Функции физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Понятие физической культуры………………………………………...….5
Структура физической культуры………………………………………...13
Функции физической культуры, понятие, классификация………….…17
Характеристика общекультурных функций ………………......…..21
Эстетическая функция физической культуры………………..22
Социальные функции физической культуры…………………22
Характеристика специфических функций …………………...…...25
Специфические образовательные функции…………………..26
Специфические прикладные функции………………………...27
Специфические спортивные функции………………………...28
Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции…………………………………...35
3.3 Характеристика частных функций…………………..……………..37
Выводы………………………………………………………………………..….42
Список используемой литературы……………………………………………...44

Файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 79.35 Кб (Скачать файл)

Национальный государственный  университет физической культуры,

спорта и здоровья имени  П.Ф.Лесгафта Санкт-Петербург

Кафедра теории и методики физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория  физической культуры и спорта».

Тема: «Функции физической культуры».

Дата______________________________ Исполнитель:

студент 3 курса

Отметка о зачёте____________________ 5 группы факультета

заочного обучения

Подпись проверившего______________ Железняков А.В.

Санкт-Петербург

2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Понятие физической культуры………………………………………...….5
  2. Структура физической культуры………………………………………...13
  3. Функции физической культуры, понятие, классификация………….…17
    1. Характеристика общекультурных функций ………………......…..21
      1. Эстетическая функция физической культуры………………..22
      2. Социальные функции физической культуры…………………22
    2. Характеристика специфических функций …………………...…...25
      1. Специфические образовательные функции…………………..26
      2. Специфические прикладные функции………………………...27
      3. Специфические спортивные функции………………………...28
      4. Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции…………………………………...35

3.3 Характеристика частных  функций…………………..……………..37

Выводы………………………………………………………………………..….42

Список используемой литературы……………………………………………...44

Введение.

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами  социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру  образа жизни людей. «Социальная  природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании» (В. М. Выдрин, 1980).

Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных  сил и общей дееспособности. Это  в свою очередь, способствует совершенствованию  духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему  и гармоническому развитию личности. «Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей роли как источника  творческих сил, бодрого, жизнерадостного  ощущения» (В. П. Тугаринов, 1965).

Физическая культура - явление  исторически обусловленное. Её возникновение  относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.

Выбранная тема является актуальной, т.к. гиподинамия становится доминантным состоянием большинства представителей современного общества, которые предпочитают жить в комфортных условиях, пользуясь транспортом, центральным отоплением и т.п., не занимаясь систематически физической культурой. Да и на работе в большинстве случаев умственный труд практически вытеснил физический. Все эти достижения современнойцивилизации, создавая комфорт, обрекают человека на постоянный «мышечный голод», лишая его двигательной активности, как необходимой для нормальной жизнедеятельности и здоровья.

  1. Понятие физической культуры.

Самым широким, собирательным  и многогранным является понятие  «физическая культура». Для более  глубокого и правильного представления  о содержании этого понятия его  целесообразно сравнить с термином «культура», который появился в период возникновения человеческого общества и был связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «развитие», «почитание». М.В. Выдрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие  для теории физической культуры определения  культуры:

  • культура – это мера и способ развития человека;
  • культура – это качественная характеристика деятельности человека и общества;
  • культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.

Каждое из перечисленных  определений может быть взято  за основу при рассмотрении понятия  «физическая культура».

Культура неразрывно связана  с деятельностью и потребностями.

Деятельность – это  различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребностей человека и общества.

Потребность – это нужда  в чем-либо, жизненная или бытовая  необходимость, важнейшие источники  и условия развития личности и  общества, побудительные причины  социальной деятельности людей. В

процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали  такие виды деятельности, которые  специально направлены на совершенствование  самого себя, на преобразование собственной  природы. Именно к таким компонентам  культуры относится физическая культура.

Сферу физической культуры характеризует ряд присущих только ей признаков, которые принято объединять в 3 группы:

  • активная двигательная деятельность человека. Причем, не любая, а только организованная таким образом, чтобы формировались жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось совершенствование природных свойств организма, повышалась физическая работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средством решения этих задач являются физические упражнения.
  • положительные изменения в физическом состоянии человека повышение его работоспособности, уровня развития морфофункциональных свойств организма, количества и качества освоенных жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений. улучшения показателей здоровья. Результатом полноценного использования физической культуры является достижение людьми физического совершенства.
  • комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенствовании физических возможностей человека. К таким ценностям следует отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексы упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, материально-технические условия и др.

Таким образом, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид культуры человека и общества. Это деятельность и социально значимые результаты по созданию физической готовности людей к жизни; это, с одной стороны, специфический прогресс, а с другой, - результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенства (В.М.Выдрин, 1999).

Для примера можно привести еще несколько определений данного

понятия:

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей (Б.А. Ашмарин, 1999).

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности. (В.И. Ильинич, 2001)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая деятельная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма (В.П.Лукьяненко, 2003).

Итак, физическую культуру следует  рассматривать как особый род

культурной деятельности, результаты которой полезны для  общества и

личности. В социальной жизни  в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного  быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое  и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального  течения, как физкультурное движение.

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ – это социальное течение (как самодеятельное, так и организованное), в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию, распространению, приумножению ценностей физической культуры. (А.А. Исаев)

Остановимся на понятии «физическое  воспитание». Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного  и эффективного использования средств  физической культуры осуществляется именно в процессе физического воспитания. Следовательно, этот процесс выступает  как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение в  улучшение здоровья, повышения уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности, более гармоничном  развитии и т.п..

Нередко физическое воспитание характеризуют в качестве одной  из частей физической культуры. Такая  трактовка соотношений двух понятий  не лишена смысла, но, по мнению многих авторов недостаточна, корректна (Л.П.Матвеев, Б.А.Ашмарин, Ж.К.Холодов, А.А.Исаев). Точнее говоря, физическое воспитание является по отношению к физической культуре не столько частью, сколько одной  из основных форм функционирования в  обществе, а именно педагогически  организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей в рамках системы образования. Физическому  воспитанию присуще все признаки педагогического процесса, а именно: ведущая роль педагога специалиста, организация деятельности воспитателя  и воспитуемых в соответствии с дидактическими и педагогическими  признаками, направленность деятельности на решение задач образования  и воспитания, построение занятий  в соответствии с закономерностями развития человека и т.д. Необходимо усвоить, что физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит процесс, обеспечивающий обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств.

Отсюда, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного человека, включающий в себя обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управлении развитием) физических качеств. (Ж.К.Холодов, 2000).

Либо, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (в широком смысле слова) – это вид воспитательной деятельности, специфической особенностью которой является управление процессом использования средств физической культуры с целью содействия гармоничному развитию человека (В.П.Лукьяненко, 2001).

Наряду с термином «физическое  воспитание» применяют термин «физическая  подготовка». По существу они имеют  аналогичный смысл, но вторым термином пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть  прикладную направленность физического  воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

ФИЗИЧЕСКСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности, уровне развития физических качеств  и уровне сформированности жизненно важных и прикладных умений и навыков.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – неспециализированный процесс физического воспитания, направленный на общие предпосылки успеха в различных видах деятельности.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА– специализированный процесс физического воспитания, направленный на углубленную специализацию в спортивной деятельности или в профессиональной.

ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Смысл физического образования  по мысли П.Ф. Лесгафта состоит в  том, чтобы научиться сознательно  управлять движениями, сравнивать их между собой, «приучиться» с наименьшим трудом, возможно в меньший промежуток времени сознательно производить  наибольшую физическую работу.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни.

Этот процесс характеризуется  следующими показателями:

  1. Показателями, которые характеризуют биологические формы или морфологию человека (размер тела, массы тела, осанка, величина жироотложения).
  2. Показателями функциональных изменений физиологических систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем, органов пищеварения и выделения и др.).
  3. Показателями развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей).

Информация о работе Функции физической культуры