Врачебно-педагогический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:36, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить организацию врачебно-педагогического контроля школьников в физическом воспитании.
Цель курсовой работы достигается через решение следующих задач:
раскрыть понятие, функции и методику врачебно-педагогического контроля школьников;
изучить особенности распределение школьников по медицинским группам;
раскрыть особенности врачебно-педагогического контроля школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие врачебно-педагогического контроля 5
1.2 Задачи врачебно-педагогического контроля школьников 7
1.3 Методика врачебно-педагогического обследования 13
1.4 Оценка состояния здоровья школьников
и распределение школьников по медицинским группам 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1 Анатомо-физиологические особенности школьников 23
2.2 Возрастные различия в реакции организма на физическую нагрузку 24
2.3 Двигательная активность школьников 26
2.4 Особенности питания школьников 28
2.5 Закаливание школьников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Врач-пед контр.docx

— 64.46 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение  образования

«Брестский  государственный университет имени  А.С.Пушкина»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ШКОЛЬНИКОВ

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

 

 

 

 

 

 

Гончарук  Сергей Владимирович,

студент 3 курса, группы 32

 

Научный руководитель:

Баковец Владимир Степанович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ             3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ШКОЛЬНИКОВ          5

1.1 Понятие врачебно-педагогического контроля      5

1.2 Задачи врачебно-педагогического контроля школьников    7

1.3 Методика врачебно-педагогического  обследования   13

1.4 Оценка состояния здоровья школьников

и распределение  школьников по медицинским группам    17

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОНТРОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ        23

2.1 Анатомо-физиологические  особенности школьников  23

2.2 Возрастные  различия в реакции организма  на физическую нагрузку            24

2.3 Двигательная  активность школьников     26

2.4 Особенности  питания школьников     28

2.5 Закаливание  школьников       30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ  33

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшие в  социальном плане оздоровительная  и воспитательная функции физической культуры могут быть обеспечены лишь при условии рациональной системы  занятий и гигиенического режима, регулярного контроля за здоровьем  занимающихся, эффективной организации  научно-медицинского обеспечения.

Регулярные  занятия физическими упражнениями способствуют сохранению и укреплению здоровья, предупреждению заболеваний, повышению устойчивости человека в  экстремальных условиях. Это особенно существенно в условиях современной  жизни, когда широкое применение техники, автоматизации во всех сферах жизни человека привело к сокращению доли физической работы, снижению двигательной активности человека.

Подсчитано, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, в 2-3 раза реже болеют сердечно-сосудистыми и  другими заболеваниями, имеют меньше потерь дней трудоспособности, легче  переносят изменения условий  окружающей среды, менее восприимчивы к стрессам.

Но физкультура  и спорт приносят пользу только в  тех случаях, когда их организация  поставлена на твердую научно-медицинскую  основу. Физические упражнения благотворно  влияют на организм только в том  случае, если занятия проводятся с  соблюдением соответствующих методических требований, с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и состояния  их здоровья. Врачебно-педагогический контроль и обеспечивает соблюдение таких условий.

Как научная  дисциплина врачебно-педагогический контроль представляет собой самостоятельную отрасль науки, изучающую состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебно-педагогический контроль является важным звеном в научном обосновании теории и практики системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией – врачебный контроль составляет спортивную медицину.

Врачебно-педагогический контроль проводятся не только в практических целях; с каждым годом он все шире и шире используются для разрешения различных вопросов научного исследования. С их помощью осуществляется проверка новых методов и тестов медицинского обследования, разработка специальных  методик, апробирование приборов и  аппаратов.

Актуальность  курсовой работы. Врачебно-педагогический контроль в физическом воспитании содействует эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности учащихся нашей страны.

Цель  курсовой работы – изучить организацию врачебно-педагогического контроля школьников в физическом воспитании.

Цель курсовой работы достигается через решение  следующих задач:

  1. раскрыть понятие, функции и методику врачебно-педагогического контроля школьников;
  2. изучить особенности распределение школьников по медицинским группам;
  3. раскрыть особенности врачебно-педагогического контроля школьников.

В процессе работы использовался метод анализа и обобщения литературных данных.

Структура работы: введение, две главы, одна таблица, заключение, список литературных источников.

Объем курсовой работы: 33 страницы компьютерного текста. 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Понятие врачебно-педагогического контроля

 

Основой эффективного врачебно-педагогического  контроля за занимающимися физической культурой является правильно организованная система врачебных наблюдений, которая  складывается из комплексного их обследования, текущих наблюдений и обследований непосредственно в условиях занятий  физическими упражнениями (так называемых врачебно-педагогических наблюдений). Все эти разделы работы врача  с физкультурниками тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны представлять собой единый процесс. Вместе с тем каждый из них имеет  свои задачи, содержание, организационные  формы и методы.

Основой этой системы является комплексное  врачебное обследование, которое  должно дать наиболее полную характеристику состояния занимающихся и на этой основе решить вопросы допуска к  занятиям, определить наиболее адекватные для каждого обследуемого формы  занятий, режим и методику [11].

Под врачебно-педагогическими наблюдениями понимаются совместные исследования, проводимые врачом и педагогом (тренером) во время учебно-тренировочных занятий. Эти исследования, осуществляемые в процессе специфической деятельности занимающихся физической культурой, существенно дополняют данные комплексного врачебного обследования и в достаточной мере позволяют:

• изучить приспособляемость организма  к нагрузкам при занятиях физическими  упражнениями и характер восстановления после них;

• уточнить сущность и значимость отклонений в состоянии здоровья организма, обнаруженных при врачебном обследовании и определить, не усиливаются ли они под влиянием физических нагрузок;

• оценить организацию, методику проведения, условия, в которых проводятся занятия (тренировки);

• сопоставить показатели функционального  состояния организма с результатами работоспособности.

Изучение  воздействия на организм нагрузок, выполняемых во время занятий, является надежным средством для решения  подчас сложного вопроса о допуске  к занятиям физической культурой  по обязательной программе учащихся с отклонениями в состоянии здоровья или недостаточно физически подготовленных.

Характер  ответной реакции организма на физические нагрузки во многом зависит от методики проведения занятий (последовательности использования различных упражнений, плотности, эмоциональности и пр.), поэтому для правильной трактовки  воздействия тех или иных систематически выполняемых физических упражнений, необходимо всестороннее изучение педагогического процесса. Детальное ознакомление врача с содержанием и режимом занятий физической культурой, оценка их эффективности в укреплении здоровья и улучшении функционального состояния организма служат важным подспорьем в разработке конкретных рекомендаций педагогу по вопросам планирования, построения и индивидуализации учебно-тренировочной работы.

Врачебно-педагогические наблюдения помогают не только установить воздействие на организм нагрузки во время занятий, но и определить влияние  внешней среды, в которой они  проводятся. Оценка степени соответствия санитарно-гигиенических и метеорологических  условий установленным нормам, своевременное  выявление и устранение факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие  на состояние занимающихся, способствуют достижению более полноценного оздоровительного эффекта занятий и соревнований [2].

Таким образом, врачебно-педагогические наблюдения представляют собой очень важный раздел спортивной медицины, направленный на совершенствование учебно-тренировочного процесса в целях повышения эффективности занятий. В этом отношении исследования в естественных условиях являются одним из примеров практического осуществления идей профилактической направленности медицины и оздоровительных принципов системы физического воспитания, так как дают возможность разносторонне проанализировать необходимые способы улучшения ее в каждом конкретном случае.

Во  врачебно-педагогических наблюдениях изучаются две стороны подготовленности занимающихся физической культурой: двигательная деятельность и функциональные сдвиги, происходящие во время выполнения физической нагрузки. Двигательная деятельность учитывается и анализируется педагогом, функциональные изменения – в основном врачом.

 

1.2 Задачи врачебно-педагогического контроля школьников

 

Основными задачами врачебно-педагогического контроля школьников являются: диагностика состояния здоровья; определение и оценка физического развития; определение функционального состояния и индивидуальных особенностей организма; назначение необходимых лечебно-профилактических мероприятий, адекватных средств восстановления, рационального режима питания, личной гигиены; рекомендации по выбору характера занятий, режиму и методике занятий.

Результаты  комплексного обследования служат основой  для планирования всей последующей работы со школьниками.

Все это обусловливает необходимость  использования при комплексном  врачебном обследовании школьников разносторонних методов клинического и функционального исследований, позволяющих наиболее полно характеризовать состояние их здоровья, морфологические и функциональные особенности организма: изучение условий, организации и методики проведения занятий; изучение воздействия учебных нагрузок на организм занимающихся; определение уровня общей подготовленности.

В последние годы усиленно разрабатывается  новое направление в спортивной медицине, связанное с проблемой  восстановления организма после  интенсивных и значительных по объему физических нагрузок, поэтому в качестве одной из задач врачебно-педагогических наблюдений является выбор и обоснование методов и средств, направленных на улучшение восстановительных процессов, повышение работоспособности.

Изучение  условий проведения занятий необходимо и для установления степени соответствия их основным гигиеническим нормам и  для правильной оценки воздействия  физических нагрузок на организм.

Нарушения санитарно-гигиенических условий  снижают оздоровительную направленность занятий, могут оказать отрицательное  влияние на здоровье занимающихся, способствовать возникновению спортивных травм и острых патологических состояний.

Одним из важнейших факторов внешней среды, который вызывает существенные сдвиги в организме, является метеорологический, он слагается из сочетаний трех ведущих  компонентов: температуры, влажности  и скорости движения воздуха.

Охлаждение  вследствие низкой температуры воздуха, особенно при сильном ветре, может  изменить ряд показателей функционального  состояния организма, как в условиях мышечного покоя, так и при  физических напряжениях [12].

В состоянии покоя нередко обнаруживается усиление основного обмена, некоторое  учащение пульса и повышение артериального  давления из-за сужения кожных сосудов. Наблюдается также изменение  тонуса мышц, снижение их эластичности и способности к расслаблению.

При физической нагрузке, выполняемой в  холодную погоду, расход энергии на 10-30% выше, чем при средней температуре  окружающего воздуха. Легочная вентиляция и потребление кислорода при  этом значительно возрастают, выносливость и мышечная сила к концу работы снижаются на 20-50%. Способность мышц к расслаблению затруднена. Двигательная реакция замедленна, сосудистый тонус и минимальное кровяное давление повышаются более выражено. Работоспособность вследствие этого снижается, а травмы при отсутствии надлежащей разминки, возникают чаще.

При высокой температуре (выше 25 градусов) у школьников, если организм к ней недостаточно приспособлен, даже в состоянии покоя наблюдаются некоторые изменения функциональных показателей гемодинамики (учащение пульса, незначительное повышение максимального и снижение кровяного минимального давления), снижение основного обмена и поглощение кислорода, уменьшение мышечной силы.

Реакция на небольшую нагрузку обычно не меняется, при больших физических напряжениях  изменения в организме более  выражены, чем в обычных условиях. Вследствие повышенного потоотделения  возникает значительная потеря веса. Организм реагирует на нагрузку резким учащением пульса; определяется отчетливо  выраженное снижение сосудистого тонуса до выслушивания «бесконечного тона». Наблюдаются изменения электрокардиограммы, указывающие на ухудшения кровоснабжения миокарда (уплощение зубца Т, снижение интервала S - T ). Размеры сердца нередко  увеличиваются. Наиболее чувствительны  к повышению температуры точность и координация движений, что затрудняет выполнение сложных технических  приемов, снижает их результативность. Все эти изменения выражены тем  сильнее, чем ниже тренированность. Поэтому у школьников со слабой подготовленностью могут развиваться различные функциональные нарушения.

Помимо  климатических факторов, в процессе врачебно-педагогических наблюдений необходимо следить и за другими гигиеническими условиями, ибо весьма неблагоприятно воздействует на организм слишком малая площадь и кубатура мест занятий и т.д.

Информация о работе Врачебно-педагогический контроль