Эффективность использования интегральных упражнений на занятиях по волейболу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 16:38, статья

Описание работы

В статье указано на эффективность использования методики интегральной подготовки на учебных занятиях со студентами, на технико-тактическую направленность в обучении элементам волейбола.

Файлы: 1 файл

эффективность использования интегральных упражнений ....docx

— 32.95 Кб (Скачать файл)

Как видно из таблицы, высокий уровень умений студентов (Э) группы на 19,2% выше, чем в (К) группе за счет регулярного проявления на занятиях взаимовыручки, взаимопомощи, страховки при выполнении групповых интегральных упражнений.

Постоянно создавая и участвуя во множестве игровых ситуаций, студенты (Э) группы на 84,7% проявили высокий уровень освоения нападающего удара, чем (К) группы. По этой же причине на 38,4% вырос высокий уровень навыков выполнения изученных элементов волейбола в командных действиях. Этим можно объяснить возросшее игровое мышление студентов (Э) группы.

Заметно вырос стойкий интерес (на 42,3%) и совершенный уровень знаний (на 42,4%) у студентов (Э) группы по сравнению со студентами (К) группы. Можно отметить высокую заинтересованность студентов (Э) группы не только в освоении технических элементов волейбола, но и в познании закономерностей выполнения этих элементов.

В экспериментальной группе отмечена положительная корреляционная связь между качеством выполнения отдельных технических элементов и навыками выполнения командных действий (например, прием снизу r>0,33; передача сверху r>0,5; подача r>0,4; нападающий удар r>0,6). В контрольной группе связей по этим показателям почти не обнаружено, за исключением того, что низкие средние показатели выполнения студентами нападающего удара коррелируют с таким же уровнем знаний (r>0,64).

Можно отметить наличие тесной связи у студентов (Э) группы между умениями выполнять элементы волейбола в группе и навыками ведения командных действий (r>0,75). Что подтверждает положительное влияние интегральной подготовки не только на прочность освоение технических элементов, но и свободное, уверенное их овладение в постоянно меняющейся игровой деятельности.

Однако не было обнаружено связей между характером интересов и уровнем знаний у студентов экспериментальной группы. Можно предположить, что регулярные занятия избранным видом спорта оказывают доминирующее влияние на мотивационно-интеллектуальную сферу студентов факультета физического воспитания и спорта, к которой принадлежит и познавательный интерес.

Выводы. По итогам проведенного обучающего эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Обучающий эксперимент, проведенный со студентами 3-го  курса факультета физического  воспитания и спорта, активизировал  студентов на поиск эффективных  путей по организации и самостоятельному  проведению занятий по методике  преподавания волейбола.

2. Упражнения интегрального  характера не только положительно  повлияли на прочность усвоения  студентами (Э) группы основных элементов  волейбола (прием, передача, подача, нападающий  удар), также вырос уровень игрового  мышления студентов в процессе  проведения учебных и контрольных  игр по волейболу.

3. Контрольное тестирование и наблюдения за студентами обеих групп, выявило большее их число с высоким уровнем знаний, умений, навыков, стойкого интереса в экспериментальной группе, чем в контрольной. В процессе наблюдений, самыми валидными оказались тесты по определению эффективности выполнения элементов волейбола.

4. Проведенный эксперимент  со студентами (Э) группы подтвердил  наличие связей между такими  наблюдаемыми компонентами как  качество освоения технических  элементов волейбола и навыками  выполнения командных действий. Однако ожидаемых связей между  интересами и знаниями, навыками  и знаниями обнаружено не было. Не обнаружено заметных достижений  в эффективности освоения студентами (Э) группы такого элемента как  верхняя прямая подача, по сравнению  со студентами (К) группы. Поэтому  в методике проведения интегральной  подготовки есть упражнения, которые  необходимо усовершенствовать и  апробировать в учебный процесс.

5. В работе со студентами  факультета физического воспитания  и спорта методика интегральной  подготовки оказалась более эффективной  по сравнению с традиционным  раздельным обучением технических  элементов волейбола, она более  интересна студентам (за счет  сложности и новизны упражнений), поэтому ее с успехом можно  внедрить в учебный процесс  колледжей и училищ. В школах  можно проводить такое обучение  в старших и средних классах  при условии преемственности  традиционного (начального) обучения  волейболу с младшими подростками (5-6 класс).

В заключении стоит обратить внимание специалистов, работающих по интегральной методике в волейболе (и не только) на то, чтобы учебный процесс был организован в систематической работе учащихся "на сетку". То есть, чтобы все изучаемые элементы выполнялись через сетку, лицом и/или спиной к сетке.

Столь очевидная эффективность выполнения элементов волейбола студентами (Э) группы по сравнению с (К) группой была достигнута за счет того, что в процессе проведения интегральной подготовки было взято технико-тактическое направление в обучении, а упражнения, направленные на развитие физических качеств почти не применялись. Это объясняется тем, что студенты факультета физического воспитания и спорта имеют достаточный физический уровень развития.

Поиск новых, еще более эффективных групповых упражнений предполагает разработку новых технических средств и новых методов тестирования. В этом видится перспективное направление дальнейших исследований.

Литература

1. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов.- Харьков. Основа, 1993.- 283 с.

2. Бальсевич В.К., Наталов Г.Т., Чернышенко Ю.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания //Теория и практика физической культуры.-1997, №6.- с. 15-25.

3. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания. Учеб.- Мн.: "Четыре четверти", "Экоперспектива", 1998.- 352 с.

4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М.: "ФиС", 1978.- 224 с.

5. Железняк Ю.Д. Интегральная подготовка в тренировке волейболистов //Физическая культура в школе.- 1987, №12.- с. 45-49.

6. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать.- М.: ООО "Издательство Астрель", 2002.- 864 с.

7. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. К.: Вища школа, 1984.- 350 с.

 


Информация о работе Эффективность использования интегральных упражнений на занятиях по волейболу