Роль и место фотографии в современном СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

По мере активного применения фотоиллюстраций в средствах массовой информации стали формироваться и жанры фотожурналистики – фоторепортаж, фотопортрет, фотопейзаж, фотонатюрморт, фоторепродукция, фотоочерк.
Актуальность нашей работы заключается в том, что фотография в современной журналистике – не просто остро востребованный аудиторией жанр, но и жанр, обеспечивающий более эффективную передачу и восприятие информации в условиях все возрастающих информационных потоков, а также компенсирующий относительные недостатки чисто текстовой коммуникации.

Файлы: 1 файл

ЗЮКОВА курс2 Новая.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Проведя анализ среди  «серьезных» и «желтых» изданий, удалось выявить, что первые по большей части используют такие фотожанры как фотоочерк, фотозарисовка, фоторепортаж, фотопортрет, а вторые используют, прежде всего, фотопортрет, фотопейзаж,  фотонатюрморт и фотозарисовку.

 

2.2.1 Сравнение фотожанров в «серьезной» прессе

В сфере «серьезных»  изданий находится множество  газет, которые уже многие годы радуют своих читателей отличными информационными  текстами и иллюстрациями к ним. Как изобилует различными жанрами текстовая информация, так и фотография использует различные жанры для передачи тех или иных событий. Но все же в иллюстративном плане газеты разных стран отличаются. Для сравнения мы взяли российское издание «Русский репортер» и зарубежное - The New York Times.

Как говорилось выше, у этих изданий схожая аудитория, но все-таки в некоторых аспектах различающаяся, например, по гендерному признаку: в «Русском репортере» все-таки больше преобладает мужская аудитория, в то время как в The New York Times мужская и женская аудитории представлены на равных.

Проведя анализ обоих изданий, мы сделали вывод, что в «Русском репортере» иллюстрации занимают больше места, чем в более сдержанной The New York Times.

В «РР» в отличие от TNY преобладают фотоочерк, фотопортрет и фоторепортаж. Это видно по процентному соотношению в каждом издании: в «РР» каждый из вышеуказанных жанров представлен в равной степени, но порой один из жанров начинает преобладать. Это зависит от событий – что-то можно осветить мельком и разместить несколько небольших фотографий, а на что-то стоит сделать основной упор и отдать иллюстрации чуть ли не всю полосу, а порой и несколько. Делается это для того, чтобы привлечь аудиторию к той или иной проблеме. В общем процентное соотношение фото и текста в журнале составляет 60/40%.

The New York Times - одна из старейших газет США, давно укрепила свои позиции не только на рынке прессы, но и среди своей аудитории. Читающие The New York Times считаются в обществе умными и начитанными людьми, возможно, некоторые из них пока не достигли высот в разных сферах общества, но стремятся к этому. И поэтому в газете текст преобладает над фотографиями. Но все же любимыми жанрами The New York Times являются фоторепортаж, фотозарисовка и фотопортрет. В общем, процентное соотношение фото и текста в газете составляет 25/75%.

Сравнивая эти  два издания, мы делаем вывод, что  в российском «качественном» издании  фотографии несут большую информационную нагрузку, чем в аналогичных зарубежных изданиях. Это невольно приводит нас к мысли о том, что зарубежная «серьезная» пресса хоть и нуждается в фоторяде, но не так сильно, как российская, а это значит, что аудитория, на которую нацелена The New York Times,  более читающая и интересующаяся фактами, нежели в «РР».

 

2.2.2 Сравнение фотожанров в «желтой» прессе

А как дела обстоят в «желтой» прессе? Она просто пестрит иллюстрациями. Как российские, так и западные издания не уступают друг другу в красочности и скандальности фотографий. Фотожанрами, преобладающими в этой области, являются фоторепортаж, фотопортрет, фотоколлаж.

«Желтая» пресса держит курс на массовую аудиторию, и если в «Комсомольской правде» читатели - преимущественно женщины, то The Sun читают все, начиная от молодых людей и заканчивая матерыми политиками.

«Комсомольской  правда» всегда славилась и славится своим фоторядом. Излюбленными фотожанрами газеты являются фотопортрет и фотозарисовка. Фотографии всегда яркие, небольшие, но их всегда несколько. Общее процентное соотношение фото и текста в газете составляет 40/60%.

А вот The Sun просто пестрит фотографиями, не скупясь показывать своим читателям самые скандальные сюжеты. Возможно, именно из-за них аудитория The Sun и любит ее. Публиковать список самых уродливых людей, с иллюстрациями к каждому пункту, сможет не каждое издание, а вот The Sun это делает. Текст здесь играет второстепенную роль, выступая лишь оформлением, небольшим дополнением и пояснением к фотографиям. Преобладающие здесь жанры - фотоколлаж, фотопортрет, фоторепортаж и фотозарисовка. Так что, проанализировав это издание, можно сказать, что процентное соотношение фото и текста здесь составляет 70/30%.

Исходя из этого  сравнения, можно сделать вывод, что зарубежная «желтая» пресса выигрывает у российской в объеме фотографий относительно газетной площади и в изобилии фотожанров. Российская аудитория «желтых» изданий все-таки хочет не только посмотреть на интересные фото, но и почитать о событиях, которые эти фотографии иллюстрируют, а вот зарубежные читатели все-таки хотят больше «зрелищ», нежели текста.

 

2.3. «Бостон»

Относительно  недавно, 15 апреля 2013 г., в Бостоне во время проведения ежегодного марафона прогремели два взрыва, которые унесли с собой жизни трёх человек и оставили 180 пострадавших от осколочных ран. СМИ на столь ужасное происшествие среагировали сразу, ведь люди просто обязаны быть в курсе подобных событий.

Освещался бостонский «кровавый» марафон всеми печатными  изданиями без исключения. Но разные издания преподнесли его по-разному, - это касается не только текстов, но и иллюстраций к ним.

«Русский  репортер» в очередном выпуске выделил под освещение трагедии три разворота. На первом развороте (см. Приложение 5) помещена фотография «После взрыва». На ней изображено, как Патрик Морган, один из очевидцев происшествия, обнимает свою дочь Эбигейл, которая молится о жертвах теракта.

На следующем развороте (см. Приложение 6) – иллюстрация под названием «Штурм лодки»: агенты спецслужб окружают дом в районе Уотертаун, где, как стало известно, укрывался один из предполагаемых террористов.

На третьем  снимке (см. Приложение 7) бостонские студенты празднуют поимку террориста. Фотография названа коротко и лаконично: «Схвачен».

В рубрике Актуально была размещена статья «Братья-террористы» и к ней прилагалась фотография братьв Царнаевых (см. Приложение 8), сделанная в тот момент, когда они наблюдали за марафоном за несколько секунд до взрыва. Фотография нечеткая, видимо, снимали с телефона или с камеры наружного наблюдения.

Все фотографии эмоциональны и отражают самые глубокие человеческие эмоции: переживание, надежду, скорбь, радость – именно эти  чувства передал фоторепортаж, помещенный в издании.

The New York Times, хоть и не опубликовал столь внушительные по размеру иллюстрации, как в «Русском репортере», но и его фотографии отразили всю ту боль и ужас, что царили в Бостоне. Иллюстрации представлены в виде фоторепортажа: женщина молит бога о том, чтобы все было хорошо и жертв не было, военные оцепили территорию взрыва, паника людей, кровавое ранение женщины, помощь санитаров (см. Приложение 9). Эти фотографии настолько впечатляют, что читатель сразу понимает и осознает всю серьезность и масштабность произошедшего события.

Как «желтая» пресса отреагировала на «кровавый» бостонский марафон? «Комсомольская правда», по сравнению с другими изданиями, не была столь щедра на иллюстрации. Читателям были показаны портреты братьев Царнаевых; военные и полицейские; задержание террориста Джохара Царнаева, которого удалось взять живым; студенты, безумно веселящиеся по поводу ареста террористов (см. Приложение 10). Изданием были задействованы такие жанры, как фотопортрет и фоторепортаж, однако фотографии заражающей эмоциональной нагрузки не несли, что вызвало с моей стороны недоумение, ведь обычно «желтая» газета (а именно такой является «Комсомольская правда») предлагает читателям откровенные, «смелые», а иногда и шокирующие фото.

Коллеги с туманного  Альбиона из газеты The Sun «порадовали» своих читателей просто великолепными фото: женщина, в состоянии шока сидящая на залитом кровью тротуаре; люди, бегущие к месту взрыва, где разгорается пожар; выбитые стекла витрин, теперь украшающие тротуарную плитку, и специалист, прохаживающийся по ним, исследует место взрыва; полицейские, взявшиеся за оружие, вот-вот растопчут упавшего бегуна; прибывает команда спецназа; дым окутывает место взрыва; мусор, который раньше был листовками, коробочками с попкорном, женской сумкой, лежит вперемешку с еще не смытой кровью пострадавших (см. Приложение 11). От таких фотографий мурашки по коже бегут, но именно таких подробностей ждут читатели «желтой прессы», поэтому газета раскупается, как горячие пирожки. The Sun великолепно использовала жанр фоторепортажа, открыв своей аудитории самые «пикантные» подробности происшедшего.

Оценив фоторяд  в разных изданиях, можно сделать  вывод, что «серьезная» пресса все  же бережет наши чувства, стараясь не показывать так много крови и оторванных кусков мяса, как это делают «желтые» газеты. Но все же своими иллюстрациями «качественные» издания заставляют аудиторию задуматься о случившемся событии, например, о таком, как взрыв на Бостонском марафоне.

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели фотографию в теории и на примере фотожурналистских работ в российских и зарубежных газетах. Мы изучили историю изменения роли и места фотографии в печатном СМИ на протяжении XX–XXI веков, ее особенности и виды. Мы отметили, что фотография совершила большой скачок в своем развитии, в том числе фоторяд теперь зачастую преобладает над текстом. В том числе потому, что аудитория за это время тоже претерпела серьезные изменения и сегодня читатели привыкают получать информацию в том числе в визуальной форме. Так что на полосах газет крупные яркие фотоиллюстрации начали занимать не меньшее, а подчас даже большее место, чем тексты.

Также мы выяснили, что помимо трех «родовых», канонических жанров – фотоинформация (фотозаметка), фотопортрет и фоторепортаж – есть и другие, не менее важные и значимые жанры фотографии: фотоиллюстрация, фотозарисовка, фотоочерк, фотопейзаж. Мы выяснили, что главная цель фотографии в прессе заключается в удовлетворении информативной потребности аудитории.

Детально ознакомившись  с фоторядом четырех известнейших печатных изданий, мы обозначили, какой вид фотожанра преобладает в каждом из них. На примере теракта в Бостоне мы выяснили, как было освещено каждым из изданий это событие, как преподнесли фотоматериал «качественные» и «желтые» газеты. И сделали вывод, что «желтые» издания подчас показывают аудитории самые шокирующие кадры, а их «серьезные» собратья все же щадят своих читателей.

Из проделанной  работы можно сделать вывод, что сейчас роль фотографии в СМИ настолько велика, что без иллюстраций ни одно печатное издание обойтись не может, потому что аудитория уже не представляет себе газету или журнал без фотографий, в связи с чем более иллюстрированное печатное СМИ всегда выигрывает борьбу за читателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы и источников

  1. Ефимов М.В. и др. Технические средства переработки текста и иллюстраций. - М.: «Мир книги», 1994.
  2. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): Учебно-методический комплект. - М.: Наука, 2000. - 464 с.
  3. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917. - 90-е гг.): Учебное пособие /Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Издательство Московского университета, 1999. - 304 с.
  4. Табашников И. Газета и дизайн. - Тюмень, 1994.
  5. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. - Воронеж.
  6. «Русский репортер», № 16-17 (294-295),  25 апреля - 16 марта 2013
  7. С. Морозов. Творческая фотография. М., 1989

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

 

  1. Комсомольская правда, http://www.kp.ru/
  2. The New York Times, http://www.nytimes.com/
  3. The Sun, http://www.thesun.co.uk/sol/homepage/
  4. http://www.ido.rudn.ru/lectures/109/Y5-3.htm

1 Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. – Воронеж

2 С. Морозов. Творческая фотография. М., 1989


Информация о работе Роль и место фотографии в современном СМИ