Методы формирования общественного мнения через СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 22:01, реферат

Описание работы

Средства массовой информации – это радио, пресса, телевидение. В последнее время к ним также стали относить Интернет. В начале XX века, когда они окончательно сложились, стала возможной идея массовой манипуляции аудиторией. С появлением радио и телевидения мир стал другим - информация перестала быть привилегией меньшинства, она стала бытовым содержанием широкой публики.

Содержание работы

Введение 3
1. Современные СМИ: понятие, сущность, функции, типология 4
2. Условия формирования общественного мнения 8
3. Методы формирования общественного мнения через СМИ 10
3.1. Наиболее часто используемые методы воздействия СМИ 11
3.2. Классификация методов воздействия СМИ по Пиронковой О.Ф. 13
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

реферат. туманов.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

16. Дополнительное  свидетельство. Метод основан на том предположении, что если совместно с тем или иным утверждением приводится также дополнительное свидетельство в его подтверждение, то потребитель психологически склонен больше доверять этому утверждению. Обычно для повышения доверия используется точное указание фамилии, имени и места работы лица, высказывающего то или иное суждение по поводу рекламируемого товара. В этом случае человек психологически склонен доверять этому суждению в большей мере.

Победившая  сторона - является одним из вариантов метода «дополнительное свидетельство». В данном методе эксплуатируется желание людей быть на «выигравшей стороне». Например, в избирательных кампаниях используются такие аргументы, как «Кандидат N – кандидат номер один» или «Кандидат N – кандидат-победитель»7.

17. Манипуляция  посредством воздействия на эмоции. В настоящий момент получили распространение для нужд воздействия на общественное мнение разработки из сферы психолингвистики, НЛП, психологии восприятия, что рассчитано в основном на подсознательное восприятие.

18. Использование  пугающих тем и сообщений. Пугающие темы являются одними из самых эффективных средств воздействия на целевую аудиторию. Страх обеспечивает сплочение членов группы и стимулирование тех или иных ее поступков. Эффективность метода зависит от присутствия следующих компонентов: 1) угроза - наиболее действенной является угроза жизни, имуществу, безопасности, статусу. 2) меры избежания угрозы - четкие и простые инструкции, как избежать угрозы или уменьшить ущерб. 3) уверенность аудитории - она должна быть уверена в том, что предлагаемые действия будут эффективны и она в состоянии их выполнить.

19. Трюизмы. Трюизм – это самое очевидное утверждение, т.е. утверждение, которое находится в строгом соответствии с действительностью, банальная истина. Трюизмы применяются для того, чтобы вызвать необходимую поведенческую реакцию. Например, возможны такие трюизмы, как: «Люди умеют забывать то, что они знают» (трюизм на забывание), или: «Казань — одна большая стройка». Правдоподобность сомнительной информации повышается, когда она комбинируется с бесспорными фактами.

Отдельно можно  выделить следующие приемы:

Упрощение, стереотипизация. Чем проще сообщение, тем легче человек усваивает его, у него не возникает вопросов и стремления критически анализировать полученную информацию. СМИ производят стандартизацию явления, ставшего объектом сообщения, опираясь на стереотипы и избегая тонкостей. Главное, чтобы человек воспринимал сообщение без усилий и безоговорочно.

На базе упрощения  сложился редукционизм современных СМИ – приведение реальных общественных проблем и явлений к максимально упрощенным и легким для восприятия утверждениям.

Утверждение. Упрощение позволяет высказать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в краткой и яркой форме – в форме утверждения. Утверждение означает отказ от всякого обсуждения; оно также означает просьбу принять идею такой, какая она есть, не анализируя и не раздумывая. СМИ сыграли важнейшую роль в укреплении этого типа мышления, приучив людей мыслить стереотипами. И в сегодняшней ситуации мы видим, что СМИ постепенно снижают интеллектуальный уровень сообщений.

Таким образом, можно утверждать, что СМИ стали  основным инструментом манипулирования общественным мнением. Они прививают массам общие ценности, поведенческие модели, нормы,  программируя наше поведение нужным им образом. Причем доверие к СМИ достаточно велико, в наше время об этом можно с уверенностью говорить о таком канале СМИ, как Интернет. По большому счету, люди воспринимают СМИ в качестве официальных источников, и даже, несмотря на абсурдность некоторой информации, не склонны критически относиться к ней и предпочитают принять ее за достоверную.

Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом.  Хотя, конечно, все зависит от пристрастности самого человека по отношению к средствам массовой информации, но далеко не каждый будет критично воспринимать всю информацию, обрушивающуюся с газет, радио и телевидения.

Заключение 

В современном  мире, когда СМИ стали не только средством передачи информации, но и сильнейшим инструментом манипулирования и насаждения новых ценностей, а также, создания контрценностей, уже сложно чётко определить зависимости СМИ от процессов, происходящих в обществе, и наоборот. Совершенно ясно одно – мы зависимы от средств массовой информации и зависимы, может быть, даже больше, чем СМИ от общества.

Из всех СМИ  телевидение обладает наибольшим внушающим  влиянием за счёт динамического, цветного изображения, сопровождающегося словесной, звуковой информацией и музыкой. Сочетание этих четырёх способов влияния делает телевидение самым мощным средством массовой коммуникации.  Интернет и другие компьютерные технологии обладают статическим, динамическим, чёрно-белым и цветным изображением, но недостаточно сильно влияет на формирование общественного мнения из-за малой доступности к ним всех групп населения, большой поточности информации и множества каналов для распространения разнообразной информации. . За интернетом, несомненно, будущее. 

Средства массовой информации – мощная сила воздействия  на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное  формировать общественное мнение по своему усмотрению. СМИ оказывают огромное влияние на то, как изображается общественное мнение, и могут сильно влиять на индивидуальное восприятие общественного мнения, независимо от того, соответствует ли описание действительности. И именно это хорошо прослеживается при выделении конкретных методов, используемых СМИ при формировании общественного мнения.

 

Список использованной литературы

 

  1. Доценко Е.Л. Психология манипуляций. М. - 1997, с 145
  2. Зяблов В. Интернет – новое СМИ // Советник. - №1.
  3. Лавриенко В.Н. «Социология», М: ЮНИТИДИАНА - 2000, с. 189
  4. Николаева Ю. Влияние СМИ на формирование общественного мнения  [Электронный ресурс] — Сайт: http://www.dnp.ru/publications/our-publications/media/smivsom — доступ свободный;
  5. Пиронкова О. Ф. ««Живые новости» или о времени и пространстве в телевизионном эфире» //Социологические исследования. - 2000. - №8
  6. Пугачев В.П  "Политология. Справочник студента". - Москва. - 2001, с 307
  7. Суслов Е.В. СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе становления гражданского общества. Дисс... канд.полит.наук. - М., 2004. - 170 с.
  8. Википедия. Свободная энциклопедия. Средства массовой информации. [Электронный ресурс] — Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/Средство_массовой_информации — доступ свободный
  9. Gallup Media “ Исследование СМИ, мониторинг рекламы и тиражный аудит”, [Электронный ресурс] — Сайт: www.internews.ru/internews/Internews_News.html — доступ свобдный

1 Википедия. Свободная энциклопедия. Средства массовой информации. [Электронный ресурс] — Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/Средство_массовой_информации — доступ свободный

2   Gallup Media “ Исследование СМИ, мониторинг рекламы и тиражный аудит”,

      www.internews.ru/internews/Internews_News.html

3  Лавриенко В.Н. «Социология». - М: ЮНИТИДИАНА. - 2000г., с. 189

4  Пиронкова О. Ф. ««Живые новости» или о времени и пространстве в телевизионном эфире»    //Социологические исследования. - 2000. - №8

5  Пиронкова О. Ф. ««Живые новости» или о времени и пространстве в телевизионном эфире» //Социологические исследования. - 2000. - №8

6  Зяблов В. Интернет – новое СМИ // Советник. - №1.

7  Доценко Е.Л. Психология манипуляций. М., 1996, с 145


Информация о работе Методы формирования общественного мнения через СМИ