Техника и методика преподавания акробатическим упражнениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Физические упражнения, которые в дальнейшем стали называться акробатическими, возникли в глубокой древности.
Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает «подымающийся вверх», «подымающийся ввысь». От этого слова в дальнейшем образовалось понятие «акробатика». В наше время слова «акробатика», «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости.

Содержание работы

Дидактические принципы методики обучения гимнастическим упражнениям
Методические особенности гимнастики
Метод предписания алгоритмического типа
Кувырок вперед
Переворот в сторону.
Переворот вперед.
Стойка на руках.
Список литературы

Файлы: 1 файл

гимнастика.docx

— 55.88 Кб (Скачать файл)

Принцип систематичности  Суть этого принципа раскрывается в  ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования  нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между  различными сторонами их содержания. Непрерывность процесса физического  воспитания и оптимальное чередование  нагрузок с отдыхом. Регулярные занятия  дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается  в том, какими основными чертами  должна характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и  как она увязывается с оптимальным  чередованием нагрузки и отдыха. Физическое воспитание мыслится в целом как  непрерывный процесс, охватывающий все основные перио ды жизни. Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий. Понятно, что оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен. Такая непрерывность обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха. Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно, эффект каждого последующего занятия должен, образно говоря, «наслаиваться» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий как бы суммируется возникает кумулятивный эффект системы занятий, т. е. относительно стойкие адаптационные перестройки функционального и структурного характера, которые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных навыков. В жизни, в практике физического воспитания, занятия часто чередуются по содержанию, направленности, объему и интенсивности нагрузки. Восстановительные процессы в различных органах и системах протекают не одновременно (гетерохронно). Более того, даже в пределах одной и той же функциональной системы наблюдается гетерохронность восстановления. Не удивительно, что реальное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания оказывается весьма сложным и в то же время несравненно более гибким, чем это можно представить в стандартной схеме. Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом случае должна сохраняться непрерывность процесса. Рациональный отдых в этой связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методические  особенности гимнастики

Характерные методические особенности гимнастики

 Разностороннее  воздействие на организм человека. С помощью гимнастических упражнений  успешно совершенствуются функции  всех органов человека, поэтому  с помощью гимнастики можно  успешно решать задачи общего  физического развития и разностороннего  совершенствования двигательных  способностей человека.

Широкое использование  различных движений, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие функциональных систем организма и  физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости).

Избирательное воздействие  на организм человека. Большой диапазон упражнений позволяет воздействовать на отдельные мышечные группы человека, развивать силу, гибкость, координацию  движений, прыгучесть, скорость и т.д., совершенствовать дыхательную и  другие системы организма человека, восстанавливать функции поврежденных органов и исправлять недостатки физического развития занимающихся.

Строгая регламентация  учебного процесса и точное регулирование  физической нагрузки. Организация учебного процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных  задач обучения с использованием при этом многообразных методических приемов. Путем изменения темпа  и амплитуды движения, увеличения или уменьшения количества повторений, изменения исходных и конечных положений, применения отягощений и амортизационных  устройств можно успешно регулировать нагрузку в соответствии с уровнем  подготовленности занимающихся.

Различная методика применения упражнений в зависимости  от поставленных задач. Например: в  легкой атлетике, используя определенные методики с помощью беговых упражнений, можно добиться высоких спортивных результатов, и в то же время при  определенных предписаниях врача бег используется как средство укрепления сердечно-сосудистой системы. Упражнения на гимнастической стенке могут быть использованы как средства общеразвивающего характера и как средства формирования правильной осанки.

Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений.

Наличие музыкального сопровождения. Гимнастика имеет огромное оздоровительно-гигиеническое значение. Один из выдающихся историков древнего мира Плутарх, оценивая оздоровительное  значение гимнастики, заметил: «Гимнастика  есть целительная часть медицины». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

  1. Метод предписания алгоритмического типа

Одна из важнейших задач обучения является  действиям – повышение эффективности  педагогического процесса. Идея интенсификации учебного процесса неразрывно связана  с проблемой управления мыслительными  процессами и двигательной деятельностью  учащихся.

Вопрос, о  том как обучать подростков двигательным действиям, чтобы они получали хорошую разностороннюю физическую подготовку, научились технически правильно выполнять гимнастические упражнения и умели управлять своим движениями, привлекает педагогов, тренеров и ученых. Умение выполнять различные гимнастические упражнения нужны не сами по себе, а для решения задач физического воспитания в широком смысле этого слова. Это возможно только в случае, если молодой гимнаст будет физически все сторонне развит, овладеет современной техникой гимнастических упражнений, а также научится оценивать движения в пространстве, во времени, по степени мышечных напряжений и овладеет соответствующими способами этой оценки. Решение этих задач обязывает вести поиск наиболее рациональных методов обучения гимнастическим упражнениям.

Существующие  методы, как правило, используются тренерами выборочно, по их желанию. В системе обучения нет правил, обязывающих преподавателя пользоваться различными методами обучения в зависимости от их целесообразности. Какой бы из существующих методов тренер ни применял, он стремится, возможно, быстрее обучить движению в целом. Такое стремление приводит к тому, что обучение проводится по методу «проб и ошибок», много времени тратится на исправление ошибок. Ход обучения при такой методике становится плохо управляемым. Преподаватель говорит о допущенных ошибках, разъясняет их причину, но заставить сделать упражнение правильно ему не всегда удается.

Это объясняется  тем, что суммарная оценка качества исполнения или констатация допущенных ошибок в самых общих чертах не дает возможности занимающимся точно оценивать свои действия и сравнить возникшие у них конкретные мышечные ощущения с фактическим выполнением заданного действия. Не удивительно, что двигательные навыки часто формируются стихийно, вследствие чего закрепляются движения с ошибками, а в ряде случаев и технически неправильные.

Недостаток  существующей методики обучения усугубляется и тем, что подростки стремятся быстрее освоить новые упражнения и без всякого желания выполняют упражнения, связанные с физической подготовкой, а отработкой деталей техники.

Тонкая дифференцировка  основных компонентов движений, требующая умения различать пространственные и временные характеристики, а также степень мышечных усилий, - задача довольно сложная для детей и подростков.

Отсутствие  достаточной физической подготовки и умения различать пространственные, временные и силовые характеристики движений часто приводит к тому, что двигательный навык закрепляется с ошибками в точности исполнения изучаемых двигательных действий.

Успешное  решение задач формирования двигательных навыков у детей и подростков возможно при учете физиологических и психологических основ формирования двигательных навыков. Обучение предполагает учет физической подготовленности учащихся, их возрастных особенностей и двигательных возможностей. Это обязывает преподавателя (тренера) тщательно подбирать учебный материал, систематизировать его и, пользуясь современными методами, обучать юных гимнастов.

Алгоритмизация  в обучении позволяет эффективно использовать методы срочной и текущей информации, методы кибернетики и моделирования педагогических явлений, а также технические средства обучения. Она тесно связана с программированным обучением, а, следовательно, с научной организацией учебного процесса.

Программированное обучение предусматривает расчленение учебного материала на части, на элементы и составление программ, которые бы предопределяли ход процесса обучения. Без этого программированное обучение невозможно.

Основная  цель обучения — улучшение качества усвоения учебного материала, а это возможно при повышении интенсивности труда учащихся. Предписания алгоритмического типа должны предлагать учащимся для изучения оптимальную «дозу» учебного материала, причем в определенной последовательности.

Под предписаниями  алгоритмического типа в обучении двигательным действиям следует понимать точные, строго определенные и доступные предписания о порядке и характере действий каждого обучаемого для овладения тем или иным двигательным действием или их группой (сходной по структуре). Иными словами, предписания предусматривают разделение учебного материала на части (дозы, порции или учебные задания) и обучение занимающихся этим частям в строго определенной последовательности. Только овладение первой серией учебных заданий дает право переходить ко второй и последующим сериям под строгим контролем преподавателя или самих занимающихся. Изучаются предписанные действия, выполнение которых в установленном порядке позволяет освоить изучаемое гимнастическое упражнение.

При составлении  предписаний алгоритмического типа анализировать учебный материал следует с учетом: 1) специфических  особенностей процесса, который должен предшествовать обучению, т. е. систематизации учебного материала, на который будут составляться алгоритмические предписания; 2) правил (требований) составления предписаний алгоритмического типа.

Учебный материал систематизируется в определенной логической последовательности с учетом освоения других разделов программы и структуры изучаемых упражнений.

Предписания алгоритмического типа могут быть составлены как для одного двигательного  действия (гимнастического упражнения), так и для целых серий, доступных на том или другом этапе обучения, имеющих структурное сходство. Все серии учебных заданий должны быть взаимосвязаны различными вариантами зависимости; сложность их должна последовательно нарастать. Наличие взаимосвязи между сериями учебных заданий определяет порядок и последовательность изучения частей учебного материала.

У занимающихся, обладающих хорошо развитыми физическими качествами, быстрее и качественнее формируются двигательные навыки, выполнение которых связано с проявлением этих физических качеств. Следовательно, прежде чем обучать детей намеченным двигательным действиям, следует определить, какие физические качества нужно у них развить, чтобы они успешно освоили изучаемые движения.

Определяется  конкретное нормативное требование (тест), обязывающее уметь выполнить то или другое действие в определенной форме с соблюдением заданных условий (подтянуться в висе, согнуть руки в упоре, поднять ноги в висе определенное число раз с заданной скоростью и амплитудой). Эти упражнения входят в первую серию учебных заданий.

Вторая серия  учебных заданий должна включать упражнения на освоение исходных и конечных положений, которыми начинаются и заканчиваются изучаемые упражнения. Исходные и конечные положения рекомендуется изучать в тех случаях, когда осваиваются упражнения в висах и упорах. Правильное положение в висе и упоре создает предпосылки для рациональной техники выполнения гимнастических упражнений.

Первая и  вторая серии учебных заданий, как  правило, осваиваются одновременно.

В третью серию  учебных заданий входят действия, обеспечивающие условия для выполнения изучаемого движения (размахивания в висе и упоре на том или другом снаряде, маховые движения ногами, темповый подскок, предшествующий некоторым прыжковым или акробатическим упражнениям). Освоение этих действий должно предшествовать обучению всем маховым упражнениям на гимнастических снарядах.

Информация о работе Техника и методика преподавания акробатическим упражнениям