Функции телевидения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 02:27, реферат

Описание работы

Цель исследования – всестороннее изучение функций телевидения.
Задачи исследования:
▪ изучить общую характеристику телевидения как СМИ
▪ провести анализ основных функций телевидения

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 3

Глава 1. Общая характеристика телевидения как СМИ………………….. 4

Глава 2. Анализ основных функций телевидения………………………… 9

Заключение………………………………………………………………… 21

Список использованной литературы…………………………………...

Файлы: 1 файл

Funktsii_televideniya.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Функции телевидения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………... 3

 

Глава 1. Общая характеристика телевидения как СМИ………………….. 4

 

Глава 2. Анализ основных функций телевидения………………………… 9

 

Заключение………………………………………………………………… 21

 

Список использованной литературы…………………………………... 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Телевидение сегодня является одним из наиболее массовых типов СМИ. Суггестивные возможности телевидения – огромны. Мы одеваем то, что нам показывают по телевидению, мы голосуем так, как нам скажут в телевизоре, нам нравятся те люди и герои, которых показывают по телевизору. Можно утверждать, что развитие телевизионной индустрии оказало существеннейшее информационное и социальное воздействие на общество.

Как СМИ телевидение выполняет определенные функции, через которые роль телевидения раскрывается в наибольше степени. Эти функции разнообразны и степень их выраженности в каждом конкретном телепродукте зависит от тех целей, которые изначально ставились разработчиками. Однако, рассматривая функции телевидения в целом, мы сможем выстроить обобщенную картину понимания сущности телевидения.

Объект исследования – телевидение.

Предмет исследования – функции телевидения.

Цель исследования – всестороннее изучение функций телевидения.

Задачи исследования:

▪ изучить общую характеристику телевидения как СМИ

▪ провести анализ основных функций телевидения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика телевидения как СМИ

 

Телевидениеi способноi охватитьi самыеi широкиеi слоиi населения,i дажеi те,i которыеi остаютсяi заi пределамиi влиянияi другихi средствi массовойi коммуникации.i Этаi способностьi телевиденияi объясняетсяi особенностямиi егоi физическойi природы,i определяющимиi спецификуi телевиденияi какi средстваi созданияi иi передачиi сообщения.

Первоеi –i способностьi электромагнитныхi колебаний,i несущихi телевизионныйi сигнал,i принимаемыйi телевизором,i проникатьi вi любуюi точкуi пространстваi (вi зонеi действияi передатчика).i Мыi называемi этуi способностьi вездесущностьюi телевидения.

Второеi –i способностьi передаватьi сообщениеi вi формеi движущихсяi изображений,i сопровождаемыхi звуком.i Мыi называемi этоi свойствоi экранностьюi телевидения.i Благодаряi экранностиi телевизионныеi образыi воспринимаютсяi непосредственно-чувственно,i аi потомуi доступныi самойi широкойi аудитории.

Третьеi –i способностьi сообщитьi вi звукозрительнойi формеi оi действии,i событии,i поi словамi Эйзенштейна,i «вi неповторимыйi моментi самогоi свершенияi его».i Одновременностьi действия,i событияi иi отображенияi егоi наi экранеi –i уникальноеi качествоi телевидения.i Оноi обнаруживаетсяi толькоi вi процессеi прямойi («живой»)i передачи,i когдаi изображениеi идетi вi эфирi непосредственноi сi телевизионныхi камер,i безi опосредованияi предварительнойi фиксацией,i т.i е.i вi настоящемi времени1.i

Таковыi признакиi телевиденияi какi средстваi иi каналаi передачиi сообщения.i Значениеi ихi велико.i Отi нихi зависятi многиеi функциональные,i структурные,i выразительные,i эстетическиеi особенностиi иi возможностиi телевидения.

Телевидениеi свободноi приходитi вi каждыйi дом,i человекi можетi приобщитьсяi кi транслируемомуi действию,i неi покидаяi домашнегоi очага.i Этоi позволяетi телевидениюi выполнятьi функции,i общиеi дляi всейi журналистики.i Ноi вi экранномi воплощенииi традиционныеi журналистскиеi жанрыi –i интервью,i репортаж,i комментарийi иi др.i –i обладаютi важнойi особенностью:i ихi содержание,i темаi иi идеяi выражаютсяi непосредственноi авторамиi иi героямиi событий,i живымиi людьмиi соi всейi совокупностьюi ихi личностныхi характеристик.i

Произносимыеi словаi воспринимаютсяi вi неразрывнойi связиi сi эмпирическойi личностьюi произносящего.i Поi мереi развитияi телевизионнойi журналистикиi сталоi выясняться,i чтоi воздействиеi сообщенияi наi аудиториюi усиливаетсяi (или,i наоборот,i уменьшается)i свойствамиi личностиi автора.

Телевидениеi вернулоi человечествуi возможность,i котораяi былаi утраченаi поi мереi вытесненияi ораторскогоi искусстваi литературнымi творчеством.i Звукозрительныйi характерi телевизионнойi коммуникацииi потребовалi восстановитьi личностныеi контактыi аудиторииi сi коммуникатором,i чтобыi составитьi суждениеi оi немi иi оi ценностиi егоi сообщения.i

Именноi этимi объясняетсяi значениеi иi привлекательностьi дляi аудиторииi телевизионнойi информации,i персонифицированнойi (т.i е.i олицетворенной)i ееi авторомi иi участникамиi события.i Этимi объясняетсяi стремлениеi крупнейшихi телекомпанийi иметьi такихi постоянныхi ведущихi иi репортеров,i личностьi которыхi привлекалаi быi симпатииi иi довериеi зрителей.

Знакомыйi человекi вi кадреi служитi дляi зрителя,i преждеi всегоi ориентиромi вi пестромi миреi телевизионныхi передач,i благодаряi тому,i чтоi всякийi разi егоi появлениеi сопровождаетсяi интереснойi дляi данногоi зрителяi информацией.i Болееi высокi уровеньi персонификацииi тогда,i когдаi журналистi выступаетi какi участникi экранногоi действияi (остроеi интервью,i репортаж-расследованиеi иi т.i п.)i иi становитсяi объектомi сочувственнойi идентификации.i

Понятиеi персонификацииi связаноi неi толькоi сi работойi автора-журналиста.i Персонификацияi телевизионногоi сообщенияi утвердиласьi воi всемi миреi какi принципi вещания,i какi сущностноеi отличиеi телевизионнойi журналистикиi отi другихi ееi родов. Грамотное применение принципа персонификации возможно даже в небольшом информационном видеосюжете, а в так называемом «специальном репортаже» современных теленовостей наличие главного персонажа – участника событий – считается необходимым.

В шкале оценок учебных работ зарубежных школ тележурналистики непременно проставляются баллы за такие факторы, как «наличие главного героя информации» и грамотное использование приема «репортер в кадре».

Личность героя и личность автора, включенные в содержание телевизионного сообщения, позволяют сделать его ярким и запоминающимся, поскольку человек был и остается самым любопытным явлением для другого человека.

Вытекающая из вездесущности телевидения непрерывность связи программы с аудиторией определяет функциональные различия между кино и телевидением, что в свою очередь отражается на структуре сообщений, затрагивает сферу использования средств выражения. Поэтому и не может быть речи о полном тождестве телевидения и кино.

Обратимся теперь к рассмотрению особенностей природы телевидения, связанных с тем его специфическим свойством, которое мы определили как непосредственность. Отметим, что непосредственность телевидения (как и радиовещания) определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации; это, разумеется, исключительно важно для телевидения как рода журналистики.

Не менее важно, что симультанность прямой телепередачи выступает как фактор, создающий «эффект присутствия», т. е. придающий телевизионному сообщению особую достоверность, документальность – качество, также чрезвычайно существенное для успешного решения информационных и социально-педагогических задач. Чтобы выяснить связь, зависимость документальности телевидения (его природного свойства) с феноменом непосредственности, необходимо обратить внимание на вопросы, кажущиеся простыми, очевидными, но от верного их толкования зависит очень многое2.

В отличие от графики или живописи изображение на фотографии, в кино, в телевидении возникает в результате определенных технологических процессов, разработанных инженерно, причем процессы эти протекают как бы «самостоятельно», объективно, при этом изображение на фотоснимке и на экране физиологически точно, т. е. оптически подобно объекту съемки.

По этой причине фотоснимок (начнем с него) привычно воспринимается как документ, чем он в принципе и является. Известно, однако, что существуют способы «раздокументирования» фотографии (ретушь, фотомонтаж и др.); это возможно в силу разрыва во времени между моментом создания фотоизображения и моментом его восприятия (а также по причине неподвижности фотоизображения).

Особая,i уникальнаяi документальностьi телевизионногоi изображенияi объясняется,i во-первых,i тем,i чтоi оноi формируетсяi (подобноi фото-i иi киноизображению)i вi результатеi процессов,i протекающихi объективно,i внеi вмешательстваi человека,i аi во-вторыхi (иi этоi особенноi существенно),i тем,i чтоi вi отличиеi отi фотографииi иi киноi техникаi телевиденияi обеспечиваетi симультанностьi формированияi изображенияi иi егоi восприятияi зрителем.i Именноi вi этомi причинаi феноменаi особойi достоверности,i документальностиi телеизображения,i вi этомi смыслеi неi имеющегоi себеi равныхi ниi вi одномi изi видовi изобразительногоi искусстваi иi массовойi коммуникации.

Говоряi оi специфическихi особенностяхi телевидения,i мыi велиi речьi толькоi оi прямойi («живой»)i телепередаче.i Однакоi современнаяi практикаi тележурналистикиi далекоi ушлаi отi положения,i существовавшегоi вi 50–60-еi годы,i когдаi прямаяi передачаi былаi основойi программы:i нынеi значительноi болееi половиныi объемаi вещанияi воi всемi миреi составляютi предварительноi зафиксированныеi передачи.i

Первоначальнойi формойi предварительноi зафиксированныхi телевизионныхi сообщенийi сталi телефильм,i т.i е.i фильм,i снятыйi сi помощьюi кинокамеры,i ноi предназначенныйi дляi показаi неi вi кинотеатре,i аi наi телеэкране.i Сi появлениемi видеомагнитнойi записиi (ВМЗ)i сталоi окончательноi ясно,i чтоi когдаi общественнаяi ценностьi сообщенияi оi событииi достаточнаi велика,i тоi фактi записиi неi меняетi отношенияi кi телеэкрануi (хотяi зрителюi заведомоi известно,i чтоi онi видитi событиеi неi вi моментi егоi свершения,i аi позже).

Можно провести параллель между непосредственностью телевидения и «немотой» кино на соответствующих этапах их развития. В свое время в безмолвии кино усматривалось самое важное специфическое его свойство. Обретя звучащее слово, кинематограф не утратил свою специфику, свою эстетическую самостоятельность; кино не стало ни театром, ни другим, новым видом искусства3.

Таким образом, как СМИ телевидение характеризуется наличием звука и динамичностью меняющейся картинки. Хотя телевидение далеко не всегда использует феномен непосредственности, сущность его природы от этого не меняется, ибо не меняется его язык, система средств выражения. Не отрицая значения «живой» передачи в программе, подчеркнем, что телевидение не перестает быть самим собой, используя предварительно зафиксированное изображение. Непосредственность создает у телезрителя психологическую установку на «эффект присутствия», на особое доверие к телевизионной программе в целом. В силу такой установки даже предварительно зафиксированная передача часто воспринимается многими зрителями как сообщение, безусловно, достоверное.

 

Глава 2. Анализ основных функций телевидения

 

Информационная функция

Все средства массовой информации потому и называются так, что первым и главным их качеством – тем, ради чего и создавались, скажем, петровские «Ведомости», – была способность удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства. Телевидение распространяет информацию полнее и быстрее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников. Из общетеоретических курсов по журналистике известно разнообразие толкований понятия «информация». Здесь мы употребляем его в самом узком и конкретном смысле: осведомление людей о событиях в стране и мире, показ новостей. Лишь в этом смысле можно выделить собственно информационную функцию телевидения, поскольку информацией в широком плане можно считать и трансляцию театрального спектакля, и сам факт работы телевизионного передатчика («сообщением служит само средство сообщения» – один из парадоксов М. Маклюэна). Попадая в контекст телевизионной программы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и с событиями дня.

Регулярное получение социальной информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные телепередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире – событие чрезвычайное4.

Иногда в выпуски новостей включается прямой репортаж с места события, но это происходит лишь тогда, когда событие совпадает по времени с выходом в эфир новостей, и если каждый момент его достаточно динамичен, красноречив, достоин показа (например, Олимпийские игры). Постоянно пользоваться прямыми включениями, т. е. показывать не произошедшее, а происходящее в данный момент, могут специальные информационные каналы (Си-эн-эн и др.). Благодаря таким каналам самые оперативные новости становятся доступными в любую минуту, как вода из крана или электроэнергия в сети, и они нужны многим людям не меньше. Известно, что в кабинетах и приемных многих ведущих политиков мира телевизоры настроены именно на канал Си-эн-эн. А владельцы телевизоров с дополнительным устройством, позволяющим получать в уголке экрана второе изображение, пользуются им для того, чтобы не пропустить что-либо важное из новостей, имея их все время, как говорят техники, «на подсмотре».

Для удовлетворения потребности людей получать оперативную информацию в концентрированном виде применяются все новые формы ее подачи – «заголовки новостей» перед основным выпуском и после него, сверхкраткие выпуски между другими передачами.

Информация о работе Функции телевидения