Источники классического текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

Во всей этой объемной и разносторонней работе, имеющей первостепенное значение для обогащения духовной культуры народа, для развития многих наук и отраслей знаний, ощутим вклад нескольких поколений русских литературоведов и редакторов-текстологов. Изучение богатого опыта в этой области имеет значение не только для развития книговедения и других гуманитарных наук, но и для совершенствования издательского дела в одном из его самых важных направлений, так как знание основ текстологии необходимо для каждого редактора. Цель данной работы ‒ охарактеризовать источники классического текста, раскрыть их значение и проблему степени достоверности каждого из этих источников, а также задачи текстолога и редактора при работе с ними.

Содержание работы

Введение
Источники классического текста
Задачи текстолога и редактора при работе с источниками текста
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Текстология.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

Московский государственный университет  печати

Факультет издательского дела и  журналистики

Кафедра издательского дела и редактирования

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Текстология»

Источники классического  текста

 

 

 

 

 

                               Выполнила: Сабирова Ильгиза Алиевна 

                               5 курса заочного отделения (ЗКИр 5-1)

                               № зачётной кн. – РД 085/08

                               тел. 8-963-639-90-16

                               Проверила: Зимина Любовь Васильевна

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МГУП 

2012/13

 

 

Содержание

 

 

Введение

  1. Источники классического текста
  2. Задачи текстолога и редактора при работе с источниками текста

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Совершенствующееся издание классических произведений художественной литературы ‒ один из общеизвестных и общепризнанных показателей высокого уровня российской книжной культуры. Выпускаются собрания сочинений, отдельные издания виднейших писателей мира. Систематически выходят в свет издания классиков русской литературы, подготовку которых ведут научные коллективы исследователей и высококвалифицированных редакторов крупнейших издательств.

Во всей этой объемной и разносторонней работе, имеющей первостепенное значение для обогащения духовной культуры народа, для развития многих наук и отраслей знаний, ощутим вклад нескольких поколений русских литературоведов и редакторов-текстологов. Изучение богатого опыта в этой области имеет значение не только для развития книговедения и других гуманитарных наук, но и для совершенствования издательского дела в одном из его самых важных направлений, так как знание основ текстологии необходимо для каждого редактора.

Цель данной работы ‒ охарактеризовать источники классического текста, раскрыть  их значение и проблему  степени достоверности каждого из этих  источников, а также задачи текстолога и редактора при работе с ними.

1. Источники классического текста

Основная задача текстологии заключается в подготовке и публикации доброкачественного в научном отношении текста, который в наибольшей степени выражает подлинные идейно-художественные взгляды автора. При этом должны быть в первую очередь учтены все имеющиеся первоисточники.

Во-первых, это автографы, т. е. собственноручные рукописи писателя, как законченные (беловые), так и незаконченные черновые (в виде всякого рода заметок и набросков), отражающие определенный этап в творческом процессе.

Во-вторых, авторизованные списки (копии), т. е. тексты, написанные рукою другого лица (переписчика, члена семьи и т. д.), но носящие следы авторской правки или имеющие прямое авторитетное свидетельство об идентичности этого текста автограф.

В-третьих, авторизованные печатные тексты (например, прижизненные публикации в периодических изданиях или отдельные издания; корректурные листы).

И, наконец, последней  группой источников следует считать списки или копии, не являющиеся авторизованными. Такие списки были широко распространены в первой половине XIX в., когда книги, равно как и периодические издания, выходили небольшими тиражами и стоимость их была высокой. Поэтому в среде читающей публики распространялись рукописные тетрадки и альбомы, в которые переписывались из журналов, альманахов, газет произведения, чаще всего стихотворения. Кроме того, в пушкинские времена и позже непременной принадлежностью каждой культурной семьи были альбомы, куда вписывались всякого рода посвящения, обращенные к их владельцам. Во многих из таких альбомов, ставших общественным достоянием в советское время, были обнаружены первостепенные по своей значимости автографические тексты поэтов первой половины XIX в. В дореволюционных журналах, особенно в 50‒60-е гг. XIX в. было опубликовано немало стихотворений Пушкина, извлеченных из таких альбомов, которые из рук владельцев и их наследников попадали в коллекции собирателей, в эпоху интенсивной ломки старых «дворянских гнезд».

В архивохранилищах России, объединяющих в своих фондах как подлинные рукописи писателей прошлого, так и другие рукописные материалы, имеются десятки и сотни написанных в разное время любителями поэзии тетрадок и альбомов стихотворений. Фонды пополняются новыми приобретениями; они изучаются и описываются в специальных изданиях, что делает их доступными широкому кругу исследователей. Особенно большую и планомерную работу по описанию рукописных материалов ведет Отдел рукописей Российской Государственной Библиотеки имени В. И. Ленина в Москве.

Отдел рукописей обязан своим рождением значительной коллекции ранних русских и славянских рукописей, собранной в конца XVIII ‒ начала XIX вв. Н. П. Румянцевым.

В состав материалов Отдела входят крупные самостоятельные фонды некоторых государственных учреждений ‒ Шуйского посада, екатерининской «Комиссии об уложении» (1767), Библиотеки Генерального штаба, Московского комитета духовной цензуры, общественных организаций и редакций журналов «Русская мысль» (1880-1918), сытинской газеты «Русское слово» (1894-1918). Здесь имеются фонды ряда научных обществ России, таких как Общество истории и древностей российских, Общество любителей российской словесности, Общество русских врачей, Общество древнерусского искусства, Общество любителей духовного просвещения.

Рукописный отдел хранит ряд  коллекций, составленных из масонских рукописей и документов масонских лож, существовавших в России. Среди них ‒ материалы С. С. Ланского, С. В. Ешевского, В. С. Арсеньева, Д. И. Попова.

Отдел хранит родовые фонды известных  русских дворянских семей (Апраксины, Воронцовы, Каменские, Корсаковы, Румянцевы, Шереметевы), промышленных династий, землевладельцев.

В составе материалов отдела находятся личные фонды известных деятелей общественного и революционного движения ‒ декабристов, А. И. Герцена и Н. П. Огарева, П. А. Кропоткина; крупных политических и общественных деятелей дореволюционной России ‒ А. Д. Меньшикова, А. Н. Муравьева, А. С. Норова, П. Д. Киселева, М. И. Кутузова, Д. А. Милютина, К. П. Победоносцева; церковных иерархов ‒ Фотия (П. Н. Спасский), Леонида (Л. В. Краснопевков), Филарета (В. М. Дроздов), Леонида (Л. А. Кавелин), Никона (Н. И. Рождественский), Платона (П. Г. Левшин); известных русских историков ‒ Н. М. Карамзина, М. П. Погодина, Т. Н. Грановского, Я. Д. Барскова, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева.

Отдел рукописей хранит фонды ведущих деятелей культуры и литературы, русских классиков. Среди них материалы Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, В. В. Розанова, И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета (Шеншин), А. П. Чехова и др. Имеются также архивы ряда советских писателей и поэтов, в том числе И. Э. Бабеля, А. А. Блока, М. А. Булгакова, С. А. Есенина.

К настоящему времени в России существует широко разветвленная сеть государственных архивов, надежно обеспечивающих хранение и использование документов различных эпох ‒ с древнейших времен до наших дней. Во многих центральных архивах Москвы и Санкт-Петербурга хранятся рукописи русских писателей, а также документальные материалы, лежащие в основе изучения той или иной эпохи, деятельности отдельных исторических лиц и т. д. При изучении истории русской литературы исследователи часто и планомерно обращаются за разысканием материалов в архивы.

В наше время  проводится в жизнь программа  развития всех сторон архивного дела, в том числе создания наиболее полных путеводителей и сводных указателей. Это должно способствовать повышению уровня текстологической работы.

Из числа справочных изданий подобного рода необходимо отметить такие, как «Государственные архивы Союза ССР. Краткий справочник» (М., 1956); «Центральный государственный исторический архив в Ленинграде. Путеводитель» (Л., 1956); «Государственный исторический архив Московской области. Путеводитель» (М., 1961), а также трехтомный «Путеводитель» по фондам Центрального государственного архива литературы и искусства» («Искусство» — М., 1959, «Литература» — М., 1963; вып. 3 — «Фонды, поступившие в ЦГАЛИ СССР в 1962—1966 г.».— М., 1968); Архивы России: Москва и Санкт-Петербург: Справочник-обозрение и библиографический указатель/ Сост. П.К.Гримстед, Л.В.Репуло, И.В.Тункина и др. Ред. В.П.Козлов, М.Д.Афанасьев, П.К.Гримстед и др. М.: Археографический центр, 1997; Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат. Краткий справочник/ Сост. О.Ю.Нежданова. Ред. В.П.Козлов. - М.: Росархив, 1994.

 

  1. Задачи текстолога и редактора при работе с источниками текста

Работа с рукописью  начала XIX в. имеет свои особенности, которых может не быть при обращении к рукописи писателя другой эпохи. Рукопись может быть черновой и беловой; степень ее сохранности и другие обстоятельства (например, наличие механических повреждений, результаты воздействия неблагоприятных условий хранения, качество бумаги и чернил и т. д.) могут создать ряд дополнительных трудностей.

Работа над рукописью  начинается с ее чтения, в результате которого текст воспринимается как  единое целое, состоящее из отдельных  слов, каждое из которых правильно прочитано и осмыслено в контексте фразы, отрывка. При этом нужно иметь в виду, во-первых, что рукописи вплоть до середины XIX столетия писались почерком, существенно отличающимся от современного. В скорописи даже пушкинского времени сохранялись некоторые начертания букв, восходящие к почеркам предшествующих эпох («устав» и «полуустав»). Без знания этих особенностей рукопись прочитать крайне трудно. Вплоть до последних десятилетий XIX в. тексты воспроизводились, в основном, рукописным способом, причем до конца 40-х годов «орудиями производства» пишущего были гусиное перо и карандаш. Большое значение имеют качество бумаги и чернил, а также индивидуальные особенности почерка.

Во-вторых, понятие «рукопись» означает и рукопись беловую, т. е. законченную  и переписанную начисто, и черновики. Читать деловые бумаги, переписанные сто и более лет назад каллиграфическим почерком, и сейчас почти не составляет никакого труда, особенно если это документы всякого рода высших государственных учреждений, которые писались на плотной, хорошо проклеенной белой бумаге чернилами, выдерживающими длительное испытание временем.

Совершенно другое дело ‒ чтение всякого рода черновиков, заметок, набросков и других рукописей, являющихся материалами подготовительного характера, отражающими различные этапы творческого процесса писателя.

Достаточно познакомиться  с факсимиле черновых рукописей Пушкина, Л. Толстого, Достоевского, чтобы понять, как трудно их читать.

Для успешного совершенствования  в чтении рукописей имело громадное  значение использование методов  фотографического  воспроизведения текстов.

В настоящее время  большими достижениями отмечена работа реставраторов документально-исторических материалов, которые, используя новейшие научно-технические средства, возвращают жизнь документам и другим письменным источникам.

Очень важным этапом текстологической работы является группа проблем, связанных с атрибуцией, т. е. с установлением на основании бесспорных доказательств принадлежности рукописи (или анонимного печатного текста) определенному автору.

В истории развития литературы, ее изучения при подготовке к изданию собраний сочинений приходится часто сталкиваться со случаями, когда наследие того или иного автора пополняется новыми произведениями. Это обычно бывает, когда обнаруживаются тексты произведений, не являющиеся автографами данного писателя или не имеющие точных указаний на принадлежность рукописи определенному автору (документально-фактическое свидетельство, несомненная связь с ранее известными произведениями, подтверждение достоверными показаниями современников и т. д.). Не менее важной проблемой этого процесса является доказательство авторства, определение подлинности произведения, если оно подписано (в рукописи или публикации), но есть сомнения в достоверности подписи. Наконец, бывают случаи, когда становится необходимым разоблачение литературной мистификации, так как появляются произведения, приписываемые перу известного писателя, но на самом деле являющиеся плодом творений других лиц.

Несмотря на то, что каждый в отдельности случай атрибуции текста отражает самые различные по характеру обстоятельства, связанные с идейным обликом автора, судьбой его литературного наследства, степенью наличия документальных материалов о нем и изученности его биографии и творчества, все же можно сделать попытку разделить методику атрибуции на две группы.

Первая ‒ это случаи решения вопроса на основании различных сведений, относящихся к внешней истории атрибутируемого текста, а не исходящие непосредственно из него.

Такими элементами могут  быть прежде всего документально-фактические  доказательства, например, сведения, содержащиеся в официальном делопроизводстве (цензурный архив, архив редакции журнала или издательства и т. д.). Сюда же следует отнести и авторитетные эпистолярно-мемуарные свидетельства, среди которых предпочтение должно отдаваться материалам, тесно связанным с личностью атрибутируемого автора (письма, дневники и прочие записи самого автора, где могут содержаться указания на атрибуцию того или иного текста). Здесь следует подчеркнуть особую важность разработки документально-фактической основы биографии автора. Так, установление и расширение круга лиц, близких автору, открывает возможности поисков среди материалов, относящихся к последним; определение изданий, в которых сотрудничал автор, места, где он жил, и т. д. также открывает порою неожиданные перспективы для исследователя.

Вторая группа — случаи определения  атрибуции непосредственно из  атрибутируемого текста, его идейно-художественного содержания и особенностей языка и стиля. В данном случае атрибуция основывается на сопоставлении традиционных текстов, уверенно связываемых с именем определенного автора, с текстами, авторство которых или неизвестно совсем, или сомнительно.

Информация о работе Источники классического текста