Варианты построения системы занятий по физическому воспитанию с учетом наращивания нагрузки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Система физического воспитания как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение физического совершенствования и укрепления ресурсов здоровья всех слоев населения, формирование здорового образа жизни, связи физического воспитания с образованием и воспитанием и структурой систем физического воспитания, ее составных частей

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3

1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания.............4
2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.........................5
3. Принцип постепенного наращивания развивающе - тренирующих воздействий.............................................................................................................7
4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок......8
5. Принцип циклического построения занятий.........................................9
6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания.............................................................................................................10
Заключение............................................................................................................11
Библиографический список.................................................................................12

Файлы: 1 файл

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА word 2003.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Сибирская государственная

автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

Факультет ЗАОЧНЫЙ

Кафедра физического воспитания

 

 

Контрольная работа

Тема: Варианты построения системы занятий по физическому

воспитанию с учетом наращивания нагрузки.

 

 

Вариант №

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

заочной формы обучения

группы АДб-

Проверил:

канд. пед. наук, доцент

Ревенко Евгений Михайлович

 

Омск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение..................................................................................................................3

 

1. Принцип непрерывности процесса  физического воспитания.............4

2. Принцип системного чередования  нагрузок и отдыха.........................5

3. Принцип постепенного наращивания  развивающе - тренирующих воздействий.............................................................................................................7

4. Принцип адаптированного сбалансирования  динамики нагрузок......8

5. Принцип циклического построения  занятий.........................................9

6. Принцип возрастной адекватности  направлений физического воспитания.............................................................................................................10

Заключение............................................................................................................11

Библиографический список.................................................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Система физического воспитания как  совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение  физического совершенствования  и укрепления ресурсов здоровья всех слоев населения, формирование здорового  образа жизни, связи физического воспитания с образованием и воспитанием и структурой систем физического воспитания, ее составных частей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания  

Сущность принципа непрерывности  в физическом воспитании раскрывается в следующих основных положениях.

Первое положение принципа непрерывности  предполагает, что процесс физического  воспитания является целостной системой, в которой предусматривается  последовательность в проведении занятий  физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.

Реализация этого положения  в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от  простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Их грамотное выполнение обеспечивает успех в решении образовательных задач физического воспитания.

Закономерности воспитания силы, быстроты, выносливости и других физических качеств  также требуют строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие каждого физического качества происходит в результате адаптационных функциональных и морфологи-ческих изменений в организме. Это предусматривает строгую последова-тельность в предъявлении повышенных требований к его функциям. Для этого используются физические нагрузки более высокие, чем те, к которым организм привык.

При построении учебного процесса определение  последовательности обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств должно основываться на знаниях и учете положительного и отрицательного «переноса» навыков и физических качеств.

В возрастном и многолетнем плане  последовательность в построении процесса физического воспитания заключается  в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и узкой (специализированной) подготовке. Последовательность решения задач физического воспитания в масштабе занятий определяется «следовыми» явлениями, остающимися после выполнения видов физических упражнений (например, целесообразно скоростные упражнения помещать в начале занятия, а на выносливость – в конце).

Второе положение принципа непрерывности  обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями.

При обучении двигательным действиям  и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное занятие. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным. В практике хорошо известны малая эффективность обучения движениям и воспитание физических качеств при длительных интервалах между занятиями. Сформированные двигательно-координационные связи очень нестойки и быстро угасают при их неподкреплении. 

 

2. Принцип системного чередования  нагрузок и отдыха

Системное чередование нагрузок и  отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями (ординарный, жесткий), а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью. Мало того, учитывая разновременность восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно так построить систему занятий недельного цикла или одного дня, чтобы не было никаких отрицательных последствий и достигался положительный эффект.

Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы  отдыха. При длительном интервале  отдыха между нагрузками произойдет реадаптация – возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспо-собности организма в результате истощения ресурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем может привести к перетренированности и более глубоким патологическим явлениям. Наилучшим оптимальным интервалом отдыха будет такой промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления. При воспитании физических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться только оптимальными интервалами отдыха. В зависимости от ряда обстоятельств в определенные моменты бывают полезными и ординарные и укороченные «жесткие» интервалы.

Таким образом, специфическим для  реализации принципа системного чередования  нагрузки и отдыха в физическом воспитании является построение четкой системы  и последовательности воздействий  с учетом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализа-ции принципа, как:

– рациональная повторность заданий;

– рациональное чередование нагрузок и отдыха;

– повторность и вариативность  заданий и нагрузок.

 

 

 

3. Принцип  постепенного наращивания развивающе - тренирующих воздействий

Данный принцип обусловливает  необходимость систематического повышения  требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения  сложности заданий и увеличения нагрузок.

Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии  систематического повышения требований к функциональной деятельности организма  человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат приспособительные функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспособился. Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма. Показано, например, что у начинающих спортсменов прирост силы происходит в одинаковой степени и при умеренно больших и при околопредельных отягощениях. В этом случае не имеет смысла применять околопредельные и предельные нагрузки во избежание перенапряжения тех систем организма, которые к ним не подготовлены (сердечно-сосудистая система, опорно-связочный аппарат и др.). Следует заметить, что повышенная нагрузка оказывает неодинаковое воздействие на различные системы органов. Одни из них справляются с новыми, повышенными требованиями сравнительно легко и быстро, другие – наоборот. При этом функциональные перестройки протекают быстрее, морфологические – медленнее. Динамика повышения физических нагрузок должна согласовываться со степенью и с характером указанной гетерохронности приспособительных перестроек отдельных систем организма.

Для совершенствования двигательных действий в процессе обучения характерно не только систематическое совершенствование деталей техничес-кого приема, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей занимающихся (силы, быстроты, гибкости и т.д.).

В основе совершенствования двигательных навыков лежит процесс образования различных функциональных систем, соответствующих каждый раз требованиям меняющихся условий осуществления навыков.  Следовательно, основным условием для образования этих систем должно быть систематическое изменение и усложнение требований и заданий по повышению изученных двигательных действий.

Успешное и длительное совершенствование  двигательных навыков указанным  путем невозможно без обеспечения  известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов. Здесь мы сталкиваемся с диалектическим единством таких противоречивых тенденций, как изменчивость в целях совершенствования, сохранность и стабильность достигнутого для обеспечения надежности двигательного навыка в его использовании.

Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающее - тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма. 

 

4. Принцип адаптированного сбалансирования  динамики нагрузок 

Из этого принципа вытекает три  основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы  динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания.

а) Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Данное положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок.

б) По мере адаптации к применяемой нагрузке, т.е. перехода приспосо-бительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.

в) Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.

Вышесказанное дает основание для  использования в физическом воспитании двух форм динамики суммарной нагрузки: ступенчато восходящую и волнообразно восходящую. В принципе возможно использование и линейно восходящей формы. Однако ее можно использовать на очень коротких по временным показателям этапах.

 

5. Принцип циклического построения занятий

Процесс физического воспитания –  это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают  три вида циклов: микроциклы (недельные) , характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.

Данный принцип нацеливает специалистов по физическому воспитанию и спорту осуществлять построение системы занятий  с учетом и в рамках завершенных  циклов, а также с учетом прогрессирования кумуляции эффекта занятий, общего хода физического воспитания и поступательного развития общей и специальной подготовленности занимающихся. 

 

6. Принцип возрастной адекватности  направлений физического воспитания

Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст).

Вплоть до возрастного созревания направленность физического воспитания должна предусматривать общие широкие  физические воздействия на организм занимающегося. Это выражается в  формировании широкого круга двигательных умений и навыков и в разностороннем физическом развитии. В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств чувствительные зоны, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств человека.

Юношество и первый зрелый возраст  раскрывают благоприятные возможности  для полной реализации функциональных возможностей организма. Для многих направленность физического воспитания выступает в форме пролонгированной общей физической подготовки. Для юношества характерны активное занятие спортом и достижение на этой основе высоких результатов.

Во втором зрелом возрасте, в период стабилизации функциональных возможностей, направленность физического воспитания выступает как фактор поддержания  достигнутой хорошей общей работоспособности, достигнутого уровня физической подготовленности.

В более поздние периоды (женщины  – с 55 лет, мужчины – с 60 лет) физическое воспитание помогает противодействовать влиянию различных негативных факторов на здоровье человека. Занятия физическими упражнениями приобретают физкультурно-оздоровительный характер.

Информация о работе Варианты построения системы занятий по физическому воспитанию с учетом наращивания нагрузки