Эссе в современных периодических изданиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование жанра эссе, публикующегося на страницах современных периодических изданий. Необходимо рассмотреть постепенное формирования данного жанра в российских и зарубежных журналистских текстах, в связи с процессом зарождения и эволюции эссеистики за время ее существования, определение социально-значимых особенностей и предметно-тематического содержания. Важно определить жанровую принадлежность эссе и выявить составляющие элементы эссеистских текстов.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………..……………………...3
Глава I. Жанровый статус эссе: Развитие, особенности, функции….….…..6
1.1. Исторический аспект развития жанра эссе…….….........................................6
1.2. Жанровые особенности эссе и его функции…………………...……............8
Глава II. Анализ эссе в современных периодических изданиях…….…..15
2.1. Владимир Соболь. Человек человеку – кто?..................................................15
2.2. Дмитрий Быков. Евразийское………………………………………………18
2.3. Алексей Навальный. Чувак из Коврова всех победит……………………19
Заключение……………………………………………………..……….…...…..23
Список литературы………………………………………………………....…..26

Файлы: 1 файл

курсовая Жовтис.docx

— 83.03 Кб (Скачать файл)

Таким образом, эссе является более литературным явлением, чем  философским. В эссе главное –  авторское «Я», его размышления  на конкретную тему и отношение к  волнующему вопросу.

 В газетной, документальной публицистике жанр эссе рассматривается чаще как «гибридный» тип текста, где использование элементов эссе зависит от индивидуального стиля автора.

Чтобы ответить на вопрос, к  какому стилю относится жанр эссе, следует найти в нем жанрообразующие  факторы как аналитической, так  и художественной публицистики. К  основным жанрообразующим факторам как аналитической, так и художественной публицистики относятся: предмет отображения, целевая установка или функция и метод отображения. 

Во-первых, следует рассмотреть  эссе как жанр аналитический. К таковым  эссеистические тексты относит А.А. Тертычный19. В своей книге он пишет о том, что в аналитической публикации предмет отображения авторской мысли практически всегда находится во внешнем мире по отношению к самому эссеисту. Хотя иногда он может существовать и во внутреннем мире автора. В таком случае речь уже будет идти о самоанализе.

Следующий жанрообразущий фактор – целевая установка. Действительно, то, каким по жанру будет являться готовый текст, во многом зависит от того, ставит ли автор материала своей целью подробно, во всех деталях, описать событие или явление, затрагивая причины и прогноз его развития, создавая при этом аналитический материал.

Следует рассмотреть эссе с точки  зрения и художественной публицистики.

В отличие от научных, художественные тексты отличаются языковой образностью, многозначностью понятий, обобщением конкретного факта, классификацией явлений. Еще одно различие между  научными и художественными текстами очевидно в объекте материала: в  научных публикациях – это  предметы и события окружающего  мира, в художественном – преимущественно  сам человек со своим отношением к внешнему, с его восприятием, считает В.Л.Цвик20.

Тексты, написанные в эссеистской манере, несут в себе именно размышления автора по поводу, его личностное отношение к явлению, его прямое или косвенное побуждение к действию читателя.

Если говорить о методах, здесь  очевидным будет наличие средств  художественной выразительности, фраз, слов, ярко или приглушенно выражающих отношение самого автора и т.д.

Относя эссе к художественной публицистике, А.И. Гальперин21 также выдвигает основные ее функции. Важно воздействие на аудиторию, убеждение в правильных (своих, субъективных) взглядах.

И.Р. Гальперин,22 выдвигает основные задачи эссе: «Можно говорить о воздействующей функции, но воздействие это происходит более длительно (сравнить, например, с ораторской речью), то есть эффект его медленный»

Помимо авторской личности для эссе характерно наличие еще  нескольких характерных черт. Во-первых, это злободневность, отношение события  к данному моменту времени. Во-вторых, наличие средств художественной выразительности. В третьих, именно стиль текста отображает темперамент и личность автора.

К признаку эссе следует  отнести диалогичность. Не зависимо от формы изложения авторских  размышлений, композиции, диалог самого автора с читателем остается главной  чертой этого жанра. Наиболее простым  приемом является наличие риторических вопросов в тексте. Читатель мысленно отвечает на них.

Известны некоторые виды эссе. Литературно-критическое или  художественно-критическое. Такие работы задаются самим произведением искусства, автор лишь отображает свой взгляд на музыку, живопись, литературу и т.д. с помощью различных средств  выразительности.

Существует и философское  эссе. В центре авторского внимания стоят теории философии, рассуждения  о человеке и о мире вообще.

Существующая классификация  эссе на повествовательное, описательное, аналитическое, критическое, рефлексивное и др. является довольно сомнительной, так как любой текст эссе может  сочетать в себе несколько данных характеристик одновременно.

По мнению А.А. Муравьевой23, правильнее было бы разделить эссеистические произведения на: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, или "серьезное", где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Высказывая свою точку зрения, автор прямо или косвенно (завуалированно, с помощью приема иллюзии объективности), использует функцию убеждения, которая является доминирующей функцией жанра эссе. 

Итак, в ходе рассмотрения истории возникновения и развития жанра эссе в публицистике, были выявлены некоторые особенности. Зарождение жанра эссе началось задолго до появления первых печатных СМИ, а точнее, с «Декламаций» Лукиана, «Диалогов» Платона, трактатов Цицерона. Также к истокам эссеистики относят древнерусский жанр «Слово».

Жанр эссе активно проявляет  себя в переменные времена для  общества, когда происходит формирование принципиально нового, отличного  от прежнего, мировоззрения.

Являясь одновременно жанром философским, литературным и публицистическим, эссе все же отдаляется от философии  и все больше относится к литературе, так как в отличие от философии  в эссеистике на первом месте не истина, а интуитивное или опытное  познание. Вместе с тем, жанр эссе является более публицистическим, нежели литературным, поскольку, если в литературе существует ирреальность героя, места или времени, то текст эссе раскрывает читателю правдивую действительность, но раскрывает так, как ее принимает сам автор.

Жанр, эссе близок к аналитическим  текстам, благодаря предмету своего отображения, находящемся во внешнем  мире; оценочности; целевым установкам таким, как описать явление в деталях, давая событию прогноз; благодаря теоретическому подходу автора в написании работы. Еще больше данный жанр приближается к художественно-публицистическим жанрам, поскольку возможен эмпирический подход автора; типизация реально-документальной действительности; эмоции автора опережают место факта; в текстах всегда используются средства художественной выразительности, и сам текст появляется в свободном потоке мыслей; эссе присуща парадоксальность.

Отсюда становится ясно, что эссе это смежный жанр, умело  сочетающий в себе признаки, как  аналитики, так и художественности, это происходит благодаря широте выполняемых текстами функций и  выбору авторского подхода в собственной  работе. То, что будет стоять на первом месте: факт или его же мнение, во многом определяет судьбу его текста.

Происходит все большая эссеизация печатных материалов. Можно привести самый яркий пример – появление блога, который реализует себя именно в эссеистской манере письма.

Большой объем информации приводит к тому, что аудитория  имеет возможность выбирать не только текст, интересный каждому читателю в отдельности, а также точку  зрения пишущего и самого автора.

Публицистика становится более персонифицированной, сам  автор уже не является обезличенным источником информации, теперь он интерпретирует эту информацию, вызывая тем самым  интерес читающей аудитории к  своей персоне.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ эссе в современных периодических изданиях.

 

2.1. Владимир Соболь. Человек человеку – кто? (газета «Невское Время») 

Мы проанализировали Владимира Соболя: «Человек человеку – кто?». Информационным поводом для этого произведения послужила статья другого журналиста. В тексте автор не упоминает ни имени журналиста, с которым вступает в полемику, ни названия издания или материала, считая это не нужным. Автор цитирует другого журналиста, ссылаясь на стороннее СМИ. Читателю не предоставляется возможность составить собственное мнение о материале, с которым не согласен автор и он вынужден расценивать мысль эссеиста, верной, как своеобразную «точку отсчета».

Материал начинается с  постановки проблемы «межнациональных конфликтов» и «войны цивилизаций»24. Автор обозначает свое отношение к проблеме, вызывая читателя на спор, риторическим вопросом: «А может, уместнее, наоборот, «опуститься» до человека и вспомнить, что каждый из нас – личность?»25.  На протяжении всего материала прослеживается классическая черта эссеистского материала – движение от частного к общему. Соболь цитирует неизвестного журналиста, вскользь рассказывает о его статье, приводит цитату. От единичного случая из статьи неизвестного журналиста, автор движется к совершенно общему, философичному рассуждению о двадцатом веке и человеческих качествах.

В материале ярко выражена личность автора, в тексте неоднократно встречаются субъективные оценки: «Приятно, что коллега вспомнил о князе Валериане Мадатове», «Это неправильно» и т.д.26  Композиция, лексика, суждения позволяют нам понять авторскую  позицию. Соболь приводит цитаты, примеры событий, чтобы обосновать свою точку зрения. Так, в конце материала автор вставляет цитату Редьярда Киплинга «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток…»27, которая выступает логическим завершением рассуждений автора, подтверждая его позицию.

В этом материале явно прослеживается эссеизация текста. Смешение жанра происходит практически непроизвольно. Автор в начале текста замечает: «Приятно, что коллега вспомнил о князе Валериане Мадатове, знаменитом генерале русской армии, герое моего романа – в полном смысле этого выражения. Я не только восхищаюсь этим гусаром и храбрецом, но написал его историю в четырёх книгах»28. После чего, начинает расписывать историю самого князя. В тексте присутствуют множество исторических ссылок, описательных конструкций, присущие жанру исторического романа, очевидно, близкому автору. Рассказывая про Валериана Мадатова, автор всё же не забывает про проблему. Соболь дает понять, что не важна национальность, важна человеческая порядочность и храбрость: «Он был русским офицером, но сумел сохранить связь с землёй, в которой родился. Он воевал отчаянно храбро, но уважал противника, видел в нём равного себе. И когда умер при осаде турецкой крепости, командующий гарнизоном приказал открыть ворота, чтобы похоронить храброго и благородного Мадат-пашу на христианском кладбище».

После рассказа о князе  Мадатове, автор выносит проблематику на современность: «Увы, сейчас времена иные. В ХХ веке война стала тотальной, и сил, чтобы оказать почести мужественному врагу, уже не осталось. Мы разучились видеть в людях их личные качества…». К этому времени, читатель уже на стороне автора и вместе с ним сетует на человеческое несовершенство. Тем самым автор заставляет читателя задуматься о происходящем, расширяя его мировоззрение, подталкивая на развитие. Автор подкрепляет свое суждение тем, что приводит часть цитаты классика Редьярда Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут…». Но сразу же дает субъективную оценку: «Это неправильно, и прежде всего потому, что из великой баллады Редьярда Киплинга вырвана цитата, которая не открывает истинного пафоса сочинений британца…». В конце материала, Соболь приводит цитату целиком. Материал в данном случае выполняет воздействующую, воспитательную функции, а так же функцию освещения социально-значимых событий. 

После слов о современности, автор рассказывает нам еще одну «человеческую историю» - о бароне Торнау. История о том, как барон, служивший в разведке, решил «расцветить карту Кавказа хотя бы в немногих точках». Проводниками Торнау стали братья из знатной горской семьи, которые когда-то провинились перед царем и лишись земель. За помощь «нашему агенту» им обещали вернуть земли, но по возвращению были обмануты. Автор указывает на то, что нужно быть критичным, заставляет на примере истории понять, что «мы» тоже можем быть «плохими». Он рассказывает о том, что Барон, как человек чести, боролся до последнего и добился своего, вернул земли братьям. Но в следующем походе ему отомстили, и он попал в плен. После двух лет заточения, те самые братья освободили его, в память о выполненном уговоре, в знак уважения и верности. Соболь показывает нам, что важен сам человек и его поступки.  

Все эти темы в совокупности, позволяют понять основную идею материала – при возникновении проблемы, нужно обращаться к личности, а не к нации, к которой он принадлежит.  После полной цитаты Редьярда Киплинга, которую автор приводит в конце материала, он добавляет свою ремарку: «Вот о чём писал Киплинг – если человек по-настоящему сильный, то в другом он видит прежде всего человека»29. Тем самым, автор призывает читателя быть «сильным человеком», выполняя воспитательную функцию.

 Таким образом, автор, высказывая свою позицию на тему национальностей и личности человека, не старается привиться личную точку зрения читателю, но призывает задуматься. Публицист способен заставить аудиторию размышлять шире одной проблемы, именно переходя от частного к общему, от локального к глобальному.

 

2.2. Дмитрий Быков.  Евразийское. (издание «Новая Газета»)

Использование элементов  эссе в других жанрах периодической  печати, и наоборот, является процессом, который сегодня становится все  популярнее, называется эссеизация.

Мы проанализировали Дмитрия Быкова «Евразийское».  Это любопытный пример проявления свойств эссеистики в других жанрах.

Тема выдержана одна на протяжении всей работы – гипотезы активиста, политолога, философа Дугина о евразийстве (сверхдержаве, состоящей из стран, входивших ранее в состав СССР) и скептическое отношение к этим гипотезам самого Быкова.

С первого же абзаца мы видим, что крайне субъективное отношение автора к Дугину если и не отрицательное, то насмешливое. Быков с сарказмом пишет: « Я в восторге от подобных эдиктов и других его мыслительных взбрыков», и позже добавляет: «Березовский, разумеется, помер. Но ведь Дугин вообще не рождался!». Автор всеми способами снижает авторитет Дугина в глазах читателя.

Информация о работе Эссе в современных периодических изданиях