1. Данная методика пригодна
для изучения броска через бедро.
2. Спортсмены изучали и совершенствовали
бросок через бедро по частям, и добилась
больших успехов в выполнении данного
приема. Отсюда следует, что расчлененный
метод изучения броска через бедро более
эффективен, чем целостный метод,
который тоже был использован нами в тренировочном
процессе дзюдоистов.
3. Связь физической
подготовки со способностью усваивать
технику выполнения бросков в дзюдо очевидна.
ВЫВОДЫ
Конечной целью
дзюдо, по мнению Кано, является воспитание
человека в духе уважения принципа «взаимного
благоденствия», т.е. порядка и согласия между всеми членами общества,
укрепление тела и духа каждого отдельного
человека во имя общих успехов и побед.
Методика подготовки юных борцов - дзюдоистов
должна соответствовать закономерностям
развития и формирования растущего организма
детей.
Следует также выделить ряд моментов,
которыми необходимо руководствоваться
в организации учебно-тренировочного
процесса дзюдоистов:
- рационально строить тренировочное
занятие в зависимости от его задач и условий
тренировки;
- планировать нагрузку юным
спортсменам в соответствии с уровнем
физической и двигательной подготовленности;
- учитывать уровень мобилизации
чувств, мышления и воли юных спортсменов
в становлении сознательного отношения
к учебно-тренировочному процессу;
- активизировать деятельность
спортсменов по ходу решения задач тренировки,
повышать эмоциональность занятия, вводя
подвижные и спортивные игры, эстафеты;
- в подготовке юных дзюдоистов
основное внимание уделять расширению
арсенала технических действий, совершенствованию
связок и комбинаций;
- строить отношения со спортсменами
на принципе взаимоуважения и взаимопонимания;
- педагогически оправдано использовать
комплекс дисциплинарных воздействий,
пресекать нарушение дисциплины;
- корректировать деятельность
в зависимости от успешности учебно-тренировочного
процесса.
Начальная базовая подготовка борца,
начиная с изучения основ ведения единоборства
до освоения сложных технико-тактических
действий, должна быть, направлена на формирование
«коронного приема». «Коронный» прием,
- это в совершенстве отработанное и ставшее
автоматическим техническое действие,
для проведения которого используется
сочетание физических и морально-волевых
качеств борца. В нашем случае это бросок
через бедро.
На практике обучение данному элементу
происходит поэтапно. Каждый этап освоения
базовой техники соответствует уровню
технической подготовленности борцов.
Повышение качества тренировочного процесса
(и в частности выявление базовой техники)
диктует необходимость изучения соревновательной
деятельности. Первостепенное значение
в структуре соревновательной деятельности,
имеет элементарный набор технико-тактических
действий спортсменов.
Освоение сложного технического материала становится
реальным в случае доступности для обучающихся,
именно поэтому доступность и является
одним из важнейших факторов, определяющих
последовательность изучения тех или
иных элементов борьбы. Основным подходом,
по которому строится последовательность
изучения технико-тактических действий,
является соблюдение дидактических правил
«от простого к сложному», «от легкого
к трудному». Наиболее рациональной последовательностью
изучения техники броска через бедро является
такая последовательность освоения приемов,
в которой их изучение проходит по нарастающей
физической трудности и координационной
сложности. Такой подход в обучении обеспечивает
органическую взаимосвязь начального
обучения и высшего спортивного мастерства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акопян А.О. Вольная борьба.
- М.:Советский спорт, 2006.-216с.
- Алехин Л.Ю. Дзюдо . Практическое пособие в рисунках . -INCO.-M.1990r.72c.
- Бондаревский Е.Я. Информативность тестов,
используемых для характеристики физической
подготовленности человека// Теория и практика физической культуры.
- №1. – 1983.С.15-18.
- Булкин В.А., Завьялов И.А. Структура подготовленности
юных дзюдоистов в результате применения
скоростно-силовой нагрузки // Теория и
практика физической культуры. – 1991.- №
10. - С. 42.
- Дахновицкий В.С., Рукавицын Б.Н. Обучение и тренировка дзюдоистов. - Минск . Палыня 1989, -192 с.
- Дегтярёв И.П. Исследование информативности
тестов, определяющих специальную подготовленность//
Теория и практика физической культуры.
- №12. – 1989. С.28-29.
- Дьячко В.М. Физическая подготовка спортсмена: 4-е изд. перераб. - М.: Физкультура и спорт ,2007.-173с.
- Зациорский В.М. Физическая подготовка
борцов.- М: Изд-во Рыбари,2004.-224с.
- Иван Т., Кавамура Т., Канэко С. Дзюдо, перевод с японского. – изд. 4-е. –М.: "Физкультура и спорт", 2011, -117 с.
- Ивлев В.Г. Скоростно - силовая подготовка
в борьбе//Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1990.-С.20-21.
- Коблев Я.К., Рубанов Н.Н., Невзоров В.М. Борьба дзюдо. -М.: "Физкультура и спорт". 1987, -160 с.
- Коблев Я.К. Подготовка дзюдоистов. - Краснодарское книжное издательство, 2000, -446с.
- Коблев Я.К., Письменский И.А., Черминт
К.Д. Подготовка дзюдоистов. – Майкоп,
1990.
- Кремнева И.Г., Контрольные нормативы
по общей физической подготовленности юных спортсменов.//Сборник научных трудов ВНИИФК.-М.:1983.-С.99.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: "Физкультура и спорт", 1977, -271 с.
- Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Учебник
тренера по борьбе.
Красноярск. Издательство КГПУ 1995. 213с.
- Невредитов Ш.Т., Подливаев Б.А., Шахмурадов Ю.А., Основные направления технико-тактической и физической подготовки спортивного резерва по вольной борьбе. - М: ФОН.-1997.-59с.
- Оптимизация базовой технической и технико-тактической подготовки дзюдоистов: /Учебно-методическая разработка для студентов института физкультуры. – Краснодар.: "Краснодарский институт физкультуры", 1985, -112 с.
- Павлов А.Е. Экспериментальное обоснование
эффективности методики обучения юных
борцов технико-тактическим действиям
с использованием технических средств
// Теория и практика Физической Культуры.- 1997.-№8.-с.41-44.ю
- Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. /Учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов. -Пермь: "Урал –Пресс ЛТД", 1993, -303
- Рублевский В.Е., Кузьменко Ю.Д., Ахмедов
А.И. Методика обучения подростков технике спортивной борьбы/ Спортивная
борьба. – М.: ФиС, 1979.- 104с.
- Рудман Д.Д. Самбо. -М.: "Физкультура и спорт", 2009, -303 с.
- Свищев И.Д. Пpеобразование бросков в дзюдо. /Методические рекомендации для слушателей Высшей школы тренеров академии. -М.: "РГАФК", 1993, -20 с.
- Силин В.И. Дзюдо. Сокращенный перевод с японского. -М.: "Физкультура и спорт", 1977, -103 с.
- Соколов Г. П., Силовая подготовка борцов,
специализирующихся в японских видах
борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник.
– М.,1972.
- Спортивная борьба: /Учебник для институтов физической
культуры – под редакцией Купцова А.П.
–М.: "Физкультура и спорт", 1978, -422
с.
- Спортивная метрология: /Учебник для
институтов физической культуры – под
редакцией Зациорского В.М. –М.: "Физкультура и спорт", 2002, -256 с.
- Станков А.Г. и другие. Индивидуализация
подготовки борцов. - Москва, 1984-240с.
- Сулейманов И.И. Основные понятия теории
Физической Культуры: их сущность и соотношение
// Теория и практика Физической Культуры.-
2001.-№3.-с.12-17.
- Туманян Г.С., Дементьев В.Л., Ольшевский З. Базовая техника дзюдо: /Методические разработки для слушателей ВШТ, Ф.П.К. и студентов . -М.: ГЦОЛИФК, 1991, -56 с.
- Туманян Г.С., Дементьев В.Л. Поэтапное
освоение технико-тактических действий
в спортивной борьбе: /Методические разработки для слушателей ВШТ, Ф.П.К. и студентов . -М.: ГЦОЛИФК, 2010, -40 с.
- Туманян Г.С. Спортивная борьба: /Учебное пособие для техникумов и институтов физической культуры. –М.:
"Физкультура и спорт", 1985.
- Теория и методика физического воспитания: /Учебник для институтов физической культуры,
т. 1; - под общей редакцией Матвеева Л.П. и Новикова А.Д. -М.: "Физкультура и спорт", 1996, -304 с.
- Теория и методика физического
воспитания: /Учебник для институтов физической культуры,
т. 2; - под общей редакцией Матвеева Л.П. и Новикова А.Д. -М.: "Физкультура и спорт", 1976, -307 с.
- Учение о тренировке. /Под. Ред. Дитриха
Харре. - М.: Физкультура и спорт, 1971.-332с.
- Физическая подготовка борца //Спортивная
борьба: Ежегодник. - М., 1978. С.21-23.
- Филин В.П. Об итогах исследований проблем теории и
методики юношеского спорта // Теория и
практика Физической Культуры.- 1979.-№1.-с.27-29.
- Харлампиев А. Борьба самбо. - М.: "Физкультура и спорт", 2004, -388 с.
- Холодов. Ж.К., Кузнецов. В.С. Физическая подготовка./ Теория методика физического воспитания и спорта: Ежегодник.- М.,2001.- 390с.
- Чумаков Е.Н. Сто уроков борьбы самбо. - М.: "Физкультура и спорт", 1988, -257 с.
- Шахмурадов Ю.А. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов. М: Изд-во Высшая школа, 1997.125с.
- Шахмурадов Ю.А. Методика обучения спортивной
борьбе/ Актуальные проблемы спортивной
борьбы. – М.: 1998.
- Шенилов А.А., Климин В.П. Выносливость
борцов. - М.: Физкультура и спорт,1979.-123с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета
- Сколько времени следует обучать базовой технике,
учитывая , что весь период (последующий)
будет посвящен обучению расширенной
технике и тактике борьбы, их совершенствованию?
- Как Вы представляете себе состав индивидуальной
техники зрелого мастера спорта по дзюдо?
Какое количество коронных и вспомогательных
приемов?
- Какое, по Вашему мнению, соотношение
базовой и вспомогательной техники и какое
соотношение между коронной и вспомогательной
техникой (в %)?
- Каким из восьми направлений выведения
из равновесия надо обучать юных борцов?
- Какими способами передвижения и в каких
направлениях следует обучать на начальном
этапе?
- Какие виды захватов, по Вашему мнению,
надо считать базовыми?
- Какие виды упоров, по Вашему мнению,
надо считать базовыми?
- Надо ли в начальном периоде обучать способам освобождения от захватов и упоров?
- Какие, по Вашему мнению, профилирующие
швунги надо считать базовыми?
- Какие взаиморасположения борцов Вы
считаете базовыми?
- Какие приемы в стойке, по Вашему мнению,
надо считать базовыми и в какой последовательности следует им обучать?
- Какие приемы в партере, по Вашему мнению,
надо считать базовыми и в какой последовательности
следует им обучать?
- Считаете ли Вы правильным то, что при
обучении базовой технике (и в частности
базовым приемам) следует комплектовать ее с таким расчетом, чтобы разные броски
выполнялись во всех направлениях?
- Обязательно ли надо на этапе обучения
базовой технике обучать элементам защиты?
- Считаете ли Вы необходимым использование
игровых заданий и подвижных игр на этапе
обучения базовой технике?
- Считаете ли Вы возможным в качестве
базовых схваток использовать учебные
и матчевые схватки, в основе которых используются
игровые задания?
- В каких видах соревнований должны принимать
участие юные борцы?
- В каких видах схваток должны участвовать
юные борцы?
Приложение 2
Операции при выполнении броска через
бедро
I. операция. Подготовка к выведению из равновесия,
Частями этой операции будут:
захват, передвижение, стойка,
дистанция, степень и характер
сопротивления, исходное
положение, взаиморасположение, характер
подготовки.
Деталями частей будут: движение рук,
ног, туловища, головы, дыхания.
Задачей этой операции является создание оптимальных условий
для эффективного решения двигательной
задачи в целом.
2. операция. Выведения из равновесия. Эта операция
делится на две части: поворот туловища
и достижение контакта с противником,
способ приложения сил для выведения
из равновесия.
Задачей этой операции является приложение
сил с целью выведения из равновесия в
благоприятный момент динамической ситуации.
3. операция. Сбрасывание.
Частями этой операции будут- принятие
позы для сбрасывания и
способ приложения сил сбрасывания (подбив).
Задачи этой операции является осуществление подбива и сбрасывание
партнера в соответствии с требованиями
правил для последующей оценки
действия стоя (падение на живот,
колени, четвереньки, по правилам
дзюдо не оцениваются).
4. операция. Подготовка к осуществлению
контроля лежа.
Частями этой операции будут преодоление
защиты соперника и осуществление фиксации
соперника в определенной позе с помощью
туловища.
Задачей этой операции являются - фиксация, достижение контакта
и создание оптимальных условий
для осуществления контроля лежа.
5. операция. Приложение сил контроля лежа.
Частями этой операции будут способы приложения сил контроля лежа
- удержание, болевой захват, удушающий
захват.
Задачи - выполнить необходимый захват: целью
осуществления контроля соперника в соответствии
с правилами дзюдо для оценки дальнейших
действий лежа