Особенности выразительных средств в информационных жанрах газеты ЮУРГУ «Технополис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель. Изучить газету «Технополис», проанализировать журналистские материалы и определить своеобразие художественно-выразительных средств в информационных жанрах.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «студенческая пресса», определить основные этапы её формирования.
2. Проанализировать научную литературу о жанровой классификации журналистских текстов и о художественных средствах выразительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ УНИВЕРСИТЕСКОЙ ПРЕССЫ И ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ……………….…………………………….…5
1.1 Студенческая пресса в системе СМИ.………………...………………....5
1.2 Жанры журналистики в студенческой прессе…………...………….......7
1.3 Выразительные средства как семантическое преобразование………...11
2 ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРАХ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»………….………………………………...13
2.1 «Технополис» как университетская газета...……..………………..….….13
2.2 Особенности выразительных средств………..………………………….13
2.2.1 Особенности эпитетов в газете «Технополис»……………….14
2.2.2 Особенности метафор в газете «Технополис»………………..18
2.2.3 Особенности сравнений в газете «Технополис»……………..21
2.2.4 Особенности метонимии и синекдохи в газете
«Технополис»………………………………………………………….23
2.2.5 Особенности иронии в газете «Технополис»…………………24
2.2.6 Особенности гиперболы и литоты……………………………..24
2.2.6 Оксюморон и олицетворение в газете «Технополис»………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….………..27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………....….28
СПИСОК ИССЛЕДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….....30

Файлы: 1 файл

Основа.docx

— 238.40 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Южно-Уральский государственный  университет

Факультет журналистики

Кафедра средств массовой информации


 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРАХ

ГАЗЕТЫ ЮУРГУ «ТЕХНОПОЛИС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

 

 

Руководитель работы,

__________________к.п.н., доцент Н.К. Поляева

«___»_____________2011 г.

 

Автор работы

Студент группы ФЖ-203

__________________Н.А. Токарева

«___»_____________2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2011

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

1 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ УНИВЕРСИТЕСКОЙ ПРЕССЫ И ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ……………….…………………………….…5

          1.1 Студенческая пресса в системе СМИ.………………...………………....5

1.2 Жанры журналистики в студенческой прессе…………...………….......7

1.3 Выразительные средства как  семантическое преобразование………...11

2  ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В      ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРАХ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»………….………………………………...13

          2.1 «Технополис» как университетская газета...……..………………..….….13

          2.2 Особенности выразительных средств………..………………………….13

                       2.2.1 Особенности эпитетов в газете «Технополис»……………….14

                       2.2.2 Особенности метафор в газете  «Технополис»………………..18

                       2.2.3 Особенности сравнений в газете  «Технополис»……………..21

                       2.2.4 Особенности метонимии и синекдохи  в газете 

                      «Технополис»………………………………………………………….23

                       2.2.5 Особенности иронии в газете  «Технополис»…………………24

  2.2.6 Особенности гиперболы и  литоты……………………………..24

                       2.2.6 Оксюморон и олицетворение  в газете «Технополис»………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….………..27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………....….28

СПИСОК ИССЛЕДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….....30

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПРИМЕРЫ ТРОПОВ, НЕ ВОШЕДШИХ В ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ РАБОТЫ……..…………………….………………………………………. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ВЫДЕРЖКИ ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГАЗЕТЫ  «ТЕХНОПОЛИС»……………………………………………………………………34

 

Введение

Актуальность темы. Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что студенческая пресса развивается сегодня очень активно. Часто можно встретить такие студенческие издания, где большинство публикаций относятся к информационным жанрам журналистики. Как правило, такие жанры не богаты выразительными средствами. Однако тропы — важная составляющая любого журналистского текста. Они делают текст ярче, живее и выразительнее. Публикация, которая содержит тропы, понятнее и ближе по настроению студентам. Важно использовать выразительные средства уместно. Степень изученности этой темы крайне низкая. Зачастую студенческие СМИ пренебрегают выразительными средствами. Поэтому так важно и актуально проанализировать своеобразие выразительных средств «Технополиса».

Объект исследования — журналистские тексты.

Предмет исследования. Выразительные средства в информационных жанрах газеты «Технополис».

Гипотеза. Своеобразие выразительных средств газеты «Технополис» обусловлено жанровым своеобразием газеты, редакционной политикой газеты, темами публикаций и авторством. Активнее всего тропы используют студенты, а не штатные журналисты.

Новизна исследования.

Цель. Изучить газету «Технополис», проанализировать журналистские материалы и определить своеобразие художественно-выразительных средств в информационных жанрах.

Задачи работы:

    1. Рассмотреть понятие «студенческая пресса», определить основные этапы её формирования.
    2. Проанализировать научную литературу о жанровой классификации журналистских текстов и о художественных средствах выразительности.
    3. Проанализировать информационные жанры газеты «Технополис» и определить своеобразие выразительных средств в этих жанрах.

Методы исследования:

    1. Теоретические методы: анализ научной литературы.
    2. Эмпирическая база: архив газеты «Технополис» за 2008-2010 гг.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении объясняется актуальность, а также научная новизна и практическая значимость выбранной темы; поставлены основные цели и задачи исследования; указаны объект, предмет, а также методы исследования.

В первой главе рассматриваются студенческая пресса в системе СМИ, классификация информационных жанров и тропы как семантическое преобразование.

Вторая глава посвящена анализу информационных жанров журналистики в газете «Технополис» и выявлению особенностей выразительных средств в них.

В заключении подводится итог работы: определяются выполненные задачи, цели и формулируется вывод.

 

 

 

 

1 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРЕССЫ И ОСНОВНЫЕ  ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

1.1 Студенческая пресса в системе СМИ

Студенческая пресса — газеты и  журналы студенческой тематики, авторами публикаций и целевой аудиторией которых являются студенты. Студенческая периодика, обладая уникальным набором типологических характеристик, занимает свое особое место в общей системе печатных СМИ.

Студенчество — социально-профессиональная группа, включающая учащихся высших учебных  заведений. Представляет собой особую социальную группу, постоянно развивающуюся  и изменяющуюся. Пресса  для  студенческой  молодежи является отдельной специфической системой периодики, которая функционирует и развивается по собственным законам. Основанием для ее выделения из молодежной и вузовской прессы служит главный типоформирующий признак «читатель» — учащиеся вузов, что отражается во всех типологических признаках.

Современная российская пресса для  студенческой молодежи находится на этапе динамичного развития и  типологической трансформации.  

Первые проявления жизни российской студенческой периодики можно увидеть:

  • в неофициальной «самиздатовской» периодике, выходившей в учебных заведениях (обычно рукописные «самодеятельные» газеты, журналы, альманахи и сборники полулегально или нелегально выходили в студенческих кружках, объединениях и группах);
  • в одобряемых администрацией стенгазетах высших, средних и среднеспециальных учебных заведений (пресса вузов, школ и училищ, обычно выпускаемая в формате стенных газет, помогала руководству учебных заведений в воспитательной работе со студентами);
  • в вузовских периодических изданиях (каждый российский университет и большинство институтов по сей день старается выпускать как минимум одну свою газету, освещающую жизнь вуза);
  • в общественно-политической прессе, уделяющей внимание студенческой тематике («взрослые» газеты и журналы, заинтересованные в студенческой аудитории, публикуют материалы соответствующей тематики на своих страницах).

В качестве первого этапа развития  прессы  для  студенческой  молодежи выделяется период от зарождения до 1905 года. Первой  студенческой  вузовской газетой можно считать газету « Студенческий  мир» (1857 год), которая выходила в Императорском Петербургском университете. На втором этапе — 1905-1917 гг. — происходит бурный количественный и качественный рост газет и журналов для учащихся вузов. Третий этап развития печати для учащихся вузов охватывает 1917-1990 гг. Конец 1910-х — начало 1920-х гг. отмечены активными типологическими трансформациями  прессы  для  студенческой  молодежи. Для этого периода характерен количественный рост за счет увеличения числа многотиражных вузовских газет. Новый виток развития печати для студентов начинается во время перестройки. Четвертый этап — после 1990 года по настоящее время.

В процессе становления студенческой прессы формировались и её функции, как неотъемлемая часть СМИ. Кроме функций, которые являются общими для всех СМИ — коммуникативную — функцию общения, непосредственно-организаторская, идеологическая (социально-ориентирующая), культурно-образовательная, рекламно-справочная, рекреативная — существуют и специфические для студенческой прессы функции. Это такие функции, как корпоративная, воспитательная.

Процесс становления студенческой прессы в России продолжается — он принципиально бесконечен, ведь остановка в развитии неприемлема для любого СМИ (и особенно связанного с молодой активной аудиторией). И вместе с тем можно утверждать, что к настоящему моменту российская студенческая пресса преодолела начальный этап формирования и вышла на новый этап развития, связанный с осознанием себя как отдельного типа периодики. В XXI в. российские студенческие газеты и журналы впервые в своей истории почувствовали необходимость в объединении и совместном решении проблем современной студенческой прессы. Постепенно формируются основные жанры, которые студенческие СМИ используют чаще всего.

1.2 Жанры журналистики в студенческой прессе

Одним из ключевых понятий в студенческой прессе, как и других типах прессы, является понятие «жанр». Жанр — особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков.  Так определяет жанр Л.Е. Кройчик1.

Другое определение дает А.А. Тертычный: жанр — это устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками2.

Научная теория жанров журналистики складывается из различных подходов: еще в XX веке журналисты придерживались традиционной классификации жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Как утверждает М.Н. Ким, сегодня данная классификация устарела3. Мы рассмотрим классификацию информационных жанров журналистики и выберем оптимальную для анализа материалов газеты «Технополис».

Существует множество классификаций  жанров журналистики. Рассмотрим некоторые классификации. Нас интересует тип материала, который содержит информацию, ранее не известную аудиторию, то есть информационные жанры.

Л.Е. Кройчик выделяет следующие  виды жанров4:

— Оперативно-новостные тексты. Ядро этих текстов — новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории (заметка во всех ее разновидностях).

— Оперативно-исследовательские тексты. На первый план выступает не оперативное значение сообщаемой информации, а ее истолкование (репортаж, интервью, отчет).

— Исследовательско-новостные тексты. Тексты этой группы объединяет стремление публициста, с одной стороны, сохранить новостное ядро передаваемой информации (так называемая актуализация проблемы), а с другой — возникшую проблему проанализировать, описываемым фактам дать оценку. Оперативный повод, таким образом, уступает место актуально звучащей проблеме. В жанрах этой группы могут быть использованы факты, уже известные аудитории из информационных сообщений (корреспонденция, комментарий, рецензия).

Кроме этих текстов, Е.Л. Кройчик выделяет еще исследовательские тексты и исследовательско-образные тексты. Подробно рассматривать их не будем, так как они не касаются нашей темы непосредственно.

В своей классификации Е.Л. Кройчик  исходит из тезиса, что публицистический текст включает в себя:

А) сообщение о новости или  возникшей проблеме,

Б) фрагментарное или обстоятельное  осмысление ситуации,

В) приемы эмоционального воздействия  на аудиторию.

Несколько иная классификация у  М.Н. Кима5. Он берет за основу функциональное деление жанров на информационные, аналитические и художественно-публицистические. В качестве сопоставительных параметров М.Н. Ким взял следующие категории: предмет отображения, целевая функция, методы работы с информацией. К информационным жанрам М.Н. Ким относит заметку, информационное сообщение, репортаж, интервью, заявление, анонс, поздравление, опрос, вопрос-ответ, совет и др. Предметом отображения этих жанров чаще выступают события, ситуации, мнения (опрос, совет). Целевой функцией являются оповещение, включение читателя в переживание, информирование об актуальных фактах, явлениях. Метод работы может быть самым разным: от интервью добиографического метода или работы с документами.

М.Н. Ким приводит очень обширную, всеохватную классификацию жанров. Однако для своей работы мы будем  использовать классификацию А.А. Тертычного, так как его классификация, на наш взгляд, более компактна, удобна и больше соответствует нынешнему  состоянию жанров в журналистике. И под эту классификацию можно  подвести большее количество материалов, потому что А.А. Тертычный делает большую градацию.

Итак, рассмотрим классификацию жанров периодической печати А.А. Тертычного6:

1. Информационные жанры (заметка,  информационная корреспонденция,  информационный отчет, репортаж и др.)

Заметка — тип материала, отличающегося небольшими размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления. Виды заметок: событийная, анонс, аннотация, мини-рецензия, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-история, мини-совет. Требования к заметке: оперативность и актуальность, точность, краткость и ясность изложения.

Информация о работе Особенности выразительных средств в информационных жанрах газеты ЮУРГУ «Технополис»