Роль и место фотографии в современном СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

По мере активного применения фотоиллюстраций в средствах массовой информации стали формироваться и жанры фотожурналистики – фоторепортаж, фотопортрет, фотопейзаж, фотонатюрморт, фоторепродукция, фотоочерк.
Актуальность нашей работы заключается в том, что фотография в современной журналистике – не просто остро востребованный аудиторией жанр, но и жанр, обеспечивающий более эффективную передачу и восприятие информации в условиях все возрастающих информационных потоков, а также компенсирующий относительные недостатки чисто текстовой коммуникации.

Файлы: 1 файл

ЗЮКОВА курс2 Новая.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Фотография на протяжении нескольких десятилетий была и остается неотъемлемым элементом журналистики. На полосе газеты или журнала в глаза сразу бросаются цветовые пятна – фотографии, которые задерживают наше читательское внимание. Заинтересовавшись снимком, мы спешим прочитать текст, который он сопровождает. Более того, сегодня фотография в газете становится не просто «декорацией» к статье, а одним из способов сообщить читателю актуальную информацию. А порой изображение может полностью заменить текст.

Между тем, на ранних стадиях развития системы печатных средств массовой информации собственно фотографию было невозможно вставить на газетную полосу. В качестве иллюстраций в газетах или журналах использовались гравюры. Художник-гравер перерисовывал фотоснимок, и только потом гравюра воспроизводилась на страницах печатных изданий. Но эта работа была очень сложна и требовала больших затрат, поэтому в газетах и журналах использовались по большей части рисунки и карикатуры, а фотографии пейзажного типа были крайне редки.

Заметим также, что иллюстрации служили лишь дополнением к статьям и какой-либо информационной нагрузки не несли. С годами все менялось. Технический прогресс не обошел стороной, как фотографию, так и СМИ в целом. Фотография была рождена, чтобы заменить гравюру, услугами которой она поначалу пользовалась. С развитием технологий фотография стала неотъемлемым атрибутом любого печатного СМИ, без нее уже трудно представить себе газету или журнал. Снимки играют роль заголовков, привлекающих внимание читателей. Не имеющие иллюстративного ряда газета, журнал, сайт выглядят скучными и проигрывают в конкурентной борьбе иллюстрированным изданиям.

По мере активного применения фотоиллюстраций в средствах массовой информации стали формироваться и жанры фотожурналистики – фоторепортаж, фотопортрет, фотопейзаж, фотонатюрморт, фоторепродукция, фотоочерк.

Актуальность  нашей работы заключается в том, что фотография в современной журналистике – не просто остро востребованный аудиторией жанр, но и жанр, обеспечивающий более эффективную передачу и восприятие информации в условиях все возрастающих информационных потоков, а также компенсирующий относительные недостатки чисто текстовой коммуникации.

Поставленные в работе задачи таковы:

    1. рассмотреть изменение роли фотографии в печатных СМИ за XX-XXI век;
    2. определить место фотографии в российских и зарубежных изданиях, - общее и различия.

Цель данной курсовой работы рассмотреть роль фотографии в печатных изданиях на примере «серьезной» («Русский репортер» (РР), The New York Times (TNY)) и «желтой» («Комсомольская правда», The Sun) прессы и обозначить используемые фотожанры данных газет.

Предметом исследования является роль фотографии в современно печатном СМИ.

Объект  исследования – фоторяд, используемый в российской и зарубежной прессе, относящейся как к «серьезным» («Русский репортер», The New York Times), так и к «желтым» («Комсомольская правда», The Sun) изданиям.

Материалы для исследования - материалами для данной работы послужили книги  Ефимова М.В. «Технические средства переработки текста и иллюстраций», Тулупова В.В. «Российская пресса: дизайн, реклама, типология», а также журнал «Русский репортер» за 25 апреля – 16 мая и интернет версии газет «Комсомольской правды», The New York Times, The Sun.

Научная новизна. Данная работа является вкладом в исследование роли и места фотографии в современном печатном СМИ как в России так и за рубежом.

Практическая значимость

Данная работа может быть использована в качестве учебного материала при изучении дисциплины «фотожурналистика», а также  в практической работе фотожурналиста. 

Методы исследования: анализ литературы, метод сплошной выборки при сборе фактического материала, обобщение, сравнение.

Структура работы

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи исследования, объект и предмет исследования.  Даётся характеристика материалов исследования, определяется научная новизна и  практическая значимость работы.

В первой главе  мы рассматриваем как изменялась роль фотографии в печатных СМИ ХХ-XXI веков, для того чтобы понять с какой скорость фотография от обычного дополнения к статье стала самостоятельным информационным носителем, а так же какие жанры появились и укрепились в фотожурналистике.

Вторая глава - собственно исследовательская. В ней для более подробного рассмотрения роли и места фотографии, были взяты 4 печатных издания, которые включают в себя российские и зарубежные печатные издания «серьезной» и «желтой» прессы. И на их основе показать каков процент фотографии в том и другом типе газеты и как «серьезные» и «желтые» издания освещали теракт в Бостоне.

В заключении подведены  итоги и сделаны выводы.

В приложении представлены  материалы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

1.1. Изменение роли фотографии в печатных СМИ ХХ-XXI веков.

Все в мире меняется, отношение к фотоиллюстрации  в нашей печати также кардинально менялось на протяжении последних пятидесяти лет. Из-за сложности изготовления фотоклише в районных и городских типографиях в 50-70-е годы, каждое клише было на вес золота, и уже не важно было, что там изображено, лишь бы это темное пятно как-то разнообразило сплошной текст, из которого состояла газетная полоса. На выручку всегда приходила Фотохроника ТАСС, которая рассылала пластмассовые клише во все редакции на любые темы. Эти фото с небольшими подписями представляли самостоятельные изобразительные материалы - фотозаметки, и использовались оформителями как украшения.

В общественно-политических журналах типа «Огонька» отношение к иллюстративному ряду было другое, здесь уже до 70% фотографий (и рисунков) становились самостоятельными материалами. Если считать не иллюстрации, а публикации, в составе которых есть изобразительные элементы (скажем, фоторепортаж – единица измерения, хотя в нем шесть фотографий), то и тогда окажется, что половина снимков и рисунков иллюстрирует текст, остальное – самостоятельные произведения (фотозаметка, фоторепортаж, фотоочерк), а текст поясняет и комментирует эти изобразительные материалы, несущие основную информацию.

В еженедельниках газетного типа соотношение самостоятельных  изобразительных материалов и иллюстраций было таким: первых - от 37% («За рубежом») до 43% («Неделя»), вторых – соответственно 63% и 57%. В «Литературной газете» соотношение было примерно 50%:50%.

В газетах подавляющее  большинство фотографий и рисунков становятся самостоятельными публикациями.

В это же время  местные газеты получили электронно-гравировальные автоматы, и появилась возможность публиковать оперативные снимки в неограниченном количестве. Областные и центральные газеты смогли разнообразить их жанры, форму, величину и т.п. Однако лишь в конце 70-х – начале 80-х гг. XX в., когда в полиграфии появятся новые виды воспроизведения фотоснимков (фототипия, цинкография), порожденные самой же фотографией, фотографии все чаще и чаще стали появляться в массовой печати.

В наше время  способ подготовки иллюстраций намного  упростился. Наступила эра цифровых технологий, редакции имеют высококачественное компьютерное оборудование, и все допечатные процессы проводят самостоятельно. А значит, имеют большую возможность для творчества при создании газетной полосы в целом.

Существуют  огромные библиотеки изображений, сделанных  профессиональными художниками, репортерами-фотографами и уже в цифровом виде записанных на оптические диски. Стало возможным получение картинки в цифровом виде от видеокамеры, видеомагнитофона или напрямую из телевизионного эфира. Подключение к сети Интернет позволяет принимать большие объемы разнообразной информации и при необходимости сразу включать ее в свое издание.

Уже не нужны  пленка и фотобумага, не нужен длительный процесс печатания фотографии.

Сегодня фотоиллюстрации  стали неотъемлемой частью графического облика газетной или журнальной страницы и сами по себе обладают художественной ценностью. Они несут дополнительную информацию, передают настроение или атмосферу событий, описанных в статье, привлекают внимание к материалу, разбивают текст, «останавливают мгновенье» и позволяют изучить его так, как не позволил бы этого сделать движущийся образ. Фотография может выполнять в газете различные функции, она сопровождает, иллюстрирует текстовой материал – корреспонденцию, статью, хронику (отсюда и сам термин: лат. illustrarе – прояснять) – и неразрывно связана с текстом. [Ефимов М.В. и др. Технические средства переработки текста и иллюстраций. - М.: «Мир книги», 1994.]

Со временем большее значение получает самостоятельная  иллюстрация, представляющая особый вид  газетного материала, который сообщает о событии так же, как и полноценный текстовый материал. Благодаря своей наглядности такая фотография обладает особой силой воздействия на читателей.

Очень важен  комментарий к фото – пояснить, о ком идет речь, что происходит, где и когда это случилось. Хорошо написанный текст комментария разъясняет читателю, чем интересна эта фотография. Комментарий должен быть четким и понятным, чтобы объяснить все детали фотографии. К некоторым из фото требуется краткая подпись, к другим – многословные описания или комментарий события, факта.

Фото часто  печатается без текста. Отличное фото может вполне без него обойтись. Кроме того, фотографии могут оживить страницу со скучными материалами или быть анонсом на первой полосе к отдельному «гвоздевому» материалу, опубликованному внутри газеты.

В последнее  время появляются новые газетные издания, в которых визуальная информация становится равнозначной вербальной. Читатели СМИ утрачивают привычку к постоянному чтению и привыкают получать теленовости в визуальных формах подачи. На полосах газет крупные яркие фотоиллюстрации начинают занимать не меньшее, а подчас и большее место, чем тексты.

В газете иногда можно видеть целые фотостраницы. Фотостраница – это блок снимков, который обычно нужен для того, чтобы осветить важное событие или тему (соревнования, катастрофу, спектакль, экскурсию и т.д.) Текст на такой странице становится второстепенным. На некоторых фотостраницах текста совсем мало – лишь крошечный блок, на других же размещают длинные статьи, но переносят большую часть текста на другую полосу, чтобы сделать фото более выразительным.

1.2. Жанры  фотожурналистики

На страницах газет  присутствуют фотографии, выполненные в самых разных жанрах: это и репортажные снимки, и фотопортреты, и фотоочерки и многое другое. Но существует и множество разных критериев определения фотографического жанра. Фотожурналисты, выпускающие редакторы, критики зачастую говорят на разных языках, используют свою терминологию. Иногда критерием определения фотографического жанра становится объект съёмки или же специфика и метод работы фотографа. Репортажный портрет, к примеру, и студийный портрет – далеко не одно и то же, хотя объектом съёмки в обоих случаях является человек

Примем за основу систему  жанров фотожурналистики, предложенную профессором В.В. Тулуповым1 в книге «Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты» [Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. – Воронеж].

По мнению Тулупова, исторически  сложились три «родовых», канонических жанра: фотоинформация (фотозаметка), фотопортрет и фоторепортаж. Но эти жанры тоже смешиваются и взаимопроникаются, в зависимости от того, какую они выполняют задачу.

Фотоинформация – наиболее оперативная форма отображения положительных и отрицательных сторон действительности. Это та форма ее фиксации, которая ранее других выделилась в особый жанр фотожурналистики.

Фотоинформация показывает единичный факт, обращает внимание на оперативность информации в статье. По смыслу фотоинформация близка к фоторепортажу, но имеет совершенно отличные от него функции. Чаще всего фотоинформация – это одна фотография, отображающая некий характерный момент события. Если фоторепортаж может представлять любую из фаз события, то фотоинформация должна сконцентрировать в себе все фазы одновременно, показать нечто цельное и структурно организованное. Пожалуй, самое главное здесь то, что фотоинформация не может существовать без текста или какого-либо комментария, иначе она теряется визуально, что усложняет процесс восприятия. Проще говоря, фотоинформация в отличие от фоторепортажа не самодостаточна.

Фоторепортаж – более развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж рисует событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития.

Информация о работе Роль и место фотографии в современном СМИ