Шпаргалка по "Методика физвоспитания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 01:12, шпаргалка

Описание работы

№ 1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

Файлы: 1 файл

Шпоры по методике физического воспитания.docx

— 227.32 Кб (Скачать файл)

№ 1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.

В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

Цель физического воспитания ребенка — это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.

Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.

Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.

В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни в воспитания.

В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетка, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.).

В широком понимании термин "физическое развитие" включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течение года проводятся специальное обследование физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).

Физическая подготовка - профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды  двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - движения, направленные на физическое и двигательное развитие ребенка. Двигательная деятельность является средством разностороннего развития детей.

Спорт - специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах физических упражнений, выявленных при проведении соревнований.                                                                   

Физическая культура - часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 2. Особенности содержания и методики проведения физкультурного занятия на участке в разное время года: структура, содержание, физическая нагрузка, темп.

Проведение физкультурных  занятий  на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач   физического воспитания  - совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Теория и  практика  физического   воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения,  направленные на развитие качества  выносливости  (бег, прыжки,  подвижные игры, эстафеты), которые способствуют расширению функциональных  возможностей  сердечно-сосудистой   и   дыхательной систем,  совершенствованию деятельности центральной нервной системы и    тем    самым   общему   укреплению   здоровья   и    повышению работоспособности  организма.  Проведение  же   таких   занятий   в спортивной  форме  при  достаточной двигательной  активности  детей обеспечивает  хороший  закаливающий  эффект.  Постоянно  меняющиеся метеорологические   условия  (температура,  влажность,   ветер)   в сочетании   с   физическими  упражнениями   оказывают   комплексное закаливающее   влияние  на  организм  детей.  Высокая  двигательная активность   на   воздухе  усиливает  работу   сердца   и   легких, обеспечивает  повышенную доставку кислорода  к  органам  и  тканям, стимулирует  и  совершенствует  деятельность  центральной   нервной системы.

Методика  и  организация физкультурных занятий в течение  всего года  на  открытом воздухе предусматривает проведение их в средней, старшей  и подготовительной группах дошкольных учреждений,  т.е.  с детьми 5 - 7 лет. Проводят занятия воспитатели групп.

Важным  является создание в дошкольных учреждениях условий  для проведения занятий на воздухе. Для этого используются спортивные  и групповые площадки, дорожки на территории дошкольного учреждения  и вокруг  здания.  В  межсезонье используются площадки  и  дорожки  с твердым  покрытием (асфальтированные). В детском саду  должна  быть создана  спортивная  площадка  с  твердым  покрытием  (асфальтовым, резинобитумным или деревянным).

Для  обеспечения закаливания детского организма при  проведении физкультурных  занятий  на воздухе большое  значение  имеет  подбор правильной одежды и обуви детей. Гигиенические   требования   к   одежде   предусматривают    ее соответствие  росту  и  полноте тела ребенка,  обеспечение  свободы движений.  Теплозащитные свойства одежды зависят  от  ее  слойности (2,  3 или более слоев): между слоями одежды находится воздух и чем слоев,  тем выше температура воздуха под  одеждой.  Поэтому очень   важно   одевать  ребенка  в  соответствии  с   температурой

наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания,  так и   переохлаждения.  Очень  важна  и воздухопроницаемость  тканей, которая   обеспечивает   вентиляцию   пространства   под   одеждой. Нерациональная   одежда,   затрудняя  испарение,   может   ухудшить самочувствие  ребенка  и  снизить  работоспособность.  Поэтому  для сохранения  нормального  теплообмена  важно,  чтобы  ткани   хорошо поглощали  влагу из пространства под одеждой и удаляли  ее  наружу. Обувь  следует подбирать на 1 - 2 размера больше стопы ребенка, чтобы  не  нарушать кровообращение и не стеснять  ногу.  Спортивная обувь   должна  быть  легкой,  удобной.

Занятия  на открытом воздухе можно проводить при температуре воздуха до  -15  -18   град.  При  температуре  воздуха  ниже   -18   град.  продолжительность занятия должна быть сокращена до 15 - 20 мин. В очень  сырые, дождливые  и  морозные дни физкультурные занятия нужно проводить  в зале  при  открытых  окнах,  чтобы не снижать  достигнутого  уровня закаленности детей. В этих случаях дети надевают майку  и  колготы, спортивный  костюм,  кеды  без шерстяных  носков,  а  зимой  еще  и шапочку.

Начинать  занятия на открытом воздухе следует  в  теплое  время года:  тогда вместе с постепенным снижением температуры  воздуха  в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие его  от переохлаждения,  происходит приспособление  к  меняющимся  условиям внешней   среды  и  повышается  закаленность  детского   организма. Основным    принципом   закаливания   является   постепенность    и систематичность.  Это  в полной мере относится  и  к  физкультурным занятиям  на  воздухе: проводить занятия надо регулярно,  а  не  от случая к случаю, и стремиться, чтобы все дети их посещали.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3—5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам бега: широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и т. п. Выполняются таким прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и др. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны.

Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений. По окончании дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 с до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнения в основных движениях.

На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях. Первым выполняется новое или более трудное по координации движение. Затем дети вновь бегут со средней скоростью, после чего упражняются в другом, уже знакомом им движении. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета. Игры предусматривают закрепление одного из основных движений; большое место в них занимает бег. Игра повторяется 4—5 раз, паузы между повторениями короткие.

В заключительной части проводится медленный бег. Если во время игры дети много бегают («Ловишки», «Самолеты» и т. п.), то в заключительной части продолжительность медленного бега не указывается, но она должна быть меньше, чем обычно (не более 1—1,5 мин). Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6—8 дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается.

 

№ 3. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания.

Обучение  является составной частью целостного педагогического процесса, направленного  на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В физическом воспитании обучения движениям осуществляется путем непосредственного руководства  воспитателя и самостоятельной  деятельности детей под его наблюдением. В ходе обучения двигательным действиям  происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

Содержание  обучения составляют физические упражнения, в том числе подвижные игры, подобранные в соответствии с  программой. 

В процессе воспитания двигательных действий, учитывая психофизиологические особенности  развития ребенка, опираясь на его возможности, взрослый последовательно ставит перед  ним новые двигательные программы. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы  физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков  и физических качеств.

Усвоение  нового требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоление трудностей. В каждом отдельном случае новое программное  требование является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым  двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

Обучение  требует у ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный  отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений воспитателя  и выполнения упражнений детьми; словесно- логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения; двигательной - моторной - в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Обучение  детей тесно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных  чувств и сознания ребенка, развитие его морально- волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности.

Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи  является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который  содействует формированию всесторонне развитой личности.

 

№ 4. Методика проведения физкультурного занятия в средней группе. Составить план проведения физкультурного занятия в средней группе.

Физкультурные занятия в средней группе, как и в других, обязательны для всех практически здоровых детей. Они проводятся 3 раза в неделю: 2 раза — во время, отведенное для занятий, 1 раз — в часы прогулки. Длительность их 20—25 мин.

Информация о работе Шпаргалка по "Методика физвоспитания"