Влияние индивидуальных особенностей географо-климатических факторов на содержание производственно физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

У здравоохранения и просвещения нет более важной задачи, чем поиск путей сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи. В укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины резко возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь каждого человека. Будущий потенциал нашей страны во всех сферах человеческой деятельности во многом будет зависеть от проводимых сегодня среди молодежи мероприятий, направленных на повышение ее физической активности и работоспособности, закаливание, усиление сопротивляемости организма к различным вредным воздействиям окружающей среды как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Содержание работы

I. Введение
II. Основная часть
1. Влияние на человека индивидуальных особенностей и географо-климатических факторов
2. Научно-техническая революция, её влияние на жизнедеятельность человека
3. Занятия физической культурой и спортом — важный аспект здорового образа жизни молодежи
4. Влияние низкой и высокой температуры на здоровье и физическую активность человека
5. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
III. Заключение
IV. Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат по физкультуре.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

Специальные исследования показали, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается  почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное  напряжение, существенно увеличивается  время решения задач, быстро развивается  утомление, апатия и безразличие  к выполняемой работе, человек  становится раздражительным, вспыльчивым.

В работах многих ученых за рубежом и в нашей стране было убедительно доказано, что у  людей с недостаточно развитой мускулатурой, слабых в физическом отношении в 5 раз чаще, чем у лиц тренированных  и имевших развитую мускулатуру  тела, встречались случаи психических  срывов, тяжелых неврозов, резкого  снижения работоспособности.

 Таким образом, регулярные  занятия физической культурой  и спортом являются тем универсальным  средством, которое может помочь  каждому противостоять напряженному  ритму жизни, нервно-психическим  перегрузкам, в том числе при  умственном труде.

 

 

Влияние низкой и  высокой температуры на здоровье и физическую активность человека

Положительное воздействие  на организм регулярных физических тренировок резко усиливается при условии  их сочетания с элементами закаливания, которое является действенным средством  укрепления здоровья, профилактики многих, особенно простудных, заболеваний. Закаливание  — это систематическая тренировка терморегуляторных механизмов организма  солнечными лучами, воздухом и водой  различной температуры. Закаленный, тренированный человек с успехом  противостоит холоду и жаре, всевозможным колебаниям атмосферного давления и  влажности. Это особенно важно для  молодежи, которая несет военную  службу на рубежах нашей Родины, открывает и разрабатывает кладовые полезных ископаемых в труднодоступных  районах страны, прокладывает нефти  и газопроводы в зонах вечной мерзлоты и пустынях, ведет добычу продуктов моря в тропиках, на крайнем  юге и севере.

Из всех видов закаливания  самым простым является закаливание  воздушными ваннами, с которых и  следует начинать. Принимают воздушные  ванны обнаженными до пояса, сочетая  их с занятиями гимнастикой, бегом  трусцой или другими физическими  упражнениями.

Не менее важный закаливающий эффект оказывают солнечные лучи, которые улучшают обмен веществ, усиливают функцию костного мозга  по продуцированию эритроцитов, повышают устойчивость к инфекциям, благотворно  влияют на деятельность органов желудочно-кишечного  тракта.

Наиболее сильный закаливающий эффект оказывают водные процедуры  — обтирания, обливания, душ, ванны, растирание снегом и моржевание. О целебных свойствах водных процедур было известно уже в глубокой древности. Так, древнеиндийский трактат «Риг Веда» гласил: «Десять преимуществ дает омовение — ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин».

Водные процедуры рефлекторно  влияют на деятельность всех органов  и ведущих систем жизнеобеспечения — сердце, мозг, эндокринные органы, легкие, почки. Они существенно изменяют терморегуляцию организма, повышают основной обмен, ускоряют течение химических реакций. Растирание снегом верхней  половины туловища могут позволить  себе только совершенно здоровые люди. От растирания снегом можно переходить к моржеванию — по 20—30 с 2—3 раза в неделю, увеличивая продолжительность купания в ледяной воде до 1 мин. Следует, однако, помнить, что желающие заниматься зимним купанием должны обязательно получить разрешение врача.

Не следует забывать и  о мощном стимулирующем и закаливающем влиянии солнечного света. Тепловое действие оказывают главным образом инфракрасные и видимые лучи. В средней полосе России солнечный спектр богат ультрафиолетовыми лучами в весенне-летние месяцы. Солнечные лучи обладают бактерицидным действием, так как убивают возбудителей многих заразных болезней, закаленная, загорелая кожа более устойчива к ожогам, воспалениям, кожным заболеваниям. Под влиянием солнечных лучей стимулируется деятельность нервной системы, повышается общий тонус, улучшаются настроение и работоспособность человека.

Солнечные ванны, однако, следует  применять разумно, иначе вместо пользы они могут принести вред, вызвав ожоги, перегревание, солнечный  удар, перевозбуждение нервной системы. В основу дозировки облучения  должен быть положен принцип постепенного ее увеличения, а не субъективные чувства, так как ультрафиолетовые лучи в момент воздействия не вызывают никаких ощущений.

Лицам с повышенной чувствительностью  к солнечным лучам и с ослабленным  здоровьем не следует гнаться  за загаром в ущерб здоровью.

Физическая терморегуляция играет более существенную роль, чем  химическая, в обеспечении постоянства  температуры тела. При понижении  температуры среды физическая терморегуляция уменьшает теплоотдачу, при повышении  — усиливает.

Последнее происходит четырьмя способами: проведением (кондукцией), конвекцией, излучением (радиацией) и испарением. Проведение — прямая передача тепла от тела к твердой среде. Максимальная теплоотдача кондукцией — в положении лежа. Вот почему быстро простужаются, лежа на холодной земле или ходя босиком по ней.

Конвекция — теплоотдача  посредством течения воздуха  или воды по границам тела. Движущиеся частицы воздуха (воды) забирают тепло, нагреваются, уступают место новым  холодным. Чем ниже температура среды  и сильнее ветер (течение), тем  выше конвекция. Поэтому даже в слабоморозный, но ветреный день мы чувствуем сильный холод.

Излучение (радиация) — отдача тепла в виде инфракрасных лучей. Испарение влаги с кожных покровов и слизистых оболочек верхних  дыхательных путей — потение. Испаряющийся с кожи пот охлаждается, «забирает» излишнее тепло тела.

 

 

излучение

испарение

конвекция

Состояние покоя

66 %

19 %

15 %

Спортивные состязания

2 %

75 %

13 %


 

Как показано в таблице, при  спортивных состязаниях, (а значит и  при физической активности), процент  излучения значительно понижается, конвекция снижается, но незначительно, а процент испарения увеличивается.

При высокой температуре  воздуха теплоотдача, например, предплечья и кисти может увеличиться  в 5 раз (за счет такого же увеличения кровоснабжения), а при низкой — уменьшится в 4 раза (во столько же раз уменьшится и кровоснабжение). Кровоснабжение пальцев рук может изменяться почти в 100 раз.

Это происходит за счет изменения  диаметра сосудов. Сужение сосудов  на холоде уменьшает теплоотдачу  на 70 процентов, а их расширение при  нагревании увеличивает теплоотдачу  на 90 процентов.

Физиологические резервы человека, систематически занимающегося  физкультурой и спортом, неизмеримо выше, чем  у нетренированного человека. Это даёт ему возможность  достаточно легко  компенсировать внезапное  воздействие многих факторов окружающей среды без ущерба для своего здоровья. Важно отметить, что  систематические  занятия физкультурой и спортом позволяют  сохранить физиологические  резервы до весьма преклонного возраста, что обеспечивает высокий уровень  здоровья и работоспособности. Уровень двигательной активности оказывает  большое влияние  на укрепление иммунной системы, что обеспечивает устойчивость организма  к целому ряду заболеваний, а так же устойчивость к перепадам температуры  окружающей среды.

Таким образом, систематические  тренировки не гарантируют человеку продления жизни, и тем не менее люди, ведущие активный образ жизни, могут рассчитывать на то, что проживут дольше, чем те, кто проводит свою жизнь сидя. Как считают некоторые физиологи, каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два или три часа.

Изменение состояния  организма студента под влиянием различных режимов и условий  обучения

В процессе умственного труда  основная нагрузка приходится на цен-тральную нервную систему, ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2— 2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15—20% используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40— 50 см3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно — на 500—1000 ккал выше, чем уровень основного обмена.

Выявлено отрицательное  воздействие на организм длительного, пребывания в характерной для  лиц умственного труда «сидячей»  позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей  крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются  кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови  и по сонным артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается  на функции дыхательной системы.

Кратковременная интенсивная  умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Все то, что обозначается как неприятности, волнения, нетерпение, все условные рефлексы на обстановку, в которой  неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности  за результат, — все это неизменно  сказывается на циркуляторном аппарате кровообращения.

Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована  частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы — 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. У переводчиков, занятых синхронным переводом, зафиксирована частота сердцебиений до 160 удар/мин. У научных сотрудников во время выступления на конференциях наблюдалось повышение индекса напряженности сердечной деятельности от 200 до 1300%. У преподавателей после лекций обнаружены заметные гормональные изменения. Если умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к увеличению выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, то при стрессовых ситуациях — на 50—300% (содержание же норадреналина в крови возрастает только при значительных эмоциональных напряжениях).

При эмоционально напряженном  труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. Изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов повышается до 8000—9000, уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма, что приводит к усиленному потоотделению — более интенсивному при отрицательных эмоциях, чем при положительных).

Все эти изменения часто  более выражение проявляются  у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу  с подработкой, у студен-тов вечерних отделений, а также у тех, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом; наконец у тех, кто имеет существенные отклонения в здоровой организации своей жизнедеятельности.

В процессе длительной и  напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма  на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутствует субъективное чувство — усталость. Утомление  часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степе-нью первого. Усталость — психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. Однако усталость, по определению А.А. Ухтомского, чуткий «натуральный предупредитель о начинающемся утомлении». Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает чувство усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый человек может выполнять такую работу относительно долго. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.

Степень усталости студент  может оценить баллами: не устал  — О баллов, легкая усталость — 1, средняя усталость — 2, сильная усталость — 3, очень сильная усталость — 4 балла. Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений. Это позволит более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и оценивать влияние средств, направленных на компенсацию усталости.

Информация о работе Влияние индивидуальных особенностей географо-климатических факторов на содержание производственно физической культуры