Шпаргалка по "Методика физвоспитания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 01:12, шпаргалка

Описание работы

№ 1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

Файлы: 1 файл

Шпоры по методике физического воспитания.docx

— 227.32 Кб (Скачать файл)

 Наибольший оздоровительный  эффект достигается при проведении  занятий на свежем воздухе. Поэтому  в теплое время года все  три занятия следует обязательно  проводить на участке, в близлежащем  парке или в других природных  условиях. Зимой, а также при неблагоприятной  погоде в другое время года 2 занятия проходят в помещении. Третье же при любых условиях  организовывают на свежем воздухе.

 В зависимости от задач, содержания, места и условий проведения  занятий применяют два основных  варианта их построения. Первый  используется в тех случаях, когда  в занятия включаются гимнастика  и подвижные игры, второй —  при выполнении спортивных упражнений  и игр. Оба варианта занятий  состоят из трех условных частей: вводной, основной и заключительной. Примерное соотношение длительности  этих частей в первом варианте следующее: 3—4; 15—20; 2—3 мин; во втором: 4—6; 12—14 и 2—4 мин. Для второго варианта характерна большая направленность первой части занятий на подготовку детей к выполнению действий со сложной координацией (например, катание на велосипеде, ходьба на лыжах, игра в баскетбол) или требующих немалых усилий, вызывающих значительную физиологическую нагрузку (задания на развитие скоростно-силовых качеств, соревнования). В этих случаях первая часть занятий называется вводно-подготовительной. В ее содержание, помимо широко распространенных упражнений для вводной части занятий (построение, ходьба, легкий бег, упражнения на внимание), входят хорошо известные детям общеразвивающие упражнения, которые как бы готовят ребят к двигательной деятельности в основной части занятий. Таким образом, в вводно-подготовительной части не ставятся задачи разучивания упражнений, а осуществляется главным образом организация и разминка детей. Методические приемы проведения занятий по физической культуре в средней группе во многом обусловлены уровнем физического, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития детей пятого года жизни, особенностями их моторики.

 Воспитанники средней группы  владеют в общих чертах всеми  основными движениями. В средней группе по существу только приступают к прямому разучиванию основных и общеразвивающих упражнений. Обучение в этом возрасте направлено на овладение детьми движениями не только в обобщенном, целостном виде, но и на усвоение их отдельных составных элементов, некоторых исходных поз, промежуточных и конечных положений рук, ног, головы и всего тела.

 Развитие движений у воспитанников  средней группы основано на  повторении упражнений предыдущих  возрастных групп для достижения  более высокого их качества. Учебная  деятельность на занятиях по  физической культуре еще тесно  переплетается в этом возрасте  с игровой.

 Приемы обучения также имеют  свои особенности. Воспитатель сначала  показывает разучиваемое движение, а потом называет и поясняет  его. Объяснение снова сопровождается  показом, при этом вычленяются  составные элементы движения, рассматривается  их последовательность. Если у ребенка не получается движение или он не понимает объяснения, взрослый выполняет его вместе с ним. Придерживая определенную часть тела воспитанника (руки, голову, ноги), он сопровождает ее движение своей рукой, помогая прочувствовать его. При этом взрослый с помощью пояснений стремится помочь ребенку осмыслить задание.

 

План проведения занятия в средней группе.

Занятие проходит в апреле или мае на открытом воздухе.

Цель. Формировать у детей настойчивость, волю, умение сосредоточиваться во время прыжков в длину с места на результат «каждый как можно дальше».

 Ход занятия. Вводно-подготовительная  часть: ходьба, ходьба на носках, ходьба и бег с остановкой  или сменой направления по  сигналу, бег в медленном темпе (1 —1,5 мин), перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений; поднимание рук вверх махом с энергичным отведением их назад; неоднократные пружинистые приседания, наклоны вперед и назад; взмах поочередно одной, а потом другой ноги вперед-вверх (придерживаться рукой за дерево, рейку вышки для лазанья, стену террасы, забора и другие предметы, стоя к ним боком); легкие подскоки на месте.

Основная часть: выполнение прыжков на результат.

Заключительная часть: успокаивающие упражнения или спокойная игра и обсуждение достигнутых детьми результатов.

 

№ 5. Характеристика программ по физическому воспитанию.

Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.

 Предлагаются  следующие программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

 Авторским коллективом преподавателей  РГПУ им. А. И. Герцена разработана программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены основы гигиенической и двигательной культуры.

 В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание: построение и перестроение, ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание. Даны характеристики и уровни физического развития детей.

 В программе «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя.

 Значительное внимание в  программе отводится физическим  упражнениям как средству физического  воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая  роль. Программа предлагает примерный  перечень физических упражнений, подобранных с учетом возрастных  возможностей детей. Особое внимание уделяется оптимизации двигательной активности. Разнообразное содержание программы не сковывает инициативы и творчества педагога.

Программа «Истоки». Это базисная программа, ее роль — разностороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в том числе творческих способностей. Она предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Название «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда закладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка с взрослым, который передает ему основы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудничестве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой программы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

 В программе выделен раздел  «Здоровье», который раскрывает  современные представления о  здоровье ребенка как сохранении  и укреплении жизнеспособности  организма в конкретных условиях  социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как  одно из условий, определяющих  возможность полноценного физического  и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития.

 Программа включает два блока: базис и вариант его реализации. Базисную характеристику составляет  личность ребенка, его неповторимая  индивидуальность.

Каждый возрастной период имеет свое содержание. Структура программы и ее содержание ориентированы на возрастные периоды — раннее детство: младенчество (возраст от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство: младший дошкольный возраст (3—5 лет), старший дошкольный возраст (5— 7 лет). В каждом возрастном периоде дана характеристика возрастных возможностей, средние показатели физического развития, минимальные показатели физического развития.

 В программе «Истоки» раскрывается содержание и условия педагогической работы с детьми каждого возраста, в ней представлены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде, а также приводится примерный двигательный режим.

Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога, создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные способности ребенка.

 

№ 6. Бег. Общая характеристика. Техника выполнения видов бега. Методика обучения бегу в разных возрастных группах. Игры с бегом в разных возрастных группах.

Бег, как и ходьба - циклическое движение, но отличается от нее не только темпом, но главным образом наличием фазы "полета". Бег требует более совершенного ритма, устойчивого равновесия и согласованности действий.

Дети осваивают разные виды бега, что обусловливается педагогическими и бытовыми обстоятельствами. Подвижные игры и игровые упражнения — наиболее эффективная школа бега. Увлеченные игровым заданием или имитацией, дети естественно меняют способ действия: бегут прямо или убегают от ловишки, увертываясь; движутся медленно, размахивая руками, "как бабочки", или быстро, "как жуки", "самолеты", "ракеты"; врассыпную или в указанном направлении.

Обучение детей разным видам бега надо обставлять так, чтобы освоение техника было бы не самоцелью, а средством достижения привлекательного в эмоциональном и психологическом плане результата. Эмоциональные задания способствуют продолжительному бегу без ощущения усталости.

Для улучшения техники бега, координационных способностей наиболее эффективен обычный бег в среднем темпе: нога, слегка согнутая в колене, ставится на носок, ненапряженное туловище слегка наклонено вперед, плечи развернуты и слегка опущены; руки удобно согнуты в локтях, пальцы естественно сжаты; амплитуда движения небольшая в направлении вперед - вверх примерно до уровня груди, затем локтями назад - в стороны.

Конкретные педагогические задачи вызывают естественную корректировку характерных признаков обычного бега. Например, на пересеченной местности в зависимости от рельефа приходится сильнее наклоняться вперед, скажем, при подъеме на пригорок. При этом ширина шага уменьшается, пятки поднимаются выше, руки работают энергичнее. При спуске с пригорка туловище слегка отклоняется назад, ноги ставятся с пятки, сокращается амплитуда движения рук, они сильнее прижимаются к туловищу.

Обычный бег по пересеченной местности ценен тем, что все эти трансформации происходят рефлекторно и формируют у детей определенное мышечное чувство положения тела, которое помогает осваивать более сложные в техническом плане виды бега.

Бег широким шагом требует энергичного отталкивания. Увлекательные задания типа «Кто сделает меньше шагов до...» помогут детям приобрести необходимые навыки.

Для бега в быстром темпе характерны стремительность и энергичные движения руками. Такой двигательный эффект обусловливают игровые задания соревновательного типа.

При челночном беге стремительное движение в прямом направлении чередуется с резким торможением на поворотах и требует устойчивости и волевых усилий. Игровые задания типа "Кто быстрее перенесет игрушки" с интересным подбором предметов не только снимают напряжение, но и делают двигательные действия зрелищными, вызывая желание у зрителей повторить их.

Известно, что в игровых заданиях такого типа предметы переносятся на противоположную сторону игровой площадки по одному. Подбор предметов может быть случайным, когда за основу берется их количество (4 - 6), а может быть логичным. В таком случае задание психологически усложняется, но зато значительно возрастает интерес к нему и у исполнителей и у зрителей: кто быстрее построит пирамидку из надувных полиэтиленовых кругов; кто быстрее выложит на фланелеграфе (в помещении) или на снежном барьере снежную бабу (детали  лепятся заранее); кто быстрее и лучше украсит снежную бабу (предметы даются на выбор, но оговаривается их число); кто быстрее "заселит? теремок — переносятся игрушки на полочку, на стол или картинки на фланелеграф в логическом порядке; аналогично, кто быстрее «вытянет» репку... Народные сказки — неисчерпаемый источник образных заданий для челночного бега. Они особенно привлекательны в физкультурных досугах и праздниках.

В работе с дошкольниками используются и другие в бега: медленный бег, бег с высоким подниманием кона, бег с захлестыванием ноги назад (доставая пятками ягодицы), бег скрестным шагом и др.

Каждое физкультурное занятие должно включать несколько видов бега. Они чередуются один с другим, также с ходьбой и с разными видами прыжков.

Информация о работе Шпаргалка по "Методика физвоспитания"