Влияние физкультуры на работоспособность студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 18:03, реферат

Описание работы

Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Файлы: 1 файл

влияние физкультуры на работоспособность студентов.docx

— 172.57 Кб (Скачать файл)

1. Основные понятия 

Психофизиологическая  характеристика труда - сопряженная  характеристика изменения состояния  психофизических и физиологических  систем и функций организма под  влиянием определенной трудовой деятельности.

Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности  в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Утомление - временное  объективное снижение работоспособности  под влиянием длительного воздействия  нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием  мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит  от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального  режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности  и продуктивности труда, появление  раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется  чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация - отдых, необходимый  для восстановления сил организма  после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.

Релаксация - состояние  покоя и расслабленности, возникающее  вследствие снятия напряжения после  больших физических нагрузок, сильных  переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной  расслаблением мышц, до этого вовлеченных  в различные виды активности, принятием  спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния  физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации  здравоохранения указывается, что  увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди студентов является следствием все увеличивающейся интенсификации умственного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.

К факторам риска, способствующим появлению сердечнососудистых, нервных  и психических заболеваний, относятся  также социальные перемены, жизненные  трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, смена работы и профессии и т.п.

Особенно остро  интенсивная умственная работа отражается на состоянии ЦНС и на протекании психических процессов. Большая  нагрузка на ЦНС и на ее высший отдел - кору головного мозга проявляется  преимущественно в таких психических  процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В  мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей массы  тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и  для нормального проявления своих  функций мозг должен иметь высокий  уровень стабильности кровообращения.

Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность  кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении  сидя за столом, нервно-психическое  напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность  за результаты усвоения знаний и др.

Длительная напряженная  умственная работа снижает также  возможности организма к ее качественному  продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние  усталости, которое появляется перед  наступлением утомления и является субъективным чувством человека. Усталость  нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворенности  ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает  чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном  ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным эффективным отдыхом, особенно связанным с ДА.

Степень развития утомления  можно определить по некоторым внешним  признакам (табл. 9.1). Но может быть и  такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия  математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются  не по силам - только безудержно хочется  спать. В таких условиях повышение  умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное последствие.

При систематическом  перенапряжении нервной системы  возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к  ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и  головная боль.

3. Работоспособность в умственном труде   и влияние на нее внешних и внутренних факторов

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в  рамках заданных временных лимитов  и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню моти­вации и поставленной цели.

В каждый момент работоспособность  определяется воздействием разнообразных  внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Взаимодействие некоторых из них представлено на рис. 1.

Работоспособность в  учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной  системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой  работы, интерес к ней, установка  на выполнение определенного конкретного  задания, информация и оценка результатов  по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА.

3.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме

Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности  человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под  влиянием экзогенных (связанных с  изменениями внешней среды) и  эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного  давления и т.п.) факторов. Колебания  работоспособности в течение  суток соответствуют биологическим  ритмам организма (рис. 2.)

Рис. 1. Причинно-следственные связи при наступлении усталости  и снижении работоспособности

Рис.3. Изменение работоспособности  человека в течении суток

Рис.3. Распределение  работоспособности утренних (I) и вечерних (II) типов

Рис.4. Работоспособность  студентов в процессе учебного дня.

Высокая работоспособность  в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется  со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.

Есть студенты с  устойчивой стереотипностью и последовательностью  изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с  неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и вечерние ("совы") типы (рис.3.)

Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется  в утренние и дневные часы. Они  наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему  режиму обучения студенты. Практически  их биологический ритм совпадает  с социальным ритмом дневного вуза.

Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся спать, чаще всего  не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первую половину дня  заторможены. Они находятся в  наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

Очевидно, период спада  работоспособности у обоих типов  студентов целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразно  с 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ.

Аритмики занимают промежуточное положение между рассмотренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.

3.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов  претерпевает изменения, которые отчетливо  наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с  высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут  сразу сосредоточиться и активно  включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает  оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет  продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов  характеризуется изменениями функций  организма, адекватных той учебной  деятельности, которая выполняется.

Третий период - период полной компенсации, характеризуется  появлением начальных признаков  утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде  наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются  колебания волевого усилия, а также  колебания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде  начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед  окончанием работы может смениться  кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

При дальнейшем продолжении  работы, в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности  и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - временно господствующий очаг возбуждения  в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью  и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).

Учебный день студентов  кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго  подъема работоспособности при  самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий (рис.4).

Вариативность изменения  отдельных сторон работоспособности  обусловлена и тем, что учебная  деятельность студентов характеризуется  постоянным переключением различных  видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в  недельном учебном цикле характеризуется  наличием периода врабатывания в  начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние  дни недели. В некоторых случаях  в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва" (рис.5).

Типичная кривая работоспособности  может изменяться при наличии  фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные  дни недели. Такими факторами могут  быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.

Учебный семестр и  учебный год.

В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается  период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают  зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность  восстанавливается к исходному  уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление  повышенной работоспособности. 

Информация о работе Влияние физкультуры на работоспособность студентов