Конспектирование и реферирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 01:57, реферат

Описание работы

Главной целью всякой отрасли науки является раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входит также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов. Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац. Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1.Что такое конспектирование………………………………………………………..4
1.1. Основные правила конспектирования…………………………………………...6
2. Что такое реферирование…………………………………………………………...7
2.1. Технология реферирования……………………………………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..11

Файлы: 1 файл

Андрей 2 (1).docx

— 27.59 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Самарский государственный  технический университет»

                                        

                                 Факультет гуманитарного образования

                                     Кафедра психологии и педагогики

                                              

Реферат

На тему: Конспектирование и реферирование.

 

 

 

 

               Выполнил: Матвеев А.Д.

               студент 1 курса ИЭФ-12 группы

               Проверила:

               доктор филол. наук, профессор

               Ю.В. Сложенина

               Подпись___________________


 

                                                              

Самара

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

1.Что такое конспектирование………………………………………………………..4

1.1. Основные правила конспектирования…………………………………………...6

2. Что такое реферирование…………………………………………………………...7

2.1. Технология реферирования……………………………………………………….8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В развитии и научной речи, и научного мышления школьника важную роль играют такие виды научно-учебной деятельности, как конспектирование и реферирование. Создание конспектов и рефератов по теме работы является, вопреки распространенному мнению, не факультативной, а обязательной составляющей научной деятельности не только школьников, но и взрослых ученых. Пренебрежение принципами составления конспектов и рефератов лишает ребенка возможности научиться дифференцировать основную и вторичную информацию, оценивать различные научные положения и тезисы в их отношении друг к другу, а главное – определять научные предпосылки исследования, то есть понимать его причины и направления.

Главной целью всякой отрасли  науки является раскрытие и изучение закономерностей связи между  явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входит также: раскрытие специфики объекта  науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов. Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.  Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

 Основными жанрами  научно-информативного стиля речи  являются:

  • реферат,
  • аннотация,
  • конспект,
  • тезисы.

 Эти жанры научных  текстов объединены общими свойствами.

 Цель работы -  раскрыть понятия конспектирование и реферирование.

 

 

 

 

 

 

1.Что такое конспектирование.

Конспектирование – сложный  творческий процесс, смысл которого заключается прежде всего в осмыслении научной информации. Осмысление информации при этом рассматривается как  первейше и необходимое условие  её сжатия. Как способ научного общения  конспекты универсальны – они  могут служить основой для  большинства научных жанров.

По назначению различают конспекты рабочие, опорные, обзорные, иллюстративные (вспомогательные) и учебные. Рабочий конспект служит своеобразным черновиком при написании реферата или теоретической части исследовательской работы. Его отличают произвольная форма составления и высокая степень подробности. Опорный конспект, по сути, представляет собой подробный план изложения научного материала. В опорный конспект вносятся только те теоретические положения, которые обозначают этапы предстоящего рассуждения. Опорный конспект может быть, например, основой устного сообщения (защиты) по материалам работы. Обзорные конспекты предназначены для получения общего представления о том или ином научном объекте. Их основная функция – обобщить и систематизировать информацию источника. Такой конспект удобен для описания истории изучения научной проблемы. Иллюстративные конспекты обычно очень кратки. Они используются в том случае, если требуется подтвердить (проиллюстрировать) собственное мнение мнением других ученых. Это фрагменты источников, сопровождаемые минимальными комментариями составителя. Комментирование конспектируемых положений – необходимая процедура, во-первых, потому, что это не позволяет составителю забыть со временем собственные мысли, вызванные чтением источника, во-вторых, потому, что помогает составителю определить место конспектируемого источника в своей эмпирической базе, а значит – правильно определить уместность ссылки на данный источник в собственной работе. Благодаря своей фрагментарности такие конспекты легко встраиваются в текст составителя. Поэтому они представляют собой удобную теоретическую основу для всех без исключения научных жанров. Учебные конспекты представляют собой вид плановой учебной деятельности студента или школьника. Их основное назначение состоит в тренировке навыков осмысления, классифицирования и интерпретации научной мысли. Регулярное правильное учебное конспектирование позволяет приобрести ценный научный опыт.

Целостный по содержанию конспект может быть составлен как на основе одного источника, так и на основе нескольких, взятых в сопоставлении, противопоставлении или в дополнение друг к другу.

Параллельное конспектирование – это одновременное освещение  либо ряда смежных проблем (в сопоставлении), либо содержания текстов нескольких источников (также в сопоставлении). Охватные конспекты предназначены  для детального описания материалов одного источника, избранного в качестве основного. Другие источники используются для иллюстрации тезисов основного. При этом описание содержания вспомогательных  источников логически включается в  описание содержания источника основного (он словно бы охватывает все остальные). Комбинированные конспекты сочетают в себе черты указанных выше.

По способу  оформления материала все конспекты  можно разделить на цитатные, тезисные и конспекты-пересказы.

 Цитатные конспекты  имеют особую ценность в том  случае, если конспектируемая мысль  сложна и нуждается в дословном  воспроизведении. Такие конспекты  представляют собой последовательность  тематически связанных дословных  выдержек из одного источника  или нескольких. Поэтому цитатные  конспекты обычно объемны, а  их части трудно логически  согласовывать друг с другом. К сожалению, эта форма конспектирования  часто используется без необходимости  и вопреки научной целесообразности.

Тезисные конспекты –  это интерпретированные и переформулированные  выборки теоретических положений  источника. Они компактны и поэтому  удобны в качестве памяток, примечаний, основы для рефератов-сообщений. При  автоконспектировании (составлении  конспекта по материалам собственной  работы) они составляют основу доклада  или научного сообщения. Конспекты-пересказы  – это преобразованное, выраженное своими словами достаточно подробное  изложение материалов источника. Пересказ удобен как форма самостоятельного освоения научного текста: он позволяет  сориентироваться в сложном научном  материале. При работе в школе  рекомендуется освоение именно конспектирования-пересказа.

По полноте  отражения содержания конспекты  могут быть краткими, подробными и смешанными. Краткий конспект состоит из общих положений и предназначается для сохранения в памяти общего же представления о научном объекте. В подробный конспект входят авторские доказательства этих положений, пояснения, иллюстративный материал. Смешанный конспект совмещает признаки краткого и подробного.

 

 

1.1. Основные правила конспектирования.

К сожалению, нет единых правил, приемов или методов конспектирования. Однако существуют некоторые общие  правила, которые оправдали себя на практике. В конспекте (от лат. Conspectus - обзор) должны отражаться основные принципиальные положения материала, то новое, исследовавший  автор, общие методологические положения  работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Умение излагать мысли  автора коротко и собственным  словам формируются постепенно, приобретаются  с опытом и знаниями. Но их накопление происходит в условиях очень важного  правила - не спешить что-то записывать сразу после первого чтения, вносить  в конспекта только понятно.

Начинать конспект необходимо с указания фамилии, имя и отчество автора, полного названия работы, места города и года издания и количества страниц. Если материал содержится в журнале, то следует указывать кроме года номер издания и страницы журнала, на которых есть информация. Целесообразно также проводить поля, на которых потом можно будет кратко определять свое отношение к материалу, согласие или критику, а также некоторые мысли, возникающие при конспектирования. К тому же на полях удобно представлять дополнительный материал из других источников, ссылки, вопросы, которые необходимо выяснить, или мысли, возникшие после составления конспекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Что такое реферирование.

 Реферирование  - краткое переформулирование вопросов, предложений, доводов, в процессе которого происходит смещение акцентов в желаемую сторону. Одновременно с этим может осуществляться произвольное резюмирование, при котором в процессе подведения итогов происходит изменение акцентов в выводах, изложении позиций оппонентов, их взглядов, результатов обсуждения в желаемую сторону. Особая ценность реферирования состоит в том, что этот вид научной деятельности служит основой не только для собственно реферата, но и для многих других жанров. Так, принципы реферирования используются при написании обзоров, теоретических частей научных монографий, очерков и эссе, предисловий и послесловий, тезисов, вступительных статей, введений и заключений, тестов лекций, различных жанров учебной литературы – учебников, учебных пособий, методических указаний и некоторых других. Реферирование есть разновидность самостоятельной работы с литературным источником, состоящей в использовании разнообразных приемов обработки заключенной в нем информации. При реферировании материал источника конспектируется, цитируется, анализируется, обобщается, сравнивается, в нем выделяются главная мысль, к нему выражается личное отношение, проводятся обоснование, доказательство, моделирование, классификация, то есть с материалом проводятся любые мыслительные операции. В итоге этой работы пишется реферат – как последовательное, цельное, логическое завершенное письменное изложение ее результатов.

По сути, реферирование  есть исследовательская деятельность с сообщением об итогах изучения научной  проблемы. Назначение реферирования  и реферата состоит в том, чтобы  научиться и продемонстрировать умение работать с информацией, используя  научные приемы и методы, умение работать с различными источниками  познания, разнообразными жанрами научной  литературы, а также способность  понимать и проникать в смысл  текстов адекватно авторскому замыслу.

 

 

 

 

 

 

2.1. Технология реферирования.

Технология реферирования  и выполнения реферата включает в  себя ряд последовательных действий.

Предварительный выбор темы, проблемы – начинайте с этого. Сразу дайте себе установку подойти к реферату практично: сделать его частью предполагаемого или уже ведущегося исследования, по какой бы научной дисциплине он ни выполнялся. Это и будет главный критерий выбора темы – ее полезность.

Выбор источников реферирования, как обычно, делается параллельно с выбором темы. Это правильно. Теперь все еще раз продумайте: сколько источников целесообразно взять остановиться ли только на авторских тексах, то есть первоисточниках, или использовать критическую литературу, «оппозиционную»; взять ли одножанровые или разножанровые тексты и т.д. Но главный совет – подбирать следует доступный текст.

Определение типа реферата, пожалуй, самый сложный вопрос. Чаще всего рефераты выполняются по результатам анализа литературы. Это теоретико-аналитические рефераты, различающиеся по типу анализа информации. Итак, вы можете избрать: критический, обзорный, сравнительный, проблемный, системный, аспектный, феноменологический, голографический анализ источников и др. Какие-то детали у этих типов анализа могут совпадать, например у критического и сравнительного. Но и при этом каждый из них имеет свое «лицо». Так какой вам ближе, каким вы владеете лучше или хотите овладеть. Среди типов рефератов особо выделяется самый сложный тип – концептуальный, где автор излагает лично свою точку зрения по той или иной проблеме, выражая ее авторское видение. Тогда литературные источники превращаются из объекта изучения в средство доказательства или иллюстрации авторских, то есть своих собственных посылок.

Ознакомление  с источниками – это их просматривание, осмысление выходных данных (кем, где, когда и каким тиражом изданы), знакомство с аннотацией, оглавлением, библиографией, если она есть, и даже с введением и заключением. Затем предлагается прочесть книгу или статью «по диагонали», то есть, выбирая основные понятия, схватывая логику и тему, обнаруживая проблему, знакомясь со стилем написания.

Информация о работе Конспектирование и реферирование