Конвергентная журналистика: технологические и социокультурные предпосылки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа рассматривает понятие «конвергенции» в журналистике, которая свою очередь, в нынешнем современном веке определяет современный контекст развития информационного пространства и происходящие в нем эволюционные изменения, связанные с новейшими достижениями в области информационных и коммуникационных технологий.

Содержание работы

Введени嬬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-_______________________________________________________3
Глава I: Технологические постулаты конвергентной журналистики.
1.1 СМИ и новые цифровые технологии_____________________________6
1.2 Новые принципы организации работы редакции___________________8
Глава II: Конвергентная журналистика в контексте социокультурного развития.
2.1 Социальная трансформация общества в конце XX – начале XXI вв.____15
2.2 Культурные предпосылки формирования конвергентной журналистики_________________________________________________19
Заключение___________________________________________________24
Список литературы_____________________________________________27

Файлы: 1 файл

Курсовая по конвергентной Жилкина.docx

— 111.73 Кб (Скачать файл)

Проблема восприятия медиакультуры в современном информационном обществе в контексте научного знания занимает одно из центральных мест. Это само по себе оправдывает существование различных точек зрения на ее решение. Чтобы сделать достоянием высокохудожественные продукты современной медиакультуры, необходимо, чтобы они стали неотъемлемой частью общей культуры социума и индивида.

Активность влияния на информационное общество медиакультуры обусловливается творческим опытом эпохи, поколений, среды, личности. Этот опыт осваивается каждым, и упускать возможность целенаправленного становления медиакультуры, значит сознательно отказываться от культуры личности, а в целом и социума. Сложившаяся социально-культурная  ситуация характеризуется сегодня возрастающим вниманием к глубинным истокам медиакультуры. Интерес к ее художественным традициям прошлого не обошел современную научную сферу. Совершенно закономерным является присутствие в современной культурфилософской среде работ о моделировании социума, об исследовании феномена медиакультуры в современном российском обществе, о ее различных контекстах в современной медийной критике.8

Информационное общество – концепция постиндустриального общества, современный этап развития информационной цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и производство посредством информации знаний.

Переход к информационному обществу достаточно хорошо подготовил современного человека к быстрому восприятию больших объемов информации. В то же время поставил актуальный вопрос: необходимость скорейшего овладения современными средствами, методами и технологией работы с информацией. Кроме того, эти новые условия усвоения информации породили широчайшую зависимость человека от информации. Поэтому современные ученые, как гуманитарии, так технари считают, что в ХХI в. недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией ,которая подготовит человека принимать решения на основе коллективного информационного знания. Это говорит о том, что современный человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта и была введена категория информационного общества, как «информационная культура».

По отношению к аудитории медиакультура выступает определенной системой развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, усваивать знания в области медиа. Обращаясь к процессам развития мировой и отечественной медиакультуры, нельзя забывать такие понятия, как «медиасреда», «медиапространство», «медиаполитика», а также «конвергентная журналистика», которая и получила возможность развития, благодаря своим культурным и медиакультурным предпосылкам.

 

 

Заключение

 

Еще недавно слово «конвергенция» звучало как-то непривычно даже в устах технических специалистов, а значение термина непременно пояснялось. Теперь, похоже, конвергенция как понятие начинает доминировать в менеджменте медиа, включая и производство контента. Существенно влияя на сбор, создание и распространение информационного продукта, конвергенция не только кардинально изменяет подходы к управлению информацией, принципиально реконструируя организационную структуру СМИ, но и формирует новую бизнес-модель, поиск которой на медиа-рынке интенсивно велся на протяжении последних нескольких лет.

В данной курсовой работе  мы рассматривали эволюцию такого понятия, как «конвергентная журналистика», нашей целью было выявить его предпосылки в технологическом и социокультурном плане. Отдельно мы рассмотрели развитие средств массовой информации и новых цифровых технологий. Здесь мы выяснили, что в нынешнем современном веке контекст развития информационного пространства и происходящие в нем эволюционные изменения, связанные с новейшими достижениями в области информационных и коммуникационных технологий подвигли устоявшуюся систему теле, радио и печати на формирование более современной журналистской деятельности. В то время, когда общество вступило в новую фазу развития в условиях усиленного влияния информации на прогресс человечества, быстрота получения, объем, и качество информации становятся фактором устойчивого и эффективного функционирования социально-экономических систем. Появление новых каналов коммуникации обеспечивает обществу в целом и каждому отдельному гражданину доступ к глобальному телевидению, радиовещанию, к всемирной сети газет, журналов, информационных агентств. Всем этим отдельным системам пришлось объединиться, что привело к появлению такого вида редакций, как «конвергентные». Это понятие мы рассмотрели отдельно.

Мы выяснили, что «конвергентная редакция» – это перспективная форма, новая модель деятельности журналистского коллектива. Она позволяет работу журналистских кадров сделать более организованной и продуктивной. Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные связанные с ними индустрии.

Само понятие конвергенция (от латинского convergere – приближаться, сходиться) – термин, уже давно принятый в биологии, этнографии, языкознании для обозначения процессов схождения, взаимоуподобления9. Исходя из этого же значения, западные философы и социологи в 1950-х гг. начали употреблять понятие «конвергенция» в общественно-политических науках.

Дальнейшее развитие термин получил в ходе дискуссий о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и вещательного рынка в Западной Европе в 1980-х гг. Но только в 1990-х гг. быстрое внедрение Интернета в повседневную жизнь миллионов людей придало дискуссиям о конвергенции широкий практический смысл.

Все чаще понятие «конвергентность» становится синонимом магистральных преобразований в медиа-сфере. Центральное место проблем конвергенции в современных дискуссиях о грядущих трансформациях информационно-коммуникационной сферы объясняется его многозначностью и многоплановым трактованием.10 Во второй главе это понятие мы рассмотрели в контексте социальной трансформации общества и его культурных предпосылок.  Проведенный нами анализ литературных источников позволил выяснить, что в конце XX – начале XXI вв. наше общество сделало существенный шаг вперед и ученых в данной области есть две точки зрения на этот счет. Одни утверждают, что это период можно рассматривать как номенклатурную революцию, другие же называют это «трансформацией общества». Из этого можно сделать вывод, что общество, живущее в эпоху технологического развития, конечно же, требовало и современной подачи информации, что привело к формированию конвергентной журналистики.

С точки зрения культурной функции журналистики, этот процесс, заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека. Что в свою очередь привело к созреванию медиакультуры, которая отвечала требованиям современным веяниям времени и потребностям общества.

Из всего вышеуказанного следует, что понятие «конвергентность» плотно вошло в журналистику благодаря новейшим процессам развития техники и технологий, а также по причине трансформации общества в период конца XX - начала XXI вв.

 

 

Список используемой литературы

  1. Акопов, А.И. Взгляд на проблемы сетевой журналистики изнутри и снаружи Интернета. // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.relga.ru/environ/ - 15. 09.2014.
  2. Антонов, С.Г. Редакторская подготовка изданий. – М., 2007. - С. 298.
  3. Багаутдинов, А.Р. Конвергенция: подходы, мнения и реальность // Мультимедийная журналистика Евразии - 2007: интегрированные маркетинговые технологии Востока и Запада: Материалы научно-практической конференции, Казань, 5-6 декабря 2007 года. - Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007.- С. 531.
  4. Багаутдинов, А.Р. Конвергенция: подходы, мнения и реальность // Мультимедийная журналистика Евразии 2007: интегрированные маркетинговые технологии Востока и Запада (материалы науч.-практ. конф.). – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. – С. 9.
  5. Вартанова, Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 86
  6. Воронина Е.П. WWW: интеллектуальная паутина, полная чудес // Журналист. 1996, № 5, С. 45-51.
  7. Веселкова, Е.Л. СМИ XXI века: все будет по-другому. [Электронный ресурс]: Региональный информационный центрю – Иркутск: 2007. – Режим доступа: www.babr.ru/news/print – 17.09.2014.
  8. Вейлер, К., Мауер Р.И. Сетевые СМИ – другая журналистика. Пер. с англ. // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/ - 14. 09.2014.
  9. Голядкин, Н. А. Страна электронных джунглей // Арсенал. 1997, № 1 С. 17-22.
  10. Горохов, В. М., Гринберг, Т.Э. Интерактивная журналистика: Путь в будущее//От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Отв. ред. Засурский Я. Н., Вартанова Е.Л. М., 2000.- С. 428.
  11. Журналистика в стиле он-лайн: использование Internet и других электронных ресурсов / Р. Рэддик [и др.] пер. с англ.; под ред. и предисл. Е.П. Ворониной. - М. Национальный институт прессы Вагриус, 1999.- С. 172.
  12. Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования: cб. Лаборатории медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий; под ред. И.И. Засурского. - МГУ, 2007.-376 с.
  13. Интернет-журналистика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / А. Калмыков, Л. Коханова. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-356с.
  14. Качкаева, А.Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные.- М., 2010.
  15. Кашкина, М. Г. Медиакультура в социокультурном поле информационного социума. // Аналитика культурологии . 2012. №24. С.152-154.
  16. Колесникова, М.М. Основные виды сетевых СМИ и некоторые аспекты их функционирования // Филологический вестник РГУ. 2000, № 1 С. 25-31.
  17. Кириллов, В. В. «Россия на рубеже XX-XXI веков: социальная революция или внесистемная трансформация?»; [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://maxpark.com/community/politic/content/2040758/ - 10. 09.2014.
  18. Ла Рош Вальтер фон. Введение в практической журналистики: Учебное пособие / Под общей редакцией В.Ф. Иванова и А. Коль. - М.: Академия украинской прессы, 2005. – С. 368.
  19. Луканова, М.В. Текст СМИ и конвергенция / Политическая лингвистика. - Вып. 20. - Екатеринбург, 2006. - С. 205-214.
  20. Левкин, А. Н. Рунет на пути в масс-медиа // Среда, № 1, 1999, С. 15-36.
  21. Носик, А. Б. Давайте ссылаться на Сеть// Интернет, 1999, № 3(8) С. 21.
  22. Особенности восприятия сетевых СМИ //[Электронный ресурс]: Режим доступа: // Open.by // http: www.open.by/ - 12.09.2014.
  23. Рэндалл, Д. Универсальный журналист: учеб. пособие. – СПб.: Национальный институт прессы, 2000.
  24. Сайфер, Л. Бумажные газеты исчезнут как вид// [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.utro.ru/ - 10.09.2014.
  25. Социальная практика и журналистский текст// Под ред. Я.Н. Засурского, Е. И. Прониной. М., 1990.- С. 462.
  26. Титов, М. И. Новые технологии в журналистике. - Воронеж, 2001.- С. 340.
  27. Удалова, Т.В., Варда В. А. «Конвергентная редакция как новый тип редакций в СМИ». – М., 2007.
  28. Вестник электронных и печатных СМИ/№16. В.С. Хелемендик. К вопросу о понятиях «Взаимодействие СМИ» и «Конвергенция СМИ».
  29. Хелемендик, В. С. Союз пера, микрофона и телекамеры. М.; Мысль, 1977. С. 96.
  30. Юрьева, А. М. Информационная журналистика как будущее коммуникации.//[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.seocontent/page5/page5_1.html/ - 19. 09. 2014.
  31. Яшин, З. Г. Дизайн СМИ в Интернете // Журналистика конца 20 века. Под ред. В.В. Тулупова. Воронеж, 2000.- С. 437.

 

 

Приложения

Приложение 1

 

 

1 Хелемендик, В. С. Союз пера, микрофона и телекамеры. М.; Мысль, 1977. С. 96

 

 

2 Вартанова, Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ. – М.: Аспект Пресс, 1999. – с. 86

3 Качкаева, А.Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные.- М., 2010. С. 15-16

4 . В.С. Хелемендик. Вестник электронных и печатных СМИ/№16. К вопросу о понятиях «Взаимодействие СМИ» и «Конвергенция СМИ»

5Качкаева, А. Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. – М., 2010. С. 47-63

6 В. В. Кириллов «Россия на рубеже XX-XXI веков: социальная революция или внесистемная трансформация?»; источник - http://maxpark.com/community/politic/content/2040758

7 В.С. Хелемендик. Вестник электронных и печатных СМИ/№16. К вопросу о понятиях «Взаимодействие СМИ» и «Конвергенция СМИ»

8 Кашкина, М. Г. МЕДИАКУЛЬТУРА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПОЛЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СОЦИУМА // Аналитика культурологии . 2012. №24. С.152-154.

 

9 Багаутдинов, А.Р. Конвергенция: подходы, мнения и реальность // Мультимедийная журналистика

Евразии 2007: интегрированные маркетинговые технологии Востока и Запада (материалы науч.-практ.

конф.). – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. – С. 9

10 Т.В. Удалова, В.А. Варда. «Конвергентная редакция как новый тип редакций для СМИ Амурской области».

 

 


Информация о работе Конвергентная журналистика: технологические и социокультурные предпосылки