Основные направления и приемы взаимодействия пресс-служб МЧС и региональных печатных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В последние годы в России, несмотря на общее снижение количества чрезвычайных ситуаций (ЧС) наблюдается увеличение масштабов и соответственно ущербов от них. В них вовлекаются все большие массы людей, которые не только подвергаются воздействию прямых поражающих факторов, но и испытывают психологический стресс, как во время самой чрезвычайной ситуации (ЧС), так и после. Для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций было создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕСС-СЛУЖБ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ (МЧС) И ПРЕССЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………..6
Основные направления работы современной пресс-службы в учреждениях Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС)…..………..6
Принципы взаимодействия пресс-служб учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и прессы………….……13
ГЛАВА II. СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ГКУ «ПРОТИВО-ПОЖАРНАЯ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ» И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ……………………………………………………………...………..21
2.1. Система медиапланирования пресс-службы ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края»…………………………………………………………………………...….21
2.2. Виды PR-материалов о чрезвычайных ситуациях пресс-службы ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» для региональной прессы……………………………………………..…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………..…….…35

Файлы: 1 файл

kursovaya_Pankovoy.docx

— 126.19 Кб (Скачать файл)

организация и координация работы представителей СМИ в зоне чрезвычайных ситуаций;

- ежедневная подготовка и направление в СМИ информационных материалов (пресс-релизов) о чрезвычайных ситуациях и пожарах;

- организация, подготовка и проведение пресс-конференций и брифингов с участием руководящего состава регионального центра, выступлений руководящего состава на телевидении и радио, а также в печатных СМИ;

- мониторинг региональных печатных и электронных СМИ по вопросам деятельности МЧС, анализ критических публикаций в СМИ и подготовка ответов;

- организация и подготовка информационных материалов для ведомственных изданий МЧС России;

- подготовка и размещение информационных материалов на официальном сайте регионального центра и в сети Интернет;

- аккредитация журналистов, освещающих деятельность регионального центра;

- осуществление оперативной фото- и видеосъемки событий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации и пожаров, а также мероприятий, проводимых региональным центром 

- подготовка телевизионных и радиопрограмм по вопросам безопасности населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также по вопросам безопасности на водных объектах

Общие вопросы деятельности пресс-служб МЧС организованы в  соответствии с теоретическими разработками, характерными всем пресс-службам, и  состоят из трех основных задач [6, с. 47]:

1. Предоставлять материалы,  по которым затем пишутся статьи, очерки и репортажи, либо по определенной договоренности предоставлять готовые тексты;

2. Отвечать на запросы  прессы и предоставлять комплексные информационные услуги;

3. Следить за сообщениями  печати, радио и телевидения и  оценивать результаты, принимать  при необходимости меры к исправлению  ошибок в заявлениях или выступать  с соответствующими опровержениями.

Более конкретно описывает направления  деятельности пресс-служб в ведомственных структурах исследователь В.В. Михеева [29, с.337]:

-производство информации для целевой аудитории и распространение ее по каналам СМИ: изготовление информационной продукции, подготовка собственных печатных, теле- и радиоматериалов, организация работы с представителями СМИ на постоянной основе. Сюда входит распространение пресс-релизов, проведение пресс-конференций, брифингов, организация «круглых столов» и иных мероприятий;

-производство информации для специалистов и организаций, непосредственно связанных с данным ведомством в своей повседневной деятельности: издание информационных сборников, выпуск малотиражных, рассчитанных на узко специальную аудиторию газет и журналов;

-подготовка внутриведомственной информации, в том числе отслеживание в СМИ оценочных и других данных о деятельности организации с целью поддержания благоприятного имиджа;

По мнению Волошиной специфика деятельности пресс-служб МЧС обусловлена не только особенностью ЧС, но и целевой аудиторией, которая включает в себя [14, с.179]: население; крупные и мелкие организации различных форм хозяйствования; средства массовой информации.

В настоящее время управление информации и связи с общественностью  МЧС выполняет более 20 функций, которые можно объединить в три направления:

  1. Предоставление населению оперативной достоверной информации посредством СМИ о прогнозируемых и возникших ЧС;
  2. Формирование общественного мнения, заинтересованного в создании системы предупреждения ЧС и ликвидации их последствий;
  3. Формирование культуры безопасности населения.

В исследованиях В.В. Тарасовой по связям с общественностью МЧС в условиях рискогенности социокультурной среды отмечены следующие особенности [32, с.15]:

-повышение эффективности системы сбора, обработки и обмена информацией о ЧС на основе внедрения современных информационных технологий, технологий автоматизированного дистанционного мониторинга и прогнозирования предпосылок, степени опасности возникновения и возможной динамике развития ЧС в целях принятия адекватных и своевременных мер по их предупреждению и ликвидации;

- своевременное, в соответствии с руководящими документами МЧС России, и достоверное информирование населения о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах, ходе их ликвидации, правилах поведения при возникновении ЧС и пожаров, а также мерах по жизнеобеспечению пострадавшего населения;

-недопущение возникновения информационного вакуума или недостоверной информации, которая может привести к возникновению различных слухов и паники и являться причиной отрицательной оценки деятельности органов власти и государственных структур при ликвидации последствий ЧС и пожаров;

-организация компетентных комментариев в СМИ должностных лиц, участвующих в ликвидации последствий ЧС и пожаров. При комментировании основное внимание обратить на факторы, которые способствовали возникновению пожара или ЧС и на причины, которые усложняют работу спасателей и пожарных по ликвидации пожара или ЧС;

-информирование населения о совершенствовании форм и методов работы в сфере обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, надзорной деятельности, деятельности по предупреждению ЧС и т.д.;

- организация публикаций информационно-аналитических материалов, интервью и комментариев должностных лиц в печатных и электронных СМИ по вопросам перспективных направлений деятельности МЧС России, законопроектной деятельности;

- ведение в СМИ информационно-разъяснительной работы по предупреждению пожароопасных ситуаций (пожаров на бытовом уровне и пожаров в аварийном жилом фонде), ЧС на воде, а также проведении горноспасательных работ;

- дифференцированный подход к выбору информационных каналов с целью доведения информации по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности до различных групп населения с учетом их возрастных и социальных особенностей;

- использование в информационной работе современных средств массовых коммуникаций (интернет) для проведения он-лайн конференций по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности населения;

- организация более широкого освещения в СМИ деятельности структурных подразделений МЧС России, в том числе работы инспекторов государственного пожарного надзора (далее – ГПН), Государственной инспекции по маломерным судам (далее – ГИМС), военнослужащих, психологов и т.д., а также популяризацию профессий пожарного и спасателя.

В результате анализа основных направлений  деятельности пресс-служб МЧС можно  сделать вывод о том, что работа пресс-служб МЧС  направлена на управление обменом информацией о рисках и позиционирование МЧС как субъекта, способного организовать эффективный контроль за рискогенными ситуациями, адекватно и оперативно действовать в чрезвычайных ситуациях, а также обеспечивать безопасность образа жизни населения и в целом, государства.

 

1.2 Принципы взаимодействия пресс-служб учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и прессы

 

Взаимодействие служб МЧС со средствами массовой информации (медиа рилейшнз) является одним из основных направлений PR-деятельности пресс-служб МЧС. Главная цель взаимодействия со СМИ – коммуникация с целевыми группами, входящими в их аудиторию. На практике цель взаимодействия со СМИ часто воспринимается более узко: как создание и поддержание известности и пропаганды безопасного поведения в условиях ЧС.

Исходя из анализа основных направлений деятельности PR- служб МЧС, средства массовой информации, с которыми взаимодействует пресс-центр МЧС возможно представить тремя группами:

    1. Ведомственные СМИ;
    2. Федеральные СМИ;
    3. Региональные СМИ.

Исследователь О.В. Бервенова в информировании населения PR-службами МЧС выделяет два основных периода[4, с. 25]:

-период чрезвычайных  ситуаций;

-период между чрезвычайными ситуациями.

По мнению А. Н. Чумикова информация в период ЧС должна освещаться в самые оперативные сроки и содержать [38, с 67]:

-описание возникшей или ожидаемой чрезвычайных ситуации в связи с техногенной аварией, катастрофой, террористическим актом и т.п.;

-наличие угрозы жизни людей, нарушения их жизнеобеспечения;

-указание на осложнении обстановки в связи с наступлением сильных морозов, засухи, сильного ветра и т.п.;

-описание мер, предпринимаемых подразделениями МЧС России по ликвидации создавшейся ЧС;

-предупреждения и рекомендации для населения в создавшейся опасной ситуации.

В исследованиях Э. Гидденса [16, с.35] и У. Бэка [9, с.16] информация в период между ЧС представлена сведениями о рассмотрении, принятии и вступлении в силу законов, нормативных правовых актов, различных требований по безопасности населения, об имеющихся средствах защиты и существующей системе профилактики. Сюда же относится информация имиджевого характера о деятельности местных подразделений МЧС России.

Взаимодействие со средствами массовой информации - основная форма  обращения любого подразделения  к широкой общественности. Именно поэтому данному направлению работы уделяется самое пристальное внимание.

В.В. Тарасова исследуя специфику связей с общественностью МЧС России в условиях рискогенности, говорит о том, что рисковая коммуникация представляет собой обмен информацией по поводу уровня и значимости риска для населения и окружающей среды, оценки способов контроля и действий в ситуации риска, а также характеризуется доминированием эмоциональной реакции на рискогенную ситуацию, низкой культурой безопасности населения, которая проявляется в выборе пассивной позиции и отсутствии четких знаний техники безопасности [33; с. 19].

Западный специалист в области рискологии У. Бэк предложил расширенную модель рисковой коммуникации, утверждая, что опасные события происходят в центре институциональных и культурных взаимодействий, которые могут усиливать или ослаблять индивидуальное восприятие рисков и тем самым влиять на поведение индивида [9, с.88]. Т.е. восприятие рисков населением в значительной степени производно от реагирования на них социальных институтов, а также от длительности коммуникативных взаимодействий. Последнее условие обеспечивает возможность в катастрофических ситуациях по типу «неизвестное неизвестно», когда отсутствуют условия для осмысления информации либо аудитория склонна к эмоциональным оценкам и паникам, актуализировать сложившееся доверие к организации (МЧС) и управлять восприятием рисковой информации. Работа в условиях рисковой коммуникации распадается на два взаимосвязанных уровня: стратегический, который может осуществляться косвенным методом на протяжении длительного времени, и тактический, для которого лучше избрать метод прямой коммуникации.

В связи с этим предлагаются двухсторонние  коммуникационные модели, где устанавливаются  относительно равные условия для  субъектов информационного взаимодействия (государство, эксперты, коммуникаторы, население) по поводу процессов оценки и управления риском. Для того, чтобы повысить эффективность воздействия средств массовой информации, пресс-службы МЧС делают акцент на рекомендательных, обучающих аспектах публикаций, то есть имеющих преимущественно конструктивный характер.

-Информация преимущественно конструктивного  воздействия – это информация, которая способствует успокоению  и уверенности, вызывает интерес  и желание обезопасить себя  и близких.

-Информация сложного противоречивого  воздействия – это информация, характеризующая опасность ЧС, которая,  будучи необходимой и полезной, оказывает и деморализующее воздействие.

Условно все СМИ разделяют  на электронные и печатные, отсюда и специфика взаимодействия с  ними.

По мнению Т. Волека при работе с печатными масс-медиа следует, прежде всего, ориентироваться на полноту и достоверность предоставляемой информации, так как вопрос оперативности стоит менее актуально[13, с. 66]. Однако и затягивать более суток не следует, особенно если речь идет о чрезвычайной ситуации.

В начале года составляется план публикаций с обозначением ответственных за написание конкретных материалов. Причем, материалы для опубликования должны носить не только оперативный, но и профилактический, а также имиджевый характер. Профилактические публикации должны содержать не только наставления и рекомендации, но и конкретные случаи нарушения правил безопасности. Материалы оперативного характера должны публиковаться вне зависимости от годового плана.

Отдельную строку в плане  публикаций должны составлять интервью и статьи руководителей МЧС. Эти должностные лица должны не только освещать конкретные происшествия, но и комментировать важные вопросы деятельности МЧС как ведомства, работающего в целях безопасности общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Для СМИ PR-структуры МЧС – важнейшие источники информации. По разным данным, до 50% и публикуемой СМИ информации происходит из PR-источников (пресс-релизов, официальных каналов и т.п.).

Для того, чтобы то или иное информационное сообщение было донесено да аудитории, воспринято аудиторией и положено в основу формирования общественного мнения в связи с кризисной ситуацией, Н. И. Бусленко считает, что необходимо последовательно решить некоторые задачи [8, с. 77]:

Информация о работе Основные направления и приемы взаимодействия пресс-служб МЧС и региональных печатных СМИ