Мелодрама в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

Мелодрама – это первоначально термином обозначали музыкально-драматическое произведение, предназначенное для постановки, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются или перемежаются музыкой и пением. С конца XVIII века мелодрамой стали называть жанр драматургии, в основе которого лежат трогательные истории преследования невинных жертв, поиска истинных родителей и детей, нес

Файлы: 1 файл

Мелодрама.docx

— 25.45 Кб (Скачать файл)

Мелодрама – это первоначально термином обозначали музыкально-драматическое произведение, предназначенное для постановки, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются или перемежаются музыкой и пением. С конца XVIII века мелодрамой стали называть жанр драматургии, в основе которого лежат трогательные истории преследования невинных жертв, поиска истинных родителей и детей, несчастья хороших людей на фоне успеха негодяев, верной и самоотверженной любви, преданности в сопоставлении с ненавистью, завистью и предательством, пафос борьбы добра со злом, предельное напряжение чувств. Отличительная черта мелодрамы — наличие в сюжете некой тайны, отсюда построение произведения как интриги (непредсказуемого действия). При обилии намеков, приоткрывающих завесу над тайной, этой тайны не знают не только герои пьесы, но и зрители, которые, смутно догадываясь о втором, «роковом» плане событий, вынуждены пристально следить за развитием первого плана, за интригой. Тайна никому неизвестна, но она определяет весь ход событий.Термин возник в XVII в. в Италии и первоначально применялся как одно из обозначений оперы. В середине XVIII в. французский философ, драматург, композитор и теоретик искусства Ж. Ж. Руссо обосновал новое значение термина: музыкально-драматическое произведение, в котором герои не поют, но декламируют; при этом музыка сопровождает произнесение текста. Руссо разработал теоретические принципы сочетания слова и музыки в сценическом произведении, а также, совместно с композитором О.Куанье, написал первую музыкальную мелодраму — Пигмалион(Пигмалион был царём острова Кипр, сын Бела и Анхинои. Он высек из слоновой кости статую и полюбил её. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время праздника, посвящённогоАфродите, Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона Имя жены Пигмалиона не упоминается в древних источниках. Жан-Жак Руссо в своём сочинении «Пигмалион» (1762) назвал её Галатея) на античный мифологический сюжет (1765—1770)

Если сравнивать с трагедией  или комедией, которые имеют многовековую историю, жанр мелодрамы очень молод. Это затрудняет определение основных признаков мелодрамы. Многие относят этот жанр к дополнительным. Специалисты утверждают, что мелодрама вышла из трагедии. Но и комедия имеет отношение к ее формированию. Это больше всего относится к определению круга героев мелодрамы, где, как правило, действующие персонажи - обычные люди. Характеры выдержаны в черно-белых тонах: главные герои - сама чистота, а их недоброжелатели - воплощение зла. Обычные персонажи мелодрамы: герой, лишенный наследства или еще как-тоущемленный в своих правах; героиня, чья красота в сочетании с бедностью манит легкой добычей сладострастного соседа-сквайра; сам этот негодяй, стремящийся получить и девушку, и родовое поместье; бедные, но благородные старики, оказавшиеся во власти сквайра; комический простак, помогающий герою.  
Так, в мелодраме обычно действует «квартет» персонажей, определяемых одной чертой.Первая маска — юный герой или (значительно чаще) героиня, отличающиеся добродетельностью, честностью, добротой. Этот персонаж всегда страдает, преследуемый роковыми несчастиями (таковы пиксерекуровские Виктор, Селина, принцесса из «Германштадтского леса» Кенье и множество других мелодраматических героинь и героев).Вторая маска — тиран и негодяй, в котором персонифицируется злое начало. В «Германштадтском лесе» это придворный, который хочет с помощью интриг возвести на престол свою сестру. Пиксерекур вывел множество подобных злодеев, первым из которых был Трюгелен, домогающийся любви Селины.Третья маска (защитник незаслуженно страдающей героини или героя) и четвертая маска (комический слуга) завершают систему основных мелодраматических персонажей.

Напротив, главный герой (чаще — героиня), как идеализированный символ зрителя, изображается существом  хотя и безупречным, но трогательно  слабым, беззащитным перед лицом сил зла, он вызывает сострадание. Для усиления этого чувства драматурги навязывают зрителю идентификацию со страдающим героем. Как это достигается? Весь драматургический материал актуализируется: рассказ служит только для введения в сюжет событий, относящихся к предыстории драмы; декорации, костюмы создают иллюзию достоверности; прозаическая речь, в отличие от александрийского стиха классицистических трагедий, приближает героев к зрителям — все ради ощущения, что событие происходит здесь и сейчас.

Идентификацией объясняется  статичность героя: если бы он сам  развивался, как в реалистическом произведении, он отделился бы от зрителя, не выступал бы его (зрителя) заместителем на сцене. Композиция мелодрамы приспособлена  к целям идентификации зрителя  с героем. Мелодрамы писались в  трех действиях (Пиксерекур из 120 своих мелодрам лишь одну написал в пяти актах). Первое действие посвящалось обрисовке любви главного персонажа. Зритель и сам начинал любить нежное, хрупкое и чистое существо, изображенное автором. Во втором действии это существо, уже полюбившееся зрителю, частично идентифицировавшееся с ним, начинает испытывать страшные бедствия, его преследует могущественный враг, его жизни угрожает ежеминутная опасность. Наконец, в финале третьего действия добро¬детель торжествует, а зло наказано.

Символами зла, а вместе с  ним и чувства страха, ужаса  выступают как герой-злодей, так  и роковая атмосфера мелодрамы, которая не позволяет злу локализоваться в одном персонаже. Эта роковая  атмосфера, предчувствие приближающейся катастрофы противопоставляется классицистической  закономерности, управляющей событиями  в трагедии. По видимости случайные  события в мелодраме управляются  чем-то таинственным, не открытым разуму, той роковой силой, которая создает  зловещую атмосферу пьесы.

Стремительно развивая действие, усиливая эмоциональную напряженность  диалога, нагнетая ужасы, авторы мелодрам подводят зрителей к кульминации  — эмоциональному шоку. Зрители  знают закон мелодрамы: в финале должна восторжествовать добродетель. Но в этот момент их разум подавлен эмоциями, они, идентифицировавшись  с жертвой, которой грозит бесчестие, страдание, смерть, льют слезы, вскрикивают, падают в обморок. Страх и сострадание  соединяются в одной точке, но не синтезируются, а, напротив, контрастируют: страх по-прежнему связан с кознями  злодея, сострадание — с жертвой  этих козней. Перенапряжение чувств снимается  неожиданной счастливой развязкой. Наступает облегчение. 
В чем разница между трагедией и комедией 
Американский литературовед и театральный критик Эрик Бентли в своей книге «Жизнь драмы», посвященной жанрам театрального искусства, назвал мелодраму «трагедией для простых душ». Если обязательный структурный элемент трагедии — масштабность событий, то в мелодраме сюжет всегда представляет собой частный случай. Поступки и судьбы героев трагедии, как правило, связаны с историческим развитием общества, и нередко оказывают на него решающее влияние. Мелодрама же всегда замкнута; она посвящена судьбам отдельно взятых людей в конкретных обстоятельствах. В то время как герои трагедии решают кардинальные вопросы бытия, мелодраматические герои пытаются обустроить лишь собственную жизнь. Если трагедия отличается, по выражению Бентли, «уважительным отношением к реальной действительности» (то есть, стремится к многоплановости отражения событий), то в мелодраме жизнь предстает в виде наивной утопической гармонии, нарушаемой отдельными «злодеями». Герои мелодрамы, как правило, пассивны, лишены живых характеров, олицетворяют прямолинейные этические схемы. Трагедия поднимает вечно актуальную проблему; мелодрама стремится увести своего зрителя из реального мира в вымышленный.

Образец ранней английской "сельской" мелодрамы - Работник Лука, или Потерянный сын (Luke the Labourer; or the Lost Son, 1826) Д.Б.Бакстоуна Впоследствиидействие мелодрамы перемещается в город, где ее питательной почвой станут ужасы социального "дна" и утонченнаяразвращенность и цинизм "верхов".

В конце 18 в. мелодрама  проникается революционным духом, враждебности к аристократической тирании исполненыРазбойники Ф.Шиллера( (1781) и даже написанная много лет спустя пьеса Э.Булвер-Литтона Леди из Лиона, или Любовь игордость (The Lady of Lyons, or Love and Pride, 1838). Социальной критики были не чужды и некоторые американские мелодрамы: несколько версий Хижины дяди Тома по роману (1852) Гарриет Бичер-Стоу, Окторон (The Octoroon, 1859) Д.Бусико.

Впрочем, некоторые авторы мелодрам не обременяли себя социальной проблематикой. Среди них наиболее известны М.Г.Льюис, автор готических романов и пьес; Г.де Пиксерекур (G.de Pixerecourt; 1773-1844), плодовитый французскийписатель, которого часто называют истинным родоначальником жанра; А. фон Коцебу, тоже весьма плодовитый немецкийписатель; их английский последователь Том Тейлор (T.Taylor; 1817-1880), создатель Хокшоу - детектива из криминальной драмы Досрочно освобожденный заключенный (The Ticket-of-Leave Man, 1863); и французские мастера "хорошо сделанной пьесы" О.Э.Скриб и В.Сарду. В 20 в. в жанре мелодрамы написаны детективные пьесы Агаты Кристи Свидетель обвинения (пост. 1954) и Мышеловка (пост. 1952).

В России зародившуюся в первой трети 19 в. мелодраму представляли пьесы Н.В.Кукольника, Н.А.Полевого, Р.М.Зотова иряда других писателей.

В России первыми оригинальными  мелодрамами стали переделки  Бедной Лизы Н.М. Карамзина, пьес Н.В. Кукольника, Н.А. Полевого. Воздействие жанра  мелодрамы ощутимо в Маскараде  М.Ю. Лермонтова. Мелодраматические  мотивы использовал А.Н. Островский в пьесах Горячее сердце, Таланты  и поклонники, а его пьесы Поздняя  любовь и Без вины виноватые можно  считать классическими образцами  этого жанра. Повышенный интерес  к мелодраме проявлял в первые послереволюционные годы возрождающийся и зарождающийся театр. Оживление мелодраматических тенденций наблюдается в драматургии 1950–1980-х годов (пьесы А.Н. Арбузова, А.Д. Салынского, А.М. Володина и др.).


Информация о работе Мелодрама в литературе