Месседж глянцевого журнала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования- "месседж" глянцевого журнала в сознании читателя как стереотипа роскошной жизни. В качестве объекта исследования выступают потребительские практики, детерминированные глянцем.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………………3
Глава 1. Глянцевые журналы как элементы массовой культуры и средства массовой информации. Влияние глянцевых журналов на ценностные ориентации читателя……………………………………………6
1.1.Глянцевый журнал как элемент массовой культуры………………..……6
1.2. Глянцевые журналы как средства массовой информации……………..10
1.3. Влияние глянцевых журналов на ценностные ориентации читателя…15
Глава 2. Месседж глянцевого журнала и его роль в культуре потребления молодежи……………………………………………….………18
2.1.Понятие слова"месседж"……………………………………………...…….18
2.2. Роль "месседжа" глянцевого журнала в культуре
потребления молодежи………………………………………………..……….19
Заключение………………………………………………………….…………23
Список литературы………………………………………………..………….25

Файлы: 1 файл

messedzh_glyants_zhurnala.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………….………………3

Глава 1. Глянцевые  журналы как элементы массовой культуры и средства массовой информации.  Влияние глянцевых журналов на ценностные ориентации читателя……………………………………………6

1.1.Глянцевый журнал как  элемент  массовой культуры………………..……6

1.2. Глянцевые журналы  как средства массовой информации……………..10

1.3. Влияние глянцевых  журналов на ценностные ориентации  читателя…15

Глава 2. Месседж глянцевого журнала и  его роль в культуре потребления  молодежи……………………………………………….………18

2.1.Понятие слова"месседж"……………………………………………...…….18

2.2. Роль "месседжа" глянцевого журнала в культуре

потребления молодежи………………………………………………..……….19

Заключение………………………………………………………….…………23

Список  литературы………………………………………………..………….25

 

 

 

 

 

 

Введение

Один из самых простых и известных путей трансляции модных тенденций в массы —"месседж" глянцевого журнала.

Message (Сообщение) – первичный элемент процесса передачи информации от коммуникатора к получателю. "Месседж" в глянцевых журналах — это мир роскоши. И каждому читателю предоставляется возможность приобщиться к этому миру, ну или хотя бы посмотреть на него.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что большое влияние  на людей оказывающее именно развлекательными СМИ, к которым относятся глянцевые журналы, в наше время невозможно не учитывать. 

История глянца продолжительна и терниста. Первые журналы с «модными картинками» появились еще в XVIII веке в Европе. В начале XIX для  повышения тиражей эскизы новых  платьев, сюртуков и цилиндров, а заодно — мебели и безделушек — стал перепечатывать из парижских изданий «Русский Телеграф», за ним потянулись и другие. В предреволюционные времена бунтовщики читали подпольные газеты, мирные интеллектуалы — «Ниву», а дамы, заботящиеся о своей красоте, — как водится, модные журналы. «Глянцевыми» такие издания стали позже, когда бумажная промышленность и типографские технологии позволили заменить шершавую желтоватую бумагу на гладкие, словно лакированные, глянцевые странички с фотографиями, сначала раскрашенными, а потом цветными. Некоторые из первых «глянцев» живы и здравствуют по сей день — например, Harpers Bazaar. И если на Западе судьба глянцевых журналов складывалась вполне благополучно, то в СССР, как известно, не было «глянца». Впрочем, у советских женщин кое-какая подсобная литература имелась. Журнал «Шейте сами», например. А прибалтийские или польские журналы мод ценились на вес золота, ибо с их помощью можно было самостоятельно пополнить скудный гардероб советского образца. Цветная Burda Moden на русском языке в конце восьмидесятых стала культурным шоком: журналы для сохранности оборачивали в вощеную бумагу, а подругам давали почитать чуть ли не под залог. 
Настоящие глянцевые журналы появились в России после перестройки. Менялась политика, экономика, взгляд на товарно-денежные отношения и на такое невиданное прежде понятие как имидж. С появлением в открытой продаже одежды и косметики западных марок, пришло время глянцевых журналов прорастать на нашей почве, чтобы позаботиться о неокрепшем сознании бывших советских граждан и направить их мысли и деньги в нужное русло. Никто не делает секрета из того, что основной доход любого издания — реклама. И в зависимости от уровня и направленности журнала рекламируют, в основном, так называемые «потребительские товары». "Месседж" в глянцевых журналах — это мир роскоши. И каждому читателю предоставляется возможность приобщиться к этому миру, ну или хотя бы посмотреть на него. А также научиться разбираться, что модно, стильно, престижно, круто и т.д. Как одеваться, чем пахнуть, о чем говорить с партнером в постели и с начальником на собеседовании, на какой машине ездить и где проводить отпуск, и конечно — без знаний каких фактов из биографий звезд нельзя считаться культурным человеком. То есть, если упростить понятие, то «глянец» — это новости из мира роскоши плюс реклама, где и как эту роскошь купить. В данном случае мода, "месседж" и журналистика идут рука об руку: последние новости с подиумов и актуальные тренды сезона транслируются читателю именно со страниц глянцевых журналов1. А плюс к этому — все про работу и развлечения, ну и про другие разнообразные психологические аспекты жизни успешного жителя современного мегаполиса. А именно таким видят своего читателя глянцевые журналы. Отметим, что первые глянцевые журналы предназначались для работающих женщин, которые сами выбирали и как жить, и что покупать. Теперь есть «глянцы» для всех: мужчин, женщин, детей, гомо, гетеро и би, от 7 до 70, а также журналы lifestyle, не ориентированные на какую-то определенную возрастными или гендерными рамками аудиторию. Но суть остается прежней: это издания на хорошей бумаге, с увлекательными легкими текстами и качественными картинками, которые проповедуют стиль жизни, идеальный в понимании их читателей». Однако, какой бы ни была специализация издания и кто бы ни были персонажи, появляющиеся на его страницах, главной героиней любого «глянца» всегда остается Мода. Капризная и непредсказуемая, она готова постоянно меняться, и только наш интерес к ней остается неизменным. «Глянец» транслирует определенные ценностные установки, основу которых составляет примат материального благополучия. Его страницы открывают яркую беззаботную жизнь, делают хотя бы виртуально доступными материальные символы достатка, приобщают к сообществу успешных людей. Феномен глянцевого журнала интересен тем, что, будучи задуманным как руководство к определенному стилю жизни, благодаря общественным трансформациям «глянец» выходит за пределы потребительского гида, приобретая характер социально значимого проекта. В стремлении привлечь больше потребителей глянец расширяет свое информационное поле, делаясь более «глубоким» и содержательным.

Таким образом, изучение феномена глянцевого журнала  имеет место не только гносеологический смысл, но и практическое значение. Являясь одним из наиболее значимых информационных каналов для большей части читателей, глянцевый журнал представляет собой важный ресурс формирования социально значимого поведения.

Цель курсового исследования- "месседж" глянцевого журнала в сознании читателя как стереотипа роскошной жизни. В качестве объекта исследования выступают потребительские практики, детерминированные глянцем. Предметом исследования являются социальные и культурные ресурсы влияния глянцевых журналов на поведение читателя.

Глава 1. Глянцевые журналы как элементы массовой культуры и средства массовой информации.  Влияние глянцевых журналов на ценностные ориентации читателя

1.1.Глянцевый журнал как элемент  массовой культуры

Нельзя не отметить, что  глянцевый журнал является своеобразным элементом массовой культуры. Так как если глянцевые издания стремятся к максимально возможному расширению численности читателей, ориентируются на массовую аудиторию, то и анализировать данное  явление следует в контексте массовой культуры. Образ жизни людей в мире все в большей степени приближается к единому стандарту. Автомобили и компьютеры, глянцевые журналы и «мыльные» оперы, хит-парады и рейтинги, гамбургеры и кока-кола – вот те составляющие, которые формируют единый новый мир и современную массовую культуру. «Наличие общего социокультурного поля проявляется сначала в материальной культуре (жилище, одежда, еда), затем в области духовного производства, что влечет за собой изменения языка массовой коммуникации (происходит языковая экспансия), структуры общественных отношений (демократия и индивидуализм) и в итоге – системы ценностей»1. Так возникает массовая культура. При потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением». При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвёзд, ведущих телепрограмм, модных модельеров, популярных писателей, чему в большей мере способствует создаваемая вокруг них реклама. «Человек, очарованный гламурными мифами, может потерять контроль над своей жизнью, если за него начинают решать модные эксперты и консультанты по стилю, он может оказаться целиком внутри потребительского механизма»1. Необходимо отметить, что за исследуемый период – десять лет – доля журнальных материалов, прямо или опосредованно посвященных вопросам потребления, значительно увеличивалась. Это объясняется тем, что сфера потребления из второстепенной превратилась в один из важнейших социальных институтов современного общества, а на смену «простому советскому человеку» пришел «человек потребляющий», основной деятельностью которого стало потребление2. Глянцевые журналы направлены на определенную аудиторию, так как гламурная жизнь доступна далеко не всем. Анализируя  контент данных изданий, можно прийти к выводу, что в них утверждается двойной жизненный стандарт и тип поведения: каким казаться и каким быть на самом деле. Представления о добре и зле, ответственности и самоограничении подменены в глянце установками на пользу и удовольствие. Идея гламура на страницах «модных» журналов пропитана современными мифами о Золушке, о супергерое, о вечной молодости, о чудодейственных лекарствах и т.п. Особенность этой иллюзии в том, что у каждого читателя свой миф, хотя глянец – общий для всех. Здесь и кроются корни той самой нивелировки личности (обезличивания), к которой в конечном итоге и приводит слепое следование навязанным системой «модным» стереотипам. «Жизнь, рекламируемая глянцевыми журналами, протекает в мире информации, которой нужно лишь умело воспользоваться. Иначе и быть не может. Проблемные материалы – удел «толстых», утомительных, раздражающих своим многословием журналов»3 Мужские журналы предлагают мужчине ориентироваться на карьеру, заботиться о своем внешнем виде, вести хозяйство, что не подтверждает традиционный патриархальный стереотип. Что же касается заботы о детях или других членах семьи, то здесь патриархальные стереотипы очень сильны. В мужских журналах практически не упоминается о детях, в то время как  почти в каждом номере женского журнала мы можем найти статьи подобного рода. Кроме того, мужские интересы всегда сосредоточены на нем самом. Особенность иллюстрированных мужских журналов заключается в том, что суть «глянцевой» жизненной установки – принципиальное отсутствие проблем, которые нельзя решить. «Главное – позитивный и технологичный подход плюс целеустремленность. При этом внимание уделяется не процессу внутренних изменений, а внешним жизненным обстоятельствам, которые и диктуют подключение и применение той или иной внутренней установки. Как следствие, единообразие финалов всех историй жизни, описанных в глянцевых журналах: это восстановление нормы и стабильности»1

Тем не менее, в феномене «Глянца» есть и позитивные моменты. К положительным функциям, например, следует отнести возможность релаксации при чтении материалов, отвлекающих от проблем, решение которых на данный момент не представляется возможным, что, несомненно, позволяет получить необходимую в таких случаях эмоциональную разрядку. Кроме того, всё-таки содержится полезная и  необходимая информация,  например, какие существуют правила при собеседовании с работодателем, как вести здоровый образ жизни, советы и консультации психолога и т.п. Влияние определённой информации на человека зависит от его субъективного восприятия и от личностных особенностей читающего. Кто-то воспринимает эти журналы как чтение для досуга, однодневную литературу, и это правильно. Но есть люди, воспринимающие глянцевые журналы слишком серьёзно, т.е. как руководство к действию (что хуже). «Глянцевые» читатели, похоже, читают не только, чтобы узнать для себя нечто новое. Они переживают чтение как некую жизнь, а сам журнал порой заменяет им реальность. Это происходит благодаря высокой идентификации читателя с героями материалов. И это неожиданно с психологической точки зрения, поскольку социальная дистанция между ними чаще всего очень велика, что должно бы затруднять поиск признаков подобия.  Ведь далеко не все могут позволить себе ту роскошную жизнь, которая представлена на страницах дорогих журналов «life style». Следовательно, требуется обозначить дополнительные объяснения, указать иные механизмы глубокого включения читателей в материалы глянцевых журналов, давать пояснения: то, что пишут в журналах можно взять на заметку, но не слепо следовать их предписаниям.

Глянцевые журналы представляют собой яркое (и в буквальном, и  в переносном смыслах) явление  современной жизни, и тенденция такова, что можно ожидать их дальнейшего расцвета. В частности, для рекламодателей это удобное средство достучаться до необходимой покупательской аудитории. Основной же задачей издателей является укрепление позиций марки на конкурентном рынке. Позиция торговой марки на рынке – это ее образ в сознании потребителей. В настоящее время проблема позиционирования печатных изданий является весьма актуальной. «Журналы как сектор печатной прессы – один из самых динамично развивающихся на всем рынке, он практически не подвержен законодательным ограничениям. Его объем в 2008  году достиг $750 млн. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2009 году темпы роста журнального рынка снизились и составили 7,7%, хотя в 2008 году сектор, похоже, увеличился на 24,3%»1  Для рекламодателей глянцевые журналы являются эффективным средством  выйти на покупательскую аудиторию. Помимо этого, реклама играет большую роль в тиражировании не только товаров и услуг, но и стилей потребления. По мнению Бодрийяра, именно реклама способна лучше всех сказать нам, «что же именно мы потребляем через вещи»1. Следует признать, что большинство глянцевых журналов в настоящее время активно занимаются формированием вкусов аудитории журнала в целях максимизации полезности рекламы, размещаемой на их страницах. Чаще всего, это всего лишь иллюзия. Однако особенность восприятия глянцевого журнала молодыми читателями состоит именно в этом. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что внезапное появление красивого яркого журнала на российском рынке стало безусловным фурором и перспективы развития глянцевых журналов как нового типа СМИ, безусловно, были крайне амбициозны. Глянцевое издание – это, прежде всего отражение потребностей общества. И именно в этих изданиях СМИ выполняют свою развлекательную функцию. Минимальное научно-аналитическое содержание материалов, большое количество фотографий и картинок, расслабляющих внимание и показывающих релаксационную сторону жизни. Однако читателям «глянца не стоит забывать, что эти журналы – не безоговорочное руководство к действию, а просто один из источников информации, в основном рекламного характера. Важно уметь эту информацию фильтровать, оставляя себе только наиболее ценную и важную. Необходимо заботиться о своем внешнем виде, быть привлекательным, но не забывать и о духовном развитии.

1.2. Глянцевые журналы как средства массовой информации

Глянцевые журналы, также  как и газеты, радио, кино и телевидение  от-носятся к основным средствам  массовой информации. Е.А. Ангелова в статье «Журнал «MAXIM» на рынке российских мужских журналов» замечает, что данный термин впервые ввел в науку Я.Н. Засурский, показав, что в современной практике журналистики, производства и распространения периодических изданий данное понятие используется для обозначения определенной категории журналов, характеризующейся устойчивыми содержательными и маркетинговыми характеристиками. Далее исследовательница определяет термин «глянцевый журнал» как «журнал, который рассчитан на определенную читательскую аудиторию и основной целью которого является формирование у читателя специфического стиля жизни, помощь ему в достижении успеха путем освещения различных аспектов деятельности в современной городской жизни, фокусируясь на красоте и гендерных коммуникациях. Это красочная картинка, это набор статей, которые учат нас, как жить, что читать, что смотреть, как одеваться и что дарить любимому человеку»1. Чтобы понять, какие издания можно называть «глянцевыми» необходимо выявить их признаки. Здесь мы обратимся к статье А. Слепцовой и О.В. Ромах, в которой они выделяют пять признаков, характерных для глянцевых журналов: 
1. Эти журналы выходят, как правило, раз в месяц, и они намного толще, чем еженедельные. Значит, читаются долго, часто переходят из рук в руки. Поэтому даже из чисто практических соображений они печатаются на более плотной бумаге и имеют прочную глянцевую обложку, что существенно влияет на их цену.

2. Второй признак касается  понятия lifestyle – образа жизни.  Читая журнал об образе жизни,  человек получает более или  менее полное представление о  стиле жизни той социальной  группы, к которой принадлежит  или хочет принадлежать. Причем, получает эту информацию, касающуюся самых разных сторон своих отношений с миром, человек между строк впитывает философию, образ мыслей, способы коммуникации и вообще язык (в широком смысле слова), которые присущи этой социальной группе. 
3. Признаком этих изданий является высочайшее полиграфическое качество. Иллюстрации в этих журналах представляют собой ярчайший пример использования всех информативно-изобразительных и художественно выразительных возможностей современного фотоискусства. Это очень важно, ведь приобретая журнал, читатели в первую очередь обратят внимание на его красочность, качество бумаги и четкость исполнения печати. 
4. Четвертый признак плавно вытекает из предыдущего: глянцевые журналы не читают, а смотрят. Окружающая среда современного человека представляет собой особое визуальное пространство, все тяготеет к наглядности. А в глянцевых журналах это является доминирующей чертой, очевидно, что эта печатная продукция предназначена для отдыха. Такие журналы практически не рассчитаны на чтение, они захватывают человека не своей информативной содержательностью, а ярким образом, символизирующем успех, счастье, богатство. Гламур – это маскировка, которая нужна для того, чтобы повысить свой социальный статус в глазах окружающих. Гламур нужен для того, чтобы окружающие думали, что человек имеет доступ к бесконечному источнику денег.

5. Глянцевый журнал, продукт массовой  культуры, который рассчитан на  отдых читающего, поэтому он  полностью избегает серьезных тем, аполитичен и создает иллюзию вечного праздника жизни. Избираются наиболее выигрышные темы, из поля зрения удалены все проблемы и сложности, таким образом, у читателя создается иллюзия о собственной «глянцевой» жизни1.

Таким образом, можно  констатировать наличие в дискурсе данного рода изданий модели успешного человека, так называемого «идеала», формируемого в сознании реципиента – читателя журнала (мужчины или женщины, в зависимости от гендерной ориентации издания) – адресантом – «глянцевым» журналистом, навязывающим ценности «элитарной масскультуры». Ввиду гендерной ориентации большинства глянцевых изданий мы можем говорить о таком феномене, как гендер-идеал, который может быть как феминным, так и маскулинным. В современной социологии существует схожее понятие «гендерный идеал», определяемое Н. Смелзером как «ожидание определенного поведения мужчин и женщин, присущее данной культуре»1. В свою очередь гендер-идеал моделируется и конструируется журналистом как профессиональной языковой личностью лин-вориторическими (ЛР) средствами, т.е. языковыми единицами, встроенными в риторические структуры и выражающими соответствующий этос, логос и пафос в инвентивно-диспозитивной каркасе и элокутивном наполнении2 журнального дискурса. Такой гендер-идеал, топическая схема, конкретизируемая жизненно привлекательным содержанием, целенаправленно внедряется в сознание коллективной языковой личности реципиента, точнее – этносоциостратной языковой личности потребителя данного типа журналов. Гендер-идеал как когнитивный феномен постулируется и исследуется нами в рамках лингвориторической (ЛР) парадигмы, определяемой А.А. Ворожбитовой как «совокупность научных представлений, теоретических установок, терминов, порождаемая междисциплинарным синтезом лингвистики и риторики»3. Тема нашего исследования формулируется следующим образом: «Лингвориторические средства конструирования маскулинного гендер-идеала в журнальном дискурсе (на материале глянцевых изданий для мужчин)».  
Гендерные исследования представляют собой новое направление в гуманитарных науках и новейшее в языкознании. Развитие теории и методологии гендерного подхода на новом уровне концептуальном уровне формирует оригинальное научное направление гендерной лингвориторики, что на сегодняшний день не представлено в отечественном и зарубежном языкознании1. Проблема выявления на теоретико-методологической основе ЛР парадигмы средств конструирования маскулинного гендер-идеала в дискурсе массмедиа, на материале мужских журналов, в. том числе так называемого «глянца», ранее не ставилась и отличается особой научной актуальностью. Велика значимость темы исследования, раскрывающего различные аспекты заявленной научной проблемы, с точки зрения тенденций развития стратегических позиций культурно-образовательного пространства Российской Федерации в ХХI веке: для формирования коллективной языковой личности, совокупной языковой личности этносоциума, в том числе на национально-государственном уровне, с далеко идущими последствиями в социокультурном и воспитательном планам.  
Как известно, в этнокультурном плане достаточно острой для всего мира, и в первую очередь для России, является проблема американизации масскультуры, насаждения американского образа жизни, американских ценностей и идеалов, в том числе маскулинного гендер-идеала. Массированному влиянию в этом плане подвергается прежде всего подрастающее поколение, в руках которого будущее нашей страны. Безусловно, американская идеология успеха как образа жизни имеет и позитивные черты, полезные для восприятия коллективной языковой личностью россиянина, в частности подрастающих поколений, однако она не должна полностью вытеснить отечественные традиции в понимании образа идеального мужчины как маскулинного генде-идеала. Необходимо осуществить теоретическую разработку понятия «гендер-идеал», выявить его сущностные признаки и типологические черты в качестве языковедческой категории, взять за основу анализа текстового массива эмпирического материала

Информация о работе Месседж глянцевого журнала