Утомление при физической и умственной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 06:55, реферат

Описание работы

Работоспособность студента во многом зависит от распорядка его дня, от того, сколько часов в сутки он затрачивает на отдых (сон), сколько – на занятия и др. А всё это во многом зависит от биологических ритмов. Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, кем и является студент, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время. С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 2
• Работоспособность…………………………………………………………. 4
• Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, году.....….. 6
• Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности…8
• Отдых и профилактика утомления………………………………………… 13
• Восстановление…………………………………………………………….. 14
• Заключение…………………………………………………………………. 16
• Литература………………………………………………………………….. 17

Файлы: 1 файл

Утомление при физической и умственной работе.docx

— 83.57 Кб (Скачать файл)


Нижегородский Государственный  Технический Университет им. Р.Е.Алексеева


Реферат по физической культуре


Утомление при умственной и физической работе


Выполнил:


Студент группы 12-ДП

Краснов А.И.


25 октября 2013 г.

Нижний новгород

    

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

  • Введение…………………………………………………………………….. 2
  • Работоспособность…………………………………………………………. 4

  • Общие закономерности изменения работоспособности студентов в                                 учебном дне, семестре, году.....…...………………………………….…           6

  • Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к                               умственной и физической работоспособности………………………………………….……….…….. 8

  • Отдых и профилактика утомления………………………………………… 13

  • Восстановление…………………………………………………………….. 14

  • Заключение…………………………………………………………………. 16

 

  • Литература………………………………………………………………….. 17

 

ВВЕДЕНИЕ

Работоспособность студента во многом зависит от распорядка его дня, от того, сколько часов в сутки  он затрачивает на отдых (сон), сколько  – на занятия и др. А всё  это во многом зависит от биологических  ритмов.

Все живые  организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, кем и является студент, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время. С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы. если в 1931 году шведскими учеными г. Агреном, О.Виландером и Е.Жоресом впервые было доказано существование суточного ритма изменения содержания гликогена в печени и мышцах, то в 60-х годах обнаружено уже более 50-ти биологических функций, имеющих суточную периодичность. В настоящее время их насчитывается более ста.

Интенсивность большинства физиологических  процессов на протяжении суток имеет  тенденцию повышаться в утренние часы и падать в ночное время. Примерно в эти же часы повышается чувствительность органов чувств: человек утром  лучше слышит, лучше различает  оттенки цветов.

Изучение биоритмов организма  человека позволит научно обосновать применение лекарственных препаратов при лечении больных.

В последнее время в нашей  стране и за рубежом проводятся большие  работы по исследованию биоритмов студентов, их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски исследователей направлены в  основном на определение  возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений сна. Задача эта особенно актуальна, на наш взгляд, в настоящее время, когда значительная часть населения земного шара страдает от бессонницы.

Управление внутренними ритмами  человека имеет важное значение не только для нормализации ночного  сна, но и для устранения ряда заболеваний  нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются. По характеру искажений врачи  могут судить о ряде заболеваний  на начальной стадии.

По-видимому, большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения  ритма функционирования ряда органов  и систем его организма.

В ходе исторического развития человек  и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов. Именно поэтому очень важно, чтобы  студент как можно больше придерживался  природных ритмов.

Одна из быстроразвивающихся наук XX века — биоритмология, т.е. наука, изучающая циклические биологические  процессы, имеющиеся на всех уровнях  организации живой системы. Дело в том, что живая система постоянно  находится в состоянии обмена веществ с окружающей средой и  обладает сложной динамикой процессов, является саморегулирующейся и самовоспроизводящей системой. «Биологические часы» в организме — отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов.

А так как темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный  характер и предъявляют серьезные  требования к человеку, нам кажется, проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное  отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто  является следствием незнания биологических  законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и т.д., и т.п. Чтобы сохранить здоровье человека, всесторонне и гармонично развивать  его физические и духовные качества, необходима не только настойчивая и  плодотворная научно-исследовательская, но и большая просветительская работа.

Цель, которую мы будем преследовать в этой работе – выявить влияние  биологических ритмов на общие и  умственные изменения работоспособности  студентов.

Основной нашей задачей при  написании работы является путь рассмотрения человека — его структурные и  функциональные биологические и  умственные процессы не только в пространстве, но и во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

 

Что такое работоспособность? С  физиологической точки зрения работоспособность определяет возможности организма при выполнении работы к поддержанию структуры и энергозапасов на заданном уровне. В соответствии с двумя основными типами работ - физической и умственной различают физическую и умственную работоспособность.

Работоспособность человека в течение  трудового дня неодинакова. Можно  говорить о ряде ее последовательных этапов (рис. 1). Первый этап - врабатывание - приходится, как правило, на первый час (реже на два часа) от начала работы. За это время происходит полный выход организма из сна и восстановление динамического стереотипа. Второй этап - устойчивой работоспособности - длится последующие 2 - 3 ч, после чего работоспособность вновь снижается (этап некомпенсированного утомления). Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.

 

 

Рис. 1. Колебания уровня работоспособности  в течение трудового дня

 

А как влияет на работоспособность  возраст? Установлено, что в 18 - 20 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4%, к 40 - на 13, к 50 - на 20, а в возрасте 60 лет - на 25%. По данным ученых Киевского института геронтологии, физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50 - 60 годам она снижается на 30%, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60% юношеской.

Оценка физической работоспособности  проводится с помощью специальных тестов. В последние десятилетия наибольшее распространение получили такие, как Гарвардский степ-тест и PWC-170. Помимо этих методик, в условиях реального производства используют оценку работоспособности по производственным показателям. Психофизиологические методы включают в себя исследование функций зрительного и слухового анализаторов, динамометрию, вариационную пульсометрию, применение тестов на внимание, память, мышление. Эти методы разнообразны, и их набор в каждом конкретном случае определяется условиями труда и задачами исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие закономерности изменения  работоспособности студентов в  учебном дне, семестре, году.

Современный подход к проблеме биологических  ритмов в природе

Одной из важнейших проблем современной  биологии является изучение цикличности  процессов, протекающем в живом  организме. Эта проблема интересует врачей и авиаторов, садоводов и  орнитологов, биохимиков и генетиков, биофизиков и иммунологов, физиологов и космонавтов.

Одним из условий существования  живых систем является свойственная живой материи ритмичность биологических  функций. Выработанная всем ходом эволюции временная последовательность взаимодействия различных функциональных систем организма  с окружающей средой способствует гармоничному согласованию разных ритмических биологических  процессов и обеспечивает нормальную жизнедеятельность целостного организма. Тем самым выявляется важное адаптивное значение биоритмов для жизнедеятельности  организма.

Биологические ритмы описаны на всех уровнях — начиная от простейших биологических реакций в клетке кончая сложными поведенческими реакциями. Таким образом, живой организм является совокупностью многочисленных ритмов с разными характеристиками.

С понятием «ритма» связано представление  о гармонии, организованности явлений  и процессов. В переводе с греческого слово «ритм», «ритмос» означает соразмерность, стройность. Основные ритмы в природе, наложившие свой отпечаток на все живое на Земле, возникли под влиянием вращения Земли по отношению к Солнцу, Луне и звездам.

Многие факторы внешней среды  оказывают влияние на жизненные  процессы живых организмов, среди  них особое значение имеет чередование  света и темноты. От суточного  режима зависит обмен веществ  в растениях — поглощение углекислоты  днем и отдача кислорода ночью. У  животных суточные ритмы проявляются  в виде чередования периодов бодрствования  и активности с периодами сна  и покоя.

Биологические ритмы и их классификация.

Повторяемость процессов — один из признаков жизни. При этом важное значение имеет способность живых  организмов чувствовать время. Как  показали исследования, почти все  жизненные процессы в живом организме  различны.

Ритмы физиологических процессов  в организме, как и любые другие повторяющиеся явления, имеют волнообразный  характер. Расстояние между одинаковыми  положениями двух колебаний называются периодом, иди циклом.

Исследования показали, что внутренние  суточные ритмы животных не точно соответствуют 24-часовой периодичности земных суток. Они немного отличаются в большую или меньшую сторону (чаще в меньшую). Так, для животных  они лежат в пределах 23-25 час. Такие внутренние суточные ритмы живых организмов называются циркадными (в переводе с латинского «цирка» означает около, «диес» — день, сутки).

Благодаря биоритмам живой организм гораздо легче приспосабливается  к условиям внешней среды, которые  регулируют деятельность циклов и отдельных  их фаз. Такое действие внешних условий  на живой организм принято называть синхронизирующим, а сами факторы  воздействия — синхронизаторами. К их числу относятся свет, шум, запахи, время кормления и т.д.

Многие биологические ритмы  поддаются систематизации. По длительности некоторые их них могут совпадать  с соответствующими геофизическими циклами. К таким ритмам относятся  суточные, сезонные, годовые, лунные, приливно-отливные изменения жизнедеятельности в  организмах. Благодаря им наибольшая активность и усиленный обмен  веществ в организме совпадают  с наиболее благоприятными для этого  внешними условиями и временем суток, месяца, года.

Функциональные ритмы, обеспечивающие непрерывную жизнедеятельность  организма, как правило, имеют короткие циклы — от долей секунды до минут. К их числу относятся, например, циклы нервно-мышечного возбуждения  и торможения, а также множество  других процессов на уровне молекул, клеток, отдельных органов.

Иногда функциональные ритмы сочетаются с суточными ритмами. Так, например, в сердце, кишечнике и других органах  животных амплитуда ритмов меняется в течение суток.

По степени зависимости от внешних  условий биоритмы подразделяются на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Экзогенные ритмы полностью зависят  от изменения внешней среды. Это  биохимические процессы. Эндогенные ритмы протекают при постоянных оптимальных условиях внешней среды  и имеют широкий диапазон частот: от двух тысяч циклов в секунду  до одного цикла в год. К эндогенным относятся ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, кровяного давления, умственной активности, изменения глубины сна  и другое.

Существуют ритмы промежуточного характера. К ним можно отнести, например, серию постепенно затухающих мышечных сокращений, возникающих в  результате одиночного внешнего раздражения.

Эксперименты по изучению внутренних ритмов человека, впервые проведенные  Ашоффом, показали динамику взаимодействия физиологических ритмов организма в суточном цикле. В этом плане интересно проследить, как изменяется интенсивность различных физиологических функций в организме человека в зависимости от времени суток. 

Проблема суточных периодических  изменений физиологических функций  в организме человека с давних пор привлекает внимание ученых различных  специальностей. Знание динамики изменения  физиологических функций организма  в определенный момент и применить  более целесообразный и эффективный  метод лечения при заболевании. Суточный ритм организма человека определяется различными физиологическими функциями (а их, как мы знаем, в настоящее время насчитывается более сотни). Физиологические функции постоянно изменяются на фоне бодрствования и сна, активной деятельности и покоя. Интенсивность их проявления различна в разное время суток. В одно время она максимальна, в другое — имеет минимальное значение.

Информация о работе Утомление при физической и умственной работе