Влияние систем упражнений на саморазвитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 02:05, реферат

Описание работы

Влияние физической культуры и спорта на здоровье человека, на биологические показатели. Влияние на поведение человека, направленное на саморазвитие.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
1.Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья человека…………………………………………………………5
2.Особенности влияния физических упражнений на саморазвитие личности…………………………………………………...9

Заключение………………………………………………………...12

Библиографический список……………………………………….13

Файлы: 1 файл

Реферат 3 курс 2 семестр.docx

— 30.75 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ»

 

Философско–социологический факультет

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Влияние систем упражнений на саморазвитие личности

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 3 курса

специальности «Социология»

Абашева Р.Г.

Проверила: Ноговицина Н.П.

 

 

 

Пермь, 2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………3

  1. Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья человека…………………………………………………………5
  1. Особенности влияния физических упражнений на саморазвитие личности…………………………………………………...9

Заключение………………………………………………………...12

Библиографический список……………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Физическая культура и  разработанные в ее рамках системы  упражнений играют важную роль в улучшение функционального состояния организма, сохранении и укреплении здоровья человека.

Физическая культура влияет на все стороны жизнедеятельности  человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию  ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать  на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека.

На основе новой парадигмы  и  требований общества одним из приоритетных,  в  настоящее  время,  выступает  саморазвитие  личности.

Основной целью учебных заведений, является создание современной модели человека, самодостаточной личности, которая обладает не только профессиональными компетенциями, в рамках учебных образовательных программ, но и способная свободно «рефлексировать» и конкурировать в современном обществе, самосовершенствоваться и саморазвиваться в профессиональной и в повседневной жизни. Такая личность является творцом любого общества, обладает здоровьеобразующим потенциалом, имеет ценностное отношение к здоровому образу жизни, содействует телесному и духовному саморазвитию, а соответственно обладает высокой физической и умственной работоспособностью.

К сожалению,  сегодняшнее  поколение не понимает всю важность проблемы по сохранению  собственного здоровья и  зачастую не приучены заниматься этим  самостоятельно. Поэтому в  учебных заведениях при организации  образовательных процессов, необходимо внедрять новые педагогические технологии, направленные на формирование потребности в саморазвитии культуры здоровья личности студента, побуждая его тем самым самосовершенствоваться и  в валеологическом аспекте своего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья человека

Физическая культура многофункциональна. В данном параграфе мы рассмотрим как влияют системы физических упражнений на физическое состояние человеческого организма.

При физических нагрузках  в активную работу вовлекаются практически  все органы и системы организма  человека.

Изменяя характер и величину тренировочных нагрузок, можно целенаправленно  влиять на течение адаптационных  процессов и тем самым укреплять  различные органы, развивать важнейшие  физические качества.

Благоприятное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние  человека любого возраста происходит в результате:

  • повышения тонуса центральной нервной системы;
  • улучшения свойств нервных процессов - силы процессов возбуждения и торможения, их подвижности, уравновешенности;
  • усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • увеличения общего объема циркулируемой крови, повышения числа эритроцитов и содержания гемоглобина;
  • развития мышечной системы;
  • совершенствования двигательных качеств мышц: быстроты, силы, ловкости, выносливости; развития двигательной активности и координации движений;
  • улучшения кровообращения мышечных волокон;
  • развития адаптационных способностей организма;
  • утолщения костной ткани, ее большей прочности, большей подвижности суставов;
  • нормализации обмена веществ в организме;
  • совершенствования регуляции функций организма;
  • профилактики гиподинамии;
  • избавления от лишнего веса при систематических занятиях с умеренным питанием;
  • улучшения функционального состояния всего организма, положительного влияния на самочувствие, настроение, работоспособность.

Регулярные физические нагрузки приводят организм в состояние тренированности, в основе которого лежит процесс  адаптации, т.е. приспособления функций  разных органов к новым условиям их деятельности. Приспособляемость  координируется центральной нервной  системой. Ее тонус под влиянием систематических занятий повышается, улучшается подвижность нервных  процессов, их сила, уравновешенность, совершенствуется регуляция всех функций  организма.

Систематические занятия  физическими упражнениями вызывают важные положительные изменения  в сердечно-сосудистой системе: благоприятные морфологические сдвиги, экономизацию работы в покое и при умеренной нагрузке, расширение функциональных возможностей. Сердечная мышца увеличивается, становится более сильной и работоспособной: нормализуется артериальное давление.

Основными причинами возникновения  заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертония, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз и другие) являются: гиподинамия, неврогенный (стрессовый) фактор и неправильное питание.

Сердце, не получая необходимой  нагрузки, постепенно теряет способность  быстро и правильно реагировать  на различные физические напряжения, возникает явление и "детренированного сердца", которые теперь могут наблюдаться даже и 25-30-летних. Ослабевает работа и так называемого "периферического сердца" - скелетных мышц, которые присасывающе - нагнетательным действием способствуют движению крови по сосудам. Нетренированное сердце гораздо чувствительнее к нервно-эмоциональным перегрузкам. А возникающее при малоподвижном образе жизни нарушение обмена веществ ведет к развитию атеросклероза.

Результаты многочисленных исследований зарубежных и отечественных  ученых позволили установить, что  наиболее благоприятной физической нагрузкой для укрепления сердечно-сосудистой системы является такая, при которой пульс достигает 130 ударов в минуту. Этот средний ориентир доступен людям разного возраста, гарантирует от перегрузок и обеспечивает в то же время надежный тренировочный эффект.

Физические упражнения благотворно  влияют на деятельность дыхательной  системы, способствуя увеличению жизненной  емкости легких, более продуктивному  использованию кислорода из вдыхаемого воздуха.

Систематические занятия  оказывают позитивное влияние ан костно-мышечную систему организма  человека. Например, легкоатлетические  упражнения вызывают утолщение костной  ткани, усиление ее прочности, обеспечивают большую подвижность суставов, эластичность и прочность связочного аппарата.

Благодаря разрастанию мышечных волокон улучшается их кровоснабжение. Так, в тренированной мышце на 100 мышечных волокон приходится в среднем 98 капилляров, а в нетренированной - только 46. в крепких мышцах накапливается больший запас энергетических веществ гликогена, креатинфосфата, а содержание миоглобина в 2-2,5 раза выше, чем в нетренированных. Кроме того, повышается возбудимость и подвижность нервно-мышечного аппарата, улучшается быстрота, точность и координация движений.

Многочисленные исследования свидетельствуют о благоприятном  влиянии регулярных занятий физическими  упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста. В разные возрастные периоды эти  занятия преследуют разные цели. В  молодом возрасте они направлены на совершенствование физической подготовленности, физического развития и физической работоспособности, профилактику заболеваний, которые могут развиться в более старшем возрасте.

Физические упражнения в  среднем возрасте используются в  первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения  общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода  жизни, предупреждения преждевременного старения.

В преклонном возрасте средства физической культуры применяются для  сохранения здоровья и активного  долголетия, замедления инволюционных  процессов, предупреждения прогрессирования хронических заболеваний и возможных  осложнений.

Естественно, физические нагрузки обязательно должны быть адаптированы к каждому конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку с  учетом их возраста, пола, физических возможностей, состояния здоровья. Только в этом случае раскроются в полной мере все  слагаемые развивающей функции  физической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности влияния физических упражнений на саморазвитие личности

Под саморазвитием личности необходимо понимать  непрерывный процесс целенаправленной деятельности личности по   самоизменению, изменению своих потребностей и способностей, сознательному управлению своим развитием, выбор целей, путей и средств самосовершенствования соответственно своим жизненным ценностям и установкам к здоровому образу жизни.

Физическая культура, являясь  частью общей культуры личности является неотъемлемым компонентом целостного развития личности, профессиональной подготовки, гармонизации его жизнедеятельности. Основополагающими компонентами и базисом для формирования культуры здоровья и её саморазвития являются  физическая подготовленность и социальная адаптация к отрицательным внешним факторам среды. Физкультурно-спортивная деятельность, утверждение здорового образа жизни рассматриваются как основные, приоритетные направления учебной программы дисциплины, построенной на основе саморазвитии личности. Поэтому, при организации учебного процесса физической культуры в учебном заведении особая роль отводится физическому воспитанию и физическому саморазвитию личности.

Можно выделить 5 систем-моделей саморазвития личности:

1) модель оздоровительно-личностного  саморазвития;

2) модель оздоровительно-нравственного  саморазвития личности;

3) модель оздоровительно-социального  саморазвития личности;

4) модель профессионально-личностного  саморазвития;

5) интерактивно спортивная  модель саморазвития личности.

Для оздоровительно-личностной модели важны принципы гармонизации физической культуры, принцип психофизических индивидуальных способностей, принцип адаптации, оптимизма, принцип доверия к самой системе физической культуры с верой в свои силы.

В модели нравственного  саморазвития  специфическими принципами  являются:  личная ответственность за свои поступки и за все, что делается при тебе, устойчивость социально-нравственных  убеждений, независимость  в  условиях  выбора, принцип нравственной  устойчивости, постоянный самоконтроль, ориентация на общечеловеческие ценности.

Для  модели  социального  саморазвития  важны  принципы:  социальной  активности  с соблюдением  правовых  норм  общества,  принцип  культуры  межнациональных  отношений, принцип миролюбия, принцип свободы  с ограничением социальных норм общества.

Модель  профессионально-личностного  саморазвития  характеризуют  следующие  принципы: готовность к самовыражению  и самоутверждению в области избранной профессии  и  постоянного  самосовершенствования  в  этой  области,  принцип  развития  творческого потенциала.

В модели интерактивно спортивного  характера саморазвития важное значение имеют принципы: добровольности, наличия спортивной педагогико-культурной среды, открытости, взаимодействия, предельного самовыражения, сотрудничества, патриотизма.

Всё это обуславливает разработку программы саморазвития личности средствами физической культуры, направленной на здоровьесберегающую, здоровьеформирующую направленность. Новая программа этой модели отличается пробуждением интереса к себе и своему здоровью, воспитанием веры в свои силы, развитием личностного потенциала, введение некоторых нетрадиционных методов стимулирования  занятий физической  культуры. Одновременно  с физической  нагрузкой решаются  задачи  воспитания  воли,  выдержки,  стремления поверить  в  свои  силы,  самоопределения и самоутверждения в повышении качества саморазвития для решения своих личностных оздоровительных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Влияние систем упражнений на саморазвитие личности