Индустрия моды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:25, доклад

Описание работы

ИНДУСТРИЯ МОДЫ (fashion industry)- сектор сферы услуг, занятый формированием у покупателей образа «модной» продукции, ее производством и реализацией. В последние годы в
России стремительно расширяющийся рынок модной одежды открывает новые, перспективные возможности для энергичных, предприимчивых молодых дизайнеров, и создались весьма благоприятные условия для развития собственного бизнеса в индустрии моды.

Файлы: 1 файл

индустрия моды.docx

— 85.37 Кб (Скачать файл)

1.ИНДУСТРИЯ МОДЫ (fashion industry)- сектор  сферы услуг, занятый формированием у покупателей образа «модной» продукции, ее производством и реализацией. В последние годы в

России стремительно расширяющийся  рынок модной одежды открывает новые, перспективные возможности для  энергичных, предприимчивых молодых  дизайнеров, и создались весьма благоприятные  условия для развития собственного бизнеса в индустрии моды.

Первый и главный вопрос, который задает себе любой начинающий предприниматель, планирующий свой бизнес: «Есть ли перспективы развития у выбранной отрасли?» От этого  будет зависеть, сможет ли вновь  созданное предприятие найти  свою нишу на рынке, пробрести заказчиков и стать успешным и процветающим.

Есть ли перспективы развития у современной российской индустрии  моды? Ответ однозначен. Да, есть, и  при том самые блестящие.

В Западной Европе на одного человека, согласно статистическим данным, приходится до 14 обновок в год, в  то время как в России на одного жителя провинции приходится 1,26 новых  предметов одежды. Очевидно, что  в случае отсутствия, каких –  либо кардинальных потрясений Россия  в ближайшее десятилетие по своему развитию и уровню жизни почти  вплотную приблизится к развитым странам Западной Европы, и, следовательно, можно утверждать о, как минимум, десятикратном росте спроса на модную одежду. Эта великолепная перспектива  делает вложения в индустрию моды чрезвычайно выгодным делом, которое  может принести своему владельцу  немалые дивиденды.

Следует учитывать и то, что большинство российских фабрик одежды – крупные промышленные предприятия, и, следовательно, достаточно неповоротливы  в своей реакции на изменения  покупательского спроса. Ткани и  лекала, которые используют крупные  фабрики, морально устарели. Лишь немногие из фабрик (например, петербургские  фабрики «Первомайская заря»  и «FOSP») оказались способны создавать новые современные брэнды в одежде. Таким образом, появляются великолепные условия для развития малого и среднего бизнеса, способного в кратчайшие сроки создавать новую коллекцию в соответствии с самыми последними модными тенденциями.

Поскольку большинство специалистов в индустрии моды связаны с  созданием одежды массового спроса, понятно, что создание, продажа и  продвижение моделей «прет–а–порте» существенно отличается от аналогичных  процессов коллекции «от кутюр». Основное внимание сосредоточено именно на особенностях коммерческого дизайна, закупок, продаж и продвижения тех  моделей одежды, которые могут  быть предложены массовому потребителю.

                                           

                            

 

 

 

2. Объекты индустрии моды.

Мода является социальным феноменом. Главное назначение модных вещей – удовлетворять эстетические потребности и сигнализировать  о социальном статусе их владельца.

Научное объяснение моды как  социального феномена впервые дали в конце 19 – начале 20 вв. американский экономист  Торстейн Веблен и немецкий социолог Георг Зиммель, создатели теории «просачивания» («trickle-down» theory). По их мнению, мода создается в элитных социальных группах для подчеркивания своего отличия от простых людей. Стремясь подражать элите, средние и низшие слои постепенно перенимают модные «новинки». Когда мода «просачивается» вниз, она утрачивает свою новизну, становится массовой и «вульгарной». Чтобы не утратить социальную дистанцию, элита вновь изобретает нечто новое и оригинальное. Этот цикл престижного потребления повторяется вновь и вновь.

В 20 в., по мере стирания классовой  поляризации, мода по прежнему служит для подчеркивания социальных различий, но уже не столько «высших» и «низших», сколько просто разных социальных групп. Например, молодежная мода подчеркивает различия между людьми разных возрастов. Кроме того, личный подбор модных товаров является средством самовыражения, подчеркивания своей индивидуальности.

Таким образом, модной продукцией заведомо не могут быть товары чисто  производственного потребления (турбины, станки и т.д.). Из товаров личного  потребления к модным, как правило, не относят те, которые нельзя потреблять демонстративно (мужское нижнее белье, др.).

К модной продукции в узком смысле слова относят некоторые группы товаров легкой промышленности, удовлетворяющие личные потребности граждан:

  • одежду;
  • личные аксессуары (чулки, перчатки, сумки, ремни, шляпы, шарфы, часы, ювелирные украшения и т.д.);
  • парфюмерию и косметику (духи, помада, лак для волос и др.);
  • домашние аксессуары (постельное белье, посуда, ковры и др.).

Основными отраслями, включенными  в процесс модной индустрии (экономики  моды) в узком смысле слова, считаются  текстильная, парфюмерная и парикмахерская промышленность, модельный бизнес.

Круг модных товаров имеет  тенденцию расширяться.

Изначально к модным товарам  относились почти исключительно  товары для женщин: считалось, что  только «прекрасной половине человечества»  прилично и необходимо постоянно  заботиться о внешней привлекательности. В 20 в., однако, с этим гендерным стереотипом перестали считаться – появилась мода и для мужчин.

Одновременно произошло  расширение круга модных товаров, связанное  с повышением публичности образа жизни. Например, если ранее потребление  пищи и стирка белья являлись сугубо приватными процессами, то теперь люди едят пищу и используют стиральные порошки, купленные в магазине. Поэтому  в современном обществе к модной продукции в широком смысле слова можно отнести почти все товары личного потребления (включая легковые автомобили, мебель, авторучки, прохладительные напитки и т.д.). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные этапы развития индустрии мод.

Становление модной индустрии  связано с параллельным развитием  престижного потребления и «общества  массового потребления».

До конца 19 в. индустрия моды отсутствовала, хотя сама мода как социальный феномен известна с античных времен. Дело в том, что пока уровень жизни основной массы населения оставался низким, ее потребление ограничивалось предметами первой необходимости с чисто функциональными свойствами. Модные товары (ювелирные украшения, изысканную одежду) покупали немногочисленные аристократы и богачи. Массовое производство модной одежды не могло возникнуть, пока не начал складываться массовый  средний класс.

Этапы развития индустрии  мод лучше всего заметны на примере производства модной одежды.

В период примерно с 1890-х до 1960-х производство модной одежды и  аксессуаров постепенно превращается из мелкого бизнеса в массовое производство и становится индустрией. Еще в середине 19 в. появились специальные журналы мод, которые рассказывали о тенденциях текущего сезона и ассортименте модных магазинов (о том, что «носят в Париже»).

В 1950–1960-е, в период формирования в развитых странах общества массового  потребления, развивается система  прогнозирования моды. Появление  фирм, специализирующихся на анализе  тенденций развития моды, связано  с тем, что массовое производство готовой одежды требовало принимать  «масштабные» и долгосрочные решения  о производстве и закупках. Поэтому  производитель массовой готовой  одежды начал зависеть не только от «причуд дизайнера», но от того, какие  ткани предлагает их производитель. Тот, в свою очередь, мог предложить только то, что позволяло изготовить сырье и нити, которые были в  наличие на рынке на данный момент. Чтобы на прилавке появилось платье модного цвета, актуальной фактуры  и оригинального фасона, надо было за 3 года до этого внести изменения  в технологию выращивания хлопка и одновременно создать формулу для производства красителя будущего полотна. Поэтому возникла система прогнозирования, которая предсказывала изменение доминирующей тенденции.

Начиная с этого периода, экономика моды разделилась на два  уровня – товары «от кутюр» (индивидуальные заказы для элиты) и «прет-а-порте» (массовое производство для среднего класса). Именно 1960–1980-е стали эпохой знаменитых парижских кутюрье – Коко Шанель, Кристиана Диора, Ива Сен Лорана, Юбера Живанши и др.

С 1990-х в индустрии модной одежды господствует «плюрализм», при  котором трудно говорить о каком-либо едином доминирующем стиле, тенденции  дробятся на множество трендов. Параллельно  с этим нарастает скорость изменений, поскольку информация о новых  стилях моментально распространяется благодаря новым средствам коммуникации. Если ранее индустрия моды ориентировалась  на взрослых и состоятельных покупателей, то к концу века мода заметно «омолодилась». Наконец, произошло снижение роли талантливых  стилистов – теперь моду задают не столько талантливые дизайнеры  и не столько столицы мод (как  Париж, Лондон и Нью-Йорк), сколько  фирмы-производители, пропагандирующие узнаваемые бренды.

Схожие тенденции –  переход от доминирующего стандарта кмножественности стандартов моды – можно отметить и в развитии других рынков модных товаров.

Индустрия моды формировалась  как феномен западноевропейской цивилизации, и вплоть до конца 20 в. ее не затрагивали инокультурные влияния. Глобализация 20 в. привела не только к трансляции европейской моды по всему миру, но и к проникновению в эту индустрию влияний стран Востока. В Японии появились производители модных товаров международного уровня (Исси Мияке, Йоши Ямамото и др.), всемирно известен парижский кутюрье японец Кензо Токада. Поскольку ожидается, что в 21 в. воздействие восточной культуры будет расти, следует ожидать и определенной «ориентализации» индустрии моды.

 

4.Функционирование индустрии моды.

Компании, занимающиеся производством, продажей и обслуживанием модной продукции, представляют собой гигантскую индустрию, дающую многомиллиардные доходы, но требующую очень крупных инвестиций. По некоторым оценкам, с начала 2000-х индустрия моды занимает 5-е место среди наиболее капиталоемких отраслей современной экономики.

Целью индустрии моды обычно считают удовлетворение спроса конечных потребителей модного продукта. Следует, однако, подчеркнуть, что в современном  мире формирование и распространение  представлений о том, что считается  модным, давно перестало быть стихийным  и стало важной отраслью экономики (частью маркетинга – рекламы и PR).

Рис. 1. Функционирование индустрии  модной продукции.

Современная индустрия моды основана не на «подстраивании» под уже сложившиеся потребности, а на прогнозировании и планировании. Изменения, в стилях одежды становятся известны за полгода до ее появления в магазинах, когда по результатам специальных демонстраций новых образцов журналисты-аналитики сообщают о новинках и основных тенденциях предстоящего сезона. В это же время в ходе «шоу-румов» (премьерных демонстраций) представители торговых фирм делают заказы на коллекции для магазинов. И только собрав весь пакет заказов, производители готовой одежды начинают производить коллекции массовым тиражом.

Производители модной продукции  делятся на две группы – прямые производители и контракторы.

Прямые производители – это компании (как, например, Levi Strauss and Co. в США), которые создают собственные торговые марки, разрабатывают модели, коллекции и затем производят их на собственных предприятиях. Крупных компаний такого типа очень мало. Чаще всего компании, которые сами «изобретают» и сами производят всю коллекцию полностью, занимаются мелкосерийным производством с изделиями ограниченного ассортимента и небольшого тиража.

Большинство же крупных производителей одежды и аксессуаров предпочитают вкладывать силы лишь в формирование моделей. Производством собственно готовых изделий занимаются предприятия-исполнители, контракторы. Если разработкой моделей одежды занимаются в основном специалисты из США и Западной Европы, то их изготовление осуществляется зачастую в странах «третьего мира» с дешевой рабочей силой. Даже в России большинство производителей одежды известных брендов передают примерно 80% заказов зарубежным контракторам (в основном из Юго-Восточной Азии).

Помимо доходов от изобретения  новых моделей и их производства прибыль получают от продажи лицензий – прав на использование логотипа «модной» фирмы на неконкурентной продукции  других компаний. Пионером лицензионного  бизнеса в индустрии моды считается  Pierre Cardin.

Модный бизнес характеризуется  наиболее высокой независимостью цены товаров от их объективной потребительской  ценности. Ценность бренда существует только в сознании потребителей и  при грамотной организации рекламной  компании можно сделать модной вещь с заурядными потребительскимисвойствами. Поэтому львиная доля себестоимости модных товаров приходится именно на рекламу и PR, а не на собственно производственные затраты.

Поскольку утилитарные функции  модных товаров имеют для потребителя  не первостепенное значение, то при  организации рекламных компаний часто используют двусмысленности. Кельвин Кляйн, создатель джинсов, показал в рекламе нового типа одежды молодую актрису под лозунгом «There is nothing between me and my Calvin`s». Что можно было понять как намек на отсутствие нижнего белья на девушке. Поскольку в США шла «сексуальная революция», то рекламный ролик вызвал взрыв популярности джинсовой одежды, хотя реклама не дала никакой информации о качестве товара. Подобное «создание образов» типично для рекламы всех видов модных товаров, например попытки рекламировать сорта пива как атрибута «независимости» и особого образа жизни. 

5.Классификация модных товаров.

Информация о работе Индустрия моды