Учебно-тренировочный процесс волейболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучить возможности эффективного распределения физических нагрузок на технико-тактическую подготовленность волейболистов. Исходя из цели работы сформулированы задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Определить уровень и особенность распределения физической нагрузки волейболистов в подготовительном периоде.
3. Экспериментально доказать эффективность распределения физических нагрузок в подготовительном периоде на технико-тактическую подготовленность волейболистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Особенности планирования спортивной подготовки волейболистов…………………………………………………...

6
1.1. Характеристика волейбола как вида спорта..………………
6
1.2. Особенности планирования спортивной подготовки волейболистов……………………………………………..…

7
1.3. Критерии оценки уровня технико-тактической подготовленности волейболистов в подготовительном периоде...……………………………………………………...


25
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования…………..…………….
32
2.1. Организация исследования……………………………..……
2.2. Методы исследования ……………………………………….
32
36
ГЛАВА 3. Особенности построения спортивной тренировки волейболистов в подготовительном периоде …………………..

38
3.1. Характеристика испытуемых………………………………..
38
3.2. Результаты основного эксперимента и их обсуждение...….
40
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………..
47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….
48

Файлы: 1 файл

дипломка.doc

— 1.52 Мб (Скачать файл)

Относительная эффективность  подачи – это соотношение количественного показателя эффективности подач к объему выполненных подач. Относительная эффективность нападающих ударов есть отношение количественного показателя нападающего удара к объему нападающих ударов. Относительная эффективность блокирования – отношение количественного показателя эффективности блокирования к объему блокирования. В целом полученные показатели дают представление о весомости отдельных элементов игры, об их соотношении.

Но мы посчитали недостаточно информативной ситуацию, когда отсутствует  интегральный показатель эффективности нападения команды – ЭНК, и ввели его.

Известно, что итогом всех видов подготовки является достижение одной цели – приобретение игрового навыка, который оценивается через  уровень результативности игровых  действий и их эффективности в ходе игры. Сами соревнования предъявляют к выполнению определенных действий свои требования, и если можно говорить о стабильной схожести результатов, демонстрируемых волейболистами в тренировках, то в играх необходимы специальные исследования, позволяющие судить не только об уровне овладения тем или иным технико-тактическим действием, но и его применения в конкретной ситуации целесообразным способом.

Управление процессом  подготовки команд волейболистов к  соревнованиям требует информированности  тренера об уровне технико-тактической подготовленности игроков своей команды и команд соперников.

 

Глава 2. Организация и методы исследования

 

2.1. Организация исследования

 

При составлении тренировочных  программ мы основывались на научно-методических данных по чередованию занятий по физической подготовке с различной направленностью, на ранее разработанных корреляционных моделях уровня физической подготовленности волейболистов, на выявленных в результате экспериментальных исследований положительного взаимодействия парных сочетаний физических качеств при подготовке волейболистов к соревнованиям, учитывались задачи подготовки квалифицированных волейболистов на этапах подготовительного периода и основные принципы построения тренировки (4,6,7).

Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях тренировки, где принимали участие игроки мужской сборной команды г. Новоуральска. Всего в эксперименте приняли участие 12 человек, и были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.

Конкретная программа  для контрольной и экспериментальной групп показана в таблице 3.

Таблица 3

Этапы подготовки

I этап

II этап

III этап

Направленности тренировочных  нагрузок

контр.гр

эксп.гр.

контр.гр.

эксп.гр.

контр.гр.

эксп.гр.

1. Совершенствование  общей выносливости, в %

30

45

30

10

20

10

2. Совершенствование  общей быстроты и ловкости, в  %

10

20

10

5

5

5

3. Совершенствование  общей силовой подготовленности, в %

10

30

10

5

10

 

4. Совершенствование  скоростной выносливости, в %

10

 

10

20

10

10

5. Совершенствование прыжковой выносливости, в %

10

 

10

20

10

10

6. Совершенствование  «взрывной» силы мышц плечевого пояса, туловища, ног, в%

10

5

10

15

15

20

7. Совершенствование  быстроты перемещений и быстроты  реакции, в %

10

 

10

15

15

20

8. Совершенствование  акробатической и прыжковой ловкости,

в %

10

 

10

10

15

15


 

Примечание: цифры в таблице означают время в % (от 100%) отводимого на физическую подготовку.

 

Для обеих групп продолжительность  каждого этапа подготовительного  периода составляла 25 дней, а тренировочный  процесс проводился на первых двух этапах в микроциклах 4-1, а на третьем, предсоревновательном этапе – в микроциклах 3-1.Принципиальное содержание физической подготовки в микроциклах I, II, III этапов для экспериментальной группы было следующим:

I этап

1-ый день – совершенствование общей выносливости.

2-ый день – совершенствование  технических приемов, общей выносливости.

3-ый день – совершенствование общей быстроты и выносливости.

4-ый день – совершенствование быстроты и общей выносливости.

5-ый день – отдых.

6-ой день – совершенствование общей силовой подготовленности и общей выносливости.

7-ой день – совершенствование общей быстроты и общей выносливости.

8-ой день – то же, что и в 6-ой + отработка тактических приемов.

9-ый день – то  же, что в 7-ой день.

В остальных микроциклах содержание тренировок идентично второму микроциклу, а в последних двух микроциклах добавляется работа (в небольших объемах) по совершенствованию «взрывной» силы.

II этап

1-ый день – совершенствование специальной быстроты «взрывной» силы и общей выносливости.

2-ый день – совершенствование специальной ловкости и скоростной выносливости.

3-ый день – то же, что в 1-ый день, кроме общей выносливости.

4-ый день – совершенствование  «взрывной» силы и прыжковой выносливости.

5-ый день – отдых.

В остальных микроциклах содержание тренировок повторяет содержание 1-ого микроцикла с добавлением работы (в небольших объемах) по общей силовой подготовке и совершенствованию общей быстроты и ловкости.

III этап

1-ый день – совершенствование «взрывной» силы и специальной быстроты.

2-ый день – совершенствование специальной ловкости и специальной быстроты.

3-ый день – совершенствование  «взрывной» силы и скоростной выносливости.

4-ый день – отдых.

Остальные микроциклы повторяют  содержание 1-го микроцикла, только далее  идет чередование совершенствования скоростной и прыжковой выносливости. Упражнения на общую выносливость используются как средство активного отдыха.

В контрольной группе содержание тренировок по совершенствованию  физических качеств было более насыщенным (в количественном выражении). На I и II этапах подготовки распределение нагрузки равномерно для всех физических качеств, кроме выносливости. Только на III этапе несколько увеличилось время (на 5%) на совершенствование «взрывной» силы.

 

 

 

 

2.2. Методы исследования

 

Для решения поставленных нами задач были использованы следующие  методы:

– анализ научно-методической литературы;

– педагогическое наблюдение;

– педагогический эксперимент;

– педагогическое тестирование;

– методы математической статистики.

Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы. Изучение и обобщение имеющейся по данной проблеме научно-методической литературы позволило сформировать проблему, а на этой основе определить подходы к решению обозначенной проблемы.

Педагогические  наблюдения. В основе использования этого метода лежал анализ и оценка эффективности педагогических воздействий и организация занятий.

В процессе взаимодействия экспериментатора и испытуемых предусматривалось  открытое наблюдение, т.е. занимающиеся знали, что за ними ведется наблюдение.

Использовали также  непосредственное наблюдение в той  его части, где фиксировался словесный  отчет о характере применения того или иного варианта тренировочного воздействия.

Педагогическое  тестирование. Метод педагогических контрольных испытаний используется для определения технико-тактической подготовленности волейболистов в ответ на заранее обусловленные воздействия. В целом в работе применялись стандартизированные тесты, применительно к специфике вида спорта.

Беседа велась в свободной форме, без записи ответов. Мною были установлены доверительные отношения в процессе общения.

Метод интервью. Получена информация путем получения устных ответов испытуемых на заранее подготовленные вопросы. Интервью проводилось в  зале, обработка и оформление данных в процессе интервью.

Педагогический  эксперимент проводился на начальном этапе учебно-тренировочного процесса. волейболисты выполняли технико-тактические элементы.

Метод математической обработки материала. Результаты исследования подвергались статистической обработки на персональном компьютере, с использованием прикладных программ Excell для среды Windows, с определением среднего арифметического значения, ошибки средних арифметических и t–критерия Стьюдента.

 

Глава 3. Особенности построения спортивной тренировки волейболистов в подготовительном периоде

 

3.1. Характеристика  испытуемых

 

Характеристика испытуемых проводилась на основе выше описанных критериях оценки уровня спортивной подготовленности волейболистов.

Таблица 4

Исходные показатели технико-тактической подготовленности испытуемых контрольной и экспериментальной групп

 

Технические действия

Показатель  технико-тактической подготовленности

Условное  обозначение

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

ПОДАЧА

Объем подач

ОПо

18,1±5,3

17,8±4,6

Количественная  эффективность подачи

КПЭПо

15,4±5,1

15±4,8

Количество  очков, выигранных с подач

КВОПо

2,2±2,2

2,3±1,8

Количество  допущенного брака при подаче

КДБПо

3,7±0,8

3,5±1,0

ПРИЕМ

ПОДАЧИ

Объем

ОППо

16,4±5,1

16,1±4,5

Количественная эффективность

КПЭППо

11,5±4,2

11,4±4,6

Количество  допущенного брака на приеме

КДБППо

5±2,2

4,1±1,8

ПЕРЕДАЧА

Объем

ОП

25,6±4,8

25,8±6,6

Количественная

эффективность

KПЭП

21,1±3,8

21,5±6,2

Количество  допущенного брака

КДБП

4,9±0,8

5,8±1,2

НАПАДАЮЩИЙ УДАР

Объем

ОНУ

18,6±3,6

17,9±3,8

Количественная  эффективность

КПЭНУ

11,6±4,8

11,3±6,6

Количество  очков, выигранных нападающим ударом

КОВНУ

8,1±2,4

7,8±2,4

Количество  допущенного брака при нападающем ударе

КДБНУ

7,4±2,6

6,9±2,8

БЛОКИРОВАНИЕ

Объем

ОБ

15,3±3,8

14,7±2,8

Количественная  эффективность

КПЭБ

5,1±2,6

4,4±2,1

Количество  очков, выигранных на блокировании

КОВБ

2,6±1,8

2,1±1,2

Количество  допущенного брака при блокировании

КДББ

11,9±2,6

12,2±3,2


 

Исходя из этих показателей  можно сказать что уровень технико-тактической подготовленности контрольной и экспериментальных групп практически одинаковый. Это позволит нам оптимально сделать выводы об эффективности моей тренировочной программы, наглядно сравнить как изменились показатели по сравнению с исходными и сделать определенные выводы.

 

3.2. Результаты основного эксперимента и их обсуждение

 

Таблица 5

Конечные показатели технико-тактической подготовленности

контрольной группы

 

Технические действия

Показатель  технико-тактической подготовленности

Условное  обозначение

Количественный  показатель

ПОДАЧА

Объем подач

ОПо

18,8±4,8

Количественная  эффективность подачи

КПЭПо

16,2±4,8

Количество  очков, выигранных с подач

КВОПо

2,8±1,8

Количество  допущенного брака при подаче

КДБПо

2,6±1,0

ПРИЕМ

ПОДАЧИ

Объем

ОППо

16,2±4,8

Количественная  эффективность

КПЭППо

13,4±4,6

Количество  допущенного брака на приеме

КДБППо

2,8±1,8

ПЕРЕДАЧА

Объем

ОП

27,8±6,6

Количественная

эффективность

KПЭП

23,2±6,2

Количество  допущенного брака

КДБП

4,6±1,2

НАПАДАЮЩИЙ  УДАР

Объем

ОНУ

19,4±3,8

Количественная  эффективность

КПЭНУ

13,2±6,6

Количество  очков, выигранных нападающим ударом

КОВНУ

8,2±2,4

Количество  допущенного брака при нападающем ударе

КДБНУ

6,2±2,8

БЛОКИРОВАНИЕ

Объем

ОБ

15,3±2,8

Количественная  эффективность

КПЭБ

5,1±2,1

Количество  очков, выигранных на блокировании

КОВБ

2,2±1,2

Количество  допущенного брака при блокировании

КДББ

10,2±3,2

Информация о работе Учебно-тренировочный процесс волейболистов