Коммерческое радиовещание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Окончание первого века радио в нашей стране было ознаменовано коренными изменениями в системе радиовещания. Сложившаяся стройная и эффективная структура советского радиовещания, жестко контролируемая партией и правительством от центральных радиостанций до заводских радиоузлов, рухнула, как колосс на глиняных ногах, наступила эпоха демонополизации эфира и появления нового для нашей страны коммерческого радио, возникла конкурентная борьба за слушателя, начал формироваться радиорынок .
Радио – единственный источник информации, воздействующий на потребителя в любое время дня и в любом месте нахождения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….…………..3

Коммерческое радиовещание
I. Классификация радиостанций по признаку «Цель радиостанции»……………………………………….………………………………………...………4

1. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно общественно-политические цели.
2. Радиостанции, ставящие перед собой
преимущественно коммерческие цели.

3. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно просветительские цели.
4. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно информационные цели.
5. Радиостанции, реализующие преимущественно развлекательные цели.


II. Основные форматы коммерческих и общественных радиостанций……………………………………………………………………..................………..9
1. Коммерческие радиостанции
2. Общественное радиовещание

Заключение………………………………………….……………………………...…………………….15

Список использованной литературы…………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_radio.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Коммерческие радиостанции

 
 
         Первые коммерческие радиостанции в нашей стране появились в Москве в 1990 году, когда Россия вступила в полосу глубокой политической и экономической модернизации. Импульсом к созданию негосударственных радиостанций, и коммерческих, в частности, стали процессы общественной трансформации. Эти процессы привели к ликвидации государственной монополии на средства массовой информации и обусловили развитие системы СМИ на основе принципа плюрализма. Принятие Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 г., а затем Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г., обеспечило появление новых субъектов в информационной сфере, среди которых сформировалась большая группа коммерческих радиовещателей. Новые СМИ, к которым принадлежат и коммерческие радиостанции, имеют свои особенности становления и развития, значительно отличающиеся от принципов функционирования государственных структур радиоэфира: это прежде всего форма собственности (частная), жесткое форматирование, ориентированность на целевые аудитории, диапазон вещания (FM), конкуренция на информационном рынке, способы распространения вещания за пределы Москвы, формы самопродвижения на рынке. Таким образом, коммерческие радиостанции обладают собственными типологозначимыми признаками и являются целостной типологической группой.

Стремительный количественный и качественный рост коммерческих радиостанций привел к увеличению объемов вещания, вызвал необходимость постановки четкой целевой задачи для каждой конкретной радиостанции. В результате аудитория  получила широкую возможность выбора программ, гораздо более разнообразных  по сравнению с государственным  вещанием.

FM-диапазон в течение  последних 15 лет заполнялся музыкальными  форматами, но периодически осуществлялись  попытки создать успешную информационно-разговорную  радиостанцию. Однако, только «Эхо  Москвы» остается непревзойденным  образцом news/talk/opinion радио.  
Освоение новых частот, усиливающаяся конкурентная борьба на информационном рынке становятся импульсом оперативного отклика на информационные запросы и аудиторные интересы. Если в 1990 г. в Москве функционировали всего 3 негосударственные коммерческие радиостанции, то в 2005 г. – около 40 радиостанций. К 2005 г. коммерческие радиостанции «Русское радио» и «Европа плюс» в Москве опередили по рейтингам популярности главные государственные станции «Радио России» и «Маяк» и стали одними из основных радиовещательных каналов столицы.

Московские радиостанции представляют особый интерес для анализа прежде всего потому, что в столице сосредоточены мощные финансовые потоки (а это экономическая основа создания и функционирования коммерческих радиостанций), передовые технологии, высокопрофессиональные кадровые ресурсы, широкие возможности использования опыта зарубежных коллег. В силу этих и других причин Москва является своего рода эталоном и полигоном (со всеми своими достоинствами и недостатками) развития коммерческого радио в других регионах страны.

Важной тенденцией развития коммерческого вещания в Москве является процесс концентрации масс-медиа, создание мощных холдингов (это радиохолдинги «Европа плюс» и «Русская Медиа Группа», медиахолдинги «Медиа-Мост», «Газпром-Медиа», «ЛогоВАЗ», «News Corporation», «Проф-Медиа» и др.), покупка станций крупными звукозаписывающими лейблами («BIZ Enterprises», концерн Игоря Крутого и др.). К концу 2005 г. в FM-диапазоне оставались лишь две не аффилированные радиостанции («Шансон» и «Серебряный дождь»).

Изучение проблемы начинается с анализа процессов становления  коммерческого радиовещания в 1990 гг. Первые коммерческие радиостанции во многом шли по пути калькирования западных аналогов, но лишь те, кто смог адаптировать европейский и американский опыт для российского слушателя, найти адекватные модели вещания, выжили, и их опыт лег в основу функционирования сегодняшнего FM-диапазона.

Актуальность диссертации  обусловлена необходимостью системного научного анализа деятельности современных  коммерческих радиостанций. Изучение тенденций становления и развития коммерческих радиостанций московского FM-диапазона как типологической группы, как важного сектора информационного рынка, имеющего специфические способы, формы деятельности, чрезвычайно важно сегодня. Именно этим проблемам и посвящена данная работа.

Как новый, быстро развивающийся  сектор российского радиовещания, коммерческие радиостанции привлекают внимание исследователей. Однако в научной литературе пока недостаточно комплексных исследований функционирования коммерческого вещания  в столице.

Принцип организации работы на коммерческом радио можно определить тремя словами: «целесообразность», «окупаемость», «мобильность». Здесь  обычно нет лишних людей. Коллектив  работает как одна команда, и каждый в случае необходимости может  подстраховать другого. В организационной структуре радиостанций хорошо развиты горизонтальные связи – отделы тесно взаимодействуют друг с другом: например, ведущие эфира могут озвучивать рекламу, программный директор сам пишет тексты для джинглов и рекламных заставок и т.д.

Итак, размеры аудитории, тип вещания, объем рекламы и техническое обеспечение обусловливают редакционные структуры, которые, как показывает опыт западного, а с начала 90-х годов и отечественного вещания, оказались наиболее оптимальными и перспективными.

 
 
 
Общественное радиовещание

 
 
         Общественное радиовещание, как и общественное телевидение, – концепция, пришедшая из европейской практики, однако сегодня она становится популярной и на других континентах

Общественное радио сохраняет  большое значение как культурный и просветительский институт, который  способствует сохранению их национальной идентичности и главным образом  языков. Поэтому деятельность радиоканалов общественных вещательных корпораций предполагает сохранение общественного  финансирования при растущей конкуренции  за аудиторию, ее отдельные сегменты, прежде всего молодежь. В число  успешных попыток обновления традиционного  национального радиовещания входит создание молодежных радиоканалов для  радиорынков небольших стран.

Государственная радиовещательная компания «Радио России» – главная  государственная радиостанция страны. Первые позывные прозвучали 10 декабря 1990 года. «Радио России» обладает самой  мощной в стране сетью распространения  радиосигнала – 1100 передатчиков! Техническую  возможность принимать «Радио России»  имеют 143 миллиона человек в России и более 50 миллионов человек в  сопредельных государствах. Более 15 лет  подряд в рейтингах радиостанций «Радио России» занимает первое место. Абсолютный лидер с 1990 года. На сегодняшний  день «Радио России» – единственная в стране федеральная радиостанция общего формата, производящая все виды радиопродукции – информационные, общественно-политические, музыкальные, литературно-драматические, научно-познавательные, детские программы. Некоторые передачи 15-летней давности сохранились на радио и до сих пор. Например, «От первого лица» с Натальей Бехтиной, чей голос первым прозвучал на волнах нового радио. Когда на «Радио России» запустили «Молодежный канал», это было еще одним прорывом, в эфире зазвучала новая, оригинальная, необычная по тем временам музыка, которую можно было услышать только на волнах этого радио.

В нашей стране ситуация сложилась таким образом, что  со старыми технологиями продолжают работать многие государственные станции  и некоторые частные каналы, у  которых нет денег на новое  оборудование. Компьютеризация процесса вещания в финансовом и профессиональном плане оказалась под силу только «молодым» коммерческим станциям. Среди  учредителей многих таких станций  – западные, французские, американские (например, «Harris Corporation» – одна из фирм-учредителей радио «Максимум» – производитель цифрового оборудования) компании, специализирующиеся на радиобизнесе и принесшие в Россию и новые технологии, и новые принципы работы, и новую организационную структуру.

Развитие общественного  радио, действовавшего на некоммерческой основе, тормозилось отсутствием  ресурсов для производства программ у местных станций. Для того чтобы избежать этой проблемы, американская радиоиндустрия использовала уже отработанную организационную модель.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 
Заключение

 

На пути своего становления в  России экономика радиоиндустрии была вынуждена пройти массу препятствий. Но в итоге «дикий рынок», по законам которого развивались все СМИ, неожиданно именно на радио выдал работающую демократическую систему, которая исходит из реальных интересов клиента .

Несмотря на все сложности своего развития радиорынок продемонстрировал  завидную жизнестойкость. Во времена  дефолта, когда рекламный рынок  страны обвалился, он смог устоять, сократившись лишь на треть.

Таким образом, хотя радиобизнес развивается и медленно, он никогда не останавливается.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы диссертационного исследования 

 

1. Багиров Э.Г., Ружников В.Н. Основы радиожурналистики. М.: Изд-во МГУ,1984 г.-264 с.

2. Барабаш Н.С. Ведущий радиопередач: творческая типология. М., 2003. -100с.

3. Болотова Л.Д. Системные особенности современного радиовещания. // Система средства массовой информации России. Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.:Аспект Пресс 2001. - 259с.

4. Брайнт Дженнингз, Сузан Томпсон. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. М.:Издательский дом «Вильяме», 2004. - 432 с.

5. Браун Дж., Коул У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении: В 2-ух томах: Т.1. М.,2001.

6. Васильева JI.A. Делаем новости! Учебное пособие. М., 2003. Венедиктов А.А. «Эхо Москвы» - это сфера обслуживания.// КоммерсантЪ Daily. - 1997.- 16 сентября.

7. Венедиктов А.А. Эхо Свободы слова.//Независимая газета. 2003 - 17 октября.

8. Время работать на радио. Сборник лекций/Под ред. Е.Н.Филимоновых. -М.: Фонд независимого радиовещания, 2002 192 с. 
 

 

 


Информация о работе Коммерческое радиовещание