013

Государственноебюджетноеобразовательноеучреждение

высшегопрофессиональногообразованияМосковскойобласти

«Международныйуниверситетприроды, обществаичеловека«Дубна»

Филиал«Угреша»


 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующийкафедрой

________________/проф. А.Д.Иванов /

 

« ____» _____________ 2013г.

 

 

 

 

 

Задание

 

надипломнуюработу

 

Тема:

«Школьная газета как первый шаг  в профессиональную журналистику»

 

 

 

Утвержденаприказом

ФИОстудентаКрасавина Светлана Вячеславовна

ГруппаЖ-08Специальность030601 –Журналистика

Выпускающаякафедражурналистики

 

 

 

 

Датавыдачизадания ______________

 

Датазавершениядипломнойработы ______________

 

Исходные данные к работе:

Результаты работы:

 

Руководитель работы      ____________________/доцент ЕпишкинаН.В./                                             

 

 

Задание принял к исполнению ___________________________________

                                                                                                                                     (дата)

                                                                       __________________________

                                                                                                         (подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Автор: Красавина Светлана Вячеславовна

Название дипломной работы: Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику

Краткое содержание:

Ключевые слова:

Данные работы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

 

Глава 1. Школьная газета как  самостоятельный вид печатных сми 

 

§1.1.История  возникновения и развития школьной периодики 

§1.2.Методологические основы подготовки и функционирования              школьной газеты………………………………………………………………….

§1.3.Цели и задачи школьной газеты на современном этапе…………

§1.4.Зарубежный опыт на примере медиаобразования во Франции ……………………………………………………………………………………

ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ИСТОЧНИК» МОУ ГИМНАЗИЯ № 18, П.ТОМИЛИНО, ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА)………

§2.1. Газета «Источник» как школьное СМИ  

§2.2. Углубление знаний об основах творческой деятельности журналиста как шаг в профессию 

§2.2.1.Первичная оценка представления детей о профессии журналиста……..

§2.2.2.Программа курса с акцентом на компетенции, основные виды теоретической и практической подготовки школьников…………………………

2.3. Перспективы работы  школьной редакции…………………………….

заключение 

библиография 

приложения 

 

 

 

 

 

Введение

Школьная газета - важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно учебные издания позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Действительно, мир школьной прессы - очень значимая часть жизни учебного заведения. Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы.

Актуальность. На рубеже 1990–2000-х гг. окончательно сформировались широкие социальные и социально-педагогические предпосылки массового введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в российской школе. Одна из основных предпосылок: возрастание требований к специалисту со стороны профессиональной сферы. Растут требования не только при трудоустройстве, но и при поступлении в высшее учебное заведение. То есть, получить определенный пласт знаний, связанный с будущей профессией, необходимо уже в школе. К примеру, чтобы поступить на факультет журналистики МГУ, абитуриент должен пройти творческий конкурс, который является обязательным испытанием. Суть каждого задания – выявить у поступающего журналистские способности и знания. Сейчас растет стремление к практической работе. Школьная газета помогает формировать такие навыки, как коммуникабельность, умение оформлять свои мысли, грамотность, способность к аналитике.

Научная новизна. Несмотря на актуальность данной темы, она плохо изучена, мало литературы по указанной проблематике. Кроме того, практика изучения пока невелика и, в основном, обращается к путям и способам достижения вершин развития взрослых людей. Выявлены условия эффективности формирования необходимых навыков в подростковом возрасте для изучения профессии журналист; обосновано использование периодической школьной прессы как первого шага на пути к профессиональной журналистике.

Цель дипломной работы - оценить влияние деятельности детей в школьной редакции на их представления о журналистике как   профессиональной деятельности и усилить его посредством разработки и применения экспериментальной программы работы на примере школьной газеты «Источник» Гимназии №  18, п. Томилино, Люберецкого района.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать сущность школьной  прессы, ее место в системе  современных СМИ и в процессе  профориентационной работы с  учащимися средних образовательных учреждений.

2. Изучить технологию создания  школьной газеты и методы работы  школьной редакции.

3. Разработать проект программы работы школьной газеты  «Источник», ориентированный на расширение представлений учащихся о профессии журналиста.

4. Выявить перспективы работы  школьной редакции.

Объект исследования – деятельность редакции школьной газеты «Источник» МОУ Гимназия № 18, п.Томилино, Люберецкого района.          

Предмет исследования –

Структура работы подчинена достижению поставленной цели. Во введении рассматривается актуальность заявленной темы, ставятся цель и задачи, определяются объект и предмет исследования.

В теоретической главе  «Школьная газета как самостоятельный  вид печатных СМИ» рассматривается  степень изученности вопроса  на российском и международном уровнях, выявляются специфические черты  школьной прессы, определяются цели и  задачи школьной газеты на современном  этапе.

В практической главе «Формирование  журналистских компетенций в  школьном возрасте (на примере газеты «Источник», МОУ Гимназия № 18, п.Томилино, Люберецкого района)» представлены результаты анализа работы редакции школьной газеты «Источник», разработана программа курса, исследованы основные виды теоретической и практической подготовки школьников.

В заключении делаются выводы о специфике школьной газеты, перспективе  развития школьной периодики.  Для успешной реализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Школьная газета как самостоятельный вид печатных СМИ

    1. История возникновения и развития школьной периодики

     Прежде чем говорить  о школьной периодике, нужно  вспомнить историю детской журналистики. До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.

     Первым детским журналом  в мире стал «Лепцигский еженедельный  листок» (1772-1774), издававшийся в  Германии. Через три года специальное  детское периодическое издание  – «Детское чтение для сердца  и разума» – стало выходить  в Москве.

     Журнал русского просветителя  Н. Новикова «Детское чтение  для сердца и разума» положил  начало отечественным изданиям  для юного читателя. Он выходил  в виде еженедельного приложения  к «Московским ведомостям» с  1785 по 1789 год. В издании журнала  Н. Новиков видел, прежде всего,  возможность провести в жизнь  свои педагогические и просветительские  идеи. Детский журнал, по мнению  редактора, должен был служить  «для сердца и разума», воспитывать  добрых граждан, с ранних лет  разъяснять юным читателям законы  добродетели. В нем следует  проводить идеи гуманности, истинного  благородства, честности, великодушия.  Издание носило энциклопедический  характер: на его страницах печатались  научные статьи, беседы о явлениях  природы, рассказы, басни, комедии,  шутки. По мнению основателя, журнал  должен был «служить для сердца  и разума, воспитывать добрых  граждан». И. И. Новиков также  считал, что в государстве все  «сделается удобным, когда воспитание  достигнет возможной степени  своего совершенства». С этой  целью он и предпринял свое  издание. Просветительские функции  периодики определяли ее характер[1].

За «Детским чтением для сердца и разума» (1785—1789) последовали другие подобные издания, и на протяжении почти  целого века их типология, не претерпела существенных, изменений. Журнал исторически  соответствовал тем задачам, которое  возлагались вообще на «детское чтение». Прежде всего, он призван был просвещать юное поколение.

Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические  издания для названной аудитории  стали выходить один за другим. «Друг  юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и аналогичные по содержанию «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское  чтение» С. Глинки (1821—1824)[1].

     У первых журналов  были и другие особенности:  они выходили при полном отсутствии  детской литературы, между тем  как вопрос о ее создании  уже стоял перед обществом.  Кроме того, необходимо было считаться  с грамотностью населения— подавляющее  большинство детей России не  умело читать. «И так для кого  же должно издавать книги, посвященные  первоначальным летам?—спрашивал  издатель журнала «Новое детское  чтение» Сергей Глинка. И отвечал.—Для  добрых отцов и попечительных  матерей. Мы предлагаем в детских  книгах не то, что может быть  понятно детям при первом чтении, но то, что делается им вразумительным  при объяснении тех, которых  каждое слово и каждое изречение  напечатлеваются в уме и в  душе силою вещания внимательной  и заботливой любви. А сия  убедительность принадлежит отцам  и матерям»"[2].

     Эти, а также некоторые  другие обстоятельства определили  структуру, содержание периодических  изданий для детей, которые  выходили вплоть до середины XIX века. Они представляли собой  обычный альманах, с очередностью  номеров, как правило, один  раз в месяц. В 1859 году, отмечая  обилие такой периодики, Н.  А. Добролюбов писал: «В области  детского чтения ныне совершается  то же самое, что уже давно  совершилось вообще с нашей  литературой: журналы заступают  место книг»[2].

     Лишь в 19 веке, когда  детская журналистика имела большой  рейтинг, появилась школьная пресса. Сначала она была представлена  в виде листовок, плакатов, буклетов  и стенгазет. И лишь с появлением  новой технологии печати, в школах  стали издаваться первые газеты.

     В зарубежных странах  такие газеты появились значительно  раньше. Э. Френе можно назвать "изобретателем"  школьного  издательства и  школьной   газеты  в том смысле, что решил поставить эту деятельность во главу угла, в центр своей педагогической системы, организовать вокруг этой деятельности всю остальную жизнь класса. Энтузиазм, с которым Френе разрабатывает данную идею, его выступления на педагогических конгрессах - все это убеждает в том, что учитель из Ле-Бар-сюр-Лу не имел предшественников. Более того, Френе всегда подчеркивал, что он - практик, скромный труженик, работающий на ниве народного просвещения, и из какой-то природной боязни с подозрением относился к теоретикам, считая их схоластами [3].

     В книге  "Путь СелестенаФрене" ("L'itinйrairedeCйlestinFreinet") ЭлизФрене упоминает о существовании  "целой плеяды истинных учителей", у которых СелестенФрене на  каждой странице находил подтверждение  своим инновационным идеям: "Корни  ведут далеко - к Комениусу, Лютеру, Рабле, Монтеню, Руссо, Песталоцци…  а также к Кершенштейнеру (Трудовая  школа), Полю Робену (школа "Сампюи"), Клапареду (Дом Малютки в Женеве), Декроли (школа "Эрмитаж"  в Брюсселе), мадам Монтессори (Дом  Ребенка), Дьюи (школы-лаборатории)".

Информация о работе Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику