Степень влияния факторов физиологического, физического и психологического характера на работоспособность студента.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 09:02, контрольная работа

Описание работы

Современные образовательные системы представляют собой неотъемлемую составляющую культуры общества. Ценность образования во многом определяется тем, что оно является не только основной предпосылкой развития человеческой цивилизации, но и духовным фундаментом и опорой личности. Высокая динамика современного общественного развития предопределяет роль и значение образовательной системы во всех областях человеческой деятельности

Файлы: 1 файл

физкультура.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Современные образовательные системы представляют собой неотъемлемую составляющую культуры общества. Ценность образования во многом определяется тем, что оно является не только основной предпосылкой развития человеческой цивилизации, но и духовным фундаментом и опорой личности. Высокая динамика современного общественного развития предопределяет роль и значение образовательной системы во всех областях человеческой деятельности. Современное общество требует от гражданина максимального проявления интеллекта, творческих возможностей, восприимчивости к происходящим политическим, экономическим и социальным изменениям, высокой социальной мобильности и психологической устойчивости. Разнообразные качества всесторонне развитой личности, необходимые для полноценной деятельности человека, вырабатываются в процессе ее социализации. Одно из важнейших мест в этом сложном и противоречивом процессе занимает период, в течение которого происходит наиболее интенсивное накопление и освоение общекультурных, политических и профессиональных знаний, становление индивидуума как личности, формирование его как гражданина. Для большой социальной группы - молодежи это время приходится на период обучения в высшем профессиональном образовательном учреждении.

Известно, что в процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения в вузе. Сложность его заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов к вузовскому обучению, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.

 

Степень влияния факторов физиологического, физического и психологического характера на работоспособность студента.

 

Влияние условий обучения на состояние организма проявляется в ряде положений.

Выявлено отрицательное воздействие длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе, так как при этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца, уменьшается общий объем активно циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда важнейших органов, в том числе мозга. Снижается венозное кровоснабжение, поскольку не работает «мышечный насос» нижних конечностей и других крупных мышечных групп.

При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга, что вызывает головную боль и снижения работоспособности.

Кроме этого, уменьшение размаха движений диафрагмы в сидячем положении отрицательно сказывается на функции дыхательной системы, а, следовательно, и на кислородном обмене. При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным, может учащаться и углубляться, наблюдается его кратковременная непроизвольная задержка. При этом насыщение крови кислородом может снижаться на 80%.

Кратковременная интенсивная умственная работа, как правило, вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление их вследствие общего утомления. Умственная деятельность связана и с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Интенсивная умственная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат и т.п. негативно сказывается на циркуляторном аппарате кровообращения.

Например, установлено, что до начала учебной работы у студентов частота пульса в среднем составляет 70,0 удар/мин, работа средней степени напряженности повышает пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном умственном напряжении — до 93,0 удар/мин и даже более.

На характере психоэмоциональных реакций при умственной деятельности сказываются и индивидуально-психологические особенности человека. Все эти изменения могут проявляться более выражено у студентов, которым не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом, наконец, у тех, кто не умеет правильно организовать свою жизнедеятельность.

Работоспособность характеризует способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности студентов составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические особенности, в том числе уровень развития двигательных физических качеств (особенно выносливости). В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит и от свойств личности (сообразительности, добросовестности и др.), типологических особенностей нервной системы, от правильно поставленной цели, адекватной реальным возможностям личности.

Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности оказывает информация о результате работы в ходе ее выполнения или похвала. Как известно, падение работоспособности тесно связано с объективным процессом утомления, т.е. снижением функциональных возможностей организма, и субъективным чувством — усталостью.

У студентов при умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда характеризуется одновременным ослаблением всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением эффективности в другом его виде. Например, человек, уставший заниматься вычислительными операциями, может успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние, которое характерно для общего утомления, при котором заниматься ни математикой, ни чтением невозможно.

Даже простой разговор оказывается не по силам.

Основным фактором, вызывающим утомление, является сама учебная деятельность. При возникающем утомлении проявляются определенные признаки, по которым каждый студент может самостоятельно определить степень своего утомления в течение учебного дня.

Однако существует еще целый ряд дополнительных факторов, воздействие которых (по отдельности или в совокупности) приводит к утомлению (например, плохая организация режима жизнедеятельности и т.д.). Кроме того, необходимо учитывать и те факторы, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению, усиливают его (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).

Таким образом, в каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы:

• факторы физиологического характера — состояние здоровья и отдельных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.);

•факторы психологического характера — самочувствие, настроение, мотивация деятельности и др.;

• факторы физического характеры (или условия внешней среды) — освещенность помещения, температура воздуха, шум и др.

Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.

Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Таким образом, утомление является сложнейшим физиологическим процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

Невнимательное отношение к чувству усталости, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.

Переутомление - это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильны режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом перераспределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить на долгие годы работоспособность.

Цикличность возбуждения и торможения в корковой деятельности мозга -“корковая мозаика” - причина неутомимости многих жизненно важных органов в организме. Ритм жизнедеятельности организма - основа мероприятий для борьбы с переутомлением. Необходимо понижать возбудимость корковых нервных клеток, повышать их чувствительность к раздражителям. Этим целям служат восстановительные мероприятия, о которых речь пойдет ниже.

При длительном умственном (интеллектуальном) труде, как и при неправильно поставленном учебно-тренировочном процессе, при нагрузках превышающих возможности организма может возникнуть ряд состояний, таких как: - перенапряжение и перетренированность.

Перенапряжение- это не только физиологическое, психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил, может привести к возникновению психических нарушений, к поражению внутренних органов. Иногда перенапряжение проходит быстро и бесследно, когда достижение цели принесло удовлетворение. В случаях, когда цель не достигнута, может наступить длительное психическое расстройство, прежде всего бессонница, которая может сопровождаться навязчивыми мыслями. В результате бессонницы и повышенного эмоционального возбуждения у человека появляются неадекватные реакции на действие окружающих, ухудшается физическое состояние.

Подобные расстройства снижают работоспособность, а это вызывает чувство недовольства собой, что еще больше усиливает эмоциональное напряжение, что приводит к нарушениям функций сердечно-сосудистой системы - гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, атеросклерозу.

При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце. При частых отрицательных эмоциях, сердце поражается, прежде всего. Под влиянием адреналина учащается ритм работы сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к сердцу питательных веществ и кислорода ограничивается. Отметим, что при любой умственной работе, какой бы сложной она не была, не происходит повышения уровня сахара в крови, но зато уменьшается количество лейкоцитов в крови.

Одной из наиболее неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограниченной двигательной активности изменение сердечной деятельности, возникающие под влиянием интеллектуального напряженного труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности. Напряженная умственная работа (как показывают исследования) сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямого отношения к выполнению умственной работе. Одновременно с повышением активности скелетных мышц отмечается у большинства людей повышение активности внутренних органов - усиливается дыхание и сердечная деятельность, повышается артериальное давление, затормаживаются функции пищеварительных органов.

Больше всего при умственной работе изменяются психические функции человека - внимание и память. Уставший человек плохо концентрирует внимание. Длительное выполнение учебной нагрузки усиливает утомление и может вызвать ряд неблагоприятных сдвигов в организме.

Многочисленные исследования показывают, что физическая культура и спорт могут оказывать исключительно эффективное влияние на факторы работоспособности и противодействовать преждевременному наступлению утомления. Для повышения работоспособности в течение учебного дня целесообразно использовать так называемые формы физического воспитания - физкультурные паузы - т.е. выполнения физических упражнений в перерывах между занятиями.

Современному человеку трудно успевать за требованиями, предъявляемыми научно-техническим прогрессом, справится с потоком информации даже в узкой области своей профессиональной деятельности, что в значительной степени относится и к студентам высших учебных заведений. Для большинства из них работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием нервно-эмоционального напряжения (точность, быстрота, внимание). Сочетание растренированности организма и роста нервно-эмоционального напряжения в условиях интенсификации производства приводит к преждевременной утомляемости в производственной деятельности, к ранней потере трудоспособности.

Чтобы избежать этого, необходимо постоянно работать над собой, изучать особенности своего организма, научиться пользоваться своими скрытыми до времени способностями, вести здоровый образ жизни систематически пользоваться средствами физической культуры.

 

 

 

Заключение.

 

Современная ситуация развития общества обусловила преобразования во всех его сферах, в том числе и педагогической. Одной из важнейших задач образования сегодня выступает создание условий для интеллектуального развития обучающихся, ориентированного на владение способами самостоятельного приобретения знаний, формирования умений и навыков учебного труда.

Информация о работе Степень влияния факторов физиологического, физического и психологического характера на работоспособность студента.