Дискуссия,полемика,беседа как виды диалога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:33, реферат

Описание работы

Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса; исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели.

Содержание работы

Дискуссия.
Диспут.
Беседа.
Полемика.
«Круглый стол».
Диалог.

Файлы: 1 файл

ДИСКУССИЯ.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)
 

ПЛАН: 

  1. Дискуссия.
  2. Диспут.
  3. Беседа.
  4. Полемика.
  5. «Круглый стол».
  6. Диалог.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДИСКУССИЯ 

   Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса; исследование проблемы, в котором  каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели.  

     Типы  дискуссий:

-Аподиктическая  дискуссия

-Деловая  беседа

    -Круглый  стол- беседа, в которой "на  равных" участвуют все участники  небольшой группы учащихся (обычно  около пяти человек), и когда  происходит обмен мнениями как между ними, так и с "аудиторией";

-Мозговая  атака

-Софистическая  дискуссия

-Спор

-Эристическая дискуссия 

   Дискуссией  нередко называется обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций, подходов и т.д. В то же время дискуссию  нередко смешивают с полемикой, целеустремленным, эмоциональным, заведомо пристрастным отстаиванием уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. В понимание этого способа обучения наряду с обсуждением-диалогом включают следующие признаки: 

-работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников   

-соответственная организация места, времени и работы;

-процесс общения, протекающий как взаимодействие участников;

-направленность на достижение учебных целей  
 

   Главными  чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины, причем каждый из присутствующих по-своему участвует в организации этого обмена идеями.

Целенаправленность  дискуссии – это не подчинение ее задачам, которые ясны и важны только учителю, но ясная для каждого ученика устремленность к поиску нового знания-оценки, знания-ориентира для последующей самостоятельной работы.  

   Речь  идет об идеале, к которому стремятся  и которого достигают далеко не все учителя. Но возможно ли приблизиться к этому идеалу в классе, где находится около тридцати, а то и более учеников? Не случайно в мировом опыте использование дискуссии в классе применяется разделение участников на подгруппы от 4-5 до 6-10 человек. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительней становится их творческий потенциал. 

   Обзорные  исследования свидетельствуют о  том что дискуссия уступает изложению  по эффективности передачи информации, но удачна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии называют следующие 

- обмен  информацией;

- поощрение  разных подходов к одному и  тому же предмету или явлению;

- сосуществование  различных, несовпадающих мнений  и предположений;

- возможность  критиковать и отвергать любое  из высказываемых мнений ;

- побуждение  участников к поиску  группового  соглашения.

      

   Опыт  проведения  учебных дискуссий показывает, что поисковая активность связана с оживленным учебным диалогом, в ходе которого участники обмениваются мнениями друг с другом, а не только с ведущим-учителем. Не всякая тема должна становиться темой дискуссии: дискуссия не самоцель, ее предметом стоит делать действительно спорные, неоднозначные темы. 
 

     ДИСПУТ 

   Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать,

disputatio - прение) и первоначально обозначало  публичную защиту

научного  сочинения, написанного для получения  ученой степени. Сегодня в

этом  значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют

публичный спор на научную и общественно  важную тему. 

   Отличительными  чертами диспута, в отличие от спора, будут следующие: 1. Диспут —  это всегда публичный спор (спор же может осуществляться и в межличностной форме). 2. Предметом диспута как публичного спора служит научная или общественно значимая тема. 3. По организационной структуре диспут характеризуется широко варьируемой формой обсуждения: публичная защита тезисов, обсуждение диссертации и т.д. 4. В отличие от дискуссии диспут не только проясняет основания, но и утверждает позиции спорящих. Нередко последнее обстоятельство в диспуте имеет доминирующее значение. 

   Диспут, дебаты, прения как вид аргументации в литературе часто рассматриваются как равнозначные понятия. По мнению А.Н. Соколова, господствующая точка зрения состоит в том, что данные формы аргументации являются формой научного спора. Не вызывает сомнения, что такой подход не учитывает всей специфики представленных форм аргументации.  
Отличительными чертами диспута, в отличие от спора, будут следующие: 1. Диспут - это всегда публичный спор (спор же может осуществляться и в межличностной форме). 2. Предметом диспута как публичного спора служит научная или общественно значимая тема. 3. По организационной структуре диспут характеризуется широко варьируемой формой обсуждения: публичная защита тезисов, обсуждение диссертации и т.д. 4. В отличие от дискуссии диспут не только проясняет основания, но и утверждает позиции спорящих. Нередко последнее обстоятельство в диспуте имеет доминирующее значение.
 
 

Технология  организации и  проведения диспута  на сегодняшний день хорошо разработана  и подчиняется следующему алгоритму: 

· Подготовка к диспуту начинается минимум за неделю

· Ведущий открывает диспут и сообщает тему, цель и комментирует их, пробуждает интерес

· Ведущий назначает секретаря и знакомит с членами жюри. Специалистами, хорошо

знакомыми с данной проблемой, ими могут  быть как преподаватели так и  студенты

· Ведущий знакомит с участниками, занимающими различные позиции

· Сообщается организационный регламент и правила сотрудничества

· Разыгрываются номера выступления

· Защитник первой точки зрения в своем выступлении излагает свое мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его

· Сторонники второй точки зрения задают уточняющие вопросы

· Защитники второй точки зрения в своем выступлении кратко излагают мнение по проблеме первой стороны, стараясь показать свое понимание такой точки зрения на проблему и задают уточняющие вопросы

· Сторонники первой точки зрения уточняют свою позицию и отвечают на вопросы

· Защитники второй точки зрения излагают свою точку зрения на проблему, исчерпывающе объясняя и обосновывая его.

· Сторонники первой точки зрения задают уточняющие вопросы

· Защитники первой точки зрения в своем выступлении кратко излагают мнение по проблеме второй стороны, стараясь показать свое понимание такой точки зрения на проблему и задают уточняющие вопросы

· Сторонники второй точки зрения уточняют свою позицию и отвечают на вопросы

· Затем следует обмен уточняющими вопросами и ответами участников диспута

· После вопросов и ответов и та, и другая сторона стараются доказать неверность противоположенной точки зрения и одновременно отстаивают свою

· Жюри принимает решение и объявляет, какая точка зрения наиболее приемлема и правильна.

Может случиться. Что ни одна точка зрения не покажется жюри убедительной и  правильной, при этом жюри исходит из фактов и научно обоснованных аргументов, а не из произвольных мне ний сторон, предложений и оценок.

Ведущий называет победителя диспута, подводит итоги и делает обобщения 
 

     БЕСЕДА 

   Беседа  — это метод сбора первичных  данных на основе вербальной коммуникации. 

   Он  при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о  событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех  или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка. 

   Беседа  как метод психодиагностики имеет  некоторые различия по форме и  характеру организации. 

Одним из наиболее распространенных видов  беседы является интервью. 

   Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). 

     По  форме оно бывает: 

   свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

   стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);

   частично  стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная). 

   Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. Однако следует применять его только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизованное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего. 

   В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным). 

   Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения. 

   Регистрация ответов не должна нарушать общение  и тормозить детскую непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить  естественность ситуации, меньше отвлекает  ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т. п. 
 

     ПОЛЕМИКА 

   Полемика - (от греч. polemikos - воинственный), острый спор в процессе обсуждения чего-нибудь, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу.  

     Причем это такая разновидность  спора, при которой основные  усилия спорящих сторон направлены  на утверждение своей точки  зрения по обсуждаемому вопросу.  Наряду с дискуссией, полемика  является одной из наиболее  распространенных форм спора.  С дискуссией ее сближает наличие достаточно определенного тезиса, выступающего предметом разногласий, из­вестная содержательная связность, предполагающая внимание к аргументам противной стороны, очередность выступлений спорящих, некоторая ограниченность приемов, с помощью которых опровергается противная сторона и обосновывается собственная точка зрения.  

Информация о работе Дискуссия,полемика,беседа как виды диалога