Метод контент-анализа в исследовании политических процессов на примере российских партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель - Изучить метод контент-анализа в исследовании политических процессов на примере российских партий.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1) изучить метод контент-анализа и его применение в различных процессах;
2) исследовать политических партий методом контент-анализа;
3) выявить преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...................3
Глава 1. Метод контент-анализа и его применение в различных процессах….5
1.1 Возможности контент-анализа и его появление в политических исследованиях…………………………………………..…………………………5
1.2 Этапы контент-анализа в политических исследованиях……………….......8
Глава 2. Исследование политических партий методом контент-анализа……11
2.1 Основные процедуры контент-анализа…………………………………….11
2.2 Стадии разработки и применения контент-анализа……………………….13
2.3 Сравнительный контент-анализ понятий, употребляемых российскими парламентскими партиями для описания международных отношений и их смысловое наполнение ………………………………………………………….15
3. Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом… 22
3.1 Преимущества контент-анализа……………………….……………………22
3.2 Основные недостатки контент-анализа……………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список……………………………......................................35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1.docx

— 75.55 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

факультет  управления

кафедра государственного и муниципального управления

 

Курсовая работа

по дисциплине «Исследование экономических и политических процессов»

на тему «Метод контент-анализа в исследовании политических процессов на примере российских партий»

 

 

Студента 4 курса

Очной формы обучения

Специальности  ГМУ 
Учебная группа У-41 
ФИО: Рогатых А.А

Руководитель ФИО:            Курис М.Ю 
Дата сдачи на проверку______ 
Оценка после защиты_______ 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2013

Содержание

Введение………………………………………………………………...................3

Глава 1. Метод контент-анализа и его применение в различных процессах….5

1.1 Возможности контент-анализа  и его появление в политических  исследованиях…………………………………………..…………………………5

1.2 Этапы контент-анализа в политических исследованиях……………….......8

Глава 2. Исследование политических партий методом контент-анализа……11

2.1 Основные процедуры  контент-анализа…………………………………….11

2.2 Стадии разработки и применения контент-анализа……………………….13

2.3 Сравнительный контент-анализ понятий, употребляемых российскими парламентскими партиями для описания международных отношений и их смысловое наполнение ………………………………………………………….15

3. Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом… 22

3.1 Преимущества контент-анализа……………………….……………………22

3.2  Основные недостатки контент-анализа……………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….33

Библиографический список……………………………......................................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях меняющейся внутриполитической ситуации избирательный  процесс играет немалую роль в  становлении взаимоотношений между  властью и обществом, между государственной  властью и местным самоуправлением. Любой участник избирательного процесса претендует на обладание программой – определенным набором идей, проектов – по которой избиратели могут  судить о его возможной дальнейшей деятельности, а также о том, стоит  ли голосовать за данную кандидатуру. Каждый кандидат в ходе предвыборной кампании стремится привлечь на свою сторону как можно большее количество избирателей, а, соответственно, ориентируется на их ценности при составлении программы будущей партии. Добраться до истины в данном случае можно только тогда, когда вы тщательно исследуете документ, несущий в себе информацию. Одним из наиболее подходящих для такого рода исследования методов является метод контент-анализа.

В России метод контент-анализа стал использоваться сравнительно недавно, где-то в середине XX века, но сейчас становится все более популярным. Его применяют в практике изучения писем, поступающих в различные организации и органы управления, в социальной психологии и педагогике, в криминологии, искусствоведении, этнографии, для анализа исторических текстов и установления авторства или подлинности того или иного текста.

Применение метода контент-анализа  в политологических исследованиях  позволяет более глубоко и  всесторонне изучать пути формирования депутатского корпуса а, следовательно, влиять на подобное формирование. Это и определяет актуальность выбранной темы исследования.

Цель - Изучить метод контент-анализа в исследовании политических процессов на примере российских партий.

Исходя из цели, были определены следующие задачи: 
1) изучить метод контент-анализа и его применение в различных процессах; 
2) исследовать политических партий методом контент-анализа;

3) выявить преимущества  и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом.

Объект исследования – политические партии.

Предмет исследования – контент-анализ понятий, употребляемых российскими парламентскими партиями для описания международных отношений.

В ходе исследования использованы следующие методы –  анализ, синтез, индукция, дедукция, метод  обобщения.

Теоретической и  методологической основой исследования послужили труды современных  авторов, занимающихся анализом политических партий методом контент-анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Метод контент-анализа и его применение в различных процессах

1.1 Возможности  контент-анализа и его появление в политических исследованиях

Контент-анализ (от англ, contens — содержание) — специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность его состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Контент-анализ может  использоваться в качестве основного  метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности  функционирования средств массовой информации); вспомогательного или  контрольного (например, при классификации  ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы  могут выступить объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило  для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследований посредством контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Существуют три  основных направления применения контент-анализа:

а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата);

б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи);

в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как  сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории  анализа, т.е. наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским  задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены  в тексте. В практике советских  контент-аналитических исследований в свое время сложилась довольно устойчивая система категорий, среди  которых можно назвать такие, как знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура. Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (т.е. охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования); взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям); надежными (т.е. между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории); уместными (т.е. соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию).

При выборе категорий  необходимо избегать двух крайностей: выбора слишком многочисленных и  дробных категорий, почти повторяющих  текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда же необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми.

После того, как  категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу  анализа — лингвистическую единицу  речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. Сложные  виды контент-анализа обычно оперируют  не одной, а одновременно несколькими  единицами анализа.

Единицы анализа, взятые изолированно, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому  они рассматриваются на фоне более  широких лингвистических или  содержательных структур, указывающих  на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие  или отсутствие единиц анализа —  контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово»  контекстуальная единица — «предложение».

Наконец необходимо установить единицу счета — количественную меру взаимосвязи текстовых и  внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Важен выбор необходимых  источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, числа сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки  определяются задачами и масштабами исследования. Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу  месяцев), если изучение сообщений средств  массовой информации — 12-16 номеров  газеты или теле- радио дней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов[6].

1.2 Этапы контент-анализа  в политических исследованиях      

Метод контент-анализа (англ. content analysis) необходим на начальном этапе политических исследований при анализе общей обстановки в регионе. Для сбора географической, экономической, демографической, исторической, культурной информации, данных о политической ситуации не обойтись без анализа различных статистических сведений. Они могут содержаться в газетах, журналах, различных отраслевых и специализированных сборниках, а могут храниться в компьютерных баз данных.

При проведении политического  контент-анализа следует учитывать, что сообщения публикуются и  соответствующим образом составляются с какой-то определенной целью —  информирования, описания, призыва, предписания, самозащиты, дезинформации.

Поэтому при анализе  нужно интерпретировать их содержание в контексте преследуемых авторами целей, которые тоже надо определить. Наконец, следует учитывать и  способ распространения того или  иного сообщения. Предвыборная листовка, распространяемая по списку адресов  избирателей, — пример сообщений  с ограниченной или особой сферой распространения. Ежедневные газеты хоть и обращены к более широкому кругу  читателей, но у разных газет этот круг разный. В любом случае важно  оценивать степень доступности  интересующих нас сообщений.

Политический  контент-анализ проводится в четыре этапа.

1. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение: тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы), тип сообщений (статьи, заметки, плакаты), стороны, участвующие в процессе коммуникации [отправитель, получатель (реципиент) или они оба вместе], размер сообщений (минимальный объем или длина), частота появления сообщений, способ распространения сообщений, место распространения сообщений, время появления сообщений. Например, если нас интересует, как освещалась в газетах определенная избирательная кампания, искомая совокупность может включать в себя все предвыборные газетные публикации (тип сообщений) размером от одного газетного столбца (размер сообщений), опубликованные в ежедневных газетах (частота появления сообщений), которые были доставлены подписчикам (способ распространения сообщений) данного города или округа (место распространения сообщений) в течение месяца до начала выборов (время появления сообщений). При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

2. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучить всю определенную на первом этапе совокупность, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из более крупной совокупности. В целом размеры выборок обычно превосходят те, которые необходимы для проведения других видов исследований (благодаря доступности и относительной дешевизне исходных данных).

3. Определение единицы анализа, отдельного элемента или признака того сообщения, которые мы собираемся изучать. Простейший элемент сообщения, слово, и оно может быть использовано в контент-анализе наиболее непосредственным образом.

4. Непосредственное проведение процедуры анализа.

В зависимости от целей исследования можно применять содержательный или структурный контент-анализ.

         Самая простая процедура содержательного политического контент-анализа, основанного на исследовании слов, тем и сообщений, т.е. содержания, заключается в том, что устанавливаются определенные ключевые слова и подсчитывается частота их употребления в сообщениях. Однако применение не стандартизованных показателей может привести к ошибочным выводам. Чтобы их избежать, целесообразно рассматривать не просто количество употребления слов, а их долю в общем количестве слов. Кроме того, одно и то же слово может употребляться в самых разных контекстах, изменяющих его значение вплоть «до наоборот». Учет контекста можно проводить двумя способами: или с использованием мнения арбитров, по-другому — кодировщиков (им может быть и сам исследователь), или следует добавить к рассмотрению вторую единицу анализа — тему (определенное сочетание слов или понятий, воплощенное во фразе, в предложении, в абзаце). Хотя второй способ и поясняет контекст употребления отдельных слов, но происходит это за счет значительного усложнения всей процедуры.

Информация о работе Метод контент-анализа в исследовании политических процессов на примере российских партий