Эмоционально окрашенная лексика в газетном стиле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

«Публицистика, которую называют «летописью современности», так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д. Она тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы».1 Публицистический стиль оказывает влияние на жизнь всего общества, что обуславливает актуальность темы.

Файлы: 1 файл

Эмоционально окрашенная лексика в газетном стиле.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

«Публицистика, которую называют «летописью современности», так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д. Она тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы».1 Публицистический стиль оказывает влияние на жизнь всего общества, что обуславливает актуальность темы.

Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет свои разновидности. Выделяются радиопублицистика, кинопублицистика, телепублицистика, газетная публицистика и т.д. В каждой из них, помимо общих черт, свойственных публицистике, формируются свои лингвостилистические различия. Здесь будет говориться о газетной речи, поскольку она наиболее изучена, чем остальные разновидности публицистики, хотя исследования начались сравнительно недавно.

Целью работы является выявление особенности употребления эмоционально окрашенной лексики в текстах газет. Методика работы традиционная - наблюдение за лексикой определенных газет, сопоставление и описание эмоционально окрашенной лексики в них.

В наше время журналисты все чаще стали использовать в своих статьях оценочную сниженную лексику, чтобы добиться экспрессивности высказывания. В дальнейшем будут рассмотрены примеры этого явления, а лексика будет классифицироваться по характеру и кругу своего употребления, для чего существуют специальные пометы в словаре.

Анализ лексики газет предполагает осознание специфики темы - обзор научной литературы.

Г. Я. Солганик. Русский язык. М. 1995 - стр.214

публицистический стиль

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЯХ

Функциональный стиль - это своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией.2

Обычно выделяют пять основных функциональных стилей:

1. Научный

2. Официально-деловой

3. Публицистический

4. Художественный

5. Разговорно-бытовой,

которые в свою очередь распадаются на частные разновидности в зависимости от проявления в речи конкретных задач и ситуации общения, жанра и т.д. Отдельное высказывание или целое значительное произведение может представлять функциональный стиль необязательно в его чистом виде. Самые общие стилистические особенности речи создаются, прежде всего, в зависимости от того, в какой сфере происходит общение - научной, эстетической, правовой и т.д. Задачи общения в той или иной сфере определяют основные, фундаментальные особенности текста в данной области.

Представленная классификация функциональных стилей не является единственной. Известны попытки дать систематизацию и на других основаниях. Так, Д.Н.Шмелевым, предложена характеристика стилей на основе структуры речевого акта. Однако она не является дифференциальным признаком для классификации, так как она присутствует в любой сфере речи.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.. 1993. - стр.50.

Обычно тот или иной функциональный стиль характеризуется рядом специфических стилевых черт, которые в свою очередь создаются и кругом определенных языковых единиц, и специфичной речевой системностью данного стиля. Однако «набор» стилевых черт не так уж многочислен, и поэтому нередко та или иная стилевая черта оказывается присущей одновременно нескольким стилям. Например, точность называют стилевой чертой и научного, и делового, а иногда и других стилей. То же касается и образности, логичности и других стилистических признаков речи.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мысли в области науки оказывается понятие, а языковое воплощение динамики мышления выражается в суждениях и умозаключениях, следующих одно за другим в строгой логической последовательности. Мысль здесь строго аргументирована, ход логических рассуждений особо акцентируется. Назначение науки - вскрывать закономерности. Отсюда обобщенный и абстрагированный характер мышления, определяющий своеобразие научной речи.

Официально-деловая речь несет на себе стилевую окраску долженствования. Речевому воплощению основных функций права способствует такая черта как точность, не допускающая инотолкования. Точность формулировок правовых норм и необходимость абсолютной адекватности их понимания (толкования) - идеал законодательных текстов, способствующий «безотказной» реализации регулировочной функции права. Кроме отмеченных черт официально-деловой речи свойственна своего рода безличность выражения, точнее неличный характер общения и речи. Поскольку в правовых отношениях все регламентировано, а общение осуществляется по определенным стандартам, большую роль в деловой речи играют фразеологизмы, устойчивые словосочетания, не отличающиеся эмоциональностью и экспрессивностью.

Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, в том числе и типичные для них. Они используются не в полном составе, «заимствуется» не весь стиль, а отдельные его языковые средства, хотя и имеющие окраску этого стиля. Художественный стиль в целом отличается от других функциональных стилей и тем, что если те характеризуются какой-либо общей стилевой окраской, то в художественном - многообразная гамма стилевых окрасок используемых языковых средств.

Под разговорным стилем понимают обычно особенности и колорит устной речи носителей литературного языка; вместе с тем разговорный стиль проявляется и в письменной форме (записки, частные письма). Наиболее обычная область употребления - бытовая, обиходная. Наиболее общими специфическими чертами разговорного стиля речи являются непринужденный, и даже фамильярный характер речи (и отдельных языковых единиц), конкретизированный (а не понятийный), прерывистость, непоследовательность ее с логической точки зрения, эмоционально-оценочная информативность и эффективность.

Публицистический стиль оказывается особенно сложным и разветвленным, с многочисленными переходными явлениями. Основные его подстили - собственно публицистический в узком смысле слова (памфлеты, очерки и т.д.), газетный и политико-агитационный (воззвания, прокламации, выступления на митингах).

ГАЗЕТНЫЙ СТИЛЬ3

Газетный стиль как вид массовой коммуникации, оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности его задач и условий общения.

Газета отличается существенным своеобразием условий творчества: она создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве другого. Отметим еще многообразие газетных жанров, наличие внештатных корреспондентов, публикации на страницах газет материалов других сфер общения (объявлений, приказов, распоряжений, проектов законов). Все это накладывает отпечаток на стилевые особенности языка в целом.

В результате почти неизбежно возникают речевые стандарты. Одной из важных причин порождения стандартов, а иногда и газетных штампов является стремление к экспрессивности высказывания. Поиски способов экспрессивности в особых условиях «газетного творчества» вызывают быстрый переход экспрессии в стандарт, когда даже оборот, удачный с точки зрения критериев выразительности, будучи подхваченным многочисленными корреспондентами во многих газетах, очень быстро, на глазах читателей, «стирается», превращаясь в штамп.

Основной стилистический принцип публицистики В. Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Важно, что именно в газетной публицистике в отличие от других речевых разновидностей это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В. Г. Костомарова

Экспрессивная функция газеты, обусловленная ее воздействующей направленностью на адресата, вызывает, прежде  всего, открытую

' Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М . 1993. -стр.183-190.

оценочность речи. Последняя - особенно остро является в полемике, в критической оценке противоположных мнений, в различных оценках нашей действительности. Оценочность выражается, прежде всего, в лексике: в сравнительно той частотности качественно-оценочных по семантике прилагательных и существительных; в характере метафоризации; в отборе фразеологии; в особенностях использования синтаксических средств. Именно открытой оценочностью, явным выражением партийной, общественной или иной позиции автора публицистический стиль отличается от художественного, и именно в этой черте есть важная примета и свойство публицистичности стиля. В отличие от художественных произведений в публицистике не подтекст, а сам текст вполне определенно выражает авторское отношение к излагаемым фактам.

Воздействующей направленностью публицистики прошлых лет определялись и другие стилевые черты. Призывности, лозунговый характер выражения в прессе прошлых лет и проявлялись в побудительном характере речи, обращениях к читателю, вопросах, восклицаниях, простота и доступность — в сравнительной несложности синтаксиса конструкций, в использовании общеупотребительной лексики комментировании привлекаемой терминологии. В последнее время реализация пропагандистской функции почти лишена лозунгового характера и выражается через оценочность, иронию.

Речевая выразительность, экспрессия реализуются в стилевом «эффекте новизны», в стремлении к необычности, свежести словосочетаний, а значит, и семантики слов и, в желании избегать повторений одних и тех же слов (помимо терминов), оборотов, конструкций в пределах небольшого контекста, в широком применении средств словесной образности, экспрессивного синтаксиса.

Свойственная газете рекламность выражается в особенностях заголовочных   предложений,    в   использовании   подзаголовков в обращениях к читателю, проблемных вопросах и других способах и средствах.

На стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное влияние оказывает массовый характер. Конкретный корреспондент выступает обычно не от имени какого-то одного лица или узкой группы, лиц, а выражает позицию, определённой партии, общественной организации, политической платформы или группы лиц. Ранее это определяло наличие в газетной речи своеобразной собирательности, которая находила свое выражение в особенностях значений функционировании языковых единиц (в своеобразии категории лица: использование 1-го и 3-го лица в обобщенном значении; в повышенной частотности местоимений мы, наш и в особенностях их употребления), то для современной газетной речи эта черта не столь характерна. Собирательность как выражение духа коллективизма, массовости создает впечатление значительности высказывания. Это было особенно характерно для газет доперестроечных лет. Однако нередко наблюдаемый в тексте разрыв между словом и делом («показуха») вызывает негативную реакцию читателя. Потому эта черта и уходит в прошлое. Современной газете более, чем прежде, свойственно проявление индивидуального стиля, авторское начало (так же как и речь от 1-го лица); кроме того, непринужденная диалоговая форма изложения содержания обсуждаемой проблемы. Последнему способствует активизация жанра интервью. Другая сторона указанного выше стилеобразующего единства информационная функция — воплощается в таких особенностях публицистического стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. Такими стилевыми чертами являются:

1) документализм, проявляющийся в объективности и проверенной фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно определить как подчеркнутую точность выражения (термины, ограниченность мётафоризации, профессионализмы);

2) сдержанность, некоторая официальность либо «нейтральность», подчеркивающие (на фоне экспрессивности газетной речи) значимость факта информации;

3) известная обобщенность и понятийное гь изложения;

4) аргументированность излагаемого.

Обычно считается, что публицистический стиль находится как бы пересечении научного и художественного стилей. Во всяком случае, он действительно использует приемы и средства этих стилей и оказывается областью межстилевых взаимодействий, что приводит к усложнению его структуры. Если учесть широко представленную в газете последних лет устно-разговорную стихию, то налицо своего рода многостильность.

То, что публицистический стиль, как и художественный, отличается своеобразной многостильностью, вызывает закономерный вопрос о целостности   публицистического    стиля    и    особенно газетного подстиля.   Нет   сомнений,   что   в   русском   языке присутствуют специальные публицистические и газетные средства.

В узком системно-языковом аспекте, без учета аспекта функционального, специфических газетизмов в русском языке, действительно не так много, однако они все же есть. Если же учитывать особенности функционирования языковых средств и их контекстуальные стилистические значения и окраски, то существование газетного стиля не вызывает сомнений.

К газетизмам, во всяком случае, характерным для газетной речи языковым средствам (с учетом их значений и функций), можно отнести языковые явления и единицы, которые, будучи широко употребительными именно в этой сфере, в то же время почти не употребительны в других речевых сферах и тем самым несут на себе печать «газетное™»: свершения, начертан, сплоченность, единодушно, держша, чаяния, грядущий и др. в газетах прежних лет и новые: судьбоносный, политический тюрачизм, гражданское согласие,

консолидация, перестроечный, раскрестьянивание, командная система, заедитцик, аграрий, разгосударствление и др., в том числе слова с отрицательной оценочностью: происки, вояж, обуздание, бесчинства, злодеяния, военщина, возня, марионетка, молодчики и новые: показуха, чернуха, автократия, экстремистский, боевики, аппаратчик, деструктивные силы, номенклатура.

Для газеты характерны новые значения у ряда слов (обычно содержащие оценочность), не имеющие общеупотребительного характера и даже не приемлемые, однако широко используемые в газете. Имеются в виду случаи расширения значений у слов: рубеж, служба, проблема, эскалация, география, график и др.

Информация о работе Эмоционально окрашенная лексика в газетном стиле