Эссе в современных периодических изданиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование жанра эссе, публикующегося на страницах современных периодических изданий. Необходимо рассмотреть постепенное формирования данного жанра в российских и зарубежных журналистских текстах, в связи с процессом зарождения и эволюции эссеистики за время ее существования, определение социально-значимых особенностей и предметно-тематического содержания. Важно определить жанровую принадлежность эссе и выявить составляющие элементы эссеистских текстов.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………..……………………...3
Глава I. Жанровый статус эссе: Развитие, особенности, функции….….…..6
1.1. Исторический аспект развития жанра эссе…….….........................................6
1.2. Жанровые особенности эссе и его функции…………………...……............8
Глава II. Анализ эссе в современных периодических изданиях…….…..15
2.1. Владимир Соболь. Человек человеку – кто?..................................................15
2.2. Дмитрий Быков. Евразийское………………………………………………18
2.3. Алексей Навальный. Чувак из Коврова всех победит……………………19
Заключение……………………………………………………..……….…...…..23
Список литературы………………………………………………………....…..26

Файлы: 1 файл

курсовая Жовтис.docx

— 83.03 Кб (Скачать файл)

Произведение имеет небольшой  объем это также свойственно  жанру эссе. Автор лаконичен, пытается каждой строкой спровоцировать читателя, задеть за живое. Это свойство характерно и эссе и поэзии, неудивительно, что оно так ярко проявляется в творчестве Быкова: «Главный враг наш, разумеется, Запад (да кого ж они придумают кроме?): он нас хочет разделить и захапать. «Он не дремлет, мать его, он на стреме». Автор говорит о том, что враг, в лице запада, навязан, и по существу не является врагом вовсе. Читателя помогает в этом убедить стихотворная форма, в которой пишет Быков и просторечное выражение «мать его, он на стреме». 30

Композиция материала  свободная, но, несмотря на это, сохраняется  внутреннее смысловое единство текста. На протяжении всего текста, автор  обращается к Дугину, контраргументирует его гипотезы, приводит аргументы в пользу своих суждений о «евразийстве».

В материале прослеживается яркая черта эссе – диалогичность. Автор часто задает риторические вопросы, вынуждая читателя про себя отвечать на них. Так же в тексте встречаются фразы: «Мы слыхали про мистику империй», «Отнеситесь к этой догме без паник», «Мы же арии». Обращения, местоимения «мы» и «нас»  заставляют автора быть «вместе» с читателем заодно. Читатель мысленно сопутствует рассуждениям автора, невольно принимая их как свои.

В произведении присутствуют черты памфлета. Автор высмеивает Дугина, создает зло – «евразийство», со всех сторон выставляя его в невыгодном свете: «Целование начальника в Опу — это истинная суть евразийства»31. Смешение жанра происходит незаметно, так как это уже наработанная особенность автора. В этом ключе, можно говорить о создании нового жанра.

 

2.3. Алексей Навальный.  Чувак из Коврова всех победит. (интернет ресурс livejournal.com)

На сегодняшний день заметно  увеличение популярности в современной  журналистике жанра эссе. Авторские  соображения на различные темы все  чаще публикуются на страницах толстых  журналов и еженедельных газет.

Происходит все большая эссеизация печатных материалов. Можно привести самый яркий пример – появление блога, который реализует себя именно в эссеистской манере письма.

Блог – это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).Сегодня в центре внимания исследователей публицистики немалое место занимает журнализм персональный. Персона автора вызывает к себе интерес, так как является посредником между объективной действительностью и аудиторией, к тому же, он создает новый мир творческими усилиями.

Мы проанализировали материал из блога Алексея Навального. Прежде всего, мы хотим отметить форму подачи материала. Текс достаточно трудно воспринимать визуально, поскольку нет четкой структуры расположения строк на странице. Фотографии, графические изображения, многочисленные гиперссылки отвлекают внимание читателя от содержания. Но в то же время, фотографии позволяют представить картину происходящего и окунуться в атмосферу события. Автор воспользовался формой передачи информации, присущей репортажному стилю, что не мешает сочетаться с элементами эссеистского текста.

Информационным поводом  для написания материала послужила  встреча автора с жителем города Коврова. Он встретил Навального, держа в руках плакат с надписями в его поддержку. Проанализировав слова автора, можно сделать вывод, что он считает жителей маленьких провинциальных городов обладателями большого потенциала и призывает их проявлять политическую активность. Отсюда следует, что материал обладает одной из главных функций эссе – воздействующей.

Навальный намеренно не придерживается строгой композиции, переходя от одной  темы к другой. Суждения автора не имеют логической последовательности, то есть представляют собой неструктурированный мыслительный процесс.  Следовательно, текст обладает еще одной чертой присущей эссе.

 Заголовок материала «Чувак из Коврова всех победит»32 можно назвать непрямым, так как «человек из Коврова» это собирательный образ людей из провинции, которые, по мнению автора, могут влиять на политическую ситуацию в стране. Автор обращается ко всем гражданам живущим на периферии.

«Может, это и есть самое важное. Вот такие чуваки из Коврова. И никакой другой мотивации для работы не нужно, пока в условном коврове есть условные чуваки, обращающиеся к условным алексеям и юлям (которыми может быть кто угодно - от "узников Болотной", до преследуемого регионального журналиста)», - этот отрывок показывает как автор проводит параллель между им самим и любым гражданином России. Между строк, он обращается к читателю, заставляет проецировать «условных алев и юль» на себя. Исходя из этого, мы можем сказать, что материал обладает еще одной чертой эссе – диалогичностью.

Автор не скрывает своей  политической позиции. Из нижеприведенного: «Сегодня уже возбудили дело. Такая история. Совсем, увы, неоригинальная, для России, управляемой путинским ворьём», можно судить о крайне субъектном отношении автора к политической ситуации в стране, возглавляемой В.В. Путиным. 

Текст написан в разговорном  стиле речи, для того чтобы приблизить автора к читателю. Маркером разговорного стиля является использование следующих  слов и лингвистических конструкций: «чувак», «обращаются к условным алексеям и юлям», «ну, ок», «вообще»33. Тем самым, автор приближает себя к народу, к читателям, показывает себя представителем общества, которое не безразлично ему.

После рассмотрения текстов  эссе, опубликованных на страницах  печатной периодики, можно сделать  следующие выводы.

Личность автора является главным образующим фактором в эссеистском тексте. Автор вызывает читательский интерес к своей персоне, именно его интерпретация информации сегодня опережает факт в чистом виде. В своих размышлениях эссеист использует различные приемы: например, вопросы и ответы, что приводит к диалогичности. Читатель, наблюдая за открытостью авторских высказываний, начинает додумывать и отвечать на вопросы, поставленные в тексте.

В тексте эссе мысль автора движется от узкого к более широкому, от проблемы к теме. И рассуждение это обязательно включает опыт из собственной жизни пишущего.

Использование элементов  эссе в других жанрах периодической  печати, и наоборот, является процессом, который сегодня становится все  популярнее, как эссеизация. Эссеизм же является проявлением эссеизации, то есть распространения принципов такого письма на другие жанры.

Популярность существующего  эссеизма заключается в востребованности аудитории получать авторские работы, выражающие субъективный взгляд автора на проблемы, которые существуют в повседневности, то есть в интимизации письма. Это в свою очередь приводит к интерактивности.

Автор является представителем того общества, к которому обращается в своих материалах, а значит, ему не безразлична судьбы читателя, судьба страны. Он говорит от лица своего народа, возмущаясь тому, что люди не терпят других людей, таких же, как они, только другой национальности, он ругает правительство, потому что обидно за тяжелую жизнь сограждан. Автор говорит о воспитании и морали. А читатель соглашается с эссеистом или протестует.

Так или иначе, аудитория  реагирует на субъективное восприятие автором окружающей действительности и событий, происходящих в обществе, и значит, входит в диалог с рассуждающим.

 

 

 Заключение

 

XXI век можно называть  веком эссеизма. Сегодня очевидно повышенное внимание не только к публицистике фактов или мнений, но и к отдельному суждению личности и даже к самому автору.

Важность роли одного индивида и интерес к субъективной авторской точке зрения, к его личному опыту, привели к тому, что личные размышления и переживания начинают исследоваться в публицистике.

Некоторое время назад  на первом месте в журналистике стоял  факт, само событие, но сегодня приоритетным считается и отношение конкретного  человека к нему, переживание, что  приближает аудиторию к журналисту. Возникает доверие читателя уже  не просто средству массовой информации, а конкретному человеку.

Но публицистика не предлагает читателю только точку зрения автора на явление, аудитория может проследить ход мысли пишущего, с самого ее зарождения. При этом и самому журналисту важно прослеживать свое суждение, так как от манеры письма, и других важных моментов (обороты, стиль, обращения) этого зависит степень доверия  аудитории, авторский диалог с публикой. Так возникает сопереживание, и  читатель становится не только пользователем  готового текста, но и сотворцом. Возникает монодиалогичность.

Отражение в тексте самого себя, или саморефлексия, дискурсивность, диалогичность, интерпретация и сопереживания являются яркими и основными особенностями не только жанра эссе, но текстов, являющихся смежными с ним по своей жанровой принадлежности. Использование элементов эссе другими жанрами периодической печати, и наоборот, называется эссеизацией. Проявление эссеизации, как процесс, носит название эссеизм, то есть, способность жанров пересекать границы, не нарушая своей текстовой структуры.

Существование эссеизации в свою очередь приводит к тому, что при работе над таким текстом, автор должен строго организовывать написание. Важна собственная стратегия письма, чтобы конструкция текста не разрушалась, во время мысленных блужданий журналиста. Чаще публицисты следуют принципу: тезис, антитезис (система аргументации, доказательство), синтез (вывод).  Кроме того, выбранный публицистом способ построения письма оказывает влияние на формирование индивидуального стиля, манеры, то есть тех факторов, которые оказывают последующее влияние на выбор аудиторией своего автора.

Качественное печатное издание  сегодня обязательно имеет на своих страницах материал, написанный в жанре эссе. Подобные тексты выходят  с различной периодичностью: от одного раза в месяц до восьми. Частота  появляющихся публикаций зависят не только от статуса журналиста и восприятия его аудиторией, но и от умения автора находить тему в окружающей действительности, что и подводит жанр эссе к злободневности. Ведь то, насколько актуален текст  сегодня, оказывает огромное влияние  на последующую читаемость журналиста, на популярность его и доверие  со стороны публики.

Сегодняшняя публицистика заимствует у жанра эссе способ отображения  окружающей действительности путем  субъективного отношения и понимания. 

Эссеизм, как и сам жанр эссе требуют от автора высокого уровня работы со словом и, следовательно, приближают материалы к художественной литературе.

Популярность развивающегося эссеизма обусловлена тем, что аудитория сама требует материалы, выражающие субъективную точку зрения выбранного ей автора на проблемы, которые ее же волнуют. Таким образом, особенность жанра эссе заключается в его интимизации.

По итогам рассмотрения жанра  эссе на страницах современной периодической  печати, можно выделить следующие  положения на защиту:

  1. Зарождение жанра эссе началось еще задолго до появления первых СМИ, а именно с «Декламаций» Лукиана, «Диалогов» Платона, трактатов Мака Тулия Цицерона, и древнерусского жанра «Слово».
  2. Появление и развитие жанра связано с социально-психологическими изменениями в сознании народа. И на протяжении своего существования жанр эссе продолжал проявлять себя именно в переломные моменты для всего общества, когда начинает формироваться новое мировоззрение.
  3. Эссе – жанр публицистики,  рассматривающий объектом своего исследования субъективное видение окружающего мира автором и его внутренние переживания, которые эссеист способен адекватно обосновать, воздействуя тем самым на читающую аудиторию, что приводит к интерактивности; жанр, находящийся на пересечении аналитики и художественности, нарушающий границы других жанров, но нуждающийся в строгой организации текста.
  4. Функции жанра эссе: воздействующая, функция обратной связи (диалогичная), освещение социально-значимых событий.
  5. Для жанра эссе характерны: актуальность фактов, совмещенная с субъективизмом; интимизация в тексте; движение мысли от частного к общему.
  6. Перспективы развития жанра эссе. Возможна все большая эссеизация текстов. Конкретный же жанр эссе будет популяризироваться в освещении социально-значимых событий.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бахтин М.М. Проблема текста/ М. М. Бахтин М.М. – М., 1996. Т.5. – 732 с.
  2. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. – СПб. 2000. – 336 с.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1986. – С. 381-392.
  4. Большой энциклопедический словарь. – М., 2008. -1248 с.
  5. Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики / А.Г. Бочаров. – М., 1982. -51 с.
  6. Валгина Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. – М., 2003. - 280 с.
  7. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка / И.Р. Гальперин. - М., 1958. - 459 с.
  8. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич. – М., 2004. – 288 с.
  9. Кайда  Л.Г. Эссе как жанр в литературе и публицистике/Л.Г. Кайда // Вестник Московского университета. Сер. «Журналистика».- 2008.- № 4. - С. 19-24.
  10. Кайда Л.Г. Эссе: Стилистический портрет / Л.Г. Кайда. – М., 2008. -98с.
  11. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста / Л.Г. Кайда. – М.,1989.- 182с.
  12. Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения / М.Н. Ким. - СПб., 1999. С. 28–35.
  13. Ким М.Н. Очерк: Теория и методология жанра / М.Н. Ким. – СПб., 2000. - 168с.
  14. Ковалев В.И Эссе об эссе [электронный ресурс] // www.hegel.ru/esse.html. - (Дата обращения: 13.04.2013).
  15. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста / С.Г. Корконосенко. - М., 2000. -272с.
  16. Краткая характеристика художественно-публицистических жанров журналистики. Тема 1. Эссе [электронный ресурс] // http://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=17. - (Дата обращения: 13.04.2013).
  17. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества: метод указания / Г.В. Лазутина. – М., 1988.  - 286с.
  18. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.В. Лотман. – М., 1992. -272с.
  19. Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики / Ю.В. Лучинский. – Краснодар, 1996. -140с.
  20. Лямзина Т.Ю. Жанр эссе (К проблеме формирования теории) [электронный ресурс] // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm. - (Дата обращения: 13.04.2013).
  21. Муравьева А.А. Эссе  [электронный ресурс]  // http://zhurnal.lib.ru/m/murawxewa_a_a/esse.shtml. - (Дата обращения: 13.04.2013).
  22. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. - 26-е изд. - М, 2009. - 1359 c.
  23. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры / Б.В. Стрельцов. – Минск, 1990. - 240с.
  24. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики / М.И. Стюфляева. – М., 1982. - 94с.
  25. Стюфляева М.И. Человек в публицистике: методы и приемы изображения и исследования / М.И. Стюфляева. - Воронеж,1989. - С. 60-61.
  26. Стюфляева М.И. Убеждающее воздействие публицистики / М.И. Стюфляева. – Киев, 1986. – 27с.
  27. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход / А.А. Тертычный. – М., 1998. - 231с.
  28. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика / А.А. Тертычный. – М., 2010. - 352 с.
  29. Тертычный А. А. Основы творческой деятельности журналиста / А.А. Тертычный. – СПб., 2000. - 200с.
  30. Чупринин С.И. Жизнь по понятиям [электронный ресурс]// http://magazines.russ.ru/znamia/2004/12/chu13.html. - (Дата обращения: 13.04.2013).
  31. Цвик В.Л. Введение в журналистику: Курс лекций / В.Л. Цвик. - М., 2000. -130 с.
  32. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны / М.Н. Эпштейн. – М., 1988. – 375с.
  33. Эпштейн М.Н. Эссе об эссе / М.Н. Эпштейн. – М., 1998. – С. 225-240.
  34. Эпштейн М.Н. Законы свободного жанра// М.Н. Эпштейн. Вопросы литературы. – М., 1987. – С. 120-150.
  35. Эссеизм [электронный ресурс] // http://terme.ru/dictionary/951/word/yeseizm. - (Дата обращения: 13.04.2013).

Информация о работе Эссе в современных периодических изданиях