Функции физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Понятие физической культуры………………………………………...….5
Структура физической культуры………………………………………...13
Функции физической культуры, понятие, классификация………….…17
Характеристика общекультурных функций ………………......…..21
Эстетическая функция физической культуры………………..22
Социальные функции физической культуры…………………22
Характеристика специфических функций …………………...…...25
Специфические образовательные функции…………………..26
Специфические прикладные функции………………………...27
Специфические спортивные функции………………………...28
Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции…………………………………...35
3.3 Характеристика частных функций…………………..……………..37
Выводы………………………………………………………………………..….42
Список используемой литературы……………………………………………...44

Файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 79.35 Кб (Скачать файл)
  • образовательные функции – наиболее полно выражены при использовании достижений физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненного фонда двигательных умений, навыков и знаний, общефизическом развитии и укреплении здоровья людей вне зависимости от пола, возраста, степени физического развития, при создании основы для здорового образа жизни, при сдерживании процессов инволюции т.п.
  • прикладные функции призваны использовать физическую культуру в системе подготовки к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда гипокинезии и гиподинамии).
  • спортивные функции наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит главным фактором достижения максимальных результатов в реализации физических способностей.
  • рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены при использовании физической культуры в сфере организации досуга и в системе специальных восстановительных мероприятий при утомлении, заболевании, травме.

Таким образом, физической культуре присуще две категории функций: общекультурные и специфические. Понимание  сущности этих функций дает возможность  правильно определить роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, сформулировать их цели, систему задач, содержание, средства и методы их использования.

Рассмотрим основные положения, на базе которых осуществлено выделение  конкретных функций и форм физической культуры и их классификация.

1. С точки зрения диалектики, основными признаками выделения тех или иных функций и форм физической культуры могут браться лишь свойства, объективно присущие ей в действительности, реальные отношения с другими сферами жизни. В этой связи нельзя физической культуре приписать те специфические функции, которые ей не свойственны. К примеру, спортсмен в процессе занятий формирует, совершенствует свои эстетические ценности. Но эти эстетические вкусы, чувства, идеалы обусловлены преимущественно двигательной, физической сферой деятельности, они не обладают всем богатством эстетических свойств, которые дает искусство. Для спорта же они являются второстепенными, не основополагающими.

2. специфическими функциями  физической Культуры правомерно  считать лишь такие, в которых  выражаются ее особенности, отсутствующие  у других видов общей культуры. Поэтому не все, что достигается  с помощью физической культуры, можно отнести к специфическим  функциям. К примеру, через спортивную  деятельность человечество познает  свои потенциальные возможности,  однако для спорта познание  вообще не является спецификой. Для познания существует другая  область действительности - сфера  науки. Спорту характерно в  какой-то мере свойство науки  (познавать) и оно достаточно  выражено, то имеется основание  попытаться обнаружить взаимосвязи  этих двух областей культуры - науки и физической культуры. И тогда очевидно, что одной  из общих социальных функций  физической культуры (но не специфических)  выступает познавательная функция.

3. Функции физической  культуры необходимо рассматривать  в единстве с ее формами,  так как функция и форма  не могут существовать абсолютно  независимо друг от друга. Функция  не может проявиться вне реального  способа существования конкретного  вида физической культуры, вне  формы. Более того, каждая форма  имеет определенное назначение. К примеру, такая форма как  производственная физическая культура, не может обеспечить человеку  максимальное развитие физических  способностей, а спорт может. Поэтому  попытки выделить функции физической  культуры, не соотнося их с  основными формами, не могут  быть удачными. В идеале было  бы весьма ценным, если бы удалось  корректно определить основные  формы физической культуры и  для каждой из них выявить  всю систему функций.

4. Всестороннее полноценное  представление о формах и функциях  физической культуры можно получить, если исходить из положения,  что физическая культура органически  включена в общую социальную  структуру и имеет множество  связей с другими сторонами  общественной действительности. При  этом физическая культура в  решающей мере определяется основными  чертами структуры образа жизни  людей. Отсюда принципиальные  особенности ее отдельных форм  существенно обусловлены особенностями  тех социальных сфер, в которые  включены данные формы. Так,  физическая культура, существующая  в системе производства, серьезно  отличается от физической культуры, функционирующей в условиях повседневного  быта. А обе эти формы разнятся  от физической культуры в системе  образования. Следовательно, при  выделении отдельных форм физической  культуры надо исходить из  основных социально значимых  областей, в которых физическая  культура играет существенную  роль.

Следует различать специфические  и общие функции физической культуры.

 

Функции физической культуры

 
   

   
 

Специфические функции физической культуры

Частные функции физической культуры

Общие функции физической культуры

 

   

 

Интегральные

 

Видовые

Эстетические

         

Обеспечение оптимизации  физического состояния и развития, общей физической подготовленности

 

Образовательные

 

Нормативные

       
 

Прикладные

 

Информационные

       
 

Спортивные

 

Воспитательные

         
   

Рекреативные

 

Социализация личности

         
   

Оздоровительные

 

Социальной интеграции

         
   

Реабилитационные

   

    1. Характеристика общекультурных функций.

Поскольку физическая культура является видом культуры личности и  общества, то ей присуще, прежде всего  общекультурные функции. К ним можно отнести общеобразовательную, воспитательную, преобразовательную, коммуникативную, нормативную, познавательную функция. и др.

Общие функции основываются на взаимосвязях между физической культурой  и другими общественными реалиями. Таким образом, если физическая культура способна оказать достаточно заметное влияние на другую область, то правомерно говорить о наличии конкретной функции. Название такой функции можно  обозначить термином, совпадающим со специфическим назначением данного  общественного явления.

      1. Эстетическая функция физической культуры.

Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия  для эстетического воспитания. В  процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное  развитие форм телосложения, воспитывается  понимание простоты и изящества  движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов представлений, способствует проявлению положительных  эмоций, жизнерадостности, оптимизма (А.А. Адаскина, 1999).

Эстетическое воспитание включает в себя все стороны духовной жизни формирующейся личности, позволяет  также правильно понимать и оценивать  прекрасное, стремится к нему.

Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать  эстетические ценности, осуществляя  эстетическую деятельность, которая  в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте (Н.С. Бервинова, 1977).

      1. Социальные функции физической культуры.

Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно  отнести такие, как воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и  др. Рассмотрим некоторые из них:

  • Воспитание человека. Занятия физическими упражнениями и спортом: создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств; развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника; формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту). В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения. Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий.
  • Образование человека. В процессе занятий ФКС человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результата. Занятия ФКС создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности.
  • Оздоровление человека. Физическая культура — важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) — новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами. Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции. Последние органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.

По признакам общности их можно объединить в следующие  группы:

  1. Общее развитие и укрепление организма всех людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, снижение процессов инволюций и т.д.)
  2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности, защите отечества (мобилизационная функция физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка).
  3. Удовлетворение потребности людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни).
  4. Развитие волевых физических способностей и двигательных возможностей человека от оптимального до предельного уровней.
  5. Экономическая значимость физической культуры определяется снижением уровня заболеваемости и травматизма трудящихся, повышением их производительности труда, долголетием, в том числе и трудовым.

Социологические данные, полученные многими учеными убедительно  доказывают положительное влияние  занятий физическими упражнениями на социальную активность, производительный труд, здоровье и долголетие людей. Так, Институтом социологических исследований АН СССР и ВНИИФКом (опрошено свыше  трех тысяч человек) было выявлено, что среди активных физкультурников  значительно выше (на 15—20%) доля тех, кто проявляет инициативу в труде, влияет на дела коллектива, стремится  выполнить работу с высоким качеством.

Разносторонние интересы физкультурников положительно сказываются  и на характере досуга, который  у них значительно богаче и  содержательнее. Кроме того, 69,2% физкультурников  постоянно уделяют внимание воспитанию детей, тогда как у не физкультурников  этот показатель равен 44%. Нельзя не отметить еще один весьма существенный факт, выявленный в ходе исследования. Занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают  положительное воздействие на своих  близких, друзей, коллег. Занятия физическими  упражнениями помогают выработать такие  важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими. Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.

3.2 Характеристика специфических функций.

Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой  которой является двигательная деятельность. Как отмечает В.М. Выдрин (1980), специфические  функции выражают социальное бытиё  физической культуры как общественного  явления, её способность удовлетворять  запросы общества в области физического  воспитания в широком смысле слова. Им выделено четыре группы (по признакам  общности их проявления):

  1. Общее развитие и укрепление организма.
  2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.
  3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени.
  4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

Уточняя и конкретизируя  специфические функции физической культуры Л. П. Матвеев (1983) выделяет следующие  из них: образовательные, прикладные, «спортивные», рекреативные и оздоровительно-реабилитационные.

Специфические функции различных  видов физической культуры и их проявление в различных сферах

           

Специфические образовательные  функции

 

Специфические прикладные функции

 

Специфические спортивные функции

 

Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции

           

В системе образования

 

В сфере производственной и служебной деятельности

 

В сфере спорта высших достижений

 

В сфере организации досуга и восстановительных мероприятий


3.2.1 Специфические  образовательные функции.

В системе образования и воспитания (детский сад, школа, профессионально-техническое училище, техникум, лицей, колледж, высшее учебное заведение) эта функция выражена наиболее ярко. Немаловажную роль эта функция имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, физическая культура), освоение и совершенствование технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (профессионально-прикладная физическая культура) и т.п. составляют содержание физического образования.

Информация о работе Функции физической культуры