Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Под техническими навыками спортсмена мы рассматриваем действия, составляющие основу данного вида спорта, которые выработаны в результате длительного упражнения. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов 5
1.1. Научно-методические основы обучения игре в футбол 5
1.2. Развитие физических качеств юных футболистов 11
1.3. Техническая подготовка юных футболистов 26
1.4. Свойства нервной системы в развитии спортивных способностей 28
Выводы по главе I 38
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 40
2.1. Методика и организация исследования по обучению технике игры в футбол 40
2.2. Анализ результатов исследования по обучению технике игры в футболе 45
Выводы по главе II 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение 62

Файлы: 1 файл

Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

 Актуальность исследования. Под техническими навыками спортсмена мы рассматриваем действия, составляющие основу данного вида спорта, которые выработаны в результате длительного упражнения. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ. В условиях школьной спортивной базы, обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием, подготовленности педагогических кадров необходима разработка педагогически оправданных технологий обучения навыкам игры в футбол, применение наиболее эффективных на начальном этапе подготовки средств и методов для овладения технико-тактическими навыками игры.

Специалисты признают, что основой  формирования техники игры в футбол является уровень развитие целевой  точности движений у детей и подростков. Однако до настоящего времени отсутствуют практические научно обоснованные методические рекомендации по применению наиболее эффективных средств спортивной тренировки, направленных на развитие у школьников целевой точности движений при формировании технических навыков игры в футбол в условиях спортивной секции общеобразовательной школы. В этой связи выбранное направление исследования является актуальным для школьного физического воспитания.

Немаловажным в формировании технических навыков спортсмена является их зависимость от специфики нейро- и психодинамических свойств. Известно, что  свойства нервной системы и темперамента являются основой становления различных способностей.

Цель исследования: выявить уровень достижений спортсменов в зависимости от отношения к ним тренера и особенностей выраженности индивидуально-типологических свойств.

Объект исследования: межличностные отношения и индивидуально-типологические особенности спортсмена.

Предмет исследования: сформированность технических навыков юных футболистов в связи с выраженностью индивидуально-типологических свойств  и отношения к ним тренера.

Гипотеза исследования состоит в следующих положениях: полагаем, что подростки-спортсмены с различной выраженностью свойств нервной системы и темперамента будут по-разному воспринимать предъявляемые к ним требования тренера, что будет специфически отражаться на формировании необходимых технических навыков.

Задачи исследования.

1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности восприятия спортсменами подросткового возраста своего тренера.

3. Определить сочетание свойств нервной системы спортсменов.

4. Определить эффективность формирования  технических навыков спортсмена в зависимости от требований тренера с учетом свойств нервной системы в подростковом возрасте.

Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы тренерами в процессе подготовки футболистов, и обеспечении индивидуального подхода при организации тренировочных занятий.

База исследования: подростки в возрасте 13-14 лет, посещающие футбольную секцию на базе ДЮСШ «Юность» г.Бирска.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, опрос, методы математической статистики.

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов

1.1. Научно-методические  основы обучения игре в футбол

 

Футбол имеет существенное отличие  от трех спортивных игр, рекомендуемых  Программой по физической культуре: согласно правилам соревнований, вся игровая деятельность в нем осуществляется ногами, за исключением вбрасывания мяча из-за боковой линии и игры вратаря. Поэтому футбол в большей степени, чем другие спортивные игры, способствует развитию координации движений, выполняемых ногами. Это, в свою очередь, имеет важное прикладное значение для учебной, бытовой, а в будущем и трудовой деятельности занимающихся (управление частным или государственным транспортным средством, военной техникой, специально оборудованными станками с ножной системой управления и т.д.), где нужно обладать тонкими точностными двигательными способностями ног.

Участвуя в игре, ученик незаметно  для себя переносит значительную нагрузку, выполнение которой в других условиях и обстановке было бы связано  с проявлением значительных волевых усилий. Большой объем движений обусловлен высоким эмоциональным фоном, который является ведущим фактором в поддержании постоянного интереса к занятиям футболом [10].

Футбол как доступный и достаточно популярный среди молодежи вид спорта характеризуется высокой игровой и двигательной активностью. Под игровой активностью понимается объем технико-тактических действий, который выполняет футболист в игре и на тренировке, а под двигательной активностью - объем двигательной деятельности (рывки, ускорение, бег, прыжки и т.п.), выполняемый в игре и на тренировке. В основе двигательной активности лежат функциональные возможности спортсменов, способность реализовывать их в игре.

Целью изучения футбола в общеобразовательной  школе является воспитание у учащихся потребности в занятиях футболом на протяжении всей жизни. Она достигается путем решения следующих основных задач: укрепление здоровья школьников, повышение их физической подготовленности; приобретение знаний, позволяющих самостоятельно заниматься футболом; формирование умений и навыков, направленных на овладение комплексом технических приемов и тактических действий игры в футбол, а в итоге - овладение способностью на должном уровне играть во время учебы в школе и после ее окончания [11].

Вначале дети должны овладеть умением наносить удар по неподвижному или движущемуся мячу. Их умение останавливать мяч сводится к ловле мяча ногой или стопой. Они понимают, что представляет собой ведение мяча, но оно у них не очень хорошо получается, т.к. школьники это делают в режиме «ударить» и «догнать».

На следующем этапе дети должны научиться бить и передавать мяч  обеими ногами, контролировать его  боковой стороной стопы и увеличивать  контроль за мячом во время его  ведения. Следует обучать детей  некоторым правилам ударов по мячу, ведению его и удержанию. Предпочтение отдается передачам мяча по кругу и салкам с мячом, нежели обычной игре в футбол или его разновидности.

На последней ступени уделяется  особое внимание передаче мяча, его  ловле и ведению и более  специфическим приемам удара по мячу, его остановке боковой стороной ноги и игре головой. Вводятся правила по мини-футболу и более сложная по уровню игра нападающих и защитников.

Эффективность процесса обучения игре в футбол находится в зависимости  от содержания и средств физического воспитания. Наиболее качественным является тот процесс, в котором по возможности в большей степени используются упражнения с мячом для воспитания ловкости, гибкости, быстроты, овладения техническими приемами и тактическими действиями [17].

Техника физического упражнения во многом определяет эффективность соревновательной деятельности, достижение цели игры, если речь идет о спортивных играх. Она  представляет собой устойчивую систему  деятельности занимающихся, подчиненную  процессу управления.

В ходе оценки соревновательной деятельности в футболе рассматриваются две  основные группы показателей:

1) индивидуальные и коллективные  технико-тактические действия;

2) двигательные перемещения спортсменов  по полю.

Первая группа характеризует уровень технической и тактической подготовленности отдельных игроков и команды в целом. Вторая - уровень специальной физической и функциональной подготовленности спортсменов.

В футболе рекомендуется выделять ряд ведущих технико-тактических  показателей: передачи мяча - короткие, средние (вперед, назад, поперек) и длинные; ведение; обводка; отбор; перехват; игра головой; удары по воротам - головой и ногой.

Успешность соревновательной деятельности проявляется в умелом взаимодействии игроков, выражающемся в точных передачах мяча (принимающий игрок может овладеть мячом без дополнительных двигательных действий), поражении цели (ворот) мячом [21].

Результативность передач зависит  от расстояния до партнера, способов и  точности ударов по мячу, положения  передающего и принимающего мяч игрока: на месте, в движении, с присутствием защитника или без него. Результативность ударов по воротам определяется расстоянием до ворот, избранным способом и точностью нанесения удара, положением вратаря, расположением защитника и т.п. При этом результативным ударом считается поражение цели (гол), нерезультативным точным - попадание в штангу, перекладину, во вратаря. Неточными считаются удары по воротам, при выполнении которых мяч не пересекает линии ворот, не попадает в створ, во вратаря.

В техническую подготовку школьников по футболу необходимо внести коррективы: следует подбирать средства, которые  бы наиболее эффективно, по сравнению  с используемыми в учебно-тренировочном  процессе, формировали технику ведения, передач и ударов мяча по воротам за счет повышения целевой точности движений, разработать научно обоснованную методику работы над техникой и точностью ударов.

Немаловажную роль для достижения высокого и устойчивого конечного  результата в технической подготовленности занимающихся играют материальная база (оборудование и спортинвентарь, спортивные сооружения) и профессиональная подготовленность педагога. Поэтому в системе школьного физического воспитания возможно достижение школьниками лишь определенного уровня владения двигательными умениями и навыками изучаемого вида спорта.

Футбол - вид спорта с нестандартными движениями. В связи с этим выделяют некоторые требования к антрометрическим и физическим данным, необходимы для спортсмена-футболиста. Для тех, кто прошел систему отбора и имеет многолетний опыт подготовки, характерными являются средняя длина тела, высокий уровень развития функциональных систем организма, скоростно-силовых способностей нижних конечностей, общей и специальной быстроты, ловкости и выносливости. Для технического мастерства футболиста характерны автоматизация двигательных навыков, высокая подвижность нервных процессов и совершенная деятельность анализаторов [25].

В отличие от подготовки юных футболистов  в специализированных детско-юношеских  спортивных школах, в общеобразовательной школе может быть реализован только учебный материал технической и технико-тактической направленности, поскольку объем и содержание занятий значительно уступают спортивной тренировке. Не способствует в полной мере успешному решению образовательных задач и контингент занимающихся, их физическое развитие и подготовленность. Поэтому обучение техническим приемам ведется на реально существующем у каждого ученика уровне развития двигательных способностей и состоянии систем и функций организма.

Обучение и тренировка юных футболистов  составляют единый педагогический процесс, направленный на достижение физического  совершенства, высокого уровня технико-тактической  и психологической подготовленности, заметных спортивных результатов и  подготовку к общественно полезному труду. Обучение и тренировка условно делятся на три этапа: первый - начальной подготовки (7-12 лет), второй - учебно-тренировочный этап (13-15 лет), третий - спортивного совершенствования (16-18 лет). В условиях школьной физической культуры может осуществляться первый и частично второй этапы.

В ходе учебно-тренировочного процесса происходит расширение круга изучаемых  технико-тактических приемов, формирование умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, развитие двигательных способностей с учетом специфических требований футбола. Техническая и тактическая подготовка ставят своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов, углубление знаний правил игры, расширение игровых функций занимающихся, освоение многообразия вариантов тактических приемов [34].

Таким образом, в процессе многолетней  подготовки юных футболистов в условиях спортивной секции, как обучение, так  и тренировка могут иметь свои определенные задачи, не противоречащие друг другу. Напротив, обучение и тренировка должны быть органически связаны между собой.

Такая же тесная связь существует и между видами подготовки - физической, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между обучением тактике и технике, между физической, психологической и тактической подготовкой. Развитие двигательных способностей и освоение техники - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между этими звеньями можно провести лишь условно: двигательные качества развиваются при разучивании технических приемов, а, развивая их, можно добиться и более совершенного освоения занимающимися технических приемов.

Информация о работе Теоретический анализ проблемы обучения технике юных футболистов