Реферирование как особая разновидность работы с информацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:43, реферат

Описание работы

Реферирование играет важную роль в научно-исследовательской работе и позволяет обрабатывать огромное количество информации. Чтобы осуществить реферирование какого-нибудь документа или книги, нужно обладать определёнными знаниями и практическими навыками. Для решения этой проблемы применяются методы реферирования документов.

Содержание работы

Введение
1. Реферирование как особая разновидность работы с информацией
1.1 Из истории реферирования
1.2 Понятие о реферате, его структура
2. Расширенный реферат
2.1 Расширенный реферат и его назначение
2.2 Сущность расширенного реферата
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Гилёва.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

Составление библиографии для  реферата целесообразно ограничивать, во-первых, конкретно используемыми  в тексте источниками, из которых  цитируются положения и на которые  есть ссылки, во-вторых, только теми работами, которые имеют самое прямое отношение к теме и цели реферата. Составлять список литературы следует с соблюдением всех правил ГОCТа и оформлять в алфавитной последовательности. В него вносится весь перечень изученных учащимся в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и пр.

 

 

2. Расширенный  реферат 

 

Реферирование есть разновидность  самостоятельной работы с литературным источником, состоящей в использовании разнообразных приемов обработки заключенной в нем информации. При реферировании материал источника конспектируется, цитируется, анализируется, обобщается, сравнивается, в нем выделяется главная мысль, к нему выражается личное отношение, проводятся обоснование, доказательство, моделирование, классификация. В итоге этой работы пишется реферат как последовательное, цельное, логически завершенное письменное изложение ее результатов.

 

2.1 Расширенный реферат и его назначение

 

Расширенный реферат составляется с ориентировкой на выполнение преимущественно  информативной функции.

Составление расширенного реферата необходимо, если книга издана на иностранном языке и имеется в стране лишь в нескольких экземплярах. Расширенный реферат научной книги должен составляться на основе поаспектного анализа ее содержания. При составлении реферата книги, обладающей сложной структурой, нужно помнить, что не все ее структурные элементы равнозначны по информативности и что одни и те же сведения в них могут дублироваться. Поаспектный же метод реферирования позволяет отвлечься от структуры книги и создать компактный, содержательный реферат, который включает в себя основной сгусток информации, извлеченной из всего текста научной книги. Реферируя книгу, нельзя обеспечить равномерное освещение всех ее аспектов. Выбор аспектов и степень их освещения зависят от целенаправленности реферата, т.е. от того, на какие группы потребителей информации он рассчитан, какие должен выполнять функции.

Расширенный реферат книги  имеет элементы информативного и  индикативного рефератов. В нем  излагаются основные положения книги, содержащиеся в ней новые идеи, концепции, выводы. Чтобы показать, насколько обоснованны и достоверны излагаемые результаты, в реферате в обобщенной форме могут быть приведены основные авторские аргументы, доказательства. Однородная информация, выбираемая из книги в процессе поаспектного анализа и комплексируемая применительно  к соответствующим аспектам, излагается в реферате поабзацно. Такой реферат, составленный из последовательно расположенных абзацев, каждый из которых соответствует тому или иному смысловому аспекту книги, становится в итоге сводным по своему содержанию.

Когда книга многопрофильна, возможны два варианта реферата. В  одном случае реферат может состоять из ряда частей (разделов), в каждой из которых поаспектно излагается содержание соответствующего тематического раздела книги; в другом – реферат может быть составлен с учетом только какого-либо одного тематического профиля, в соответствии, например, с запросом потребителя (целевой или аспектный реферат).

 

2.2 Сущность расширенного реферата

Сложившая практика реферирования  научной литературы свидетельствуют о том, что оптимальный объем реферата должен составлять в среднем 10-15 % реферируемого документа (хотя возможна и большая степень сжатия информации). В данном случае в реферате в полной мере можно отразить все элементы структуры, основной фактографический материал, методические и концептуальные особенности реферируемого источника, статистические и справочные данные. Такой реферат может заменить исследователям и преподавателям первоисточник, который возможно им недоступен по тем или иным причинам.

Являясь специфическим жанром научной информации, реферат во многом по своей структуре зависит от реферируемого документа. Тем не менее в его структуре обычно выделяются три основные части:

• заглавие;

• текст реферата;

• справочный аппарат.

Заглавие реферата включает в первую очередь библиографическое описание (БО) реферируемого источника. Если же реферируется литература на иностранных языках, то в самом начале дается краткий перевод заглавия, а затем БО документа на языке оригинала. В сводных рефератах сначала приводится название данного реферата, после чего идет перечень БО реферируемых источников. Причем, очередность их расположения может базироваться на основе хронологического или алфавитного принципа.

Сам текст реферата содержит научно значимую информацию, полученную путем аналитико-синтетической обработки реферируемого документа. В тексте применяются цитаты, формулы, таблицы и иллюстрации. В нем даются сведения об авторе реферируемого источника (ученая степень, место работы и др.), представляется структура и особенности первоисточника, документальная база исследования, отмечается актуальность и степень новизны реферируемой работы, излагаются концептуальные воззрения автора.

Справочный аппарат расширенного реферата научной книги обычно включает сведения, которые дополнительно  характеризуют первоисточник:

• индекс УДК;

• шифр или номер реферата;

• справки о количестве иллюстраций и таблиц в реферируемом документе, о наличии в нем библиографии;

• ссылки и примечания референта;

• фамилию референта или название организации, составившей реферат.

Проблема структуры реферата тесно связана с особенностями  составления расширенного реферата научной книги, которые практически сводятся к следующему:

• общее ознакомление с реферируемым документом (чтение авторского резюме, введения, оглавления и заключения, просмотр текста, приложений и справочного аппарата), в ходе которого определяется его научная значимость и актуальность, тип будущего реферата;

• чтение документа с целью выделения существенных, ключевых элементов его содержания, определения глубины и степени новизны информации, выявленной в реферируемом источнике и т.п.;

• анализ выделенных сведений и окончательный их отбор для включения в реферат;

• построение схемы изложения материала реферата с тем, чтобы он логически и адекватно отражал реферируемый документ;

• написание и научное оформление реферата

Далее в курсовой работе приводится модель расширенного реферата научной книги П.А._Гаджикурбанова «Античная философия: Энциклопедический словарь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Реферирование есть разновидность  самостоятельной работы с литературным источником, состоящей в использовании  разнообразных приемов обработки заключенной в нем информации. При реферировании материал источника конспектируется, цитируется, анализируется, обобщается, сравнивается, в нем выделяется главная мысль, к нему выражается личное отношение, проводятся обоснование, доказательство, моделирование, классификация.

Сегодня реферирование (и  реферат в частности) приобретает  все большие масштабы и все большую популярность – в связи с развитием учебно-образовательных систем не только в России, но и в мире в целом. Одни страны, развиваясь, только-только постигают эту науку (например, страны так называемого третьего мира и развивающиеся страны), другие уже переживают развитие данного вида научно-исследовательских работ и отмечают его переход на более высокий уровень.

В настоящее время рефераты пользуются большой популярностью. В интернете появились ресурсы, целиком посвященные этому виду работ. Это свидетельствует о  повышении степени образованности населения, о развитии науки и  техники, о качественных переменах  в системе образования – начального, среднего и высшего звена. Реферированию подвергаются чаще всего научные, научно-популярные, публицистические произведения и некоторые официальные документы. Пожалуй, лишь художественные тексты с доминирующей эстетической функцией редко подлежат реферированию. В учебной практике распространено и реферирование как упражнение, направленное на контроль понимания прочитанного обучаемым и на развитие навыков продуктивной речевой деятельности.

В заключение необходимо отметить, что назначение реферирования и реферата состоит в том, чтобы продемонстрировать умение работать с информацией, используя научные приемы и методы, умение работать с различными источниками познания, разнообразными жанрами научной литературы, а также способность понимать и проникать в смысл текстов, адекватно авторскому замыслу.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Богатова С.М., Цыганкова Н.Ю., Иванова Л.С. RENDERING: Учебно-методическое пособие по обучению реферированию. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 103 с.

2. Дзевенская Р.Д. Основы теории и практики реферирования. – М.: Наука, 2007. – 212 с.

3. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат / А.А. Гречихин, И.Г. Здоров, В.И. Соловьев. – М.: Книга, 1983. – 320 с.

4. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 288 с.

5. Конюшко А.Е. Реферативные  издания. Типология и редакторская  подготовка. –– М., 1998. – 224 с.


Информация о работе Реферирование как особая разновидность работы с информацией