Конвергентная журналистика: технологические и социокультурные предпосылки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа рассматривает понятие «конвергенции» в журналистике, которая свою очередь, в нынешнем современном веке определяет современный контекст развития информационного пространства и происходящие в нем эволюционные изменения, связанные с новейшими достижениями в области информационных и коммуникационных технологий.

Содержание работы

Введени嬬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-_______________________________________________________3
Глава I: Технологические постулаты конвергентной журналистики.
1.1 СМИ и новые цифровые технологии_____________________________6
1.2 Новые принципы организации работы редакции___________________8
Глава II: Конвергентная журналистика в контексте социокультурного развития.
2.1 Социальная трансформация общества в конце XX – начале XXI вв.____15
2.2 Культурные предпосылки формирования конвергентной журналистики_________________________________________________19
Заключение___________________________________________________24
Список литературы_____________________________________________27

Файлы: 1 файл

Курсовая по конвергентной Жилкина.docx

— 111.73 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

«Конвергентная журналистика»

на тему:

 

«Конвергентная журналистика: технологические и социокультурные предпосылки»

 

Выполнила:

Жилкина Анна Николаевна

студентка 4 курса

группы жур-б-о-111

направления «Журналистика»

очной формы обучения

________________________

(подпись)

Руководитель работы:

старший преподаватель

Беленькая Юлия Петровна

 

Работа допущена к защите _______________________    ______________

          (подпись руководителя)   (дата)

 

Работа выполнена и

защищена с оценкой  _________________________ Дата защиты______________

 

Члены комиссии:   ________________  __________  _______________

(должность)   (подпись)   (И.О. Фамилия)

 

________________ _______________  _______________

________________ _______________  _______________

________________ _______________  _______________

 

Ставрополь, 2014 г.

 

Содержание

 

Введение_______________________________________________________3      

Глава I: Технологические постулаты конвергентной журналистики.

    1. СМИ и новые цифровые технологии_____________________________6

1.2 Новые принципы организации работы редакции___________________8

Глава II:  Конвергентная журналистика в контексте социокультурного развития.

2.1 Социальная трансформация общества  в конце XX – начале XXI вв.____15

2.2 Культурные предпосылки формирования  конвергентной журналистики_________________________________________________19

Заключение___________________________________________________24

Список литературы_____________________________________________27

Приложения___________________________________________________30

 

 

Введение

Актуальность исследования:

Данная курсовая работа рассматривает понятие «конвергенции» в журналистике, которая свою очередь, в нынешнем современном веке определяет современный контекст развития информационного пространства и происходящие в нем эволюционные изменения, связанные с новейшими достижениями в области информационных и коммуникационных технологий. В то время, когда общество вступило в новую фазу развития в условиях усиленного влияния информации на прогресс человечества, быстрота получения, объем, и качество информации становятся фактором устойчивого и эффективного функционирования социально-экономических систем. Появление новых каналов коммуникации обеспечивает обществу в целом и каждому отдельному гражданину доступ к глобальному телевидению, радиовещанию, к всемирной сети газет, журналов, информационных агентств.

Конвергентная журналистика – новейшее направление в журналистской деятельности, обусловленное интеграцией различных средств массовой информации: телевидения, радио, печати, новых сетевых медиа и Интернета.

От современного журналиста сегодня все чаще требуется владение профессиональными навыками сразу в нескольких отраслях. Цифровые технологии позволяют решать эту задачу максимально эффективно. И сегодня журналистам необходимо обладать как знаниями о классических методах работы в медиаиндустрии, так и профессионально владеть мультимедийными средствами работы с информацией для повышения оперативности и качества работы издания. Наша задача выяснить, что явилось предпосылками к такому быстрому и интенсивному развитию в технологическом, социальном и культурном контексте.

Данная курсовая работа позволяет овладеть базисными знаниями в этой области, прежде всего, разобраться, что же явилось предысторией развития такого понятия, как конвергентная журналистика. Вместе с тем изучить и освоить новые процессы и технологии в новом медиапространстве.

Объект исследования: современная конвергентная среда функционирования средств массовой информации, обусловленная прогрессом информационных и коммуникационных технологий, формирующая новые задачи журналистского образования.

Предмет исследования: трансформация системы современной журналистики, происходящая в условиях конвергенции СМИ как основной тенденции развития мировой и отечественной медиасферы.

Цель исследования: состоит в том, чтобы рассмотреть конвергенцию СМИ в процессе формирования и появление конвергентной журналистики как феномена, являясь ведущими факторами модернизации современной журналистской деятельности, инициацию разработки и введение новых производственных медиаструктур, а также внедрение инновационных моделей мультимедийного продукта.

Задачи исследования:

  1. исследовать новые цифровые технологии и средства массовой информации;
  2. рассмотреть новые принципы организации работы редакции;
  3. проанализировать социальную трансформацию общества в конце XX – начале XXI вв;
  4. определить культурные предпосылки формирования конвергентной журналистики.

Методы исследования: в исследовании были использованы общелогические методы: описание, анализ, синтез, систематизация и классификация материала, а также общенаучный диалектический метод, принципы научной объективности.

Источниковая база исследования – научные труды, монографии и учебная литература теоретиков данной области.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучение

развития журналистики и ее переход к новым технологиям позволяет расширить поле предыдущих исследований, предпринятых в этой области, и может стать основой для дальнейшего  изучения формирования «новой» журналистики.

Теоретико-методологическую базу работы составили научные труды таких теоретиков и историков журналистики, как Баранова Е. А, Г. В. Жирков, Я. Н. Засурский, С. Г. Корконосенко,  Е. А. Корнилов, Ю. В. Лучинский, С. Я. Махонина, Р. П. Овсепян, Л. Л. Реснянская, А. И. Станько, В. В. Тулупов, М. В. Шкондин, А. И. Акопов, А. Р. Багаутдинов, П. Бредшоу, Е.  Л. Вартанова, И. И. Засурский, А. А. Калмыков, А. Г. Качкаева, Р. Кёрли, Л. А. Коханова, М. Купер, Д. Ллойд, Б. Лонга, Н. Г. Лосева, М. М. Лукина, Л. Майкл, А. Ю. Николайчук, М. Паркс, В. Портер, П. Райли, Д. Рэндалл, О. М. Силантьева, Р. Суро, С. Л. Уразова, М. Г. Филимонов др.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в рамках курса «Конвергентная журналистика», и при работе журналистов в данной области.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа, заключения, списка литературы (31 наименования) и приложений.

 

 

I. Технологические постулаты конвергентной журналистики

 

 

1.1 СМИ и новые цифровые  технологии

Впервые новый подход к деятельности СМИ и определение понятия «система средств массовой информации» были введены Хелемендиком В. С. в 1977 году. В итоге изменяется традиционная система СМИ. Современные газеты, радио, телевидение и Интернет функционируют в мультимедийной среде, где образуется сбилижение. Хелемендик обозначил ведущие принципы координации средств массовой коммуникации: специфичность, систематическое корректирование содержания, функциональная взаимозависимость и необходимость признания общности функций печати, радио и телевидения и их взаимодействия. Это позволило ученому еще в 1970-е годы выдвинуть гипотезу о том, что "со временем организационная структура журналистики изменится и ныне самостоятельная газета, радио, телевидение сольются в своеобразные объединения с общим информационным центром, планированием и измерением эффективности их воздействия на массы"1.

«Стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф и как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение» Итьель де Соло Пуль

Дэниел Белл обозначил особенности новых концепций и представлений об информационном обществе и выдвинул идею, где конвергенция была воспринята и переосмыслена в новом контексте. С 1970-х годов понятие "конвергенция" все чаще употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств, например, компьютеров, телефонов, телевизоров. Дальнейшее развитие термин получил в ходе обсуждений о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и вещательного рынка в Западной Европе в 1980-х годах. Но лишь в 1990-е годы быстрое внедрение Интернета в обыденную жизнь миллионов людей придало разговорам о конвергенции широкий практический смысл2.

Именно последние 20 лет начали всерьез говорить о мультимедиа. Это произошло в связи с прогрессом и развитием компьютерной техники, компьютерных носителей и компьютерных сетей как способа трансляции. Ведь именно эти технологии позволили объединить внутри одного носителя - компакт-диска, разные ранее необъединимые средства коммуникации – визуальную, текстовую и звуковую, речевую3.

Средства массовой информации, принадлежащие к таким каналам передачи информации, как печать, телевидение, радиовещание, традиционно описываются по целому ряду типизационных признаков, к которым относятся:         

    • особенности аудитории (социальный адрес);         
    • целевое, или функциональное назначение издания;        
    • характер передаваемой информации (ее виды, формы, жанры);       
    • зоны информационного внимания (тематика, сферы отражения);       
    • объемы и форматы передаваемой информации;         
    • соотношение разных знаковых форм передачи информации (например, текста и иллюстративного материала для печати, текста и видеоматериала для телевидения);        
    • периодичность (регулярность выхода номеров, программ, выпусков);      
    • время выхода (например, утренние, вечерние, воскресные издания, выпуски);      
    • место выхода и зоны, география распространения информации (например, выпускать газету или телепрограмму можно в одном регионе, а распространять, транслировать – на другие, как иновещание «Радио России» или «Голос Америки» и т.п.).

Описывая СМИ как целостную подсистему развитого информационного рынка (приложение 1), необходимо также учесть и его организационно-правовой статус. Этот признак, включающий характер собственника/владельца, учредителя СМИ, структуру – производителя информационного продукта, а также регистрацию, присущ всем полноценным и структурно самостоятельным звеньям медиасистемы.

С развитием новых секторов медиарынка набор признаков, указывающих на то, что тот или иной объект есть часть СМИ, может модифицироваться и расширяться, поскольку каждое новое структурное образование медиасистемы имеет как техническое своеобразие, так и специфическую функциональную составляющую.

Так, при первых попытках описания интернет-СМИ в классической системе координат встал вопрос о поисках новых подходов к таким «старым» признакам СМИ, как, например, периодичность издания, объемы передаваемой информации, география ее распространения и т.д. Например, последняя характеристика, иначе называемая «зоны распространения информации», в Интернете приобретает качество трансграничности, т.е. независимости распространения информации от национально-территориальных и государственных образований.

 

1.2 Новые принципы организации работы редакции

Отечественная журналистика, начиная с 30-х годов прошлого столетия, накопила огромный опыт взаимодействия печати, РВ и ТВ, который, с нашей точки зрения, имеет существенное значение в плане методологии выстраивания алгоритмов функционирования конвергентных редакций.

Интеграция в медиасфере интенсивно осуществлялась не только в Советском Союзе, но и в других социалистических странах, поскольку она была типичной для социально ориентированных – не по декларациям и намерениям – государств, а по своему существу. Поэтому обратимся к опыту кооперирования в Германской Демократической республике. Тема труда, признание его как основополагающей ценности данного общества явились побудительным фактором для совместной журналистской акции с участием профсоюзной газеты «Tribüne» и радио ГДР под девизом «Светлые головы – горячие сердца». Эта акция явилась своеобразной формой чествования лучших тружеников республики. Редакции газеты и радио обратились к своим аудиториям с просьбой назвать кандидатуры, и в результате было получено (кампания длилась с 9 января по 7 апреля 1967 года)  свыше  10 тысяч  имен рабочих, инженеров, учителей, врачей и т.д.

Газета и радио, концентрированно и последовательно наращивая объем информации, коллективно создавали образ героя времени. Радиожурналисты помимо обычных жанров широко использовали и социологические методы – массовые опросы мастеров, рационализаторов производства о мотивах и побуждениях их творческого труда, о факторах, стимулирующих или тормозящих технический процесс. В газете печатались очерки, зарисовки, репортажи, комментарии и статьи. За время кооперирования «Tribüne» представила на своих страницах более 600 персоналий. Одной из наиболее подготовленных и эффективно осуществленных на всех этапах была совместная акция газет«Neues Deutschland»,  «Tribüne» и телевидения ГДР (популярная информационная программа «Aktuelle Kamera»), в ходе которой редакции решили исследовать группу социально-экономических вопросов, в частности, таких, как повышение ответственности предприятия в рамках государственного планирования и роли каждого работника в управлении предприятием. Общая рубрика звучала так: «Успех – дело случая»? Что определяет производственный результат, прибыль предприятия – удача, случайность и целенаправленная творческого коллектива? Эти вопросы адресовались массовой аудитории читателе и телезрителей.

Редакция «Neues Deutschland» получила в ходе акции свыше 200 корреспонденций, в которых авторы – рабочие, инженеры, руководители предприятий делились секретами успеха, образцами передового опыта, вскрывали слабые места на своем производстве. Журналисты, выполняя намеченный план, включались в творческий поиск коллег. Так, когда газета «Tribüne» напечатала критические корреспонденции о работе двух предприятий Карл-Маркс-Штадта на тему «Сколько стоит потерянное время?», эстафету подхватила «Aktuelle Kamera» в жанре бесед и кратких интервью, кинокадров и фотографий, а затем «Neues Deutschland» опубликовала результаты опроса мнений работников этих предприятий. Все вышедшие по трем каналам информации материалы обсуждались на предприятиях, были намечены конкретные меры по устранению недостатков – об этом сообщила газета «Tribüne», начавшая разговор. За четыре месяца (апрель–июль 1968 г.) в дискуссии приняло участие свыше 1000 рабочих, инженеров, техников. К участникам кооперирования присоединилось около 100 заводских многотиражек, которые также публиковали материалы о научной организации труда, творческом подходе, ответственности за порученное дело и т.п. 
         Формы взаимодействия СМИ изучались учеными социалистических стран Восточной Европы: немало ценных наблюдений, перспективных идей относительно особенностей взаимоотношений внутри медиасистемы содержалось в трудах Г. Айслера, Д.Георгиева, В.Симеонова и ряда других. Так, К.-Г.Рёр доказывал, что кооперирование – это не модная тема, «оно помогает сильнее выявить публицистические особенности различных видов журналистики и характер связи между ними»; П.Фиртель подчеркивал: «кооперирование усиливает непрерывность информационного влияния, устраняет неоправданные повторы содержания с одной стороны, пробелы в информации с другой…».  
          Научное сообщество нашей страны также уделяло серьезное внимание данной проблематике, ее исследование было в сфере интересов известных ученых – В.Г.Афанасьева, Э.Г.Багирова, Р.А.Борецкого, В.В.Егорова, Е.П.Прохорова и ряда других. Факультет журналистики МГУ совместно с Союзом журналистов СССР проводил научно-практические конференции: в 1979 году, например, в таком форуме приняли участие не только ученые, но и все главные редакторы областных, краевых, республиканских газет и редакций телевидения и радиовещания страны; тема основного доклада на пленарном заседании – «Взаимодействие средств массовой информации как средство повышения эффективности прессы».     
Творческий дискурс в то время велся вокруг определения понятий «система СМИ», «координация СМИ», «взаимодействие СМИ». Существенным признаком системы средств массовой информации является динамичный характер взаимоотношений между ее компонентами: они находятся в тесной взаимосвязи, что обеспечивает не только собственное развитие, но и эффективность их деятельности. При планировании и подготовке социальной информации; воплощении ее в конкретных формах и жанрах, в ходе избирательского восприятия ее массовой аудиторией выявляются объективно присущие медиасистеме отношения координации: «Способы объединения печати, радиовещания и телевидения в непрерывно функционирующее целое – в этом, по нашему мнению, сущность координации их деятельности, основными принципами которой являются, специфичность  воздействия каждого канала на массы, согласование содержания и функциональная взаимозависимость».   Как нам представляется, данное определение, и сегодня не утратило своей значимости. 
Признаками взаимодействия (кооперирования) СМИ следует считать одновременное исследование и отражение печатью, радиовещанием и телевидением тех или иных проблем жизни, комплексное ведение совместных политических и хозяйственных кампаний, последовательность и преемственность в передаче и комментировании информации. Сущность взаимодействия состоит «в объединении нескольких редакций газет, телевидения, радиовещания на более или менее продолжительный срок как бы в один журналистский механизм – в «одну редакцию» с единым планированием, взаимной поддержкой при последовательном и разностороннем освещении избранной темы».   
          Обзор конкретных форм кооперирования, который представлен выше, дает возможность сформулировать методологические принципы этого процесса. 
1. Сознательное, обусловленное программой совместной акции повторение социальной информации, дополнение и развитие ее при освещении избранной темы. Взаимодействие изначально задумывалось и осуществлялось как весомый фактор наращивания объема информации в ходе последовательных, взаимосвязанных выступлений редакций-партнеров. 
2. Непременным методологическим основанием кооперирования являлось повышение степени раскрытия специфичности каждого СМИ. Аналитическая сила печатного слова, оперативность сказанного, эмоциональность визуально-акустического образа дополняли друг друга, и в результате СМИ получали возможность последовательно, гармонично обогащать новой информацией, фактами и идеями, становящуюся общей аудиторию читателей, слушателей, зрителей. 
3. В ходе взаимодействия происходил мгновенный охват необходимой по замыслу редакций-партнеров социальной информацией расширенной аудитории, т.е. достигался своего рода кумулятивный эффект. 
Рассмотрение форм взаимодействия СМИ в историческом аспекте дает весомые основания определить их как начальный этап медиаконвергенции, без анализа которого весьма затруднительно адекватно исследовать генезис данного явления.  
         Более трех десятилетий назад был высказан прогноз: «В виде гипотезы можно предположить, что со временем организационная структура журналистики изменится и ныне самостоятельные газета, радиовещание, телевидение сольются в своеобразные объединения с общим информационным центром, планированием и измерением эффективности влияния на массы».  Сегодня этот прогноз – реальная действительность в виде конвергентных редакций.4

Информация о работе Конвергентная журналистика: технологические и социокультурные предпосылки