Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:05, дипломная работа
Цель работы – изучить возможности эффективного распределения физических нагрузок на технико-тактическую подготовленность волейболистов. Исходя из цели работы сформулированы задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Определить уровень и особенность распределения физической нагрузки волейболистов в подготовительном периоде.
3. Экспериментально доказать эффективность распределения физических нагрузок в подготовительном периоде на технико-тактическую подготовленность волейболистов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Особенности планирования спортивной подготовки волейболистов…………………………………………………...
6
1.1. Характеристика волейбола как вида спорта..………………
6
1.2. Особенности планирования спортивной подготовки волейболистов……………………………………………..…
7
1.3. Критерии оценки уровня технико-тактической подготовленности волейболистов в подготовительном периоде...……………………………………………………...
25
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования…………..…………….
32
2.1. Организация исследования……………………………..……
2.2. Методы исследования ……………………………………….
32
36
ГЛАВА 3. Особенности построения спортивной тренировки волейболистов в подготовительном периоде …………………..
38
3.1. Характеристика испытуемых………………………………..
38
3.2. Результаты основного эксперимента и их обсуждение...….
40
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………..
47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….
48
Относительная эффективность
подачи – это соотношение
Но мы посчитали недостаточно информативной ситуацию, когда отсутствует интегральный показатель эффективности нападения команды – ЭНК, и ввели его.
Известно, что итогом всех видов подготовки является достижение одной цели – приобретение игрового навыка, который оценивается через уровень результативности игровых действий и их эффективности в ходе игры. Сами соревнования предъявляют к выполнению определенных действий свои требования, и если можно говорить о стабильной схожести результатов, демонстрируемых волейболистами в тренировках, то в играх необходимы специальные исследования, позволяющие судить не только об уровне овладения тем или иным технико-тактическим действием, но и его применения в конкретной ситуации целесообразным способом.
Управление процессом
подготовки команд волейболистов к
соревнованиям требует
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1. Организация исследования
При составлении тренировочных программ мы основывались на научно-методических данных по чередованию занятий по физической подготовке с различной направленностью, на ранее разработанных корреляционных моделях уровня физической подготовленности волейболистов, на выявленных в результате экспериментальных исследований положительного взаимодействия парных сочетаний физических качеств при подготовке волейболистов к соревнованиям, учитывались задачи подготовки квалифицированных волейболистов на этапах подготовительного периода и основные принципы построения тренировки (4,6,7).
Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях тренировки, где принимали участие игроки мужской сборной команды г. Новоуральска. Всего в эксперименте приняли участие 12 человек, и были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.
Конкретная программа для контрольной и экспериментальной групп показана в таблице 3.
Таблица 3
Этапы подготовки |
I этап |
II этап |
III этап | |||
Направленности тренировочных нагрузок |
контр.гр |
эксп.гр. |
контр.гр. |
эксп.гр. |
контр.гр. |
эксп.гр. |
1. Совершенствование общей выносливости, в % |
30 |
45 |
30 |
10 |
20 |
10 |
2. Совершенствование общей быстроты и ловкости, в % |
10 |
20 |
10 |
5 |
5 |
5 |
3. Совершенствование
общей силовой |
10 |
30 |
10 |
5 |
10 |
|
4. Совершенствование скоростной выносливости, в % |
10 |
10 |
20 |
10 |
10 | |
5. Совершенствование прыжковой выносливости, в % |
10 |
10 |
20 |
10 |
10 | |
6. Совершенствование «взрывной» силы мышц плечевого пояса, туловища, ног, в% |
10 |
5 |
10 |
15 |
15 |
20 |
7. Совершенствование
быстроты перемещений и |
10 |
10 |
15 |
15 |
20 | |
8. Совершенствование акробатической и прыжковой ловкости, в % |
10 |
10 |
10 |
15 |
15 |
Примечание: цифры в таблице означают время в % (от 100%) отводимого на физическую подготовку.
Для обеих групп продолжительность
каждого этапа
I этап
1-ый день – совершенствование общей выносливости.
2-ый день – совершенствование
технических приемов, общей
3-ый день – совершенствование общей быстроты и выносливости.
4-ый день – совершенствование быстроты и общей выносливости.
5-ый день – отдых.
6-ой день – совершенствование общей силовой подготовленности и общей выносливости.
7-ой день – совершенствование общей быстроты и общей выносливости.
8-ой день – то же, что и в 6-ой + отработка тактических приемов.
9-ый день – то же, что в 7-ой день.
В остальных микроциклах содержание тренировок идентично второму микроциклу, а в последних двух микроциклах добавляется работа (в небольших объемах) по совершенствованию «взрывной» силы.
II этап
1-ый день – совершенствование специальной быстроты «взрывной» силы и общей выносливости.
2-ый день – совершенствование специальной ловкости и скоростной выносливости.
3-ый день – то же, что в 1-ый день, кроме общей выносливости.
4-ый день – совершенствование «взрывной» силы и прыжковой выносливости.
5-ый день – отдых.
В остальных микроциклах содержание тренировок повторяет содержание 1-ого микроцикла с добавлением работы (в небольших объемах) по общей силовой подготовке и совершенствованию общей быстроты и ловкости.
III этап
1-ый день – совершенствование «взрывной» силы и специальной быстроты.
2-ый день – совершенствование специальной ловкости и специальной быстроты.
3-ый день – совершенствование «взрывной» силы и скоростной выносливости.
4-ый день – отдых.
Остальные микроциклы повторяют содержание 1-го микроцикла, только далее идет чередование совершенствования скоростной и прыжковой выносливости. Упражнения на общую выносливость используются как средство активного отдыха.
В контрольной группе содержание тренировок по совершенствованию физических качеств было более насыщенным (в количественном выражении). На I и II этапах подготовки распределение нагрузки равномерно для всех физических качеств, кроме выносливости. Только на III этапе несколько увеличилось время (на 5%) на совершенствование «взрывной» силы.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы:
– анализ научно-методической литературы;
– педагогическое наблюдение;
– педагогический эксперимент;
– педагогическое тестирование;
– методы математической статистики.
Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы. Изучение и обобщение имеющейся по данной проблеме научно-методической литературы позволило сформировать проблему, а на этой основе определить подходы к решению обозначенной проблемы.
Педагогические наблюдения. В основе использования этого метода лежал анализ и оценка эффективности педагогических воздействий и организация занятий.
В процессе взаимодействия экспериментатора и испытуемых предусматривалось открытое наблюдение, т.е. занимающиеся знали, что за ними ведется наблюдение.
Использовали также непосредственное наблюдение в той его части, где фиксировался словесный отчет о характере применения того или иного варианта тренировочного воздействия.
Педагогическое тестирование. Метод педагогических контрольных испытаний используется для определения технико-тактической подготовленности волейболистов в ответ на заранее обусловленные воздействия. В целом в работе применялись стандартизированные тесты, применительно к специфике вида спорта.
Беседа велась в свободной форме, без записи ответов. Мною были установлены доверительные отношения в процессе общения.
Метод интервью. Получена информация путем получения устных ответов испытуемых на заранее подготовленные вопросы. Интервью проводилось в зале, обработка и оформление данных в процессе интервью.
Педагогический эксперимент проводился на начальном этапе учебно-тренировочного процесса. волейболисты выполняли технико-тактические элементы.
Метод математической обработки материала. Результаты исследования подвергались статистической обработки на персональном компьютере, с использованием прикладных программ Excell для среды Windows, с определением среднего арифметического значения, ошибки средних арифметических и t–критерия Стьюдента.
Глава 3. Особенности построения спортивной тренировки волейболистов в подготовительном периоде
3.1. Характеристика испытуемых
Характеристика испытуемых проводилась на основе выше описанных критериях оценки уровня спортивной подготовленности волейболистов.
Таблица 4
Исходные показатели технико-тактической подготовленности испытуемых контрольной и экспериментальной групп
Технические действия |
Показатель
технико-тактической |
Условное обозначение |
Группы | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
ПОДАЧА |
Объем подач |
ОПо |
18,1±5,3 |
17,8±4,6 |
Количественная эффективность подачи |
КПЭПо |
15,4±5,1 |
15±4,8 | |
Количество очков, выигранных с подач |
КВОПо |
2,2±2,2 |
2,3±1,8 | |
Количество допущенного брака при подаче |
КДБПо |
3,7±0,8 |
3,5±1,0 | |
ПРИЕМ ПОДАЧИ |
Объем |
ОППо |
16,4±5,1 |
16,1±4,5 |
Количественная эффективность |
КПЭППо |
11,5±4,2 |
11,4±4,6 | |
Количество допущенного брака на приеме |
КДБППо |
5±2,2 |
4,1±1,8 | |
ПЕРЕДАЧА |
Объем |
ОП |
25,6±4,8 |
25,8±6,6 |
Количественная эффективность |
KПЭП |
21,1±3,8 |
21,5±6,2 | |
Количество допущенного брака |
КДБП |
4,9±0,8 |
5,8±1,2 | |
НАПАДАЮЩИЙ УДАР |
Объем |
ОНУ |
18,6±3,6 |
17,9±3,8 |
Количественная эффективность |
КПЭНУ |
11,6±4,8 |
11,3±6,6 | |
Количество очков, выигранных нападающим ударом |
КОВНУ |
8,1±2,4 |
7,8±2,4 | |
Количество
допущенного брака при |
КДБНУ |
7,4±2,6 |
6,9±2,8 | |
БЛОКИРОВАНИЕ |
Объем |
ОБ |
15,3±3,8 |
14,7±2,8 |
Количественная эффективность |
КПЭБ |
5,1±2,6 |
4,4±2,1 | |
Количество очков, выигранных на блокировании |
КОВБ |
2,6±1,8 |
2,1±1,2 | |
Количество
допущенного брака при |
КДББ |
11,9±2,6 |
12,2±3,2 |
Исходя из этих показателей можно сказать что уровень технико-тактической подготовленности контрольной и экспериментальных групп практически одинаковый. Это позволит нам оптимально сделать выводы об эффективности моей тренировочной программы, наглядно сравнить как изменились показатели по сравнению с исходными и сделать определенные выводы.
3.2. Результаты основного эксперимента и их обсуждение
Таблица 5
Конечные показатели технико-тактической подготовленности
контрольной группы
Технические действия |
Показатель
технико-тактической |
Условное обозначение |
Количественный показатель |
ПОДАЧА |
Объем подач |
ОПо |
18,8±4,8 |
Количественная эффективность подачи |
КПЭПо |
16,2±4,8 | |
Количество очков, выигранных с подач |
КВОПо |
2,8±1,8 | |
Количество допущенного брака при подаче |
КДБПо |
2,6±1,0 | |
ПРИЕМ ПОДАЧИ |
Объем |
ОППо |
16,2±4,8 |
Количественная эффективность |
КПЭППо |
13,4±4,6 | |
Количество допущенного брака на приеме |
КДБППо |
2,8±1,8 | |
ПЕРЕДАЧА |
Объем |
ОП |
27,8±6,6 |
Количественная эффективность |
KПЭП |
23,2±6,2 | |
Количество допущенного брака |
КДБП |
4,6±1,2 | |
НАПАДАЮЩИЙ УДАР |
Объем |
ОНУ |
19,4±3,8 |
Количественная эффективность |
КПЭНУ |
13,2±6,6 | |
Количество очков, выигранных нападающим ударом |
КОВНУ |
8,2±2,4 | |
Количество
допущенного брака при |
КДБНУ |
6,2±2,8 | |
БЛОКИРОВАНИЕ |
Объем |
ОБ |
15,3±2,8 |
Количественная эффективность |
КПЭБ |
5,1±2,1 | |
Количество очков, выигранных на блокировании |
КОВБ |
2,2±1,2 | |
Количество
допущенного брака при |
КДББ |
10,2±3,2 |
Информация о работе Учебно-тренировочный процесс волейболистов