Учебно-тренировочный процесс волейболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучить возможности эффективного распределения физических нагрузок на технико-тактическую подготовленность волейболистов. Исходя из цели работы сформулированы задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Определить уровень и особенность распределения физической нагрузки волейболистов в подготовительном периоде.
3. Экспериментально доказать эффективность распределения физических нагрузок в подготовительном периоде на технико-тактическую подготовленность волейболистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Особенности планирования спортивной подготовки волейболистов…………………………………………………...

6
1.1. Характеристика волейбола как вида спорта..………………
6
1.2. Особенности планирования спортивной подготовки волейболистов……………………………………………..…

7
1.3. Критерии оценки уровня технико-тактической подготовленности волейболистов в подготовительном периоде...……………………………………………………...


25
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования…………..…………….
32
2.1. Организация исследования……………………………..……
2.2. Методы исследования ……………………………………….
32
36
ГЛАВА 3. Особенности построения спортивной тренировки волейболистов в подготовительном периоде …………………..

38
3.1. Характеристика испытуемых………………………………..
38
3.2. Результаты основного эксперимента и их обсуждение...….
40
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………..
47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….
48

Файлы: 1 файл

дипломка.doc

— 1.52 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 6

Конечные показатели технико-тактической подготовленности экспериментальной группы

 

Технические действия

Показатель  технико-тактической подготовленности

Условное  обозначение

Количественный  показатель

ПОДАЧА

Объем подач

ОПо

19,2±5,3

Количественная  эффективность подачи

КПЭПо

16,4±5,1

Количество очков, выигранных с подач

КВОПо

3,2±2,2

Количество  допущенного брака при подаче

КДБПо

2,8±0,8

ПРИЕМ

ПОДАЧИ

Объем

ОППо

16,4±5,1

Количественная  эффективность

КПЭППо

13,2±4,2

Количество  допущенного брака на приеме

КДБППо

3,2±2,2

ПЕРЕДАЧА

Объем

ОП

24,6±4,8

Количественная

эффективность

KПЭП

22,4±3,8

Количество  допущенного брака

КДБП

3,2±0,8

НАПАДАЮЩИЙ  УДАР

Объем нападающих ударов

ОНУ

19,6±3,6

Количественная  эффективность

КПЭНУ

14,2±4,8

Количество  очков, выигранных нападающим ударом

КОВНУ

8,4±2,4

Количество  допущенного брака при нападающем ударе

КДБНУ

5,4±2,6

БЛОКИРОВАНИЕ

Объем блокирования

ОБ

17,8±3,8

Количественная  эффективность

КПЭБ

7,4±2,6

Количество  очков, выигранных на блокировании

КОВБ

3,6±1,8

Количество  допущенного брака при блокировании

КДББ

10,4±2,6


 

Для того чтобы  было удобнее рассмотреть динамику показателей технико-тактической подготовленности обеих групп ниже приведена таблица 7.

Таблица 7

Динамика показателей технико-тактической подготовленности контрольной и экспериментальной групп

 

Технические действия

Показатель  технико-тактической подготовленности

Условное  обозначение

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

до

после

до

после

ПОДАЧА

Объем подач

ОПо

18,1±5,3

19,2±5,3

17,8±4,6

18,8±4,8

Количественная эффективность подачи

КПЭПо

15,4±5,1

16,4±5,1

15±4,8

16,2±4,8

Количество  очков, выигранных с подач

КВОПо

2,2±2,2

3,2±2,2

2,3±1,8

2,8±1,8

Количество  допущенного брака при подаче

КДБПо

3,7±0,8

2,8±0,8

3,5±1,0

2,6±1,0

ПРИЕМ

ПОДАЧИ

Объем

ОППо

16,4±5,1

16,4±5,1

16,1±4,5

16,2±4,8

Количественная  эффективность

КПЭППо

11,5±4,2

13,2±4,2

11,4±4,6

13,4±4,6

Количество  допущенного брака на приеме

КДБППо

5±2,2

3,2±2,2

4,1±1,8

2,8±1,8

ПЕРЕДАЧА

Объем

ОП

25,6±4,8

24,6±4,8

25,8±6,6

27,8±6,6

Количественная

эффективность

KПЭП

21,1±3,8

22,4±3,8

21,5±6,2

23,2±6,2

Количество  допущенного брака

КДБП

4,9±0,8

3,2±0,8

5,8±1,2

4,6±1,2

НАПАДАЮЩИЙ  УДАР

Объем

ОНУ

18,6±3,6

19,6±3,6

17,9±3,8

19,4±3,8

Количественная  эффективность

КПЭНУ

11,6±4,8

14,2±4,8

11,3±6,6

13,2±6,6

Количество  очков, выигранных нападающим ударом

КОВНУ

8,1±2,4

8,4±2,4

7,8±2,4

8,2±2,4

Количество  допущенного брака при нападающем ударе

КДБНУ

7,4±2,6

5,4±2,6

6,9±2,8

6,2±2,8

БЛОКИРОВАНИЕ

Объем

ОБ

15,3±3,8

17,8±3,8

14,7±2,8

15,3±2,8

Количественная  эффективность

КПЭБ

5,1±2,6

7,4±2,6

4,4±2,1

5,1±2,1

Количество  очков, выигранных на блокировании

КОВБ

2,6±1,8

3,6±1,8

2,1±1,2

2,2±1,2

Количество  допущенного брака при блокировании

КДББ

11,9±2,6

10,4±2,6

12,2±3,2

10,2±3,2


 

Как видно из выше приведенной  таблицы, результаты экспериментальной группы оказались выше, чем у контрольной. Количество подач увеличилось, увеличилась эффективность подачи и выросло число выигранных с подачи очков, однако количество брака на подаче стало больше чем у контрольной группы, возможно это связано с увеличением числа выполненных подач.

Объем выполненных передач  уменьшился, связанно это с тем, что команда больше выигрывала блоком и атакой. А вот эффективность передачи возросла, что говорит о положительном влиянии разработанной программы. Количество брака на передаче снизилось более существенно, чем в контрольной группе.

Что касается нападающего  удара, то в этом элементе игры экспериментальная  группа прибавила намного больше, чем контрольная. Брака при выполнении нападения стало рамного меньше, а результативность атак значительно выросла.

На блоке экспериментальная  группа оказалась сильнее. По эффективности, объему и количеству выигранных очков  на блоке группа очень сильно добавила. Количество брака оказалось чуть большим, по сравнению с контрольной группой, что объясняется большим объемом блокирования.

На приеме группа показала несколько меньший результат, чем  контрольная группа. И это тоже связано с тем, что экспериментальной  группе приходилось меньше принимать, потому что больше очков стало выигрываться на атаке, блоке, подаче.

 

Выводы

 

На основании проведенного исследования, сделаны следующие  выводы.

1. Анализ литературных  данных позволил установить, что выполнение всех технических и тактических элементов волейбола требует точности и целенаправленности движений, большинство технических приемов в волейболе (подача, атака, блок) требует проявления взрывной силы. Поэтому физическая подготовка волейболиста очень сильно влияет на его технические навыки.

2. Результаты эксперимента показали, что оптимизация распределения физической нагрузки в подготовительном периоде позволяет показывать отличные результаты на главных соревнованиях. Экспериментальная группа показала лучшие результаты, по сравнению с контрольной. Наибольший эффект проявился в таких элементах как нападение и блок, что закономерно, так как эти технические приемы требуют максимальных энергозатрат. Заметно улучшилась подача, передача стала более стабильная и эффективная. Позитивный прием также увеличился. Однако не стоит пренебрегать психологическим и тактическим видами подготовки волейболистов.

3. Результаты исследования могут быть использованы при отборе средств и методов тренировки, а также при нормировании нагрузки с учетом морфо-функциональных особенностей волейболистов, что позволит повысить уровень их специальной, физической, технико-тактической подготовленности и эффективности всего учебно-тренировочного процесса.

 

Библиографический список

 

  1. Айрапетьянц, Л. Р. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка) [Текст] / Л. Р. Айрапетьянц. – М.: Изд-во им. Ибн Сины, 2004. – 165 с.
  2. Ашмарин, Б. А. Педагогика физической культуры [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялов, Ю. Ф. Курамшин. – СПб.: ЛГОУ, 1999.
  3. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 185 с.
  4. Батурин, Н. А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности [Текст] / Н. А. Батурин. – Омск: Психология в спорте, 2005. – 388 с.
  5. Беляев, А. В. Методика воспитания физических качеств волейболистов [Текст] / А. В. Беляев. – М.: РИО ГЦОЛИФК, 1990.
  6. Бутенко, Б. И. Специализированная подготовка волейболиста [Текст] / Б. И. Бутенко. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 442 с.
  7. Василюк, Е. Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций [Текст] / Е. Ф. Василюк. – М.: Физкультура и спорт, – 2004. – 188 с.
  8. Верхошанский, Ю. В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биологическими особенностями скоростных упражнений [Текст] / Ю. В. Верхошанский. – М., 2003. – 25 с.
  9. Верхошанский, Ю. В. «Ударный метод» развития «взрывной» силы / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физкультуры. – 2004. – №8. – С. 59.
  10. Волейбол [Текст]: учебник для институтов физической культуры [Текст] / Под ред. А. К. Дягтерева. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 244 с.
  11. Волейбол [Текст]: Ежегодный справочник для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 333 с.
  12. Волынкина, Г. Ю. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека [Текст] / Г. Ю. Волынкина, Н. Ф. Суворова. – СПб, 2006. – 111 с.
  13. Вяткина, Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях [Текст] / Б. А. Вяткина. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 144 с.
  14. Градополов, К. В. Волейбол [Текст]: учебник для институтов физической культуры / К. В. Градополов. – М.: Физкультура и спорт, 2005. –289 с.
  15. Генов, Ф. П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена [Текст] / Ф. П. Генов. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 178 с.
  16. Губа, В. П. Морфобиомеханические исследования в спорте [Текст] / В. П. Губа. – М.: Спортивная академия, 2005. – 120 с.
  17. Донской, А. А. Законы движений в спорте [Текст] / А. А. Донской. – М.: Физкультура и спорт, 1968.
  18. Дьячков, В. М. Совершенствование технического мастерства спортсменов [Текст] / В. М. Дьячкова. – М.: Физкультура и спорт, 1970.
  19. Евстафьев, В. В. Анализ основных понятий в теории физической культуры [Текст]: Материалы к лекциям и семинарам / В. В. Евстафьев. – Л.: ВИФК, 1985.
  20. Железняк, Ю. Д. Волейбол [Текст]: у истоков мастерства / Под ред. Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский. – М., 2006. – 336 с.
  21. Железняк, Ю. Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства [Текст] / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов. – М.: Физкультура и спорт, 2004.
  22. Зациорский, В. М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте [Текст]: учебное пособие для слушателей УСО и ВНП / В. М. Зациорский. – М.: ГЦОЛИФК, 2005. – 41 с.
  23. Зациорский, В. М. Влияние градиента силы на результат скоростно-силового движения [Текст] / В. М. Зациорский, Ю. И. Смирнов // Теория и практика физической культуры. – 2005. – №7. – С.63-68.
  24. Игнатьева, В. Я. Скоростно-силовая подготовленность юных гандболистов / В. Я. Игнатьева // Теория и практика физической культуры. – 2005. – №8. – С. 24-26.
  25. Кудрявцев, В. Д. Обоснование выбора тестов скоростно-силового характера для отбора студентов в секции баскетбола и волейбола [Текст] / В. Д. Кудрявцев // Теория и практика физической культуры. – 2006. – №10. – С.14-15.
  26. Клещев, Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям [Текст]: учебное пособие / Ю. Н. Клещев. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 192 с.
  27. Клещев, Ю. Н. Книга тренера [Текст] / Ю. Н. Клещев. – Ташкент, 1994.
  28. Клещев, Ю. Н. Волейбол [Текст]: учебник для ИФК / Ю. Н. Клещев, А. Г. Айриянц. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
  29. Кхелифа, Р. Б. Я. Совершенствование технического мастерства баскетболистов с учетом биомеханических особенностей их моторики [Текст] / Р. Б. Я. Кхелифа. – Киев, 2006. – 182 с.
  30. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека [Текст] / Л. И. Лубышева. – М., 1992.
  31. Марков, К. К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов [Текст]: Методические указания. – Иркутск, 2004. – 47 с.
  32. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
  33. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 863 с.
  34. Селуянов, В. Н. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте [Текст] / В. Н. Селуянов, М. П. Шестаков. – М.: СпортАкадемПресс, 2004. – 112 с.
  35. Фомин, Е. В. Взаимосвязь физических качеств в структуре физической подготовленности волейболистов [Текст] / Е. В. Фомин // Теория и практика физической культуры. – 1987. – №7. – С. 13-15.
  36. Эйнгорн, А., Мацудайра Я. Так побеждать [Текст] А. Эйнгорн, Я. Мацудайра. – СПб, 1994.



Информация о работе Учебно-тренировочный процесс волейболистов